В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Учитываем расчеты с работниками по оплате труда

Учитываем расчеты с работниками по оплате труда

Осуществление деятельности бюджетных организаций сопряжено с определенными расходами, предусмотренными сметами доходов и расходов. Одна из основных статей расходов - затраты по оплате труда работников. Объектами бухгалтерского учета по оплате труда являются суммы начисленной заработной платы, удержаний из нее и суммы, причитающиеся к выплате. Другой немаловажный вид расходов - это начисления на заработную плату. О расходах, связанных с оплатой труда, и пойдет речь в данной статье.

Основным документом, регламентирующим вопросы оплаты труда (заработной платы), является Трудовой кодекс. В нем содержатся общие положения, касающиеся оплаты труда всех работников, а также предусмотрены особенности регулирования труда отдельных их категорий - педагогических, медицинских работников, спортсменов, тренеров и др.

Так что же следует понимать под заработной платой (оплатой труда)? Процитируем определение, приведенное в ст. 129 ТК РФ: заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно Единым рекомендациям *(1) системы оплаты труда работников бюджетных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе единых принципов:

- первостепенной роли Конституции РФ, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории РФ. Таким образом, размеры и условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, не могут быть снижены или ухудшены по сравнению с ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

- самостоятельности в установлении систем оплаты труда;

- зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

- повышения уровня заработной платы.

В настоящее время бюджетные учреждения, производящие оплату труда на основе ЕТС, осуществляют переход на новые системы оплаты труда в соответствии с Постановлением N 605*(2).

Табель учета рабочего времени как основание расчета заработной платы

Сумма заработной платы зависит от отработанного за месяц времени, которое фиксируется в табеле учета рабочего времени. Таким образом, данный первичный документ является для бухгалтера основанием для начисления заработной платы, подтверждая исполнение работником обязательств по трудовому договору.

Ведение табеля учета рабочего времени осуществляется лицами, назначенными приказом по организации в целом или в разрезе структурных подразделений по установленной форме (0301008). Табель открывается ежемесячно за 2-3 дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц. Внесение в табель вновь поступивших на работу в организацию (структурное подразделение) сотрудников и исключение из него выбывших производятся только на основании документов по учету личного состава: приказов о приеме на работу, переводе, увольнении. В верхней строке табеля проставляются условные обозначения (кодов) затрат рабочего времени, а в нижней - продолжительность отработанного или неотработанного времени (в часах, минутах) по соответствующим кодам затрат рабочего времени на каждую дату. При необходимости допускается увеличение количества граф для проставления дополнительных реквизитов по режиму рабочего времени, например, времени начала и окончания работы в условиях, отличных от нормальных.

По окончании месяца работником, ответственным за ведение табеля, подводится итог общего количества дней (часов) явок, дней (часов) неявок, а также часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, ночные часы и другие виды оплаты) с записью их в соответствующие графы. Заполненный табель подписывается лицом, ведущим табельный учет, руководителем структурного подразделения и сотрудником кадровой службы.

Заполненный табель в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов, после утверждения табеля руководителем учреждения он используется для составления расчетно-платежной ведомости, в которой отражается начисление заработной платы и выплат, произведенных работникам в течение месяца и причитающихся им для окончательного расчета, а также удержанных из заработной платы налогов и других сумм.

Расчетно-платежная ведомость выполняет несколько функций - расчетного документа, платежного документа и, кроме того, регистра аналитического учета расчетов с работниками по заработной плате.

Отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с оплатой труда

Начисление


Начисленную работникам организации сумму заработной платы следует отразить в регистрах бухгалтерского учета. Порядок ее отражения на счетах бюджетного учета зависит от того, за счет каких средств произведено начисление заработной платы. Согласно п. 183 Инструкции N 25н*(3) начисленная заработная плата, выданная:

- за счет бюджетных средств, - сопровождается проводкой
Дебет счета 1 401 01 211 “Расходы по заработной плате“
Кредит счета 1 302 01 730 “Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате“ - за счет средств от приносящей доход деятельности, -
Дебет счета 2 106 04 340 “Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)“
Кредит счета 2 302 01 730 “Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате“

Удержания

Из начисленной заработной платы работодателем могут производиться удержания, но только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами (ст. 137 ТК РФ). Чтобы произвести удержания из заработной платы, организация должна иметь на то основание. Удержания из начисленных в пользу работников сумм заработной платы и прочих вознаграждений условно можно разделить на обязательные и произведенные по инициативе работодателя.

К обязательным относятся удержания, обязанность по осуществлению которых возлагается на организации на основании Налогового кодекса, а также федеральных законов и иных нормативных актов:

- налог на доходы физических лиц;

- алименты;

- удержания по прочим исполнительным документам.

Статьей 137 ТК РФ предусмотрены некоторые обстоятельства, с возникновением которых работодателю предоставлено право производить удержания из заработной платы работника по своей инициативе. Они производятся на основании приказа руководителя, в котором указываются причины удержания и его размер. С данным приказом следует ознакомить сотрудника, с которого производятся удержания, под роспись.

Такие виды удержаний, как членские профсоюзные взносы, погашение ранее выданных ссуд, займов, платежи по добровольному медицинскому, имущественному и прочему личному страхованию, производятся по соглашению между работником и организацией на основании письменных заявлений работника.

Как следует учитывать в бухгалтерском учете удержания из заработной платы? В соответствии с п. 196 Инструкции N 25н для расчетов по удержаниям из заработной платы, стипендий, безналичным перечислениям на счета во вклады сотрудников организации, взносам по договорам добровольного страхования; взносам на пенсионное страхование, суммам членских профсоюзных взносов, исполнительным листам и другим документам применяется счет 304 03 000 “Расчеты по удержаниям из оплаты труда“.

