В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Международные нормативные акты в области трудовых отношений


“Кадровая служба и управление персоналом предприятия“, 2009, N 7


МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Международные договоры Российской Федерации, образуя правовую основу межгосударственных отношений, являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества. Как часть мирового сообщества, Россия не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права. Международные правовые акты, признанные нашим государством, приобретают обязательную юридическую силу, находят свое отражение во внутригосударственной правоприменительной практике, становятся частью национального законодательства.

Трудовой кодекс Российской Федерации, вторя положению п. 4 ст. 15 Конституции РФ, отдает приоритет актам международного права, в частности международным договорам Российской Федерации, над любыми российскими нормативно-правовыми актами.

Фрагмент документа. Статья 10 Трудового
кодекса Российской Федерации


Таким образом, роль международных нормативных актов в области трудовых отношений в нашей стране трудно переоценить: ведь нередко именно ими, а не российским законодательством о труде в первую очередь руководствуется суд, вынося решение по тому или иному трудовому спору.

Из содержания Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 63 “О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации“ следует: если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ТК РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ).

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия Пленумом Верховного Суда РФ было принято Постановление от 10.10.2003 N 5 “О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации“.

Международным договорам РФ также посвящен специальный нормативно-правовой акт - Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации“. Согласно преамбуле к данному Закону международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Знание международных документов в сфере трудовых отношений может сослужить хорошую службу как работодателю, стремящемуся защитить свои интересы, так и работнику, желающему
отстоять свое право на труд, в том числе в судебном порядке. Однако для этого необходимы хотя бы минимальные представления о международных соглашениях, кроме того, нужно учесть, что применению в Российской Федерации подлежат лишь те из них, которые были приняты нашей страной путем ратификации, утверждения, принятия или присоединения (далее - ратификация).


Фрагмент документа. Подпункт “б“ ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации“


Международные договоры могут иметь различные названия и форму: соглашение, протокол, договор, декларация, трактат, конвенция, рекомендация, коммюнике, пакт, хартия и иные виды договоров, предусмотренные международным правом. При этом различные названия и форма не влияют на юридическую силу международного договора как такового. Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации четкая структура видов международных договоров отсутствует. Из действующих на сегодняшний день в России международных нормативных актов в области трудовых отношений можно выделить две основные группы:

1. Документы Организации Объединенных Наций (ООН), наиболее значимыми из которых для Российской Федерации являются:

- Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948);

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16.12.1966);

- Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16.12.1966);

- Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989).

2. Документы Международной организации труда (МОТ), среди которых наибольшее значение для России имеют:

- Филадельфийская декларация (Филадельфия, 10.05.1944);

- Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда (Женева, 18.06.1998);

- Конвенции МОТ, ратифицированные СССР и Российской Федерацией.

Часть указанных международных документов ратифицирована нашим государством еще в период существования СССР. Однако это нисколько не умаляет их значения в правоприменительной практике, поскольку
современная Россия официально признала все международные акты, ратифицированные СССР, и взяла на себя все обязательства по ним, ранее предусмотренные для советского государства.

Фрагмент документа. Письмо МИД России от 13.01.1992 N 11/Угп
“Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик.

Соответственно, Правительство Российской Федерации будет выполнять вместо Правительства Союза ССР функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам.

В этой связи Министерство просит рассматривать Российскую Федерацию в качестве Стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР“.

Основные положения ключевых международных актов
в сфере труда


1. Всеобщая декларация прав человека. На сегодняшний день данный международный акт является главным документом, провозглашающим основные права и свободы человека, независимо от национальной, расовой принадлежности, пола, возраста и прочих условий, на территории всего земного шара. Отдельные положения Декларации посвящены и трудовым правам.

