В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Я б в учителя пошел - пусть меня научат!

“Кадровая служба и управление персоналом предприятия“, 2008, N 8

Я Б В УЧИТЕЛЯ ПОШЕЛ - ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ!


Правовая база

В Трудовой кодекс РФ включена специальная гл. 52, посвященная особенностям регулирования труда педагогических работников. Помимо этого специфике трудовых отношений в сфере образования посвящен целый ряд нормативно-правовых актов. Прежде всего это Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (далее - Закон об образовании), а также большое количество нормативных актов федерального и регионального уровней, принятых в развитие положений данного Закона.

Кроме того, для всех типов образовательных учреждений Правительство Российской Федерации разработало и утвердило типовые положения, каждое из которых является обязательным для всех видов учреждений определенного
типа, находящихся как в государственной, так и в муниципальной собственности. Важный момент: для частных образовательных учреждений данные типовые положения выполняют функцию рекомендательных. Вот некоторые из них:

- Постановление от 14.02.2008 N 71 “Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)“;

- Постановление от 19.03.2001 N 196 “Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении“;

- Постановление от 03.03.2001 N 160 “Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)“;

- Постановление от 01.07.1995 N 677 “Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении“.

На уровне муниципальных образований России также приняты и действуют специальные нормативные акты органов местного самоуправления (в том числе акты муниципальных органов управления образованием), регулирующие труд педагогов исходя из специфики развития той или иной муниципальной территории, а также особенностей местной системы образования.

Пример 1. В Приморском крае на протяжении уже более трех лет существует собственный нормативный правовой акт - Закон Приморского края от 29.12.2004 N 202-КЗ “Об образовании в Приморском крае“. А в каждом муниципальном районе и городском округе края - положение об организации предоставления образования (общего, дополнительного и т.д.).

Согласно пп. “в“ п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона об образовании отдельные положения, касающиеся порядка комплектования педагогических работников образовательного учреждения, а также условий оплаты их труда, могут устанавливаться уставом образовательного учреждения, положения которого не должны противоречить действующему законодательству.

Таким образом, руководитель образовательного учреждения должен руководствоваться законодательством всех уровней, отдавая приоритет в спорных вопросах нормативным правовым актам федерального значения.


Трудовой договор

Заключение


В целом порядок заключения трудового договора с педагогом мало чем отличается от общего порядка, предусмотренного гл. 11 ТК
РФ. Однако есть некоторые нюансы, о которых мы и поговорим.

1. Пункт 6 ст. 55 Закона об образовании предписывает, что в трудовом договоре в обязательном порядке должна быть оговорена учебная нагрузка педагогического работника. При этом она не должна превышать предел, установленный соответствующим типовым положением об образовательном учреждении.

2. При установлении количества часов педагогической работы работодателю необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников“ (далее - Постановление N 191). При этом не следует забывать, что по общему правилу продолжительность рабочей недели любого педагогического работника не может превышать 36 часов (ст. 333 ТК РФ) и выходить за это ограничение работодателю категорически запрещается. Однако при установлении учебной нагрузки работодатель при наличии свободных часов должен обеспечить педагогу утвержденную Постановлением N 191 норму часов за ставку заработной платы, поскольку от этого зависит возможность для педагога претендовать на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. И если продолжительность рабочего времени педагога без уважительных причин (ими могут быть сокращенное количество учебных часов по учебному плану, неполная ставка по штатному расписанию, срочный трудовой договор) составит менее утвержденной нормы часов, то этот факт будет рассматриваться как нарушение трудовых прав педагога, а также его прав на социальное обеспечение, гарантированное государством.

Справка. Постановлением N 191 для учителей 5 - 11 (12) классов средних школ норма часов за ставку заработной платы установлена в размере 18 часов в неделю. При этом с 1 сентября 2000 г. указанные учителя имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лишь при условии выполнения нормы
рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, то есть не менее 18 часов в неделю. Если же учителю будет установлена недельная учебная нагрузка менее 18 часов, период его работы после 1 сентября 2000 г. не будет засчитан в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Об этом сказано в п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781), и в пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

3. Статьей 332 ТК РФ установлены особенности заключения трудовых договоров с педагогическими работниками высших учебных заведений. Поэтому когда в качестве работодателя выступает университет, институт или академия, при заключении трудовых договоров следует обращать внимание также на особенности, предусмотренные указанной статьей.

