В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

“1С: Бухгалтерия для бюджетных учреждений“ в вопросах и ответах

“1С: Бухгалтерия для бюджетных учреждений“ в вопросах и ответах

См. Консультации для пользователей систем автоматизации бухучета “1С“

В 2005 г. кардинально изменено законодательство по бюджетному учету. С 1 января вступили в действие новая бюджетная классификация, новый План счетов бюджетного учета и Инструкция по бюджетному учету. Внесены изменения и в другие нормативные акты, которыми должен руководствоваться бухгалтер бюджетного учреждения. Все эти изменения нашли отражение в новом программном продукте фирмы “1С“ “1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений“. Данный продукт представляет собой программу “1С: Бухгалтерия ПРОФ 7.7“ и типовую конфигурацию “Бухгалтерия для бюджетных учреждений, редакция 5“ (см. БиНО N 23, 2004).

Вопрос. В новой редакции 5 бюджетной конфигурации запутались в понятиях “учреждение“, “организация“, “подразделение“. Просим объяснить, что обозначают эти термины. Для примера: в одной базе данных ведется бухгалтерия по двум организациям, которые являются юридическими лицами. Каждая из этих организаций состоит из нескольких учреждений, которые не являются самостоятельными юридическими лицами. Как правильно эту структуру реализовать в “Бухгалтерии для бюджетных учреждений“?

Ответ. Наряду с реализацией изменений законодательства в “Бухгалтерии для бюджетных учреждений, редакция 5“ появились новые функции и возможности. Учитывая потребность финансовых органов в централизации учета, в конфигурации реализована возможность ведения бухгалтерского учета как одного бюджетного учреждения, так и группы бюджетных учреждений (структурных подразделений учреждения) в одной информационной базе с получением как общих, так и раздельных (по учреждениям, структурным подразделениям) главных книг и балансов.

В связи с этим в конфигурации “Бухгалтерия для бюджетных учреждений, редакция 5“ используются следующие понятия:

Учреждение - организация, выделенная на самостоятельный баланс, по которой ведется учет в информационной базе программы. То есть, если обособленное подразделение выделено на самостоятельный баланс, обязано вести бухгалтерский учет, сдавать бухгалтерскую (налоговую) отчетность от своего имени, то информацию о таком структурном подразделении следует ввести в справочник “Учреждения“.

Организация - любое юридическое лицо. В справочник “Организации“ следует вносить информацию обо всех юридических лицах - учреждениях, за которые в информационной базе программы ведется учет, а также о других учреждениях и организациях - контрагентах, с которыми первые осуществляют расчеты.

Подразделение - структурное подразделение учреждения, не выделенное на самостоятельный баланс. Подразделение всегда является структурной частью какого-либо учреждения. В редакции 5 бюджетной конфигурации субконто “Подразделения“ используется аналогично субконто “Подразделения“ редакции 4. В справочник “Подразделения“ следует вводить информацию обо всех подразделениях, в которых хранятся (за которыми закреплены) нефинансовые активы учреждения (учреждений) - основные средства, нематериальные и непроизводственные активы, материальные запасы. Также в справочник “Подразделения“ можно вводить информацию о факультетах учебного заведения для ведения учета студентов (учащихся) по факультетам. Если необходимо организовать учет по подразделениям и по другим счетам, к необходимым счетам можно открыть субсчета по подразделениям или прикрепить дополнительный разрез аналитического учета - субконто “Подразделения“ типа справочник “Подразделения“.

Централизация учета. Учет всех операций ведется в разрезе учреждений. Каждая операция вводится и проводится от имени конкретного учреждения.

В программе ведется список учреждений (справочник “Учреждения“). Если в Программе учет ведется по нескольким учреждениям (структурным подразделениям), учреждение, выполняющее функции централизованной бухгалтерии, вводит в справочник сведения как о своем учреждении, так и о сети обслуживаемых учреждений. Если в программе учет ведется по одному учреждению, учреждение-получатель, вводит в справочник “Учреждения“ сведения только о своем учреждении (рис. 1).