Фрагмент документа. Статьи 23 и 24 Всеобщей декларации прав человека

В российском законодательстве указанные положения Декларации закреплены в следующих основных нормативно-правовых актах:

- ст. 37 Конституции РФ: (право на труд, на свободный выбор работы, на защиту от безработицы, на справедливую оплату труда, на объединение в профессиональные союзы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, на отдых);

- Трудовой кодекс РФ;

- Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации“;

- Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности“;

- Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных образований“;

- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию“;

- Федеральный закон от 17.12.2001 N
173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

Разумеется, данный перечень не является исчерпывающим, поскольку указанные нормативные акты представляют собой лишь основную (базовую) часть всего того, что было принято в нашей стране в развитие положений Всеобщей декларации прав человека. Несмотря на это, гражданин, желающий защитить свои трудовые права, может ссылаться на положения Декларации так же, как и на российские правовые акты в области трудового права.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Данный Пакт также частично посвящен вопросам регулирования труда на международном уровне.

Фрагмент документа. Статьи 7 и 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (извлечения)
“Статья 7. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности:

a) вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся:

i) справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд;

условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

c) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;

d) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

Статья 8. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить:

a) право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации <...>;

d) право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами страны“.

Настоящий Пакт
был ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII и, следовательно, является обязательным и для Российской Федерации. Все, что предусматривает Пакт в области трудовых прав и свобод человека, так или иначе отражено в российском законодательстве, однако это нисколько не умаляет важности его положений, на которые (так же, как и на Всеобщую декларацию прав человека) можно ссылаться при отстаивании своих прав, в том числе на уровне Европейского суда по правам человека.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Поскольку, как уже упоминалось, право на труд относится к экономическим правам, данный Пакт напрямую не регулирует отношения, связанные с этим правом. Однако он содержит одно существенное положение, непосредственно связанное с правом каждого человека на свободу труда.

Фрагмент документа. Статья 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (извлечение)
“2. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии.

3. a) Никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду;

в тех странах, где в виде наказания за преступление может назначаться лишение свободы, сопряженное с каторжными работами, пункт 3 “a“ не считается препятствием для выполнения каторжных работ по приговору компетентного суда, назначившего такое наказание;

c) термином “принудительный или обязательный труд“ в настоящем пункте не охватываются:

i) какая бы то ни была не упоминаемая в подпункте “b“ работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения;

ii) какая бы то ни была служба военного характера, а в тех странах, в которых признается отказ от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, какая бы то ни была
служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по таким мотивам;

iii) какая бы то ни была служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;

iv) какая бы то ни была работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности“ <1>.

--------------------------------
<1> Отметим, что схожие положения о запрете рабства и принудительного труда содержатся в ст. 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ.

В Российской Федерации принудительный труд запрещен ст. 4 ТК РФ. Причем положения данной статьи максимально приближены к тому, что содержится в ст. 8 указанного Пакта. Это стало возможным благодаря тому, что Пакт был ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII, после чего наша страна взяла на себя обязательство по его исполнению. Напомним, что сегодня в России к принудительному труду относится даже та работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как он имеет право отказаться от нее, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере либо нарушением требований охраны труда (ст. 4 ТК РФ).

4. Конвенция о правах ребенка. Данный документ посвящен исключительно защите прав детей (несовершеннолетних), то есть лиц, не достигших возраста 18 лет (ст. 1 Конвенции). Однако в связи с тем, что законодательные акты большинства современных государств мира (включая Россию) допускают для несовершеннолетних лиц возможность вступать в трудовые отношения, права и свободы детей в данных отношениях не могли остаться в Конвенции без внимания.

Фрагмент документа. Статья
32 Конвенции о правах ребенка (извлечение)
“1. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

2... государства-участники, в частности:

a) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;

определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;

c) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи“.

Конвенция была подписана СССР 26.01.1990 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990. Кроме того, для обеспечения ее всесторонней реализации Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 23.08.1993 N 848 “О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей“.

Исходя из указанных положений Конвенции, Трудовым кодексом РФ установлен общий минимальный возраст для приема на работу - 16 лет. Хотя в отдельных случаях ТК РФ все же допускает заключение трудового договора с ребенком более младшего возраста, но лишь при условии согласия на то родителей (законных представителей) ребенка и органов опеки и попечительства, а также если работа не будет мешать обучению несовершеннолетнего и оказывать негативное влияние на его здоровье (ст. 63 ТК РФ). Помимо этого, во исполнение пп. “b“ п. 2 ст. 32 Конвенции, ТК РФ содержит специальную главу (гл. 42 ТК РФ), предусматривающую особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

Конвенция также может использоваться несовершеннолетними работниками (их законными представителями) наряду с законодательными актами Российской Федерации при защите трудовых прав в судебном или административном
порядке.