Переписывать Кодекс мы не будем, а лишь отметим один интересный момент. В ст. 332 ТК РФ сказано, что в федеральных государственных высших учебных заведениях должности деканов факультетов замещаются лицами не старше 65 лет. Однако согласно Определению Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 213-О такая норма в силу правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 27.12.1999 N 19-П, утрачивает силу и не может применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующая ст. ст. 19 (ч. 1 и 2) и 37 (ч. 1) Конституции РФ. Следовательно, в настоящее время заключение трудового договора на замещение должности декана факультета федерального государственного высшего учебного заведения разрешается также с лицами старше 65 лет.

4. Согласно ст. 331 ТК
РФ одним из оснований, по которому некоторые лица не допускаются к педагогической деятельности, является наличие заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Отметим, что в настоящее время такого перечня не существует. Поэтому работодателю в данном вопросе надлежит руководствоваться Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 N 377.

5. Поскольку труд педагога предполагает огромную личную ответственность, необходима детальная регламентация его должностных обязанностей. Поэтому, чтобы не “загромождать“ трудовой договор, на наш взгляд, целесообразно будет разработать подробную должностную инструкцию. При этом в трудовой договор включается пункт следующего содержания: “Работнику устанавливаются должностные обязанности согласно должностной инструкции, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора“. После этого трудовой договор без должностной инструкции будет считаться недействительным. При составлении должностной инструкции (либо при установлении должностных обязанностей педагога непосредственно в трудовом договоре) работодателю необходимо руководствоваться Постановлением Минтруда России от 11.11.1992 N 33 “О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации“ <1>, в котором приведены тарифно-квалификационные характеристики по основным должностям педагогических работников образовательных учреждений.

--------------------------------
<1> Постановлением Минтруда России от 17.08.1995 N 46 данный документ признан утратившим силу. Однако само Постановление N 46, согласно Информационному сообщению Министерства юстиции РФ от 29.12.2005, не подлежит применению как противоречащее действующему законодательству РФ.

6. При установлении педагогу режима рабочего времени работодателю следует учитывать положения Приказа Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 N 69 “Об особенностях режима рабочего времени и времени
отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений“ (далее - Приказ N 69). Именно на основании данного Приказа работодатель сможет определить порядок составления штатного расписания (с учетом так называемых окон), а также порядок привлечения педагогического работника к дежурству по учреждению, к участию во внутришкольных мероприятиях и т.д.

Изменение

Порядок изменения трудового договора с педагогическим работником также определяется общими правилами, предусмотренными гл. 12 ТК РФ. Но и здесь существует несколько особенностей.

В первую очередь это касается изменения учебной нагрузки педагога. Количество часов педагогической работы, закрепленное в трудовом договоре, в силу ст. 72 ТК РФ автоматически превращается в одно из условий, определенных сторонами, изменение которых может происходить либо по соглашению между работником и работодателем, либо по правилам ст. 74 ТК РФ.

Однако для педагогов в отдельных случаях законодатель устанавливает дополнительные правила изменения учебной нагрузки, закрепляя их в типовом положении об образовательном учреждении определенного типа и вида.

Фрагмент документа. Абзацы 3, 5 и 6 п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196

Аналогичные нормы, предусматривающие порядок установления и изменения учебной нагрузки педагогических работников, содержатся и в иных, утвержденных Правительством РФ, типовых положениях об образовательных учреждениях. Игнорировать предусмотренный порядок работодателю не следует, поскольку это неминуемо повлечет нарушение трудовых прав педагога, а также снижение уровня его материальной обеспеченности.

Прекращение

Помимо общих оснований прекращения трудового договора, предусмотренных гл. 13 ТК РФ, для педагогов установлены некоторые особенности. Все они связаны с прекращением трудового договора по инициативе работодателя вследствие ненадлежащего исполнения педагогическим работником обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией.

Для начала отметим, что Закон об образовании (ст. 55) допускает проведение
дисциплинарного расследования в отношении педагогического работника, нарушившего нормы профессионального поведения и (или) устава образовательного учреждения. Однако при этом следует соблюдать следующие требования:

- дисциплинарное расследование может быть проведено только по письменной жалобе на педагога. При этом копия жалобы должна быть передана “провинившемуся“ педагогическому работнику;

- ход расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся (воспитанников).

