В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Региональный опыт введения новых систем оплаты труда в образовательных учреждениях

Региональный опыт введения новых систем оплаты труда
в образовательных учреждениях

Новые системы оплаты труда (НСОТ) внедрялись в течение последних лет в некоторых регионах. Большинство таких систем, введенных в образовательных учреждениях, либо оставались похожими на Единую тарифную сетку, либо прямо предусматривали ее использование, по крайней мере для части работников. Принципиально новых систем оплаты труда, основанных на отличных от используемых в ЕТС принципах, оказалось весьма мало. Рассмотрим основные модели НСОТ, вводимые регионами, и проанализируем их соответствие действующему федеральному законодательству.

Регламентация введения новых систем оплаты труда

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство и общие вопросы образования относятся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ. Это означает, что субъект РФ вправе регулировать трудовые отношения и общие вопросы образования лишь в части, не урегулированной федеральным законодательством, и в строгом соответствии с ним.

В статье 5 “Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права“ ТК РФ законодательно определена иерархия нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Регулирование трудовых и других непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права, а также другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. К последним ТК РФ относит:

- указы Президента РФ;

- постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

- нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

- нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

При этом ТК РФ накладывает следующие ограничения на нормативные правовые акты органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления:

Законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам.

2. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

3. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Введение новых систем оплаты труда работников образовательных учреждений регламентируется следующими нормативно-правовыми актами федерального уровня:

1. Трудовым кодексом (ст. 135, 144, 145), который предписывает:

Законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам.



- определять органами местного самоуправления порядок оплаты труда руководителей организаций, финансируемых из местного бюджета;

- при введении новых систем оплаты труда учитывать рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Трудовой кодекс также указывает, что базовые оклады по профессиональным квалификационным группам утверждает Правительство РФ.

В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в следующем порядке.

Правительство РФ устанавливает базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к таким группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются:

- федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;

- государственными учреждениями субъектов РФ - за счет средств бюджетов субъектов РФ;

- муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

2. Федеральным законом N 184-ФЗ*(1) (ч. 2 ст. 26.14), в соответствии с которым органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений субъекта РФ. Однако при этом, как уже было отмечено выше, нормативные правовые акты органов власти субъекта РФ не должны противоречить нормативным правовым актам федерального уровня.

3. Федеральным законом N 131-ФЗ*(2) (ст. 53), указывающим, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. При этом в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования, размер оплаты труда работников муниципальных учреждений определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта РФ.

4. Федеральным законом N 122-ФЗ*(3) (ст. 153), согласно которому при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие: устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Эксперты ЦК профсоюзов к правилам и требованиям оплаты труда педагогических работников, которые должны быть сохранены при установлении региональных и муниципальных систем оплаты труда, относят следующие элементы:

Правительство РФ устанавливает базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к таким группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.



- оплата труда с учетом повышения ставок;

- тарификация;

- доплаты за дополнительную работу;

- доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных;

- выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;

- процентные надбавки в районах Крайнего Севера;

- другие выплаты.

К условиям оплаты труда педагогических работников эксперты относят:

- изменение размеров ставок заработной платы;

- показатели квалификации;

- соотношение размеров ставок;

- зависимость размеров оплаты труда от объемов учебной (педагогической) работы;

- соотношение размеров ставок сельских и городских учителей;

- соотношение по повышенным ставкам за работу в определенных учреждениях;

- порядок исчисления заработной платы;

- особенности исчисления зарплаты преподавателей системы СПО и НПО;

- определение размеров ставок исходя из утвержденных норм часов за ставку;

- порядок и случаи почасовой оплаты;

- порядок доплат за вредные условия труда;

- порядок исчисления стажа педагогической работы.

5. Едиными рекомендациями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющей интересы Правительства РФ, работодателей и профсоюзов (данный документ носит не регламентирующий, а рекомендательный характер, и Трудовой кодекс требует учитывать его положения при разработке новой системы оплаты труда). На 2008 год такие рекомендации приняты*(4).

В них обозначены основные подходы к формированию отличных от ЕТС систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Эти системы, включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей*(5).

Системы оплаты труда работников федеральных образовательных учреждений устанавливаются с учетом:

- единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

- единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

- государственных гарантий по оплате труда;

- базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам;

- перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях;

- перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;

- мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов).

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы. Виды выплат компенсационного и стимулирующего характера, входящие в систему оплаты труда работников, устанавливаются в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемыми Минздравсоцразвития.

Единые рекомендации предусматривают, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления устанавливают системы оплаты труда работников подведомственных государственных и муниципальных учреждений в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом Единых рекомендаций.

При установлении органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления систем оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы регионального и муниципального подчинения рекомендуется использовать условия оплаты труда, установленные Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти для работников федеральных государственных учреждений. При этом могут применяться Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда*(6).

Воздействие на введение новых систем оплаты труда работников образовательных учреждений оказывают и положения следующих нормативных правовых актов:

- Закона РФ “Об образовании“*(7) (ст. 29, 32, 41);

- Бюджетного кодекса;

- Постановления Правительства РФ N 191*(8);

- типовых положений о различных типах образовательных учреждений, утвержденных постановлениями Правительства РФ;

- Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений*(9).

Новые системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

- в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- в государственных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и и ными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ;

- в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и и ными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Поскольку подавляющее большинство образовательных учреждений (дошкольного, среднего и дополнительного образования детей) являются муниципальными (за исключением образовательных учреждений Москвы и Санкт-Петербурга, так как эти города - самостоятельные субъекты РФ), новая система оплаты труда их работников должна вводиться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Эти акты должны соответствовать федеральному законодательству, устанавливающему нормы трудового права, в том числе определение систем оплаты труда, а также законодательству субъекта РФ. Однако нормативные правовые акты субъекта РФ не могут устанавливать дополнительные к принятым на федеральном уровне положения, которые были бы обязательны для исполнения органами местного самоуправления - это было бы нарушением федерального законодательства (ст. 53 Федерального закона N 131-ФЗ). На уровне субъекта РФ возможно лишь установление обязательных для исполнения органами местного самоуправления нормативов размеров оплаты труда, причем только в отношении муниципальных образований, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности.