5. Филадельфийская декларация. Данная декларация вошла в качестве приложения в Устав МОТ и поныне является хартией целей и задач Международной организации труда. Декларация открывается подтверждением фундаментальных принципов МОТ, в частности, она гласит, что:

- труд не является товаром;

- свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;

- нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;

- все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

Декларация предвосхитила Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщую декларацию прав человека.

6. Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Данный документ имеет важное значение в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Несмотря на то что он в меньшей степени, чем все вышерассмотренные, служит источником непосредственных прав граждан в сфере труда, его международное значение остается весомым, поскольку Декларация обязывает все государства мира, вступившие в Международную организацию труда, прилагать все усилия для соблюдения основных принципов, изложенных в Конвенциях МОТ, независимо от того, ратифицировали ли данные государства эти Конвенции или нет.

Фрагмент документа. Статья 2 Декларации об основополагающих принципах в сфере труда
“2. Международная конференция труда заявляет, что все государства-члены, даже если они не ратифицировали указанные Конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций, а именно:

a) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

c) действенное запрещение детского труда;

d)
недопущение дискриминации в области труда и занятий“.

В силу того, что Декларация порождает обязательства для всех государств - участников МОТ (среди которых находится и Российская Федерация), ссылаться на ее положения необходимо в первую очередь тогда, когда речь идет о любой форме неисполнения государством требований Конвенций МОТ, касающихся прав человека в сфере труда.

Справка. Любой гражданин Российской Федерации вправе оспорить в суде федеральный закон или иной нормативно-правовой акт, который, по его мнению, не соответствует принципам международного права и в нарушение Декларации об основополагающих принципах в сфере труда допускает дискриминацию в области труда либо иные нарушения прав, предусмотренных в Декларации и Конвенциях МОТ, посвященных вопросам в области трудовых отношений.


Конвенции Международной организации труда


Конвенции МОТ относятся к основным актам в сфере труда, принятым Международной организацией труда, и определяют содержание всех правовых институтов трудового законодательства. Они затрагивают широкий круг проблем в области труда, в частности: право на свободу объединения, на коллективные переговоры и договоры, право на отдых, упразднение принудительного труда, ликвидацию дискриминации в области найма, кроме того, ими охвачены вопросы, связанные с трудовыми отношениями, политикой в области занятости, социальным обеспечением, условиями и охраной труда, трудом женщин, несовершеннолетних и т.д. Совокупность конвенций и рекомендаций, принятых МОТ, характеризуется в зарубежной литературе и официальных изданиях Международного бюро труда как Международный трудовой кодекс. По мере появления нового нормативного материала он дополняется и пересматривается. Международный трудовой кодекс является тематическим систематизированным сводом трудовых норм по вопросам, входящим в компетенцию МОТ.

Справка. Владимир Архипов, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений, к. ю. н.:

В целях более объемного понимания того, что представляет собой Международная организация труда и как складываются ее отношения с Россией (а ранее с СССР), приведем некоторые исторические и современные данные. МОТ была создана в 1919 г. после окончания Первой мировой войны в ходе послевоенной мирной конференции, проходившей сначала в Париже, а затем в Версале. Устав МОТ был разработан в течение января - апреля 1919 г. Комиссией по труду, образованной Парижской мирной конференцией, и стал частью XIII Версальского мирного договора. МОТ была определена в качестве автономного учреждения, связанного с Лигой Наций (прототип ООН). Соглашение об установлении связи между МОТ и ООН было утверждено 14.12.1946, в результате МОТ стала первым специализированным учреждением, связанным с ООН. В настоящее время членами МОТ являются 181 государство из приблизительно 250 стран мира. Советский Союз входил в состав МОТ с 1934 по 1939 гг., когда он был исключен из Лиги Наций за нападение на Финляндию, и возобновил членство в этой организации в 1954 г. Россия как правопреемница СССР является членом МОТ до настоящего времени. МОТ на июнь 2009 г. приняла 188 конвенций и 199 рекомендаций, в то время как СССР и Россия ратифицировали 61 конвенцию и формально не приняли в свою национальную правовую систему ни одной рекомендации. В период с 1934 до 1940 гг. СССР не ратифицировал ни одной конвенции МОТ. Впервые СССР осуществил ратификацию сразу 17 конвенций в 1956 г., что было политико-идеологической акцией, связанной, во-первых, с отсутствием за восемь лет членства в МОТ ратификации конвенций, а во-вторых, с Польским и Венгерским кризисами этого и предыдущего годов. На сегодняшний день в России действует 53 конвенции (8 денонсировано по причине ратификации Конвенций N N 138 и 152, пересматривающих содержание ранее изданных и ратифицированных Конвенций), из них 12 ратифицировано нашим государством за период с 1991 г. по настоящее время, то есть в период признания России суверенным государством.

Особо необходимо упомянуть о так называемых основополагающих конвенциях, касающихся прав человека в сфере труда, применение которых стало обязательным на территориях стран - членов МОТ в силу самого их членства в этой организации. Обязательность такого применения связана с соответствующими положениями ст. 1 Устава МОТ и такой его важной составной частью, как Филадельфийская декларация 1944 г., а также в силу принятой в 1998 г. Женевской декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. В силу упомянутой ст. 2 данной Декларации Россия, как член МОТ, обязана соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь принципы и права, которые получили свое выражение и развитие в форме конкретных прав и обязательств в Конвенциях МОТ. Кроме того, в данном случае необходимо принимать во внимание и Трехстороннюю декларацию принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики, принятую в Женеве 16.11.1977 (с последующими изменениями в марте 1986 г., ноябре 1987 г., марте 2000 г. и ноябре 2000 г.).

Исходя из положений названных документов, следует сделать вывод, что в данном случае речь идет не о непосредственном применении и обязанности ратификации указанных в декларациях конвенций, а об обязательном применении в трудовых отношениях принципов и прав, зафиксированных в них. В связи с этим к основополагающим относятся следующие Конвенции, которые можно подразделить на четыре группы: Конвенции 1948 и 1949 гг. о свободе ассоциации (N N 87 и 98), Конвенции 1930 и 1957 гг. о принудительном труде (N N 29 и 105), Конвенции 1951 и 1958 гг. о равенстве возможностей и обращения (N N 100 и 111) и Конвенции 1973 и 1999 гг. о детском труде (N N 138 и 182).

Основное отличие Конвенций от иных международных документов в сфере труда заключается в том, что каждая из них посвящена отдельным аспектам в сфере трудовых отношений, в связи с чем их значимость в правоприменительной практике только возрастает.

В таблице 1 приведен перечень Конвенций МОТ, ратифицированных СССР и Российской Федерацией, действующих на сегодняшний день.

Таблица 1

Конвенции МОТ, ратифицированные СССР
и Российской Федерацией, действующие в России
по состоянию на июнь 2009 г.


N
п/п
Наименование Конвенции Дата
регистрации
грамоты о
ратификации
1 2 3
1 Конвенция N 11 “Относительно прав на ассоциацию и
объединение трудящихся в сельском хозяйстве“ (1921 г.) 10.08.1956
2 Конвенция N 13 “Об использовании свинцовых белил в
малярном деле“ (1921 г.) 10.10.1991
3 Конвенция N 14 “О еженедельном отдыхе на промышленных
предприятиях“ (1921 г.) 22.09.1967
4 Конвенция N 16 “Относительно обязательного медицинского
освидетельствования детей и подростков, занятых на борту
судов“ (1921 г.) 10.08.1956
5 Конвенция N 23 “О репатриации моряков“ (1926 г.) 04.11.1969
6 Конвенция N 27 “Об указании веса тяжелых грузов,