Проведение дисциплинарного расследования в отношении педагогического работника допускается, но не обязательно. Если такие расследования все же имеют место, то уставом или локальным актом образовательного учреждения должен быть детально регламентирован порядок их проведения. Такой документ может составить учредитель или иные уполномоченные им органы.

Пример 2. Управлением образования Администрации Черниговского района Приморского края в 2002 г. было принято Типовое положение о порядке проведения дисциплинарных расследований в отношении педагогических работников и иных работников, исполняющих воспитательные функции. Данное Типовое положение было передано руководителям всех муниципальных образовательных учреждений района, которые утвердили его в качестве локального акта.

В остальном дополнительные основания для прекращения трудового договора с педагогом устанавливаются ТК РФ и Законом об образовании. К данным основаниям относятся:

1) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). К сожалению, действующее законодательство не устанавливает критериев аморальности того или иного проступка, поэтому в данном вопросе работодателю придется оценивать действия педагога самостоятельно.

Судебная практика. В п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации“
(далее - Постановление N 2) сказано, что если аморальный проступок совершен работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей, то такой работник может быть уволен с работы по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ при условии соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий, установленного ст. 193 ТК РФ. Если же аморальный проступок совершен работником вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением им трудовых обязанностей, то трудовой договор также может быть расторгнут с ним по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, но не позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем;

2) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения (п. 1 ст. 336 ТК РФ и пп. 1 п. 4 ст. 56 Закона об образовании).

Для увольнения педагогического работника по данному основанию требуется наличие следующих обязательных условий:

- педагог должен нарушить устав образовательного учреждения (то есть конкретные нормы, закрепленные в данном уставе, а не положения, которые следуют из этих норм, но прямо в уставе не оговорены);

- нарушение устава должно быть грубым. Для этого в самом уставе должен содержаться перечень нарушений, признаваемых грубыми;

- грубое нарушение устава должно произойти не менее двух раз в течение года (то есть неоднократно);

- в неоднократных нарушениях устава (в каждом из них) должна прослеживаться вина педагогического работника;

3) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (п. 2 ст. 336 ТК РФ и пп. 2 п. 4 ст. 56 Закона об образовании).

Трудовое законодательство не дает определения физическому
и психическому насилию. Однако применяя аналогию уголовного законодательства, можно сказать, что под физическим насилием понимается любое физическое причинение вреда обучающемуся (в том числе причинение легкой физической боли без видимых следов). Понятие “психическое насилие“ в данном случае гораздо шире, нежели в уголовном праве. С нашей точки зрения, под ним следует понимать не только непосредственные угрозы в адрес ребенка (угроза ударить, поставить “двойку“, выгнать из школы и т.д.), но и реальные незаконные действия педагога, не направленные непосредственно на обучающегося, но тем не менее приносящие ему нравственные страдания (высмеивание поведения ученика перед всем классом, распространение о нем негативных слухов и т.д.);

4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (п. 4 ст. 336 ТК РФ);

5) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (пп. 3 п. 4 ст. 56 Закона об образовании).

Нахождение работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения лучше всего подтвердить медицинским заключением. Однако, поскольку в большинстве случаев работник отказывается от медицинского обследования, судебная практика допускает подтверждение состояния опьянения свидетельскими показаниями.

Судебная практика. Согласно п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации“ состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом.

Свидетельские показания должны основываться на личных наблюдениях лиц, привлекаемых в качестве свидетелей, а признаки опьянения при этом должны явно проявляться в поведении работника (характерный запах, невнятная речь, шатающаяся походка, невозможность работника сконцентрироваться на чем-либо и т.д.). При
этом показания свидетелей (которых должно быть не меньше двух) оформляются актом, который подписывается руководителем образовательного учреждения (лицом, его заменяющим), а также лицами, привлекаемыми в качестве свидетелей.

Дополнительно отметим, что согласно п. 4 ст. 56 Закона об образовании увольнение педагогов по основаниям, предусмотренным указанными выше п. п. 2, 3 и 5, допускается без согласия профсоюзного органа образовательного учреждения.

