В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Управление знаниями с помощью сети Интернет

“Кадровая служба и управление персоналом предприятия“, 2009, N 12


УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ С ПОМОЩЬЮ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


Управление знаниями - комплекс технологий, которые способны вывести предприятие на принципиально новый уровень развития. Это становится особенно актуальным в условиях кризиса, который обнажил наиболее уязвимые места компании. Настало время понять, кто из сотрудников наиболее перспективен и способен поднять компанию на новые рыночные высоты.

Согласно определению, данному доктором Мелиссой Румизен, известным стратегом знаний компании, управление знаниями (от англ. knowledge management, далее - УЗ) - это процесс создания, сохранения, приобретения, распределения и применения знаний на практике. Необходимо понимать, какие бывают виды знаний, точнее, какими могут быть шаблоны для их
представления, реализовывать их с помощью специальных инструментов и людей, а также формировать в компании атмосферу, способствующую созданию знаний.

Стоит обратить внимание на значение слова “знание“, ведь именно оно является ключевым в понимании сути УЗ. “Знание - это информация в контексте, способная произвести побуждающее к действию понимание“.

Компания использует не весь потенциал

По словам Джима Боткина и Чака Сили, экспертов в области управления знаниями журнала Knowledge Management Review, любая организация использует только 20 процентов всех знаний, которыми обладают ее сотрудники. Задача технологии УЗ на первом этапе заключается в повышении эффективности работы компании с помощью управления этими 20% знаний, а на втором - в получении доступа к оставшимся 80%. Сомневаюсь, что такой большой процент недополученных компанией знаний возникает только из-за нежелания сотрудников ими делиться. Серьезной проблемой всегда было и остается неумение людей переводить свои неявные знания (опыт и т.д.) в описанные явные знания, доступ к которым позволил бы в кратчайшие сроки решать возникающие трудности.

Суть проблемы
Основная проблема состоит в том, что многие руководители заблуждаются, полагая, что, внедрив базы данных, хранилища документов, электронный документооборот, отчеты о продажах и т.д., они осуществляют Управление знаниями. Это лишь работа с информацией (которая, конечно, тоже необходима), но она не отражает опыт сотрудников, не поможет решить срочную проблему. Эта информация по большому счету статична. Знание же динамично.

Выход есть
Существует множество подходов к организации УЗ в компании. Наиболее распространенный - пригласить дорогого специалиста, чтобы он разработал технологию под конкретные нужды компании. Но не спешите: среди сотрудников компании можно найти человека, который способен взять эту функцию на себя, так как он лучше разбирается в делах
фирмы.

Кроме того, необходимо IT-решение, которое позволит:

а) получить информацию о каждом сотруднике и знаниях, которыми он поделился на благо компании;

б) отбирать лучших специалистов компании из разных областей с целью привлечения в самые перспективные проекты;

в) объединить как отдельных сотрудников, так и целые группы, включая и те, что работают в отдаленных регионах, для выполнения определенных задач;

г) ускорить процесс принятия решений в компании;

д) сократить время разработки новой продукции.

Мотивация сотрудников
Наивно полагать, что сотрудники будут делиться своими знаниями просто так. Должна быть продуманная система мотивации. Существуют два вида мотивации: материальная и нематериальная.

С материальной все достаточно просто: вы ставите условия, за исполнение которых сотрудник получает бонус, и ничего плохого в этом нет.

Нематериальная мотивация зависит уже непосредственно от конкретного человека. К ней можно отнести признание экспертного мнения и авторитета, уважение коллег и т.д. Надо сказать, порой эти моменты являются движущей силой в развитии интеллектуального капитала компании. В совокупности с материальной составляющей будет достигнут максимальный эффект.

Управление знаниями

Последние несколько лет зарубежные эксперты активно используют в своих публикациях такие термины, как Web 2.0 и Enterprise 2.0. Web 2.0 - это цифровые платформы нового поколения для создания, передачи и детализации информации. В качестве примера можно привести всем известные сервисы онлайн-дневников или блогов (livejournal.com, twitter.com и т.д.), wiki (порталы, контент которых формируют посетители (Wikipedia.org), социальные сети (facebook.com, linked in, upself.ru). Enterprise 2.0 использует принципы Web 2.0 для того, чтобы визуализировать результаты интеллектуальной деятельности сотрудников конкретной компании.

В рамках УЗ можно выделить характерные особенности этих двух направлений и сформулировать следующие определения:

Web 2.0 - открытая социальная сеть в среде Интернет. Главное в этом принципе - взаимодействие
людей посредством системы профайлов.