перевозимых на судах“ (1929 г.) 04.11.1969
7 Конвенция N 29 “Относительно принудительного или
обязательного труда“ (1930 г.) 23.06.1956
8 Конвенция N 45 “Относительно применения труда женщин на
подземных работах в шахтах любого рода“ (1935 г.) 04.05.1961
9 Конвенция N 47 “О сокращении рабочего времени до сорока
часов в неделю“ (1935 г.) 23.06.1956
10 Конвенция N 52 “Относительно ежегодных оплачиваемых
отпусков“ (1936 г.) 10.08.1956
11 Конвенция N 69 “О выдаче судовым поварам свидетельств о
квалификации“ (1946 г.) 04.11.1969
12 Конвенция N 73 “О медицинском освидетельствовании
моряков“ (1946 г.) 04.11.1969
13 Конвенция N 77 “Относительно медицинского
освидетельствования детей и подростков с целью выяснения
их пригодности к труду в промышленности“ (1946 г.) 10.08.1956
14 Конвенция N 78 “Относительно медицинского
освидетельствования детей и подростков с целью выяснения
их пригодности к труду на непромышленных работах“
(1946 г.) 10.08.1956
15 Конвенция N 79 “Об ограничении ночного труда детей
и подростков на непромышленных работах“ (1946 г.) 10.08.1956
16 Конвенция N 81 “Об инспекции труда в промышленности и
торговле“ (1947 г.) и Протокол 1995 г. к Конвенции N 81 02.07.1998
17 Конвенция N 87 “Относительно свободы ассоциаций и защиты
права на организацию“ (1948 г.) 10.08.1956
18 Конвенция N 90 “Относительно ночного труда подростков в
промышленности (пересмотренная в 1948 г.)“ 10.08.1956
19 Конвенция N 92 “О помещениях для экипажа на борту судов
(пересмотренная в 1949 г.)“ 04.11.1969
20 Конвенция N 95 “Относительно защиты заработной платы“
(1949 г.) 04.05.1961
21 Конвенция N 98 “Относительно применения принципов права
на организацию и заключение коллективных переговоров“
(1949 г.) 10.08.1956
22 Конвенция N 100 “Относительно равного вознаграждения
мужчин и женщин за труд равной ценности“ (1951 г.) 30.04.1956
23 Конвенция N 103 “Относительно охраны материнства
(пересмотренная в 1952 г.)“ 10.08.1956
24 Конвенция N 105 “Об упразднении принудительного труда“
(1957 г.) 02.07.1998
25 Конвенция N 106 “О еженедельном отдыхе в торговле и
в учреждениях“ (1957 г.) 22.09.1967
26 Конвенция N 108 “О национальных удостоверениях личности
моряков“ (1958 г.) 04.11.1969
27 Конвенция N 111 “Относительно дискриминации в области
труда и занятий“ (1958 г.) 04.05.1961
28 Конвенция N 113 “О медицинском осмотре моряков“
(1959 г.) 04.11.1969
29 Конвенция N 115 “О защите трудящихся от ионизирующей
радиации“ (1960 г.) 22.09.1967
30 Конвенция N 116 “О частичном пересмотре конвенций,