Премирование педагогических работников

В настоящее время не существует каких-либо нормативных правовых актов, регулирующих общий порядок установления и выплаты премий педагогическим работникам на государственном (федеральном) уровне. Поэтому каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно устанавливать виды и размеры надбавок, доплат и иных стимулирующих выплат, к числу которых относятся и премии. Такое право закреплено и Законом об образовании (пп. 10 п. 2 ст. 32). Исключение составляют случаи принятия учредителем образовательных учреждений той или иной территории (муниципального образования, субъекта РФ) нормативных правовых актов, содержащих положения о премировании, являющиеся для данных учреждений обязательными.

Пример 3. Решением Думы Шкотовского муниципального района Приморского края было принято Положение от 27.06.2006 N 221 “Об оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного образования Шкотовского муниципального района“, п. 7.2 которого предусматривает установление педагогическим работникам единовременной премии в размере до 25% тарифной ставки.

Кстати, нередки случаи, когда из-за “недогляда“ администрации образовательного учреждения педагоги лишаются дополнительных гарантий и преимуществ, установленных региональным либо местным законодательством.

Пример 4. Положением “Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Арсеньевского городского округа“, утвержденным Решением Думы Арсеньевского городского округа Приморского края от 31.05.2005 N 51, установлены специальные доплаты и надбавки для отдельной категорий педагогических работников, не предусмотренные ни федеральными, ни региональными (Приморскими) законами. Неприменение руководителями каких-либо образовательных учреждений Арсеньевского городского округа данного Положения может повлечь снижение размера денежного содержания тех педагогов, которые относятся к указанной выше категории.

Итак, порядок и условия премирования педагогических работников должны быть отражены в локальном акте образовательного учреждения. При этом положения, касающиеся установления и выплаты премий педагогам, могут содержаться:

- в коллективном договоре или соглашении образовательного учреждения (ст. ст. 41 и 45 ТК РФ);

- в уставе образовательного учреждения (п. 1 ст. 13 Закона об образовании);

- в ином локальном акте образовательного учреждения (пп. 13 п. 2 ст. 32 Закона об образовании). Отметим, что компетенция органов управления образовательного учреждения (в том числе в вопросах разработки и принятия локальных актов) определяется в его уставе. Поэтому, если порядок премирования определяется только отдельным локальным актом образовательного учреждения, устав этого учреждения должен содержать сведения об органе управления, в компетенцию которого входит принятие такого акта (пп. “б“ п. 7 ст. 13 Закона об образовании).

Премии, не установленные ни одним из вышеперечисленных актов, применяться не могут.

При разработке локального акта образовательного учреждения, регулирующего порядок установления и выплаты премий педагогическим работникам (далее - локальный акт), а также при внесении данного порядка в устав коллективный договор или соглашение образовательного учреждения необходимо руководствоваться следующим.

Виды и размеры премий педагогическим работникам устанавливаются в пределах собственных финансовых средств образовательных учреждений и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами.

Справка. Под собственными финансовыми средствами образовательного учреждения понимаются финансовые средства, закрепленные за ним учредителем и иными уполномоченными на финансирование органами (п. 1 ст. 41 и п. 2 ст. 43 Закона об образовании), в том числе средства надтарифного фонда, а также средства, заработанные образовательным учреждением самостоятельно.

Общепринятые принципы премирования предполагают возможность не только установления и выплаты премии, но и возможность лишить работника премии полностью или частично. Поэтому в локальном акте (уставе, коллективном договоре, соглашении) необходимо отразить следующие основные положения:

а) основания для назначения и выплаты премии:

- безупречное соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов образовательного учреждения;

- образцовое исполнение функциональных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, должностной инструкцией, а также инструкциями по охране труда, жизни и здоровья учащихся и работников образовательного учреждения;

- осуществление педагогической деятельности с низким процентом непосещаемости (пропусков) детей;

- новаторство в педагогической деятельности, использование передового педагогического опыта;

- достижение высокого уровня знаний учащихся, подтвержденного результатами проверок, а также высокие показатели педагогической работы;

- личное участие в подготовке образовательного учреждения к новому учебному году;

б) основания для полного или частичного лишения премии, которые лучше всего перечислить в локальном акте. При этом перечень таких оснований должен быть закрытым, чтобы обеспечить объективный подход к решению вопроса о полном или частичном лишении премии.