Отметим также, что устанавливаемые на федеральном уровне новые системы оплаты труда носят необязательный характер, как четко следует из Единых рекомендаций. Иными словами, Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей не является обязательным для использования при определении новых систем оплаты труда на уровне субъекта РФ или муниципального образования. В то же время вышеприведенные положения федерального законодательства (прежде всего ТК РФ, Федерального закона N 122-ФЗ и Постановления Правительства РФ N 191) являются обязательными для применения при любой НСОТ, вводимой на региональном и муниципальном уровнях. Участие региона в комплексных проектах модернизации образования (КПМО) не дает права на изменение положений федерального законодательства и принятие в региональных нормативных правовых актах норм, отменяющих или изменяющих предписания федеральных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

На данный момент можно выделить следующие пять моделей НСОТ, лежащие в основе внедряемых субъектами РФ новых систем оплаты труда работников образования:

- совершенствование Единой тарифной сетки (дополнение ее системой доплат и надбавок);

- отраслевая система оплаты труда;

- базовая единица;

- подушевая система оплаты труда;

- штатно-окладная система оплаты труда.

Следует отметить, что принципиально отличающимися от ЕТС являются лишь последние две системы. При этом регионы, начавшие внедрение этих систем, используют их лишь для оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений. По отношению к другим категориям работников общеобразовательных учреждений (кроме руководящих, для которых устанавливаются оклады) и работникам других типов образовательных учреждений, как правило, продолжает использоваться ЕТС.

Обратим также внимание на то, что введение отраслевой системы оплаты труда (судя по всему, именно эта модель НСОТ и будет использована на федеральном уровне) и базовой единицы можно осуществить в соответствии с федеральным законодательством. Что же касается принципиально отличающихся от ЕТС моделей подушевой и штатно-окладной систем оплаты труда, то их введение в регионах осуществляется с грубым нарушением федерального законодательства и, следовательно, неизбежно будет отменено после обращений пострадавших работников образовательных учреждений в суды или органы прокуратуры.

Совершенствование ЕТС

Итак, подавляющее большинство регионов по-прежнему использует ЕТС. При этом, как правило, в нормативных правовых актах субъектов РФ и органов местного самоуправления воспроизводится модель оплаты труда, представленная в Письме Минобрнауки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N АФ-947/96*(10) (далее - Письмо N АФ-947/96). В качестве обоснования введения такой системы оплаты труда регионы ссылаются на исполнение ст. 135, 143, 144, 145 ТК РФ. В то же время некоторые регионы внесли существенные коррективы в данную модель и смело называют ее новой системой оплаты труда, причем даже участвуя в реализации КПМО.

Одной из наиболее проработанных моделей является используемая в Москве так называемая отраслевая система оплаты труда, в основу которой положена ЕТС. Отметим, что Москва является регионом-консультантом КПМО, тем самым де-факто Минобрнауки признало возможность не только формирования НСОТ на базе ЕТС, но и рекомендации такой методики другим регионам, реализующим КПМО.

Постановлением Правительства г. Москвы N 523-ПП*(11) ставка 1-го разряда ЕТС была установлена в размере 2000 руб. Затем ставки ЕТС неоднократно повышались, и в настоящее время (с 1 мая 2008 года) ставка 1-го разряда ЕТС - 4180 руб., ставка 18-го разряда - 18 810 руб.*(12) Согласно приложению 3 к Постановлению Правительства г. Москвы N 523-ПП отраслевые условия оплаты труда работников московских государственных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, включают в себя различные виды доплат и надбавок (более 50 видов). Кроме того, устанавливаются доплаты компенсационного характера за условия труда, отличающиеся от нормальных.

Областной закон Ленинградской области N 134-оз*(13) предусматривает установление для работников государственных учреждений, финансируемых из бюджета Ленинградской области, тарифной системы оплаты труда на основе тарифной сетки, являющейся полным аналогом используемой на федеральном уровне ЕТС. Минимальным размером заработной платы работников государственных учреждений в регионе признается совокупная величина тарифной ставки (оклада) 1-го разряда тарифной сетки по оплате труда (без учета общеотраслевых и отраслевых повышающих коэффициентов) и ежемесячной доплаты. При этом определено, что размер минимальной заработной платы в Ленинградской области в 2008 году не может быть ниже величины прожиточного минимума, установленной в Ленинградской области для трудоспособного населения.

Вышеуказанным законом утверждены тарифные разряды и соответствующие им межразрядные коэффициенты тарифной сетки (максимальный коэффициент равен 4,5). Размер тарифной ставки (оклада) 1-го разряда тарифной сетки устанавливается областным законом о бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год. На 2008 год величина оклада 1-го разряда тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета, а также работников муниципальных учреждений, выплата заработной платы и начисления на заработную плату которым осуществляются за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета, определена с 01.01.2008 в размере 2300 руб., с 01.02.2008 - 2622 руб. (Областной закон Ленинградской области N 184-оз*(14)).