принятых Генеральной Конференцией Международной
организации труда на своих первых 32 сессиях, с целью
унификации положений о подготовке Административным
советом Международного бюро труда докладов о применении
конвенций“ (1961 г.) 04.11.1969
31 Конвенция N 119 “О снабжении машин защитными
приспособлениями“ (1963 г.) 04.11.1969
32 Конвенция N 120 “О гигиене труда в торговле и
учреждениях“ (1964 г.) 22.09.1967
33 Конвенция N 122 “О политике в области занятости“
(1964 г.) 22.09.1967
34 Конвенция N 124 “О медицинском освидетельствовании
молодых людей с целью определения их пригодности к труду
на подземных работах в шахтах и рудниках“ (1965 г.) 04.11.1969
35 Конвенция N 126 “О помещениях для экипажа на борту
рыболовных судов“ (1966 г.) 04.11.1969
36 Конвенция N 133 “О помещениях для экипажа на борту
судов (дополнительные положения)“ (1970 г.) 27.08.1990
37 Конвенция N 134 “О предупреждении производственных
несчастных случаев среди моряков“ (1970 г.) 05.10.1987
38 Конвенция N 137 “О социальных последствиях новых методов
обработки грузов в портах“ (1973 г.) 14.07.2004
39 Конвенция N 138 “О минимальном возрасте для приема
на работу“ (1973 г.) <2> 03.05.1979
40 Конвенция N 142 “О профессиональной ориентации
и профессиональной подготовке в области развития людских
ресурсов“ (1975 г.) 03.05.1979
41 Конвенция N 147 “О минимальных нормах на торговых судах“
(1976 г.) 07.05.1991
42 Конвенция N 148 “О защите трудящихся от
профессионального риска, вызываемого загрязнением
воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах“ (1977 г.) 03.06.1988
43 Конвенция N 149 “О занятости и условиях труда и жизни
сестринского персонала“ (1977 г.) 03.05.1979
44 Конвенция N 150 “О регулировании вопросов труда: роль,

функции и организация“ (1978 г.) 02.07.1998
45 Конвенция N 152 “О технике безопасности и гигиене труда
на портовых работах“ (1979 г.) <3> 14.07.2004
46 Конвенция N 155 “О безопасности и гигиене труда
и производственной среде“ (1981 г.) 02.07.1998
47 Конвенция N 156 “О равном обращении и равных
возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся
с семейными обязанностями“ (1981 г.) 13.02.1998
48 Конвенция N 159 “О профессиональной реабилитации
и занятости инвалидов“ (1983 г.) 03.06.1988
49 Конвенция N 160 “О статистике труда“ (1985 г.) 27.08.1990
50 Конвенция N 162 “Об охране труда при использовании
асбеста“ (1986 г.) 04.09.2000
51 Конвенция N 163 “О социально-бытовом обслуживании
моряков в море и порту“ (1987 г.) 18.10.2006
52 Конвенция N 179 “О найме и трудоустройстве моряков“
(1996 г.) 27.08.2001
53 Конвенция N 182 “О запрещении и немедленных мерах по
искоренению наихудших форм детского труда“ (1999 г.) 25.03.2003

--------------------------------
<2> Данная Конвенция была принята в 1973 г. как обобщающая, вместо семи Конвенций, регулировавших вопросы возраста приема на работу, - Конвенций N N 10 “Относительно минимального возраста допуска детей на работу в сельском хозяйстве“ (1921 г.), 15 “О минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров во флоте“ (1921 г.), 58 “Устанавливающая минимальный возраст допуска детей на работу на море (пересмотренная в 1936 г.)“, 59 “Устанавливающая минимальный возраст приема детей на работу в промышленность (пересмотренная в 1937 г.)“, 60 “Относительно возраста приема детей на непромышленные работы (пересмотренная в 1937 г.)“, 112 “О минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков“ (1959 г.), 123 “О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках“ (1965 г.).

<3> Данная Конвенция денонсировала ратифицированную СССР в 1969 г. Конвенцию N 32 “О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов“ (пересмотрена в 1932 г.).

Справка. Владимир Архипов, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений, к. ю. н.:

Федеральным законом от 25.11.2006 N 194-ФЗ Российской Федерацией была ратифицирована Конвенция N 185, пересматривающая Конвенцию 1958 г. об удостоверениях личности моряков (2003 г.). Это последняя на сегодняшний день ратификация Россией конвенций МОТ. Данная Конвенция пересмотрела аналогичную Конвенцию N 108 от 1958 г., ратифицированную СССР 18.06.1969 и вступившую в действие в нашей стране с 04.11.1970. Однако до сих пор Конвенция N 185 официально не является для МОТ ратифицированной, так как согласно пп. “d“ п. 5 ст. 19 и ст. 20 Устава МОТ и ст. 102 Устава ООН только регистрация в МОТ и ООН документов о национальной ратификации позволяет стране - члену МОТ ссылаться на ее положения в международных отношениях. К сожалению российских правоприменителей, Правительство РФ не может представить в МОТ и ООН необходимую документацию о готовности страны исполнять положения этой Конвенции, которые должны быть приложены в комплекте с ратификационной грамотой.

