В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Социальная поддержка безработных граждан

“Кадровая служба и управление персоналом предприятия“, 2009, N 4


СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН


Согласно недавно проведенным расчетам, которые основываются на методиках Международной организации труда, в настоящее время в России насчитывается около 6,4 млн безработных. При этом, по мнению аналитиков, количество рабочих мест будет неуклонно сокращаться в течение достаточно длительного периода. И сделать с этим что-либо практически невозможно. Однако государством предоставляются гарантии по финансовой поддержке и содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимого персонала. Реализовать свое право на труд и социальную защиту от безработицы может каждый.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения прописаны в
Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации“ (далее - Закон о занятости).

Безработный гражданин имеет право на получение услуг по профессиональной ориентации, трудоустройству, профессиональному обучению, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, содействию в самозанятости и содействию в переселении для работы в сельской местности. Кроме того, в полномочия службы занятости входят оказание психологической поддержки и социальная адаптация безработных граждан (пп. 3 п. 1 ст. 7.1 Закона о занятости). При этом Административный регламент предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 27.11.2007 N 726. В свою очередь, Административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда прописан в Приказе Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 N 400.

Вместе с тем государство гарантирует безработным следующую социальную поддержку (см. схему 1):

Гарантии социальной поддержки безработных

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Социальные гарантии ¦
L-------T----------------------------T-----------------------------T-------
¦/ ¦/ ¦/
--------+------¬ ------------------+-----------------¬ --------+------¬
¦ ¦ ¦Стипендии в период профессиональной¦ ¦ Участие ¦
¦ Пособие по ¦ ¦подготовки, повышения квалификации,¦ ¦в оплачиваемых¦
¦ безработице ¦ ¦ переподготовки по направлению ¦ ¦ общественных ¦
¦ ¦ ¦ органов службы занятости ¦ ¦ работах ¦
L--------------- L------------------------------------ L---------------

Схема 1

Административный регламент предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 17.03.2008 N 125н.

Безработными согласно п. 1 ст. 3 Закона о занятости признаются граждане, которые:

- трудоспособны;

- не имеют работы и заработка;

- зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

- ищут работу;

- готовы приступить к работе.

При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников.

В свою очередь безработными не могут быть признаны следующие лица (п. 3 ст. 3 Закона о занятости):

- не достигшие 16-летнего возраста;

- которым назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

- отказавшиеся в течение 10
дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от оплачиваемой работы;

- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

- осужденные к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения, для признания их безработными.

Достаточно часто возникает вопрос: вправе ли индивидуальный предприниматель, фактически не осуществляющий деятельности, зарегистрироваться в качестве безработного? В соответствии со ст. 2 Закона о занятости указанные лица могут быть признаны безработными лишь после исключения их из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Справка. С января 2009 г. действует информационный портал Роструда “Работа в России“ (www.trudvsem.ru). Это первый государственный общероссийский банк вакансий, который содержит актуальную информацию региональных служб занятости населения и муниципальных центров по трудоустройству. На сайте также можно получить квалифицированную юридическую помощь, ознакомиться с нормативными документами по трудовому законодательству, уточнить адреса и контакты региональных служб и центров занятости.

Информация об адресах интернет-сайтов и электронной почты территориальных органов по вопросам занятости населения содержится на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости www.rostrud.info.

Порядок регистрации безработных

Порядок регистрации безработных граждан утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (далее - Порядок регистрации). Административный регламент Роструда по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям -
в подборе необходимых работников прописан в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 N 513 (далее - Регламент). Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов (см. таблицу 1).

Таблица 1

Документы, необходимые для регистрации в службе занятости

Ранее не работавшие граждане Ранее работавшие граждане
Паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий
Заявление-анкета о предоставлении государственной услуги содействия в
поиске подходящей работы <*>

Документы об образовании Документы, удостоверяющие
профессиональную квалификацию
Трудовая книжка или документ,

ее заменяющий
Справка о среднем заработке за
последние три месяца по последнему
месту работы <**>

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (для граждан, являющихся
инвалидами)

--------------------------------
<*> Образец заявления-анкеты приведен в Приложении N 3 к Регламенту.