Ленинградская модель системы оплаты труда имеет два важных дополнения, существенно увеличивающих базовые размеры оплаты труда работников образовательных учреждений. Во-первых, к тарифным ставкам (окладам) заработной платы устанавливаются повышающие коэффициенты, которые подразделяются на общеотраслевые и отраслевые. К общеотраслевым коэффициентам относятся коэффициенты квалификации и условий труда, учитывающие наличие почетных званий, продолжительность непрерывной работы в должности руководителя и по специальности, масштаб и уровень управления, наличие неблагоприятных условий труда, работу в сельской местности. Отраслевые повышающие коэффициенты отражают отраслевую специфику и особенности деятельности отдельных государственных учреждений. Так, для работников образовательных учреждений устанавливаются отраслевые повышающие коэффициенты в размере 0,15-0,4.

Во-вторых, каждому работнику государственного учреждения полагается ежемесячная доплата. Ее размер устанавливается в абсолютной сумме областным законом о бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год. На 2008 год Областным законом Ленинградской области N 184-оз ежемесячная доплата работникам государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета, установлена в следующих размерах:

- с 1-го по 5-й разряд тарифной сетки - 2000 руб.;

- с 6-го по 14-й разряд тарифной сетки - 1800 руб.;

- с 15-го по 18-й разряд тарифной сетки по оплате труда - 1500 руб.

Начисление ежемесячной доплаты производится пропорционально отработанному времени в пределах приведенного выше размера ежемесячной доплаты. При этом работникам государственных учреждений, выполняющим работу на условиях совместительства, расширения зоны обслуживания, увеличения объема работ и (или) замещения временно отсутствующего работника по профессии (должности), отнесенной к 6-18-му разряду тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений. Начисление ежемесячной доплаты (дополнительно к ежемесячной выплате) производится за фактически отработанное время, не превышающее продолжительности рабочего времени на условиях совместительства, установленного ст. 284 ТК РФ и Постановлением Минтруда РФ N 41*(15). Данная ежемесячная доплата учитывается при расчете среднего заработка, определяемого в соответствии с действующим законодательством, но не учитывается при расчете других денежных выплат (компенсационных, стимулирующих, социальных).

Усовершенствованный аналог модели оплаты труда, описанной в Письме N АФ-947/N 96, используется в Архангельской области. Распоряжение главы Администрации Архангельской области N 36р*(16) предусматривает определение структуры фонда оплаты труда работников областных государственных образовательных учреждений. В такой структуре тарифная и надтарифная части определяются в процентном отношении при фонде оплаты труда, равном 100%. Соотношение тарифной и надтарифной частей фонда оплаты труда складывается исходя из характера и содержания труда по каждой группе работников, по каждому типу образовательного учреждения.

В региональных нормативных правовых актах, утверждающих систему оплаты труда работников образовательных учреждений, как правило, предусматривается рекомендация органам местного самоуправления использовать положения данного постановления при разработке системы оплаты труда работников образовательных учреждений, финансирование которых осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Муниципальные образования, в свою очередь, как правило, почти дословно дублируют формулировки, содержащиеся в принятых на уровне региона нормативных правовых актах, хотя формально имеют возможность введения иных систем оплаты труда. Так, например, мэр Архангельска своим Постановлением N 96*(17) и мэр Северодвинска Постановлением N 46*(18) почти дословно продублировали принятое Распоряжением главы Администрации Архангельской области N 36р Положение об оплате труда работников образовательных учреждений.

Однако некоторые муниципальные образования принимают собственные системы оплаты труда, более существенно отличающиеся от региональных и от рекомендованной на федеральном уровне, хотя и основанные на использовании ЕТС.

Так, например, Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений города Нижнего Новгорода*(19) содержит дополнительные повышения должностных окладов (ставок заработной платы) педагогических и руководящих работников образовательных учреждений:

- за наличие высшей квалификационной категории - на 50 руб.;

- за наличие первой квалификационной категории - на 40 руб.;

- за наличие второй квалификационной категории - на 30 руб.

Кроме того, работникам муниципальных образовательных учреждений за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов), если такое повышение не предусмотрено принятой на региональном уровне системой оплаты труда. В частности, работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений первой и второй категории должностные оклады (ставки заработной платы) повышаются соответственно на 20% и 15%.

В этой статье рассматривается тема, начатая в предыдущем номере журнала. Читателям предлагается продолжить знакомство с новыми системами оплаты труда (НСОТ) в образовательных учреждениях, вводимыми в регионах.

Отраслевая система оплаты труда

Положение об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Московской области*(20) определяет новую систему оплаты труда, согласно которой заработная плата включает в себя ставки зарплаты (должностные оклады), тарифные ставки, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Порядок исчисления заработной платы работников учреждений устанавливается Минобразования Московской области по согласованию с Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской области.

Ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников учреждений устанавливаются в соответствии с приложением 2 к данному положению. При этом производятся различные повышения ставок, в целом воспроизводящие ранее установленные выплаты (аналогично положениям Письма N АФ-947/96).

Если не рассчитывать ставки ЕТС посредством умножения тарифных коэффициентов на ставку первого разряда, а зафиксировать ряд абсолютных значений и распределить их по должностям работников, то получится как раз отраслевая система оплаты труда. При этом полностью воспроизводятся все ранее установленные условия оплаты.

Если сравнить отраслевую систему оплаты труда с размерами ставок и должностных окладов педагогических работников, содержащихся в Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения*(21), то видно, что новая система оплаты труда фактически является возвратом старой Инструкции. Декоративные новшества (иные виды дипломов о высшем образовании, некоторая корректировка стажевых групп) принципиально ничего не меняют. Разница же в окладах отражает резко уменьшившийся вес российского рубля по сравнению с советским.

Новацией Московской областной системы оплаты труда является то, что учреждению выделяются средства в размере 15% фонда оплаты труда (ФОТ) данного учреждения на установление доплат за выполнение дополнительных работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника. Размеры доплат за выполнение этих работ и порядок их установления определяются учреждением в пределах указанных средств самостоятельно и устанавливаются локальным нормативным актом или коллективным договором (соглашением) с учетом мнения представительного органа работников.