Enterprise 2.0 - закрытый интранет с использованием принципов Web 2.0 совместно с бизнес-сервисами. Сложно сказать, какой принцип лучше, ведь каждый имеет свое конкретное назначение. Однако и Web 2.0, и Enterprise 2.0 могут быть успешно реализованы в рамках одной IT-платформы.

Знакомьтесь: социальная сеть UpSelf.ru

Использование принципов социальной сети в конкретной компании имеет одно важное преимущество - легкость освоения сотрудниками. Платформа универсальна и может подстраиваться под потребности конкретной компании. Приведем краткое описание возможностей системы.

1. Классические сетевые сервисы
К ним относятся: профайл пользователя, сообщения, сообщества, в которых состоит пользователь, а также его личные контакты. Помимо этого можно найти других пользователей (сервис “Люди“), а также профессиональные сообщества (сервис “Сообщества“). С помощью сервиса “Обновления“ вы всегда будете осведомлены об изменениях в UpSelf (добавление новых комментариев, обсуждений в сообществах, статьях и т.д.).

2. Сервисы отражения личного интеллектуального капитала
Вы можете воспользоваться такими неотъемлемыми элементами личного интеллектуального капитала, как актив знаний, запас знаний и социальный капитал. Под активом знаний понимается ваш успешный практический опыт, который может выражаться в виде лучшей практики, статьи или проекта. Запас знаний требует непрерывного образования и повышения квалификации, что и отражается в соответствующей опции (“Образование“). Что касается социального капитала, то, по сути, это ваши личные связи, которые требуют постоянного расширения (“Контакты“). “Профайл сотрудника“ - отображает опыт, специальность, достижения, уровень активного участия в обсуждении проектов, а также вклад знаний сотрудника на благо компании.

3. Сервис “Профессиональная онлайн визитка“
Где бы вы ни находились, ваши знания и профессиональное резюме можно всегда найти в открытом доступе по адресу вида name.upself.ru, где name - это ваше имя. Напишите этот адрес на
обычной визитке - и ваши партнеры, коллеги или друзья всегда смогут получить доступ к вашему резюме, а также к статьям, проектам, практикам и другим знаниям. Данный сервис является удобным инструментом для взаимодействия с клиентами. Сервисы “статьи, проекты“ при работе в нем отключаются, так как знания компании конфиденциальны. С помощью сервиса “задать вопрос“ клиент всегда сможет проконсультироваться с конкретным специалистом в режиме “онлайн“.

4. Сервис создания интеллектуальных активов
Независимо от местонахождения на UpSelf вы всегда сможете создать статью, практику, блог, проект, вопрос. Сделать это можно с помощью кнопки “Создать“, которая располагается в правом верхнем углу экрана. Пользователь получает готовый шаблон, с помощью которого без труда сможет описать свой проект. Любой сотрудник может без труда описать проект и представить на рассмотрение. Можно подключить сервис “отчеты“, который позволит руководителям контролировать действия своих подчиненных.

5. Сервис рейтингования интеллектуальных активов
Встроенный механизм рейтингования способен косвенно оценить профессиональный потенциал опубликованных вами знаний. Данный механизм выводит на первые места в рейтинге наиболее популярные знания, сообщества и персоны.

Каждый вид знаний может быть оценен по пятибалльной шкале. Соответственно, чем свободнее вы делитесь с другими качественными статьями, практиками и проектами, тем популярнее вы становитесь, т.к. рейтинг знаний связан непосредственно с вашим личным рейтингом.

6. Сервис работы с интеллектуальными активами других пользователей
“Пульс знаний“ позволяет вам оценить возможности технологий УЗ. Согласно определению УЗ представляет собой определение, поиск, создание и сохранение знаний. Посредством фильтров (по видам знаний, категориям) и поисковой системы вы без труда можете находить только те знания, которые необходимы. Также вы можете сохранять понравившиеся вам знания других пользователей в закладки.

7. Сервис “Профессиональные сообщества“
Данный сервис является воплощением
технологии “Сообщество практики“. Главной особенностью является встроенный “мини-пульс“ знаний, который позволит находить знания в рамках конкретного профессионального сообщества, а также эффективно вести и отслеживать дискуссии на актуальные для данного сообщества темы, размещать фото- и видеоматериалы. Можно встроить сервис “мозговой штурм“ и “снимки проекта“.

8. Сервис “Взаимопомощь“
Данный сервис позволяет задать вопрос и получить ответы от профессионалов любой интересующей вас области. Представляет собой технологию “Коллегиальная взаимопомощь“.

А.Ермолин
Член совета директоров
интернет-компании UpSelf
(ООО “Апселф“)

Подписано в печать
25.11.2009