<**> В случае представления справки о среднем заработке в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

Пример 1.

Заявление-анкета
о предоставлении гражданину
государственной услуги содействия в поиске
подходящей работы

Я, Иванова Антонина Ивановна
------------------------------------------------------------------
фамилия, имя, отчество
__________________________________________________________________
прошу предоставить государственную услугу содействия в поиске
подходящей работы.

__________________________________________________________________
О себе сообщаю следующие сведения:

__________________________________________________________________
Пол Жен.

------------------------------------------------------------------
Дата рождения: “01“ августа 1973 г., возраст (количество полных
лет) 35
------------------------------------------------------------------
Гражданство Российская Федерация
------------------------------------------------------------------
Адрес места жительства (пребывания): 390000, г. Рязань,

------------------------------------------------------------------
ул. Стародворская, д. 5, кв. 11
------------------------------------------------------------------
Номер контактного телефона: 22 22 22
------------------------------------------------------------------
Образование (нужное подчеркнуть):

основное общее среднее профессиональное
среднее (полное) общее высшее профессиональное
начальное профессиональное -----------------------
__________________________________________________________________
Наименование учебного заведения, год окончания:

Московский институт бухгалтерского учета и аудита, 1998 г.

------------------------------------------------------------------
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Профессия (специальность), квалификация (в соответствии
с документами, удостоверяющими профессиональную квалификацию)
специальность - “Бухгалтерский учет, анализ, аудит“,

------------------------------------------------------------------
квалификация - “экономист“
------------------------------------------------------------------
__________________________________________________________________
Основная профессия (специальность), квалификация, должность, стаж
работы:

бухгалтер, 10 лет
------------------------------------------------------------------
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дополнительная профессия (специальность), квалификация, должность,

стаж работы:

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дополнительные навыки (нужное подчеркнуть):

английский
знание иностранного языка (указать)
------------------------------
-------------------------
умение пользоваться ПЭВМ _________________________________________
------------------------
наличие водительского удостоверения (указать категории) __________
__________________________________________________________________
Условия последнего места работы:

__________________________________________________________________
профессия (специальность), квалификация, должность, вид
деятельности:

бухгалтер по расчету заработной платы
------------------------------------------------------------------
__________________________________________________________________
период работы: с 01.01.2005 по 27.02.2009
------------------------------------------------------------------
характер работы: постоянная
------------------------------------------------------------------
заработная плата (доход): 17 000 руб.

------------------------------------------------------------------

Пожелания к искомой работе:

Профессия (специальность), квалификация:

экономист
------------------------------------------------------------------
__________________________________________________________________
Должность: бухгалтер
------------------------------------------------------------------
Вид деятельности: бухгалтер по расчету заработной платы
------------------------------------------------------------------
Характер работы (нужное подчеркнуть):

постоянная работа сезонная работа
-----------------
временная работа надомная работа
работа по совместительству работа в другой местности
__________________________________________________________________
Заработная плата (доход): 20 000 руб.

------------------------------------------------------------------
Дополнительные пожелания:

работа с использованием программы 1С:Бухгалтерия
------------------------------------------------------------------
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Согласен/не согласен на передачу моих персональных данных
--------
работодателю в целях подбора подходящей работы (нужное
подчеркнуть)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата: “04“ марта 2009 г. Иванова
------------------------------------------------------------------
подпись гражданина

Отметим, что в данном случае при заполнении справки о заработке применяется специальный Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия
по безработице и стипендии, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденный Постановлением Минтруда России от 12.08.2003 N 62.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации эти лица признаются безработными с первого дня предъявления необходимых документов (п. 2 ст. 3 Закона о занятости).

Обратите внимание, что граждане, которым было отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными (п. 4 ст. 3 Закона о занятости). При этом общее количество повторных обращений не ограничено.