Учреждению также выделяются средства в размере 10% ФОТ данного учреждения на установление выплат стимулирующего характера. При этом учреждение самостоятельно определяет виды, условия, размеры и порядок подобных выплат. Установление выплат стимулирующего характера производится с учетом показателей результатов труда, утверждаемых локальными нормативными актами учреждения или коллективным договором с учетом мнения представительного органа работников.

В Законе Тамбовской области N 187-З*(22) определены правовые и организационные основы установления системы оплаты труда (в том числе тарифной системы оплаты труда) работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее - образовательные учреждения) и порядок ее применения с целью реализации приоритетных направлений развития образовательной системы в Тамбовской области. Данная модель - вариация отраслевой оплаты труда - представляет собой комбинацию ЕТС, используемой для ряда категорий работников, и установления базовых окладов.

Тарифная система оплаты труда в образовательном учреждении устанавливается коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами области, содержащими нормы трудового права, названным законом, согласно единому тарифному квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Тарифная сетка по оплате труда работников образовательных учреждений состоит из двенадцати разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Она применяется для лиц рабочих профессий, специалистов и служащих, за исключением руководителя учреждения, отделения, филиала, его заместителя, главного бухгалтера и педагогических работников. Соотношение между базовыми тарифными ставками, окладами (должностными окладами) первого и двенадцатого разрядов тарифной сетки устанавливается не менее 1/2,52. Размеры базовых тарифных ставок, окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже установленных Правительством РФ.

Для руководителя, его заместителя и главного бухгалтера образовательного учреждения в зависимости от группы по оплате труда руководителей устанавливаются фиксированные базовые оклады (должностные оклады). Также устанавливаются фиксированные базовые ставки для педагогических работников образовательного учреждения. Базовые размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) на основании закона области ежегодно индексируются на коэффициент роста первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.

По ряду оснований устанавливаются повышенные тарифные ставки, оклады (должностные оклады). Среди таких оснований - работа в сельской местности, рабочих поселках, наличие квалификационной категории, уровня профессионального образования, работа в отдельных образовательных учреждениях (структурных подразделениях) с опасными и иными особыми условиями труда. Порядок установления повышенных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) для работников образовательных учреждений и отдельных категорий работников за работу с опасными и иными особыми условиями труда вводится постановлением администрации области.

Особенности условий труда на каждом рабочем месте, отношения работника к труду и другие факторы, выделяющие конкретного работника и его рабочее место среди остальных, учитываются при установлении выплат стимулирующего (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии, иные поощрительные выплаты) и компенсационного характера (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, и иные выплаты). Порядок и условия применения выплат стимулирующего и компенсационного характера определяются постановлением администрации области.

К выплатам стимулирующего характера относятся: надбавка за знание и применение иностранных языков, за высокие результаты работы, за особые условия труда, сложность и напряженность выполняемой работы, доплата молодым специалистам, другие доплаты и надбавки, премии и вознаграждения. К выплатам компенсационного характера относятся доплаты за занятость на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, другие случаи выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Своеобразная вариация отраслевой системы оплаты труда с использованием предельных размеров окладов была принята в 2007 году Областным законом Ростовской области N 655-ЗС*(23).

Предельными нормативами размеров оплаты труда для работников муниципальных предприятий и учреждений в Ростовской области являются предельные размеры должностных окладов, тарифных ставок (окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера, установленные названным областным законом. Дифференциация по уровням оплаты труда работников муниципальных учреждений производится по должностям руководителей, специалистов и служащих, специфическим для определенных видов деятельности муниципальных учреждений, на основе предельных размеров должностных окладов.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам муниципальных предприятий и учреждений производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Предельные размеры должностных окладов педагогических работников муниципальных общеобразовательных и образовательных учреждений всех типов и видов, дошкольных образовательных учреждений устанавливаются в зависимости от требований к уровню образования и стажу работы по специальности. Анализируя размеры окладов, можно выявить определенную зависимость и установить, что фактически они определяются умножением некоторых коэффициентов на определенную базовую величину.

Так же установлены предельные размеры повышения должностных окладов и тарифных ставок работникам муниципальных образовательных учреждений за работу в особых условиях труда и предельные размеры доплат работникам, занятым на работах с отклонением от нормальных условий труда. Все они совпадают с ранее принятыми в рамках ЕТС.

Установлены предельные размеры доплат за работу, не входящую в круг прямых должностных обязанностей, причем не только традиционно используемые, но и весьма своеобразные, отсутствующие в других регионах, такие, например, как доплаты работникам образовательных учреждений за работу в комиссиях по закупке товаров, услуг методами запроса ценовых котировок и открытых торгов (руководство комиссиями - 20%, работа секретаря - 15%), работникам образовательных учреждений за погрузочно-разгрузочные работы и складирование (при отсутствии в штатном расписании должности грузчика) - 25% и др.

Базовая единица

В ряде регионов в 2006-2007 годах были введены новые системы оплаты труда работников образовательных учреждений, основанные на замене ЕТС системой оплаты труда, использующей так называемую базовую единицу, умножаемую на сумму коэффициентов. Получаемое в результате произведение называется окладом работника, хотя при этом продолжает использоваться тарификация и принципы расчета заработной платы педагогических работников, применяемые при наличии ставок заработной платы, а не окладов.

Первым регионом, начавшим использовать такую систему оплаты труда, является г. Санкт-Петербург, где НСОТ была введена Законом Санкт-Петербурга N 531-74*(24) для всех отраслей бюджетной сферы. Тем самым, также как и ЕТС, был утвержден единый порядок оплаты труда работников различных отраслей. Установление особенностей оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета г. Санкт-Петербурга, было осуществлено Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1671*(25).