Для каждого учреждения в программе хранится:

информация о юридическом лице;

информация о бюджетополучателе;

коды бюджетной классификации, используемые учреждением, основной код функциональной классификации расходов (ФКР) бюджетного финансирования, подставляемый по умолчанию;

информация о лицевых счетах, открытых в органах казначейства или кредитных организациях; основной лицевой счет, подставляемый по умолчанию;

информация, необходимая для налоговых и статистических органов;

перечень ответственных лиц, уполномоченных подписывать регистры учета и регламентированную отчетность;

элементы учетной политики.

Кроме того, для каждого учреждения ведутся перечень подразделений учреждения, в разрезе которых следует вести учет нефинансовых активов (справочник “Подразделения“); список работников учреждения; перечень договоров, заключаемых учреждением, перечень уплачиваемых налогов и других обязательных платежей в бюджет, и др. Эта информация хранится в подчиненных справочниках, доступ к которым осуществляется с помощью кнопки “Дополнительно“.

По каждому учреждению ведется своя нумерация документов с использованием префикса (рис. 2). Префикс номеров документов - строка, состоящая из двух символов, которые будут включаться в номера документов. Буквы (русские + латинские, большие и маленькие) обеспечивают около 14 000 вариантов.

“Рис. 1“

“Рис. 2“

“Рис. 3“

Использование символов, а не цифр позволяет нумеровать документы в печатных формах обычным образом - без префиксов (рис. 3).

Если учет ведется за несколько учреждений (централизованная бухгалтерия), то можно формировать кассовую книгу отдельно по каждому учреждению, и нумерация ордеров будет своя в каждом учреждении (рис. 3). Также можно формировать одну общую кассовую книгу и вести сквозную нумерацию кассовых ордеров по всем учреждениям.

Порядок формирования кассовой книги и ведения нумерации кассовых ордеров задается в константе “Одна кассовая книга“.

Внимание! Значение этой константы устанавливается один раз в начале ведения учета и затем не должно изменяться.

В программе предусмотрено формирование всех отчетов как по всем учреждениям (структурным подразделениям, выделенным на самостоятельный баланс) в целом, так и по конкретному учреждению.

Для формирования учета по всем учреждениям следует включить флажок “По всем“ (рис. 4).

Для формирования отчета по учреждению следует выбрать конкретное учреждение (рис. 5).

В программе можно установить “Учреждение по умолчанию“ (константа “Учреждение по умолчанию“). Значение, заданное в константе “Учреждение по умолчанию“, будет подставляться в реквизит “Учреждение“ во всех документах, операциях и отчетах. При необходимости можно выбрать другое значение.

Если программа используется только в одном учреждении, в константе “Учреждение по умолчанию“ указывается свое учреждение. Если учет ведется для нескольких бюджетных учреждений (структурных подразделений), в этой константе

“Рис. 4“

“Рис. 5“

указывается централизованная бухгалтерия (если учет для ЦБ как бюджетополучателя также ведется в единой информационной базе), основное учреждение (с наибольшим количеством операций) или основное структурное подразделение.

Вопрос. Объясните, пожалуйста, что подразумевается под значением “срок полезного использования“ на закладке “Амортизация“ справочника “Основные средства“.

Ответ. В соответствии с ПБУ 6/01 (приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств“ ПБУ 6/01“ сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации.

Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Инструкция по бюджетному учету от 26.08.2004 N 70н (далее - Инструкция) определения срока полезного использования не содержит.

В соответствии с п. 40 Инструкции “срок полезного использования объектов основных средств определяется при принятии объектов к бухгалтерскому учету в соответствии с классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, установленной Правительством РФ. Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается учреждением в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей. В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации учреждением пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

Срок полезного использования объектов нематериальных активов определяется учреждением исходя из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ, ожидаемого срока использования этого объекта. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на двадцать лет, но не более срока деятельности учреждения“.

Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 утверждена Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. Для распространения его на бюджетные учреждения должен выйти соответствующий нормативный акт. Такой документ готовится. Вероятно, в нем будет дано определение срока полезного использования основных средств. Предполагается, что бюджетным учреждениям надо будет применять максимальные сроки, указанные в амортизационных группах.

Вопрос. Почему справочник, используемый для хранения сведений о поступивших основных средствах и нематериальных активах, называется “Внеоборотные активы“, а не “Нефинансовые активы“?

Ответ. В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету в состав нефинансовых активов помимо основных средств, непроизведенных активов, нематериальных активов, амортизации, входят также материальные запасы и материальные запасы в пути.

Справочник “Внеоборотные активы“ предназначен для ведения аналитического учета по счетам:

106.01 “Капитальные вложения в основные средства“;

106.02 “Капитальные вложения в нематериальные активы“;

106.03 “Капитальные вложения в непроизведенные активы“.

План счетов бюджетного учета в части порядка учета капитальных вложений в основные средства, нематериальные активы и непроизведенные активы приближен к хозрасчетному плану счетов (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). В соответствии с упомянутым планом счетов основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы являются внеоборотными активами организации. Поэтому справочник называется “Внеоборотные активы“.

Аналитический учет по счету 010604000 “Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)“ ведется с использованием справочника “Номенклатура“, предназначенного для хранения сведений о номенклатуре готовой продукции, которая является оборотным активом учреждения.

Вопрос. Почему счет 304.04 не выбирается в документе “Поступление на л/с“ в качестве дебетуемого счета (предлагается к выбору только 304.05)? Хотя в приказе Минфина от 26.08.2005 N 70н об использовании этого счета говорится в пп. 199-200. В Приложении N 1 “Корреспонденция счетов бюджетного учета“ к вышеупомянутому приказу приведен пример проводки (проводка N 60), свидетельствующий о необходимости выбора в качестве дебета счета 304.04.

Ответ. Почитайте внимательнее Инструкцию. Проводкой Д-т 304.04, К-т 201.01 (201.07, 304.05) распорядитель (главный распорядитель) регистрирует списание средств со своего лицевого счета (открытого в банке или в отделении казначейства), в адрес бюджетополучатей. Эта операция в программе “1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений“ отражается документом “Списание с лицевого счета“.

Вопрос. Как в программе “Бухгалтерия для бюджетных учреждений, редакция 5“ отобразить операцию “Получено финансирование на лицевой счет в казначействе“?

Бюджетные средства расходуются с кредита счета 1304.05.610. Как бюджетные средства попадают в дебет счета 1304.05.510?

Ответ. Инструкция по бюджетному учету не предполагает бухгалтерского учета полученных объемов финансирования у бюджетополучателя, проводящего расчеты через органы казначейства. Счет 130405000 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов“ можно условно считать аналогом кредита счетов 091 “Средства федерального бюджета на расходы учреждения“, 101 “Средства на расходы учреждения“ (Инструкция от 31.12.1999 г. N 107н).

Согласно новой Инструкции по дебету счета 1304.05 отражается только восстановление кассовых расходов и списание в конце отчетного года произведенных платежей (по кредиту счета 040103000).

Объемы финансирования отражаются только, если бюджетополучателю открыт бюджетный счет в отделении банка. В этом случае используется счет бухгалтерского учета 020101000 “Денежные средства учреждения на банковских счетах“.

Вопрос. Счет 304.05-пассивный. В документе “Приходный кассовый ордер“ в случае бюджетного лицевого счета в казначействе предлагается единственный счет из плана счетов - 304.05. И формируется проводка по дебету этого счета. В итоге на этом счете сальдо выходит красным. Правильно ли это?

Ответ. См. примеры хозяйственных операций, опубликованные на сайте Минфина, и Инструкцию по бюджетному учету. Поступление на бюджетный лицевой счет в казначействе может быть только при восстановлении кассовых расходов, т.е. сначала должна быть операция по кредиту счета 304.05.

К.В. Сергеева,

руководитель отдела разработки программ бюджетного учета,

лауреат премии Правительства РФ
Фирма “1С“


“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, N 7, апрель 2005 г.