Устройство на работу

Подходящая и неподходящая работа


Начнем с того, что подходящей считается такая работа (в том числе временного характера), которая соответствует гражданину с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья и транспортной доступности рабочего места (п. 1 ст. 4 Закона о занятости). Как правило, максимальная удаленность работы от места жительства гражданина определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности (п. 10 Порядка регистрации).

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о занятости оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая предварительной подготовки, считается подходящей для следующих граждан:

- впервые ищущих работу и при этом не имеющих профессии (специальности);

- уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;

- прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность;

- стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

-
направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии, получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

- состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также не работавших более трех лет;

- обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

В свою очередь, подходящей не может считаться работа, если:

- она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

- условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

- предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Однако данное положение не распространяется на граждан, заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения. В этом случае исходят из того, что доход должен быть не ниже величины прожиточного минимума (п. 4 ст. 4 Закона о занятости).

Прием на работу. Действия работодателя

Работник государственного учреждения службы занятости по телефону согласовывает с работодателем направление гражданина на собеседование и выдает соискателю направление на работу, оформленное в соответствии с Приложением N 6 к Регламенту (п. 54 Регламента). При этом безработному лицу может быть одновременно выдано не более двух направлений.

В свою очередь работодатель вправе принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с лицами, имеющими направление органов службы занятости (п. 1 ст. 26 Закона о занятости).

При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема сотрудника (см. пример 2). В случае отказа в приеме на работу работодатель делает в направлении отметку о
дне явки и причине отказа и возвращает направление гражданину (п. 5 ст. 25 Закона о занятости).

Пример 2.

ООО “Вернисаж“
--------------------------------------
наименование юридического лица/
фамилия, имя, отчество индивидуального
предпринимателя или физического лица
______________________________________
______________________________________
______________________________________
390015, г. Рязань, ул. Элеваторная,

д. 5, тел. 55-44-22
--------------------------------------
адрес местонахождения, проезд, номер
контактного телефона

Направление на работу

Государственное учреждение Рязанской области Центр занятости
населения г. Рязани
------------------------------------------------------------------
наименование государственного учреждения службы занятости
(центра занятости населения)
представляет кандидатуру
Иванова Антонина Ивановна
------------------------------------------------------------------
фамилия, имя, отчество гражданина
образование высшее профессиональное
------------------------------------------------------------------
профессия (специальность), квалификация
специальность - “Бухгалтерский учет, анализ, аудит“,

квалификация - “экономист“
------------------------------------------------------------------
должность по последнему месту работы
бухгалтер по расчету заработной платы
------------------------------------------------------------------
стаж работы по профессии (специальности), в должности
10 лет
------------------------------------------------------------------
Рекомендуется на должность, по профессии (специальности)
бухгалтер по расчету заработной платы
------------------------------------------------------------------
(нужное указать)
__________________________________________________________________
в соответствии с заявленными сведениями о потребности
в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных
должностей).

__________________________________________________________________
Просим письменно сообщить о принятом решении по предложенной
кандидатуре и наличии потребности в работниках, свободных рабочих
мест (вакантных должностей).

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Номер телефона для справок 11 11 11 “10“ марта 2009 г.

------------------------------------------------------------------
Инспектор Задорнова Инна Петровна Задорнова
------------------------------------------------------------------
должность, фамилия, имя, отчество, подпись работника
государственного учреждения службы занятости (центра занятости
населения)

----------------------------------------------------------------
линия отрыва

Результат рассмотрения кандидатуры гражданина

Гражданин
Иванова Антонина Ивановна
------------------------------------------------------------------
фамилия, имя, отчество
__________________________________________________________________
Принимается на работу с “16“ марта 2009 г.,

приказ от “12“ марта 2009 г. N 25-к
------------------------------------------------------------------
на должность, по профессии (специальности)
бухгалтер по расчету заработной платы
------------------------------------------------------------------
Кандидатура отклонена в связи с
__________________________________________________________________
указать причину
Гражданин от работы отказался в связи с
__________________________________________________________________
указать причину