Система оплаты труда заключается в том, что некая сумма, называемая базовой единицей, умножается на определенные коэффициенты согласно схеме расчета должностных окладов и полученные произведения складываются. Схема расчета сводится к установлению набора коэффициентов для различных категорий работников (руководители, специалисты, служащие). Коэффициенты отражают основания для повышения величины базовой единицы. В принципе, если воспользоваться свойством аддитивности и вынести за скобки базовую единицу, сумма различных коэффициентов становится аналогом тарифного коэффициента, используемого при ЕТС, а базовая единица - иным наименованием ставки 1-го разряда ЕТС.

В качестве базового коэффициента используется коэффициент уровня образования. Повышающими коэффициентами к базовому окладу считаются коэффициенты стажа работы, специфики работы, квалификации работника (устанавливается за различные звания и квалификационные категории). Руководителям дополнительно устанавливаются следующие повышающие коэффициенты: масштаба управления (аналогия групп по оплате труда) и уровня управления (руководители, заместители, руководители структурных подразделений).

Размер коэффициента специфики работы устанавливается руководителем государственного образовательного учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками учреждения представительным органом согласно приложению 2 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга N 1671.

Для рабочих образовательных учреждений используется тарифная сетка по оплате труда рабочих государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. При этом число коэффициентов в этой сетке 8, то есть практически то же, что применялось в ЕТС для оплаты труда рабочих (9-й и 10-й разряды ЕТС разрешалось использовать лишь для отдельных высококвалифицированных рабочих).

С 1 января 2008 года Законом Санкт-Петербурга от 13.11.2007 N 534-107*(26) размер базовой единицы, принимаемой для расчета должностных окладов и тарифных ставок (окладов) работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета, был установлен в сумме 4 413 руб., а с 1 февраля - 4 545 руб.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1671 все работники ОУ разделены на две группы. В первую включены руководители, специалисты и служащие, а во вторую - рабочие. Соответственно, и оплата труда для этих двух групп строится на отличающихся принципах. При этом из нормативных правовых актов г. Санкт-Петербурга в области оплаты труда работников образования следует, что в основу системы оплаты труда всех педагогических работников образовательных учреждений положены должностные оклады, хотя на практике продолжают применяться ставки заработной платы. Это показывает непонимание разработчиками данной системы разницы между этими терминами.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Должностной оклад не подлежит изменению пропорционально объему выполненной работы. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в случае выплаты должностных окладов относится к сверхурочной и подлежит соответствующей оплате. Однако размер оплаты труда учителей и некоторых других категорий педагогических работников прямо зависит от объема их учебной нагрузки. При этом в соответствии со ст. 333 ТК РФ в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ. Поэтому исходя из положений действующего законодательства возможно установление системы оплаты труда на основе должностных окладов лишь для отдельных категорий педагогических работников, к которым учителя не относятся (старшие воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.).

Постановлением Правительства РФ N 191*(27) продолжительность рабочего времени педагогических работников в зависимости от занимаемой должности устанавливается от 18 до 36 часов за ставку. Нормирование рабочего времени на основании ставок заработной платы позволяет установить зависимость размера заработной платы учителей от объема их учебной нагрузки.

Последствия замены ставки окладом весьма серьезны.

1. Должностной оклад не подлежит пропорциональному изменению в зависимости от отработанного времени или увеличения объема выполняемой работы. Работа сверх установленной продолжительности рабочего времени при оплате исходя из должностных окладов согласно ст. 97, 98 ТК РФ квалифицируется как сверхурочная, что ведет к ее оплате за первые два часа работы в полуторном размере, за последующие часы - в двойном.

2. Должностные оклады не позволяют оплачивать труд учителей пропорционально учебной нагрузке.

3. Отсутствие размеров ставок заработной платы нарушает и права ряда категорий работников на получение досрочной трудовой пенсии по старости, так как установлена необходимость выполнения нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы для зачета этого периода времени в стаж работы, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости.

Таким образом, модель системы оплаты труда г. Санкт-Петербурга (должностные оклады с применением базового и повышающих коэффициентов) при всей схожести с ЕТС не вполне отвечает нормам действующего законодательства. Кроме того, у данной модели есть и другие недостатки. Так, в частности, установление одновременно двух коэффициентов - стажа и квалификации - дестимулирует молодых педагогов, которые даже после аттестации и получения высшей категории не смогут достичь максимального уровня оплаты труда.

Крайне незначительной в рамках данной системы является надтарифная часть, используемая на материальное стимулирование работников. Размер фонда надбавок и доплат образовательного учреждения определяется исполнительным органом государственной власти г. Санкт-Петербурга, в ведении которого находится образовательное учреждение, и составляет не более 10% ФОТ образовательного учреждения.

Образовательные учреждения с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа в пределах средств, направляемых на оплату труда, самостоятельно определяют виды и размеры надбавок и доплат к должностным окладам и тарифным ставкам (окладам) специалистов, служащих и рабочих образовательных учреждений, порядок и условия их применения с учетом того, что квалификация работников образовательных учреждений, сложность выполняемых работ, условия труда, стаж работы учтены в размерах должностных окладов, тарифных ставок (окладов).

Премирование работников образовательных учреждений осуществляется в пределах средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с положением о премировании, утвержденным руководителем образовательного учреждения с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа.

Вследствие того, что г. Санкт-Петербург является регионом-консультантом о ходе реализации КПМО, несмотря на наличие существенных недостатков в применяемой в городе системе оплаты труда работников образовательных учреждений, ряд регионов стал использовать аналогичные модели, несколько модернизируя их.