Отдельные положения

Рассмотрим ключевые положения некоторых из ратифицированных Россией Конвенций МОТ.

1. Конвенция N 29 “Относительно принудительного или обязательного труда“. Согласно п. 1 ст. 2 Конвенции термин “принудительный или обязательный труд“ означает “всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг“. Одновременно Конвенция предусматривает случаи, когда труд против воли гражданина не может рассматриваться в качестве принудительного или обязательного.

Фрагмент документа. Пункт 2 ст. 2 Конвенции МОТ N 29 “Относительно принудительного или обязательного труда“ (извлечения)
“2. Термин “принудительный или обязательный труд“ для целей Конвенции не включает в себя:

a) всякую работу или службу, требуемую в силу законов об обязательной военной службе и применяемую для работ чисто военного характера;

всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны;

c) всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ;

d) всякую работу или службу, требуемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях войны или бедствия или угрозы бедствия, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения;

e) мелкие работы общинного характера, то есть работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ“.

Конвенция, требующая от стран - участников МОТ установить строжайший запрет принудительного или обязательного труда на своих территориях, ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.06.1956.

2. Конвенция N 87 “Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию“. Согласно данной Конвенции трудящиеся и предприниматели стран - участниц МОТ имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих организаций. Кроме того, согласно Конвенции организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий.

Государственные власти обязаны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Организации трудящихся и предпринимателей не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке. Однако при осуществлении прав, признанных за ними Конвенцией, трудящиеся, предприниматели и их соответственные организации, так же как и другие лица или организованные коллективы, обязаны соблюдать закон. Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.07.1956.

3. Конвенция N 100 “Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности“. Данная Конвенция устраняет дискриминацию в сфере оплаты труда по половому признаку, ставя в этом вопросе женщин в равное положение с мужчинами. Это означает, что в странах - участницах МОТ мужчины и женщины должны пользоваться равными правами на получение достойного вознаграждения за свой труд. Указанный принцип не действует в тех случаях, когда представителями разных полов выполняется работа различной степени сложности. Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции разница в ставках вознаграждения, которая соответствует независимо от пола разнице, вытекающей из такой объективной оценки исполняемой работы, не рассматривается как противоречащая принципу равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 04.04.1956.

4. Конвенция N 105 “Об упразднении принудительного труда“. Согласно данной Конвенции каждое государство - член МОТ (ратифицировавшее Конвенцию) обязуется упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме:

а) в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

б) в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в) в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;

г) в качестве средства наказания за участие в забастовках;

д) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

В совокупности с Конвенцией МОТ N 29 “Относительно принудительного или обязательного труда“ данная Конвенция вводит строгий запрет принудительного труда, конкретизируя обстоятельства, при которых его применение недопустимо. Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 23.03.1998 N 35-ФЗ “О ратификации Конвенции об упразднении принудительного труда“.

5. Конвенция N 111 “Относительно дискриминации в области труда и занятий“. В силу ст. 1 Конвенции в странах - участниках МОТ запрещены:

а) всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;

б) всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей в области труда и занятий, определяемое государством по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся и с другими соответствующими органами.

“Область труда и занятости“ в данном случае включает профессиональное обучение, доступ к труду и различным занятиям, а также оплату и условия труда (п. 3 ст. 1 Конвенции). Однако в связи с тем, что для выполнения многих видов работ требуются специальные знания и профессиональные навыки, Конвенция подчеркивает, что предъявление данных требований к будущим работникам не может являться дискриминацией. Согласно п. 2 ст. 1 Конвенции любое различие, недопущение или предпочтение в отношении определенной работы, основанной на специфических требованиях таковой, не считается дискриминацией. Данная Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1961.

Перспективы

Перспективы ратификации РФ других конвенций МОТ обозначены в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008 - 2010 годы (далее - Генеральное соглашение), устанавливающем общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне в указанные годы и совместные действия Сторон по их реализации.