ООО “Вернисаж“
------------------------------------------------------------------
наименование юридического лица/фамилия, имя, отчество
индивидуального предпринимателя или физического лица

Заместитель директора по управлению
“12“ марта 2009 г. персоналом Мамонов И.П. Мамонов
------------------------------------------------------------------
должность, фамилия, инициалы, подпись
работодателя (его представителя)
Печать
М.П. ООО “Вернисаж“

Повышение квалификации

Положение об организации профессиональной подготовки и повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения утверждено Постановлением Минтруда России N 3 и Минобразования России N 1 от 13.01.2000 (далее - Положение о профессиональной подготовке). Административный регламент предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения прописан в Приказе Минздравсоцразвития России от 01.11.2007 N 680.

Следует отметить, что профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения должно проводиться по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда. При этом гражданину не может быть предложена профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности дважды (п. 2 Положения о профессиональной подготовке).

Согласно п. 1 ст. 23 Закона о занятости профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

- гражданин не имеет профессии;

- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

- гражданину необходимо изменить профессию в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у него профессиональным навыкам;

- гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии.

Приоритетным правом на профподготовку пользуются следующие лица (п. 3 ст. 23 Закона о занятости):

- инвалиды;

- безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;

- граждане, уволенные с военной службы;

- жены (мужья) военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы;

- выпускники общеобразовательных учреждений;

- граждане, ранее не работавшие и при этом не имеющие профессии.

Заметим, что продолжительность обучения не должна превышать 6 месяцев, а в отдельных случаях - 12 месяцев (п. 4 Положения о профессиональной подготовке). Так что получение безработными гражданами второго высшего либо среднего профессионального образования по направлению органов службы занятости невозможно (п. 8 Положения о профессиональной подготовке).

В соответствии с п. 25 Положения о профессиональной подготовке безработным гражданам, направленным на профессиональное обучение, государство гарантирует:

- бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование;

- бесплатное обучение;

- выплату стипендии (см. таблицу 2).

Таблица 2

Размеры стипендии, выплачиваемой в период профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения квалификации
по направлению органов службы занятости


Категория граждан Размер стипендии
Лица, уволенные из организаций в
течение 12 месяцев,

предшествовавших началу обучения, и
имевшие в этот период оплачиваемую
работу не менее 26 календарных
недель на условиях полного рабочего
дня или на условиях неполного
рабочего дня с пересчетом на 26
календарных недель с полным рабочим
днем 75% среднего заработка, исчисленного
за последние три месяца по последнему
месту работы, но не выше максимальной
величины пособия по безработице
(4900 руб.) и не ниже минимальной
величины пособия (850 руб.),

увеличенных на размер районного
коэффициента
Лица, впервые ищущие работу В размере стипендии, установленной
государством для образовательных
учреждений соответствующего профиля,

но не ниже размера пособия по
безработице, предусмотренного для
этой категории граждан.

Лицам, проживающим в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним
местностях, а также в районах и
местностях, где применяются районные
коэффициенты, стипендия,

установленная в размере минимальной
величины пособия (850 руб.),

увеличивается на размер районного
коэффициента
Лица, стремящиеся возобновить
трудовую деятельность после
длительного (более одного года)
перерыва
Лица, уволенные за нарушение
трудовой дисциплины или другие
виновные действия
Лица, уволенные по любым основаниям
в течение 12 месяцев,

предшествовавших началу обучения, и
имевшие в этот период оплачиваемую
работу менее 26 календарных недель
Лица, утратившие способность к
выполнению прежней работы
вследствие несчастного случая на
производстве или профессионального
заболевания За счет средств соответствующих
организаций в размере 100% среднего
заработка, исчисленного за последние
три месяца по последнему месту
работы, но не выше максимальной
величины пособия (4900 руб.) и не
ниже минимальной величины пособия
(850 руб.), увеличенных на размер
районного коэффициента

Между тем размер стипендии может быть уменьшен на 25% сроком на один месяц либо ее выплата может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины (п. 5 ст. 29 Закона о занятости).