Так, например, подобная система оплаты труда установлена Законом Калужской области N 274-ОЗ*(28), однако различные повышающие коэффициенты для формирования ставок (окладов) заработной платы работников образовательных учреждений здесь используются несколько иные (применяется либо коэффициент за стаж педагогической работы, либо коэффициент за наличие квалификационных категорий), что избавило данную систему от одного из недостатков. Другой недостаток санкт-петербургской системы, связанный с использованием исключительно окладов для оплаты труда педагогических работников, также ликвидирован в законодательстве Калужской области: установлена возможность формирования как окладов, так и ставок заработной платы.

Подушевая система оплаты труда

Подушевая система оплаты труда была введена в Тюменской области и затем направлена Письмом Минобрнауки РФ N АФ-213/03*(29) в виде модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Некоторые регионы решили внедрять данную методику в экспериментальном режиме, продолжая оплачивать труд работников по ЕТС в случае уменьшения у них зарплаты при использовании новых принципов, при этом, как правило (за исключением Тюменской области), не принималось необходимых нормативных правовых актов для введения этой системы в штатном режиме. Последнее неудивительно, так как данная система оплаты труда грубо нарушает действующее законодательство и в случае обращения пострадавших работников в суд или органы прокуратуры неизбежно будет отменена как нарушающая федеральное законодательство.

Для того чтобы имитировать повышение зарплаты педагогическим работникам и предотвратить их протесты, экспериментирующие регионы шли на различные ухищрения, вводя подушевую систему оплаты труда. Так, например, в Самарской области на 2007 год нормативы бюджетного финансирования были утверждены Законом Самарской области N 165-ГД*(30) отдельно для общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по апробации новых механизмов оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений Самарской области и муниципальных общеобразовательных учреждений, и для учреждений, не участвующих в таком эксперименте.

Для того чтобы обеспечить рост средней заработной платы в учреждениях, участвующих в эксперименте, нормативы их финансирования были увеличены на 24% - для городских школ и 25% - для сельских по сравнению с учреждениями, не участвующими в таком эксперименте, что само по себе наглядно демонстрирует неконкурентоспособность данной системы оплаты труда по сравнению с ЕТС.

В самой же Тюменской области Методика формирования фонда оплаты труда*(31), использовавшаяся с 2005 года, изменялась уже шесть раз. При этом из самого названия данного документа видны грубые нарушения трудового законодательства - вместо формирования системы оплаты труда предлагается методика формирования фонда оплаты труда.

Рассмотрим основные положения Методики формирования фонда оплаты труда в действующей редакции, касающиеся непосредственно оплаты труда работников образовательных учреждений.

Для определения стоимости бюджетной образовательной услуги вводится условная единица “стоимость 1 ученико-часа“, под которой понимается стоимость некоей бюджетной образовательной услуги, включающей 1 расчетный час работы с 1 расчетным учеником в соответствии с учебным планом.

Стоимость 1 ученико-часа рассчитывается каждым образовательным учреждением самостоятельно в пределах общей части доли базовой части фонда оплаты труда образовательного учреждения для педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, по следующей формуле:

ФОТо х 34
Стп = ------------------------------------------------ , где
(а1 х в1 + а2 х в2 + ... + а11 ... х в11) х 52

Стп - стоимость бюджетной образовательной услуги;

ФОТо - общая часть доли базовой части фонда оплаты труда образовательного учреждения для педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс;

52 - количество недель в году;

34 - количество учебных недель в году;

а1 - количество учащихся в первых классах, а2 - во вторых и т.д.;

в1 - годовое количество часов по учебному плану в первом классе, в2 - во втором и т.д.

При этом указывается, что учебный план разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно и должен обеспечивать реализацию в полном объеме федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Тем самым экономически стимулируется не реализовывать региональный и школьный компоненты, сокращая общий объем обучения в целях максимизации стоимости часа работы учителя.

В методике декларируется, что при определении стоимости бюджетной образовательной услуги (руб./ученико-час) и, соответственно, должностного оклада педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, учитывается его аудиторная и неаудиторная занятость. Она включает в себя следующие виды работы в соответствии с должностными обязанностями конкретного работника: проведение уроков и подготовка к ним, проверка тетрадей, консультации и дополнительные занятия с учащимися, обучение детей-инвалидов на дому, подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, смотрам, иные формы работы с учащимися и (или) их родителями (законными представителями). Однако конкретизации учета указанных видов деятельности в методике не предусмотрено.

Должностной оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, предусматривает фиксированный размер оплаты его труда в пределах установленной продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю). Должностной оклад рассчитывается по формуле:

ДО = Стп x Н x Т x К x А, где:

ДО - должностной оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс;

Стп - расчетная стоимость бюджетной образовательной услуги (руб./ученико-час);

Н - количество учащихся по предмету в классе (классах);

Т - количество часов по предмету в месяц (согласно учебному плану);

К - повышающий коэффициент за сложность и (или) приоритетность предмета;

А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога.

В случае если педагог ведет несколько предметов, его должностной оклад рассчитывается по следующей формуле:

ДО = Стп x (Н1 x Т1 x К1 + Н2 x Т2 x К2 + ... + Нn x Тn x Кn) x А

Повышающие коэффициенты, учитываемые при определении должностного оклада педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, устанавливаются:

а) за сложность и (или) приоритетность предмета (К);

б) за квалификационную категорию педагога (А).

Повышающие коэффициенты за сложность и (или) приоритетность предмета устанавливаются в размере:

- К = 1,15 (русский язык, литература, иностранный язык, математика, первый класс начальной школы);

- К = 1,10 (история, обществознание, география, биология, информатика, физика, химия, вторые - четвертые классы начальной школы);

- К = 1,05 (право, экономика, технология);

- К = 1,0 (астрономия, физическое воспитание, ИЗО, музыка, черчение, ОБЖ).