Алименты и иные удержания из оплаты труда (кроме удержанного НДФЛ) отражаются проводкой:

Дебет счета 1 (2) 302 01 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате“
Кредит счета 1 (2) 304 03 730 “Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из оплаты труда“
Перечисление удержанных сумм учитывается следующим образом:

- перечисления с лицевого счета организации в органе казначейства:

Дебет счета 1 (2) 304 03 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из оплаты труда“
Кредит счетов 1 304 05 211 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по заработной плате“, 2 201 01 610 “Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов“
Для наблюдения за состоянием расчетов с бюджетом по НДФЛ применяется аналитический счет 303 01 000 “Расчеты по налогу на доходы физических лиц“.

Удержанные из доходов работников суммы НДФЛ отражаются проводкой:

Дебет счетов 1 (2) 302 01 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате“
Кредит счета 1 (2) 303 01 730 “Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц“
Операция по перечислению НДФЛ оформляется следующим образом:

Дебет счета 1 (2) 303 01 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц“
Кредит счетов 1 304 05 211 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по заработной плате“, 2 201 01 610 “Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов“

Выплата

Сумма начисленной заработной платы за минусом удержаний выплачивается работникам либо наличными денежными средствами из кассы бюджетной организации, либо перечисляется на открытый физическому лицу в кредитной организации счет с последующим зачислением на пластиковую карточку.

Согласно п. 95 Инструкции N 25н при выдаче заработной платы из кассы бюджетного учреждения составляется проводка:

Дебет счета 1 (2) 302 01 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате“
Кредит счета 1 (2) 201 04 610 “Выбытия из кассы“
Не полученная в установленный срок заработная плата подлежит учету в составе депонентской задолженности. Эта операция сопровождается проводкой (п. 195 Инструкции N 25н):

Дебет счета 1 (2) 302 01 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате“
Кредит счета 1 (2) 304 02 730 “Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами“
Выдачу депонированной заработной платы работнику следует оформить проводкой:

Дебет счета 1 (2) 304 02 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами“
Кредит счета 1 (2) 201 04 610 “Выбытия из кассы“

Начисления на заработную плату

Начисленные суммы заработной платы являются объектом обложения ЕСН и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - взносы на страхование от НС и ПЗ).

Учет расчетов по ЕСН ведется на счете 303 02 000 “Расчеты по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации“.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются на счете 303 06 000 “Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

Начисленные суммы ЕСН и взносов на страхование от НС и ПЗ отражаются такой проводкой:

Дебет счетов 401 01 213 “Расходы на начисления на оплату труда“, 106 04 340 “Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)“
Кредит счетов 303 02 730 “Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации“, 303 06 730 “Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“

Пример.
Сумма начисленной за счет бюджетных средств заработной платы бюджетной организации за месяц составила 420 000 руб.

Из нее произведены следующие удержания:

- НДФЛ - 32 000 руб.;

- алименты - 10 000 руб.;

- профсоюзные взносы - 4 200 руб.

Произведены начисления на заработную плату:

- ЕСН 26% - 109 200 руб.;

- взносы на НС и ПЗ 0,2% - 840 руб.

Наличные средства поступили в кассу организации для выдачи заработной платы в сумме 373 800 руб. Сумма не полученной заработной платы - 15 000 руб.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующими проводками:

-------------------------------------------------------------T------------T------------T-----------¬
¦ Наименование операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦Сумма, руб.¦
+------------------------------------------------------------+------------+------------+-----------+
¦Отражено начисление заработной платы работникам бюджетной¦1 401 01 211¦1 302 01 730¦ 420 000 ¦
¦организации ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------------------+------------+------------+-----------+
¦Начислен ЕСН ¦1 401 01 213¦1 303 02 730¦ 109 200 ¦
+------------------------------------------------------------+------------+------------+-----------+
¦Начислены взносы на обязательное социальное страхование от¦1 401 01 213¦1 303 06 730¦ 840 ¦
¦несчастных случаев на производстве и профессиональных¦ ¦ ¦ ¦
¦заболеваний ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------------------+------------+------------+-----------+
¦Удержан НДФЛ с заработной платы работников бюджетной¦1 302 01 830¦1 303 01 730¦ 32 000 ¦
¦организации ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------------------+------------+------------+-----------+
¦Отражена сумма удержанных алиментов и профсоюзных взносов ¦1 302 01 830¦1 304 03 730¦ 14 200 ¦
+------------------------------------------------------------+------------+------------+-----------+
¦Перечислены в бюджет ЕСН и страховые взносы на страхование ¦1 303 02 830¦1 304 05 213¦ 110 040 ¦
+------------------------------------------------------------+------------+------------+-----------+
¦Перечислен в бюджет НДФЛ ¦1 303 01 830¦1 304 05 211¦ 32 000 ¦
+------------------------------------------------------------+------------+------------+-----------+
¦Перечислены алименты и профсоюзные взносы ¦1 304 03 830¦1 304 05 211¦ 10 000 ¦
+------------------------------------------------------------+------------+------------+-----------+
¦Отражено получение в кассу наличных денежных средств на¦1 204 01 510¦1 304 05 211¦ 373 800 ¦
¦выдачу заработной платы ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------------------+------------+------------+-----------+
¦Произведена выдача заработной платы ¦1 302 01 830¦1 204 01 610¦ 358 800 ¦
+------------------------------------------------------------+------------+------------+-----------+
¦Отнесена на депонент не полученная в установленные сроки¦1 302 01 830¦1 304 02 730¦ 15 000 ¦
¦заработная плата работников ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------------------------------------+------------+------------+------------

И.С. Зернова


“Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 1, июль 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 год, утв. Решением трехсторонней комиссией по урегулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2007, протокол N 9.

*(2) Постановление Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений“.

*(3) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н.