При этом гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, стипендия начисляется начиная с первого дня по окончании периода, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (п. 4 ст. 29 Закона о занятости).

Общественные работы

В целях обеспечения временной занятости населения органы службы занятости организуют проведение оплачиваемых общественных работ. В данном случае речь идет о трудовой деятельности, имеющей социально полезную направленность (п. 1 ст. 24 Закона о занятости). Положение об организации общественных работ утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 (далее - Положение об общественных работах). Административный регламент предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ прописан в Приказе Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 N 401.

Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются граждане, не получающие пособия по безработице, и лица, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. При этом участие граждан в таких работах допускается только с их согласия (п. 2 ст. 24 Закона о занятости).

В данном случае с лицами, участвующими в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. При этом указанный документ может быть досрочно расторгнут гражданином при его устройстве на постоянную или временную работу (п. 2 ст. 24 Закона о занятости). На лиц, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании (п. 4 ст. 24 Закона о занятости). Финансирование таких работ производится за счет средств организаций, в которых они проводятся (п. 5 ст. 24 Закона о занятости).

В этот период за гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице. Исключение составляют лишь уже упомянутые лица, для которых в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о занятости данная работа считается подходящей (п. 3 ст. 24 Закона о занятости). Основанием для выплаты пособия в период участия безработного гражданина в общественных работах является уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки о фактически отработанном времени, ежемесячно выдаваемой работодателем (п. 18 Положения об общественных работах).

Кстати, время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию (п. 14 Положения об общественных работах).


Выплаты безработным


Гарантии гражданам, увольняемым в связи с сокращением штата
или ликвидацией организации

При расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата либо ликвидацией организации увольняемому сотруднику, кроме заработной платы и компенсации за неиспользованные отпуска, полагается выплатить дополнительное выходное пособие (см. таблицу 3).

Таблица 3

Выходное пособие, положенное сокращаемым либо увольняемым
в связи с ликвидацией организации работникам


Пособие Размер пособия
Основное пособие Средний месячный заработок (ч. 1 ст. 178 ТК РФ)

Пособие на период
трудоустройства Сохраняется средний
месячный заработок
на период
трудоустройства (с
зачетом выходного
пособия) Не свыше 2 месяцев со дня
увольнения (ч. 1 ст. 178 ТК РФ)
Для районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей -
не свыше 3 месяцев со дня
увольнения (ч. 1 ст. 318 ТК РФ)
Сохраняется средний
месячный заработок
на период
трудоустройства
(в исключительных
случаях по решению
службы занятости) В течение 3 месяцев со дня
увольнения (ч. 2 ст. 178 ТК РФ) <*>

Для районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей -
в течение 4 - 6 месяцев со дня
увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ)
<**>

Пособие
при досрочном
расторжении
трудового
договора Средний заработок работника, исчисленный
пропорционально времени, оставшемуся до истечения
двухмесячного срока предупреждения об увольнении (ч. 3
ст. 180 ТК РФ)
Пособие
работникам,

занятым на
сезонных работах
Двухнедельный средний заработок (ч. 3 ст. 296 ТК РФ)

--------------------------------
<*> При условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в службу занятости и не был ею трудоустроен.

<**> При условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в службу занятости и не был ею трудоустроен.

Лицам, заключившим трудовые договоры на срок до двух месяцев, выходное пособие не полагается (ст. 292 ТК РФ).

Пособие по безработице

Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2006 N 819.

В 2009 г. минимальная величина пособия по безработице составляет 850 руб., максимальная величина - 4900 руб. (п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.12.2008 N 915).

Пособие по безработице начисляется с первого дня признания гражданина безработным. Между тем гражданам, уволенным в связи с сокращением численности или штата либо ликвидацией организации и не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата, пособие начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода (п. 3 ст. 31 Закона о занятости). Само пособие должно выплачиваться ежемесячно при условии прохождения безработным лицом перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц (п. 6 ст. 31 Закона о занятости).