К таким основаниям могут относиться:

- нарушение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов образовательного учреждения;

- нарушение санитарно-эпидемиологического режима, правил техники безопасности и пожарной безопасности, а также инструкций по охране жизни и здоровья детей и работников образовательного учреждения;

- жалобы родителей и иных лиц на нарушения педагогом норм педагогической этики, правил поведения и работы с детьми, а также на низкое качество обучения, подтвержденные результатами проведенного служебного расследования;

- получение обучающимся (воспитанником), работником или посетителем образовательного учреждения травмы или иного повреждения здоровья по вине педагогического работника;

- нарушения правил ведения документации (классных журналов и т.д.);

в) порядок назначения и лишения (полного или частичного) премии.

Как правило, решения о назначении или лишении премии принимается руководителем образовательного учреждения самостоятельно. Однако во избежание выделения “любимчиков“ в локальном акте можно предусмотреть следующие варианты:

- установление, снижение или лишение премии производится только по результатам совместных консультаций руководителя образовательного учреждения с педагогическим советом (советом трудового коллектива) или иным органом самоуправления образовательного учреждения или по ходатайству данного органа;

- установление, снижение или лишение премии производится в пределах, определенных локальным актом (уставом, коллективным договором, соглашением). Например, за образцовое исполнение должностных обязанностей - премия в размере 10% тарифной ставки; за нарушение правил ведения документации - снижение премии на 5%; за грубое отношение к детям - полное лишение премии и т.д.

Не стоит забывать про единовременные премии, носящие разовый характер и являющиеся показателем заслуг педагогического работника, а также показателем отношения к нему образовательного учреждения.

К числу таких премий, в частности, относятся:

- премии к юбилейным датам и (или) дням рождения педагогических работников;

- премии, выплачиваемые одновременно с внесением педагогического работника в почетную книгу образовательного учреждения;

- премии, выплачиваемые одновременно с вручением педагогическому работнику почетных грамот, знаков отличия, присвоением ему почетных или научных званий и т.д.;

- премии за выполнение общественно значимых дел (выпуск книги, методического пособия; победа в конкурсе, соревновании и т.д.);

- премии за выполнение работы, не входящей в круг основных должностных обязанностей педагогического работника.

Отпуск учителей

Поскольку педагогическая работа требует предельной концентрации способностей человека, ст. 334 ТК РФ дает право педагогическим работникам на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска. Конкретная продолжительность отпуска установлена Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724. Она составляет от 42 до 56 календарных дней в зависимости от категории педагога. Предоставление отпуска меньшей продолжительности даже по желанию самого педагогического работника не допускается. Однако подчеркнем, что на педагогов в полной мере распространяется действие ст. 126 ТК РФ, согласно которой часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Несмотря на то что отпуск педагога удлиненный, он, как и любые другие работники, вправе использовать лишь 28 календарных дней, а оставшуюся часть неиспользованного отпуска получить денежной компенсацией. Но для этого необходимо согласие работодателя.

Сложившаяся традиция предоставлять педагогическим работникам отпуска на время летних каникул есть не что иное, как традиция, поскольку действующее законодательство не содержит никаких ограничений на время года, в которое предоставляется отпуск.

Еще одной особенностью отдыха для педагогических работников является их право на предоставление специального длительного отпуска, предусмотренное ст. 335 ТК РФ и п. 5 ст. 55 Закона об образовании. Этот отпуск (сроком до одного года) предоставляется не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия его предоставления должны быть прописаны в уставе образовательного учреждения.

Справка. Приказом Минобразования России от 07.12.2000 N 3570 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года. Однако этот документ распространяется лишь на образовательные учреждения, учредителем которых является Министерство образования РФ. Остальные образовательные учреждения должны самостоятельно разработать положения о порядке предоставления такого отпуска. При этом можно ориентироваться на указанное выше Положение.

При определении порядка предоставления отпусков не следует забывать и о Приказе N 69. И, конечно же, на педагогов в полной мере распространяется действие трудового законодательства в части предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков. В частности, право на такой отпуск имеют педагогические работники с ненормированным рабочим днем, а также педагоги, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 116 ТК РФ).