Поощрительные выплаты по результатам труда распределяются управляющим советом образовательного учреждения по представлению его руководителя. Размеры, порядок и условия осуществления поощрительных выплат по результатам труда, включая показатели эффективности труда для основных категорий работников (педагогических работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс, иных категорий педагогических работников, административно-управленческого персонала, учебно-вспомогательного персонала, младшего обслуживающего персонала), определяются в локальных правовых актах образовательного учреждения и (или) в коллективных договорах.

Анализируя Методику формирования фонда оплаты труда, можно выделить следующие основные нарушения федерального законодательства:

1. Регламентируется оплата труда лишь учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Оплата труда педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала не регламентируется, то есть отсутствует система оплаты труда работников образовательного учреждения, установление которой предписано действующим трудовым законодательством.

2. Оплату труда обслуживающего, хозяйственного и другого персонала предлагается переводить на договоры гражданско-правового характера, что противоречит трудовому законодательству. При этом средства на оплату этих договоров не включаются в фонд оплаты труда учреждения, а размеры учебных расходов, выделяемых по нормативам финансирования, также не позволяют произвести оплату труда этих работников.

3. Используемые термины “стоимость бюджетной услуги“, “стоимость педагогической услуги“, “стоимость образовательной услуги“ (для обоснования применения показателя, измеряемого в руб./ученико-час) отсутствуют в действующем законодательстве. При этом нигде не определяется, какая, собственно говоря, услуга предоставляется и кому конкретно.

4. Декларируется, что в стоимость услуги и в норму рабочего времени входит как аудиторная, так и внеаудиторная занятость (в том числе подготовка к урокам). В результате еще более затрудняется понимание сути оказываемой услуги.

Также в стоимость входят классное руководство и проверка тетрадей, но они оплачиваются дополнительно (при этом далеко не все учителя выполняют данные виды работы, поэтому включение их оплаты в стоимость услуги вообще неправомерно).

Данные нормы подушевой модели нарушают действующее Положение об особенностях режима рабочего времени педагогических и других работников образовательных учреждений*(32).

5. Согласно п. 5 ст. 37 ТК РФ работающему по трудовому договору гарантируется установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени. Изменять продолжительность рабочего времени и нормирование труда педагогических работников - прерогатива федерального уровня власти, и на уровне субъекта РФ (а тем более местных органов самоуправления) это запрещено действующим законодательством.

6. Отсутствуют правовые основания для снижения заработной платы учителей при наполняемости класса ниже предельно допустимой нормы (25 человек), тем более что учитель не может повлиять на комплектование класса в сложных демографических условиях.

7. Оклад в соответствии со ст. 129 ТК РФ является фиксированной величиной и не может ежемесячно варьироваться при изменении числа учащихся в классе или нагрузки педагога. Тем самым фактически модель рассчитывает лишь заработную плату учителя, в то время как согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре должны обязательно фиксироваться размеры тарифных ставок, окладов или должностных окладов. В последней редакции методики уже предусматривается установление в трудовом договоре конкретного должностного оклада работника, компенсационных выплат, а соответственно, и более высокий уровень социальных гарантий по оплате труда по сравнению с первоначальной версией методики.

Отметим также, что декларируемый сторонниками подушевой системы оплаты труда принцип платы за результативность работы и отход от урочной системы никак не отражается в формулах этой модели системы оплаты труда. Система построена исключительно на почасовом принципе, дополненном учетом числа учащихся в классе.

Штатно-окладная система оплаты труда

В Чувашской Республике с 1 сентября 2007 года стали внедрять штатно-окладную систему оплаты труда на основании Закона Чувашской Республики N 45*(33). Названный закон предусматривает, что оплата труда педагогических и руководящих работников государственных общеобразовательных учреждений Чувашской Республики (руководителей, заместителей руководителей, кроме заместителей руководителей по административно-хозяйственной работе, далее - руководящие работники государственных общеобразовательных учреждений Чувашской Республики) осуществляется в соответствии с порядком формирования системы оплаты труда и стимулирования педагогических и руководящих работников государственных общеобразовательных учреждений Чувашской Республики, утверждаемым Кабинетом министров Чувашской Республики, исходя из размера базового должностного оклада.

Размер базового должностного оклада определяется один раз в год по состоянию на 1 сентября исходя из утверждаемой Кабинетом министров Чувашской Республики величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Чувашской Республике за II квартал соответствующего года.

В норму рабочего времени педагогических работников государственных общеобразовательных учреждений Чувашской Республики входит учебная и неучебная занятость.

Учебная занятость включает проведение уроков и подготовку к ним, обучение детей-инвалидов на дому, консультации и дополнительные занятия с обучающимися.

Неучебная занятость включает проверку тетрадей, классное руководство, заведование учебными кабинетами, учебными мастерскими и учебно-опытными участками, ведение внеклассной работы по физическому воспитанию, заведование интернатами при школах, учебно-консультационными пунктами заочных отделений школ, заочных школ и вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ с очно-заочной формой обучения, подготовку учащихся к предметным олимпиадам, конференциям, смотрам, конкурсам, методическую работу и иные формы работы с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями).

Порядок формирования системы оплаты труда и стимулирования педагогических и руководящих работников государственных общеобразовательных учреждений Чувашской Республики, участвующих во внедрении комплексного проекта модернизации образования в Чувашской Республике*(34) предусматривает распределение продолжительности рабочего времени для педагогического персонала, осуществляющего образовательный процесс, в объеме 36 часов работы в неделю (1500 часов в год) по различным видам деятельности в Годовом плане работы педагогического работника, составляемом на учебный год и утверждаемом руководителем общеобразовательного учреждения.