Порядок определения размеров пособия, а также условия и сроки его выплаты прописаны в ст. ст. 30, 31, 33 и 34 Закона о занятости (см. таблицу 4).

Таблица 4

Порядок определения размера пособия по безработице

Категория граждан Как
определить
размер
пособия Продолжительность
периода выплаты
пособия
Размер пособия
Лица, уволенные из
организации по
любым основаниям,

если они в течение
12 месяцев,

предшествовавших
началу
безработицы, имели
оплачиваемую
работу не менее 26
календарных недель
на условиях
полного рабочего
дня или на
условиях неполного
рабочего дня с
пересчетом на 26
календарных недель
с полным рабочим
днем В процентном
отношении
к среднему
заработку,

исчисленному
за последние
3 месяца по
последнему
месту работы Каждый период
выплаты пособия
по безработице не
может превышать
12 месяцев в
суммарном
исчислении в
течение 18
календарных
месяцев Первый (12-месячный)
период:

- первые 3 месяца - 75%
от среднемесячной
заработной платы,

исчисленной за
последние 3 месяца по
последнему месту
работы;

- следующие 4 месяца -
60%;

- в дальнейшем - 45%.

Во всех случаях размер
выплаты должен быть не
выше максимальной
величины пособия
(4900 руб.) и не ниже
минимальной величины
пособия (850 руб.),

увеличенных на размер
районного коэффициента.

Второй (12-месячный)
период:

минимальная величина
пособия (850 руб.),

увеличенная на размер
районного коэффициента
Лица, впервые
ищущие работу В кратном
отношении к
минимальной
величине
пособия по
безработице
(850 руб.) Каждый период
выплаты пособия
не может
превышать
6 месяцев
в суммарном
исчислении в
течение
12 календарных
месяцев. При этом
общий период
выплаты пособия
не должен
превышать
12 месяцев
в суммарном
исчислении в
течение
18 календарных
месяцев Первый (6-месячный)
период:

- минимальная величина
пособия (850 руб.),

увеличенная на размер
районного коэффициента.

Второй (6-месячный)
период:

минимальная величина
пособия (850 руб.),

увеличенная на размер
районного коэффициента
Лица, стремящиеся
возобновить
трудовую
деятельность после
длительного (более
одного года)
перерыва
Лица, уволенные за
нарушение трудовой
дисциплины или
другие виновные
действия
Лица, уволенные по
любым основаниям в
течение 12
месяцев,

предшествовавших
началу
безработицы, и
имевшие в этот
период
оплачиваемую
работу менее 26
календарных недель
Лица, направленные
органами службы
занятости на
обучение и
отчисленные за
виновные действия

Судебно-арбитражная практика. Выплата службой занятости незаконно уволенному работнику пособия по безработице в период с момента его регистрации в качестве безработного и до восстановления на работе не является основанием для возникновения у работодателя обязательств перед центром занятости населения вследствие причинения ему вреда (Постановление ФАС Уральского округа от 10.01.2007 N Ф09-11736/06-С4, Определение ВАС РФ от 23.03.2007 N 2782/07). Дело в том, что обязанность центра выплачивать пособия по безработице установлена Законом и не зависит от оснований утраты работы лицом, признаваемым в спорный период безработным (Постановления ФАС Поволжского округа от 04.12.2008 N А12-7671/08 и ФАС Центрального округа от 04.03.2008 N А62-1780/2007).

По мнению Роструда, период нахождения работника в отпуске по беременности и родам неправомерно включать в 26 календарных недель оплачиваемой работы, учитываемых в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы <1>.

--------------------------------
<1> Разъяснения Роструда на вопрос от 29.01.2009, заданный на информационном портале “Работа в России“ (www.trudvsem.ru).

Имейте в виду, что безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия. При этом общий период выплат не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев (п. 5 ст. 31 Закона о занятости).

Лицам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно, а также необходимый стаж, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Однако общий период выплаты пособия все равно не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев (п. 1 ст. 32 Закона о занятости).