Кроме того, наряду с иными категориями работников, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 14 календарных дней предоставляется педагогическим работникам:

- пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“);

- подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“).

Учредитель своим нормативно-правовым актом также вправе установить для работников подведомственных ему образовательных учреждений дополнительные отпуска (как оплачиваемые, так и неоплачиваемые) при условии того, что обязательства по финансированию предоставления данных отпусков будут оплачиваться за счет средств собственника указанных учреждений.

В свою очередь, и само образовательное учреждение вправе своим локальным актом предусмотреть предоставление дополнительных отпусков педагогам. Однако сделать это оно вправе либо с согласия учредителя, который возьмет на себя все расходы, связанные с реализацией данного локального акта, либо при наличии собственных денежных средств.

На период предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков за педагогическим работником сохраняется средний заработок по месту работы. Порядок исчисления среднего заработка предусмотрен ст. 139 ТК РФ и Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 “Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы“.

Пенсионное обеспечение педагогов

Основным нормативным правовым актом в Российской Федерации, регулирующим правоотношения в области пенсионного законодательства, является Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ (далее - Закон).

Согласно Закону лица, работающие на основании трудового договора, за которых работодателем в установленном порядке уплачиваются страховые взносы обязательного пенсионного страхования, к числу которых принадлежат и педагогические работники, имеют право на получение трудовой пенсии по старости.

По общему правилу право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ст. 7 Закона). При этом трудовая пенсия назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

Однако для отдельных категорий работников установлено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. К числу таких работников относятся лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста (пп. 10 п. 1 ст. 28 Закона).

Здесь законодатели не учли тот факт, что большое количество педагогических работников (особенно в период существования советского государства) осуществляли свою деятельность в так называемых ведомственных образовательных учреждениях, не находившихся в государственной или муниципальной собственности. Получается, что они лишены права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью?

Данное недоразумение разрешилось судебной практикой. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П пп. 10 п. 1 ст. 28 Закона признан не соответствующим Конституции РФ в части лишения права на назначение пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, не относящихся к государственным или муниципальным. Такой вывод подкреплен и п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 “О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии“.

Таким образом, на сегодняшний день право на досрочное назначение пенсии имеют педагогические работники образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности.

Дополнительное судебное и нормативное регулирование принципов досрочного назначения пенсии осуществлено:

- Определением Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 N 320-О;

- Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П;

- Разъяснением Минтруда России от 17.10.2003 N 4 (утв. Постановлением Минтруда России от 17.10.2003 N 70);

- Письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.06.2004 N МЗ-637.

В соответствии с указанными актами при определении права на досрочное назначении пенсии по выбору педагогического работника могут применяться два порядка исчисления трудового (педагогического) стажа:

- в порядке, непосредственно вытекающем из норм действующих законов и иных нормативных правовых актов на момент назначения пенсии;

- в порядке, который был предусмотрен законами и иными нормативными правовыми актами на момент выполнения соответствующей работы.

При этом такие порядки могут применяться и комбинированно к разным периодам педагогической деятельности.

Основным нормативно-правовым актом, применяемым при реализации первого порядка, на сегодняшний день является Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, которым утверждены:

- Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ (далее - Список);

- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ (далее - Правила).

Что же касается реализации второго порядка, то здесь основными нормативными правовыми актами являются:

- Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 “Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей“;

- Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 “Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет“.

В целом порядок досрочного назначения пенсии - достаточно сложный и подчас запутанный процесс. Однако попытаемся сформулировать основные принципы назначения пенсии.

1. В стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, с учетом требований Правил.

2. Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы на должности в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). А начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Однако есть исключения. Так, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в п. 1.1 раздела “Наименование учреждений“ Списка, расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

3. В стаж педагогической работы, с учетом ограничений, предусмотренных Правилами, засчитывается:

- работа в должности директора (начальника, заведующего) общеобразовательного учреждения за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Такая работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом образовательном учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год);

- работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы;

- работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) дошкольных образовательных учреждений за период до 1 ноября 1999 г.;

- работа в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы засчитывается в стаж работы за период до 1 января 1992 г.;

- работа в должностях помощника директора по режиму, старшего дежурного по режиму, дежурного по режиму, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, воспитателя-методиста, инструктора слухового кабинета, родителя-воспитателя, а также в должностях, указанных в Списке, в детских домах семейного типа засчитывается в стаж работы за период до 1 ноября 1999 г.;

- работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания;

- работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей;

- работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в Списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет;

- работа, осуществлявшаяся в предусмотренных Списком должностях в учреждениях Российской Федерации за границей, засчитывается в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном Правилами.

