В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Кто поможет взять кредит?

“Кадровая служба и управление персоналом предприятия“, 2008, N 2


КТО ПОМОЖЕТ ВЗЯТЬ КРЕДИТ?


Кредитные отношения пусть медленно, но верно получают распространение в финансовой жизни наших соотечественников. Как следствие - банковские учреждения все острее ощущают недостаток специалистов соответствующего профиля. Поскольку для работы в данной сфере необходим целый спектр знаний и навыков, то для компаний подбор кадров зачастую становится непростым испытанием: им приходится использовать всю широту имеющихся рекрутинговых методов. Как это ни печально, но взять “в кредит“ таких сотрудников российским банкам не удастся. Поэтому, наряду с поиском готовых специалистов, работодатели вынуждены самостоятельно обучать “банковские“ кадры.

Персональное решение кредитного вопроса

По данным “ЮНИТИ Финанс“ (Департамента подбора
персонала для финансовой сферы кадрового центра “ЮНИТИ“), в настоящее время особенно сильно востребованы специалисты по кредитованию. При этом устойчивый спрос наблюдается практически в любой сфере российского рынка: начиная от выдачи кредитов на потребительские нужды (самые распространенные - покупка бытовой техники и мебели) и заканчивая автокредитами и ипотекой.

Начальное звено любой кредитной компании - кредитный эксперт, или инспектор.

С учетом того, что кредитный эксперт - начальная позиция в данной сфере, на нее обычно приглашают молодых людей в возрасте до 30 лет. При этом многие кредитные учреждения готовы рассмотреть и выпускников профильных вузов. Например, банк “Русский Стандарт“ принимает сотрудников на должности начального уровня прямо со студенческой скамьи.

Молодые специалисты востребованы еще и потому, что практически каждая современная кредитная организация имеет собственные методики выдачи кредитов. Считается, что “бывшие студенты“ легче обучаются и быстрее овладевают необходимыми навыками.

Мнение. Юлия Винча, управляющий партнер Департамента “ЮНИТИ Финанс“:

К кредитным экспертам, помимо профессиональных требований как знание кредитного портфеля и документов, регламентирующих деятельность подразделения (кредитный back-office) в процессе предоставления продуктов), выдвигаются и многочисленные требования личного характера словно, специалисты должны быть пунктуальны и внимательны, а также коммуникабельны. Кроме того, такой сотрудник должен уметь принимать решения и нести за них ответственность. Важны и такие требования, как обладание мышлением и грамотной речью, умение строить разговор и “подстраиваться“ под клиента.

Чтобы молодые специалисты могли сразу войти в курс дела, для них часто организуют специальные подготовительные курсы, которые обычно длятся около двух недель. Необходимо помнить, что кредитные эксперты работают не только с финансами, но и в первую очередь с людьми. Поэтому существуют некоторые особенности подготовки таких кадров, ведь постоянное
общение с клиентами требует эмоционального напряжения.

Мнение. Алла Злобина, менеджер по персоналу компании “Кредитный остров“:

Мы считаем, что дополнительное психологическое обучение необходимо для сотрудников кредитной сферы. В “Кредитном острове“ оно организуется для менеджеров со стажем работы свыше 15 месяцев. В этот период опасность эмоционального “выгорания“, когда человек устает и начинает работать чисто механически, как робот. Задача в том, чтобы привить ученикам “эмоциональное мышление“, что поможет избежать чисто формального исполнения своих обязанностей.

Уже примерно через год после начала работы сотрудник, который успешно справляется со своими обязанностями, может рассчитывать на дальнейшее карьерное продвижение. Следующей его “ступенькой“ станет должность старшего, ведущего или главного специалиста.

Ипотечный подход специалиста

Отдельным сложным видом кредитования, который все активнее развивается в стране, является ипотека. По наблюдениям специалистов “ЮНИТИ Финанс“, за последние полгода-год наибольший спрос пришелся именно на ипотечных брокеров.

Мнение. Юлия Винча, управляющий партнер Департамента “ЮНИТИ Финанс“:

В целом не приходится говорить о каких-то особенных требованиях к личности этого специалиста по сравнению с кредитным экспертом. Разница между ними - прежде всего в сфере выполняемых обязанностей. В стандартный пакет услуг ипотечного брокера входит оперативный подбор выгодной клиенту ипотечной программы, помощь в правильном оформлении необходимого набора документов для предоставления в банк, а также формирование у банка положительного портрета заемщика.

Необходимость в посреднике (каковым, по сути, является ипотечный брокер) продиктована реалиями сегодняшнего кредитного рынка. В настоящее время на нем работают десятки банков и иных организаций, а суммарное количество ипотечных программ измеряется сотнями. Поэтому особенно востребованными становятся услуги грамотного специалиста, владеющего всем массивом информации, который за короткий срок сможет подобрать оптимальный вариант кредитования.

Независимо от программы кредитования ипотека всегда является сложной
финансовой операцией, требующей от сотрудника глубоких знаний. Следовательно, если для обучения кредитного эксперта может хватить и двух недель, то в случае с ипотечным брокером этих сроков явно недостаточно. В настоящее время наиболее перспективным путем повышения квалификации данных специалистов является их обучение в рамках ассоциаций, в которые объединяются некоторые заинтересованные операторы рынка.