Оплата труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений производится исходя из размеров должностного оклада, стимулирующих выплат и выплат компенсационного характера. При этом размер должностного оклада педагогических работников общеобразовательных учреждений устанавливается исходя из размера базового должностного оклада с учетом коэффициентов, учитывающих уровень образования, стаж педагогической работы, квалификационную категорию.

Таким образом, модель штатно-окладной системы предусматривает оплату труда учителей на основе должностных окладов и связана с изменением порядка нормирования их труда. Тем самым грубо нарушается федеральное законодательство, не предоставляющее такого права органам власти субъектов РФ. Фактически осуществляется установление различной учебной нагрузки учителя в пределах 36-часовой рабочей недели в рамках выплачиваемого должностного оклада без дифференциации оплаты труда, что противоречит Постановлению Правительства РФ N 191. Также нарушается и Приказ Минобрнауки РФ N 69, в котором отсутствует регламентация внеурочной деятельности учителя, более того, прямо указано, что это ненормируемая часть рабочего времени.

Само же установление норм времени за выполнение определенных работ относится к компетенции федерального уровня власти. Согласно ст. 161 ТК РФ для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.

Правила разработки и утверждения типовых норм труда*(35) указывают, что пересмотр типовых норм труда в случаях, предусмотренных законодательством РФ, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения.

Типовые межотраслевые нормы труда утверждаются Минтруда; типовые профессиональные, отраслевые и иные нормы труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Минтруда. Типовые нормы труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Возможность утверждения норм труда органами власти субъектов РФ действующим законодательством не предусмотрена.

Кроме того, фактически вводится верхний предел учебной нагрузки учителя, что также может быть осуществлено только федеральным законодательством. Согласно ст. 333 ТК РФ такое ограничение устанавливается в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении определенных типа и вида, утверждаемым Правительством РФ.

Существуют предложения использовать “вилки“ должностных окладов, однако обоснованные критерии установления конкретного размера оклада в рамках диапазона отсутствуют. В результате этот подход также намного ухудшает регламентацию оплаты труда работников образовательных учреждений по сравнению с установлением диапазона разрядов ЕТС в зависимости от четко определенных критериев по каждой должности.

А. Вифлеемский,

д.э.н., директор Центра экономики образования,

г. Н. Новгород


“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 8, 9, август, сентябрь 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

*(2) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

*(3) Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации“.

*(4) Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2007, протокол N 9 (далее - Единые рекомендации).

*(5) Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.2007 N 605.

*(6) Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.10.2007 N 663.

*(7) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“.

*(8) Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников“.

*(9) Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утв. Приказом Минобразования РФ от 28.06.2000 N 1908.

*(10) Письмо Минобрнауки РФ N АФ-947 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26.10.2004 “О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году“.

*(11) Постановление Правительства г. Москвы от 19.07.2005 N 523-ПП “О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы“.

*(12) Постановление Правительства г. Москвы от 01.04.2008 N 231-ПП “Об увеличении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы“.

*(13) Областной закон Ленинградской области от 25.09.2007 N 134-оз “Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета Ленинградской области“.

*(14) Областной закон Ленинградской области от 14.12.2007 N 184-оз “Об областном бюджете Ленинградской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“.

*(15) Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 “Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры“.

*(16) Распоряжение главы Администрации Архангельской области от 18.01.2005 N 36р “О примерном положении об оплате труда и условиях применения доплат и надбавок в областных государственных образовательных учреждениях“.

*(17) Постановление главы муниципального образования г. Архангельска от 22.03.2005 N 96 “Об утверждении Положения об оплате труда и условиях применения доплат и надбавок в муниципальных образовательных учреждениях“.

*(18) Постановление мэра г. Северодвинска от 25.04.2005 N 46 “Об утверждении Положения об оплате труда и условиях применения доплат, надбавок и иных выплат в муниципальных образовательных учреждениях и учреждениях, подведомственных Управлению образования Администрации Северодвинска“.

*(19) Утверждено Постановлением Администрации г. Нижнего Новгорода от 12.04.2006 N 1093 “Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений города Нижнего Новгорода“.

*(20) Положение об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Московской области, утв. Постановлением Правительства Московской области от 28.06.2007 N 462/22.

*(21) Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утв. Приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 N 94.

*(22) Закон Тамбовской области от 07.05.2007 “О заработной плате работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений“.

*(23) Областной закон Ростовской области от 15.03.2007 N 655-ЗС “О предельных нормативах размеров оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений муниципальных образований в Ростовской области“.

*(24) Закон Санкт-Петербурга от 05.10.2005 N 531-74 “Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга“.

*(25) Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1671 “О системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга“.

*(26) Закон Санкт-Петербурга от 13.11.2007 N 534-107 “О бюджете Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“.

*(27) Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников“.

*(28) Закон Калужской области от 27.12.2006 N 274-ОЗ “Об установлении отраслевых систем оплаты труда“.

*(29) Письмо Минобрнауки РФ от 13.09.2006 N АФ-213/03 “О подготовке и направлении вариантов модельных методик“.

*(30) Закон Самарской области от 07.12.2006 N 165-ГД “Об областном бюджете на 2007 год“.

*(31) Методика формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений в Тюменской области, утв. Постановлением Администрации Тюменской области от 06.12.2004 N 164-пк.

*(32) Положение об особенностях режима рабочего времени педагогических и других работников образовательных учреждений, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69.

*(33) Закон Чувашской Республики от 19.07.2007 N 45 “О внесении изменений в закон Чувашской Республики “Об упорядочении оплаты труда работников государственных учреждений Чувашской Республики“.

*(34) Порядок формирования системы оплаты труда и стимулирования педагогических и руководящих работников государственных общеобразовательных учреждений Чувашской Республики, участвующих во внедрении комплексного проекта модернизации образования в Чувашской Республике, утв. Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 25.09.2007 N 237.

*(35) Правила разработки и утверждения типовых норм труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 804.