Практика применения порядка и условий досрочного назначения пенсии свидетельствует о большом количестве законодательных пробелов и недоработок. В первую очередь это касается Списка, который не всегда предусматривает те наименования должностей или учреждений, которые содержатся в трудовых книжках педагогических работников.

По этой причине в последние годы рядом нормативных правовых актов было установлено тождество “неправильных“ (с точки зрения Списка) наименований должностей и учреждений тем наименованиям, которые предусмотрены Списком. Таким образом, педагогические работники, имеющие трудовой стаж в “неправильных“ учреждениях или на “неправильных“ должностях, по которым установлено тождество с наименованиями учреждений и должностей, предусмотренных Списком, имеют право на досрочное назначение пенсии без какой-либо дискриминации со стороны пенсионных органов.

В настоящее время установлено тождество:

- наименования должности “музыкальный работник“ наименованию должности “музыкальный руководитель“, предусмотренному Списком (Постановление Минтруда России от 23.06.2003 N 39);

- наименования учреждения “экспериментальная детская школа искусств“ наименованию учреждения “детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств“, предусмотренному Списком (Постановление Минтруда России от 25.07.2003 N 57);

- наименований учреждений “школа-лицей“, “школа-гимназия“ наименованиям учреждений “лицей“, “гимназия“, предусмотренным Списком (Приказ Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 N 278);

- наименований должностей “воспитатель школьной группы“, “воспитатель школьного отделения“, “воспитатель дошкольной группы“, “воспитатель дошкольного отделения“, “воспитатель логопедической группы“, “воспитатель речевой группы“, “воспитатель специальной (коррекционной) группы“, “воспитатель коррекционной группы“, “воспитатель группы коррекции“, “воспитатель пришкольного интерната“, “воспитатель группы продленного дня“, “воспитатель интерната (при школе)“, “воспитатель ясельной группы“, “воспитатель садовой группы“, “воспитатель санаторной группы“, “воспитатель интернатной группы“, “воспитатель подготовительной группы“ наименованию должности “воспитатель“, предусмотренному Списком (Приказ Минздравсоцразвития России от 05.07.2005 N 440).

К сожалению, существует еще целый ряд наименований учреждений и должностей, не предусмотренных Списком, по которым тождество не установлено.

Пример 5. В трудовой книжке музыкального работника, который 20 лет руководил оркестром музыкальных инструментов, указали “руководитель кружка“. Поскольку тождественного “правильного“ названия для такой должности не предусмотрено, его трудовой стаж не был засчитан в страховой для досрочного назначения пенсии.

Из смысла Правил следует, что для приобретения права на досрочную пенсию необходимо, чтобы педагогическая работа имела место в образовательных учреждениях, предусмотренных в Списке, и одновременно в указанных этим Списком должностях. В противном случае педагогический работник теряет право на досрочное назначение пенсии. К сожалению, в жизни такие примеры имеют место довольно часто. Однако практика показывает, что суды нередко идут навстречу педагогическим работникам, обязывая пенсионные органы досрочно назначить пенсии.

Судебная практика. В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 указано, что, если гражданин не согласен с отказом пенсионного органа включить определенные периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, судьи должны учитывать конкретные обстоятельства каждого дела. А именно характер и специфику, условия осуществляемой истцом работы, выполняемые им функциональные обязанности по занимаемым должностям и профессиям, нагрузку, а также направление деятельности учреждений, организаций, в которых работал педагог, и т.п.

Конституционный Суд РФ в указанном выше Постановлении от 03.06.2004 N 11-П указал на обязанность судей в ситуации, когда не существует законодательного регулирования порядка реализации пенсионных прав, руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации для недопущения неравенства прав граждан, относящихся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, на пенсионное обеспечение.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодателей в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.

П.В.Гулидов
Юрист частной практики,

основатель “Юридического кабинета
Павла Гулидова“

Подписано в печать
29.07.2008