Обратите внимание, что с 2009 г. Федеральным законом от 25.12.2008 N 287-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации“ были сняты все ограничения по размеру пособий по безработице для уволенных по собственному желанию без уважительных причин. Таким образом, размер пособия по безработице гражданам, уволенным по сокращению численности или штата работников организации и уволенным по собственному желанию, будет совпадать.

Отметим, что безработным гражданам в период их временной нетрудоспособности также выплачивается пособие по безработице (п. 1 ст. 28 Закона о занятости).

Справка. Гражданам, расторгнувшим трудовой договор с работодателем - физическим лицом, размеры пособия по безработице и периоды его выплаты определяются в соответствии с положениями п. 2 ст. 30 и п. 1 ст. 34 Закона о занятости <2>. Пособие по безработице в данном случае начисляется:

- в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице (850 руб.), увеличенной на размер районного коэффициента;

- во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице (850 руб.), увеличенной на размер районного коэффициента.

--------------------------------
<2> Разъяснения Роструда на вопрос от 19.02.2009, заданный на информационном портале “Работа в России“ (www.trudvsem.ru).

Учтите, что в соответствии с п. 5 ст. 35 Закона о занятости размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:

- неявки без уважительной причины на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

- отказа без уважительной причины явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

И согласно п. 3 ст. 35 Закона о занятости выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

- отказа от двух вариантов подходящей работы;

- отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение граждан, впервые ищущих работу и при этом не имеющих профессии, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

- явки на перерегистрацию в состоянии опьянения;

- увольнения с последнего места работы за виновные действия, а также отчисления гражданина, направленного на обучение, за виновные действия;

- нарушения без уважительных причин условий и сроков перерегистрации (в этом случае приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию);

- самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости.

Причем указанное время, на которое приостанавливается выплата пособия, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Между тем выплата пособия по безработице совсем не производится в периоды (п. 4 ст. 35 Закона о занятости):

- отпуска по беременности и родам;

- выезда из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

- призыва к исполнению государственных обязанностей.

В данном случае указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Справка. Имейте в виду, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается только в случае неполучения пособия по безработице (п. 36 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865). При этом лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из этих оснований (ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“).

В соответствии с п. 2 ст. 35 Закона о занятости выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

- признания гражданина занятым;

- прохождения профподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

- длительной (более месяца) неявки в органы службы занятости без уважительных причин;

- переезда в другую местность;

- попытки получения либо получения пособия обманным путем;

- осуждения лица к наказанию в виде лишения свободы;

- назначения пенсии;

- отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

- смерти безработного.

Имейте в виду, что решение о прекращении, приостановке выплаты пособия или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного гражданина (п. 6 ст. 35 Закона о занятости).

Материальная помощь

Безработным лицам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки по направлению органов службы занятости органами службы занятости может оказываться материальная помощь (ст. 36 Закона о занятости).

Отметим, что в некоторых регионах введены дополнительные выплаты безработным лицам. Например, Постановлением Правительства г. Москвы от 27.01.2009 N 47-ПП утверждено Положение о порядке оказания дополнительной материальной поддержки безработным гражданам.


Право на досрочную пенсию


Бывает и так, что по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников либо ликвидацией организации, с их согласия может быть назначена досрочная пенсия на период до наступления возраста, дающего на это право. Данное правило действует в отношении лиц, имеющих страховой стаж (25 лет для мужчин, 20 лет для женщин либо льготный стаж), дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Однако сделать это можно не ранее чем за два года до наступления пенсионного возраста. Размер такой пенсии определяют по нормам базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. При достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, гражданин будет вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (п. 2 ст. 32 Закона о занятости).

Между тем при поступлении на работу или возобновлении иной деятельности выплата “досрочной“ пенсии, установленной безработному гражданину, прекращается. После завершения указанной работы выплата этой пенсии возобновляется (п. 3 ст. 32 Закона о занятости).

М.Косульникова
Главный бухгалтер
ООО “Галан“

Подписано в печать
31.03.2009