Пример. Например, Ассоциация риелторов Санкт-Петербурга совместно с Ассоциацией банков разработала программу обучения ипотечных брокеров. Ее выпускники уже трудятся на рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Наиболее же масштабным проектом в этой сфере можно назвать создание Национальной лиги сертифицированных ипотечных брокеров “ПростоИпотека“. Обучение специалистов ипотечного рынка является главной целью организации. Ассоциацией создан курс из трех ступеней подготовки брокеров. По окончании обучения на каждой ступени специалисты проходят тестирование, по итогам которого им вручается сертификат профессионального соответствия: СИБ-1, СИБ-2 или СИБ-3. Получение сертификата первой квалификационной ступени СИБ-1 свидетельствует о наличии у брокера достаточного объема профессиональных знаний и умений для обслуживания “стандартного“ ипотечного заемщика. Сертификат формата СИБ-2 означает готовность брокера к работе со сложными клиентами. Наконец, после успешного прохождения третьей ступени обучения СИБ-3 ипотечный брокер и его компания приобретают право предлагать своим клиентам специальные кредитные продукты банков-партнеров, которые можно получить только с помощью “сертифицированного“ брокера.

Рисковая оценка клиента

Выдача кредита - это всегда риск. В этой связи на первый план выходит необходимость оценить все последствия сделки. Стремление предотвратить рост процента невозврата кредитов требует более тщательного и детального изучения истории заемщика. Этой работой занимаются специалисты по кредитным рискам.

Согласно современной тенденции для осуществления обозначенных функций, за которые ранее отвечали один-два специалиста, на сегодняшний момент в рамках кредитных организаций создаются целые
отделы и департаменты.

С необходимостью введения в штат большего числа специалистов по кредитным рискам сталкиваются банки, работающие с юридическими лицами. В этом случае размеры заемных средств гораздо более внушительны, а следовательно, значительнее ущерб от невозврата. Чтобы предотвратить его, сотрудник должен досконально изучить финансовое состояние потенциального клиента, подготовить предложения по минимизации рисков и выдать заключение кредитному комитету банка. В связи с этим нередко на должность эксперта по кредитным рискам приглашаются другие специалисты финансового профиля, проходящие внутрифирменное обучение основам профессии.

Мнение. Юлия Винча, управляющий партнер Департамента “ЮНИТИ Финанс“:

Основными требованиями к специалисту по кредитным рискам являются опыт работы в банковской и кредитной сфере от 2 лет, знание нормативных документов ЦБ РФ и бухгалтерского учета предприятий, а также умение проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности компаний. Из личных требований необходимо отметить аналитический склад ума, системность мышления, организованность.

Профессиональный сбор средств

Работа специалиста по кредитным рискам направлена на то, чтобы все выданные кредиты вовремя погашались. Однако на практике так бывает отнюдь не всегда, и невозврат кредитов - довольно распространенная ситуация. Бороться с этим явлением призваны представители еще одной новой специальности - коллекторы (сборщики просроченной задолженности, от англ. collection - “сбор“).

Мнение. Юлия Винча, управляющий партнер Департамента “ЮНИТИ Финанс“:

Ранее на эти должности часто привлекались бывшие сотрудники ведомств, военные в запасе. Ставка делалась на довольно агрессивную процедуру взимания долга. Сегодня все меняется. Коллектор - это специалист, который не просто взыскивает долг. В новых условиях его главная обязанность - предложить человеку различные экономические пути решения проблемы, стать для людей неким финансовым консультантом.

Таких специалистов на рынке очень мало. Как свидетельствует практика кадровых агентств, не редкость, когда
на эту должность привлекаются даже иностранцы.

Специфика деятельности коллектора обусловливает и некоторые особые требования к специальности. Например, в этой сфере обычно работают мужчины, ведь далеко не каждая женщина справится со стрессами, присущими профессии. Наряду с выдержкой коллектор должен иметь широкую гамму знаний в таких сферах, как экономика и юриспруденция. Важным в работе является умение разбираться в человеческой психологии.

Растущая популярность коллекторских услуг привела к появлению противоположной специальности - антиколлектор. Задача этих специалистов - помочь должнику всеми законными способами. У компаний, предоставляющих подобные услуги, есть наработки, как вести себя заемщику или поручителю в сложной ситуации. Кроме того, такие специалисты могут подсказать, какие действия надо предпринять, чтобы причина отсрочки платежа выглядела серьезной и основательной. Большинство современных россиян, подписываясь под договором, слабо ориентируется во всех нюансах законодательства. Например, далеко не каждый знает, что ст. 333 ГК РФ не позволяет начислять чрезмерно большие проценты за задержку по выплате кредита. Доскональное знание действующих законов помогает подсказать должнику законные способы по уменьшению “долгового бремени“.

Несмотря на то что коллектор и антиколлектор находятся по разные стороны кредитных взаимоотношений и имеют противоположные задачи, требования к их знаниям схожие. Безусловно, антиколлектор также должен отлично разбираться в финансах предприятия, особенностях кредитных отношений и в законодательстве, и к тому же иметь опыт работы по разрешению финансовых споров.


* * *


Нетрудно заметить, что большинство специализаций, существующих в кредитной сфере, для России можно считать новыми. И во многих случаях их нехватка обоснована недостаточным количеством вузов, занимающихся подготовкой данных сотрудников. При этом современный кредитный рынок в нашей стране - один из наиболее динамичных. Он растет как в
количественном, так и в качественном отношении, поэтому потребность в квалифицированных специалистах будет увеличиваться. Безусловно, справиться с решением кадровой проблемы силами только отдельных компаний и ассоциаций невозможно. Свою роль должно сыграть и государство, которое особенно заинтересовано в развитии данного вида финансовых отношений.

Т.В.Баева
Специалист
кадрового центра “Юнити“

Подписано в печать
30.01.2008