В этом документе, в частности, отмечается, что Стороны содействуют развитию отношений с Международной организацией труда, обеспечивают реализацию Программы сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2006 - 2009 годы, а также содействуют участию в разработке и обсуждении документов этой организации. Стороны обязуются провести анализ правоприменительной практики реализации ратифицированных конвенций Международной организации труда (п. 7.8 Генерального соглашения).

Кроме того, согласно п. 7.9 Генерального соглашения Стороны принимают на себя обязательства рассмотреть вопросы, связанные с ратификацией РФ конвенций МОТ и других международных актов согласно приведенному Перечню, в который включены:

1. Конвенция N 42 “О возмещении трудящимся в случае профессиональных заболеваний (пересмотренная в 1934 г.)“ (1934 г.);

2. Конвенция N 97 “О трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 г.)“ (1949 г.);

3. Конвенция N 102 “О минимальных нормах социального обеспечения“ (1952 г.);

4. Конвенция N 117 “Об основных целях и нормах социальной политики“ (1962 г.);

5. Конвенция N 128 “О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца“ (1967 г.);

6. Конвенция N 130 “О медицинской помощи и пособиях по болезни“ (1969 г.);

7. Конвенция N 131 “Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран“ (1970 г.);

8. Конвенция N 140 “Об оплачиваемых учебных отпусках“ (1974 г.);

9. Конвенция N 143 “О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения“ (1975 г.);

10. Конвенция N 144 “О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм“ (1976 г.);

11. Конвенция N 154 “О содействии коллективным переговорам“ (1981 г.);

12. Конвенция N 157 “Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения“ (1982 г.);

13. Конвенция N 158 “О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя“ (1982 г.);

14. Конвенция N 161 “О службах гигиены труда“ (1985 г.);

15. Конвенция N 168 “О содействии занятости и защите от безработицы“ (1988 г.);

16. Конвенция N 173 “О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя“ (1992 г.);

17. Конвенция N 174 “О предотвращении крупных промышленных аварий“ (1993 г.);

18. Конвенция N 175 “О работе на условиях неполного рабочего времени“ (1994 г.);

19. Конвенция N 183 “О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства“ (2000 г.);

20. Конвенция N 184 “О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве“ (2001 г.);

21. Конвенция N 187 “Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда“ (2006 г.);

22. Конвенция о труде в морском судоходстве (2006 г.);

23. Протокол 2003 г. “Уведомление о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях и их регистрации“ к Конвенции N 155 “О безопасности и гигиене труда и производственной среде“ (1981 г.);

24. Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласования в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (ООН, г. Роттердам, 10.09.1998);

25. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнениях.

Кроме того, согласно п. 3.2 Генерального соглашения Стороны считают необходимым подготовить предложения по разработке национальной стратегии развития трудовых ресурсов и подготовки кадров с учетом Рекомендации Международной организации труда N 195 “О развитии людских ресурсов и подготовке кадров“, а также принимают на себя обязательства рассматривать возможность повышения уровня замещения трудовой пенсией утраченного заработка работника и его доведения до норм, рекомендуемых Международной организацией труда (п. 4.5 Генерального соглашения).

В заключение отметим, что международных актов, посвященных отношениям в сфере труда, разумеется, гораздо больше, чем упомянуто в данной статье. Для того чтобы грамотно использовать их, обычному человеку необходима квалифицированная помощь юриста - специалиста в международном праве. Однако зная и понимая основные положения наиболее значимых международных документов в области труда, каждый из участников трудовых отношений может многое сделать для самостоятельной защиты своих прав. Особенную актуальность и значимость международные правовые акты по труду приобретают для тех граждан, которые желают отстаивать свои интересы в Европейском суде по правам человека. Но и в национальных судах данные акты могут существенно помочь человеку в защите трудовых прав и свобод. Приоритет международного трудового законодательства над национальным нельзя игнорировать, это обстоятельство можно и нужно стараться обращать в свою пользу.

П.Гулидов
Юрист частной практики,

основатель “Юридического кабинета
Павла Гулидова“

Подписано в печать
01.07.2009