В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Договоримся с контрагентами

Договоримся с контрагентами

Расчеты с поставщиками и подрядчиками за работы, услуги и материальные ценности являются важным элементом в системе бюджетного учета. Данные расчеты - это наиболее распространенные виды расчетов в бюджетных учреждениях.

Расчеты в бюджетных учреждениях осуществляются не только в соответствии с нормами Гражданского кодекса, но и с нормами бюджетного законодательства.

Порядок расчетов за поставленные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги определяется условиями заключенного договора или контракта. В договоре (контракте) могут быть предусмотрены авансовые платежи, расчеты могут осуществляться после отгрузки поставщиками товарно-материальных ценностей, выполнения подрядчиками работ или оказания услуг либо одновременно с ними.

Правовую сторону вопроса рассмотрит юридическая служба. А вот бухгалтеру важно помнить, что оплата договоров осуществляется в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Оплата должна производиться в соответствии с кодами классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.

Учреждение принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями либо в соответствии с законом, иным правовым актом или соглашением.

В отношении договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств от приносящей доход деятельности, полученных федеральными учреждениями, статьей 6 Закона от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“ предусмотрено, что заключение и оплата таких договоров производится в пределах утвержденных смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями).

Учреждения осуществляют расчеты с поставщиками и подрядчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, которые относятся к статьям 220 “Оплата работ, услуг“ и группе расходов 300 “Поступление нефинансовых активов“ КОСГУ. Согласно приказу Минфина России от 24 августа 2007 г. N 74н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“ расходы бюджетных учреждений по указанным статьям производятся в соответствии с заключенными договорами (контрактами). Причем сами договорные отношения на поставку материальных ценностей могут быть оформлены не только договором, но и счетом, кассовым чеком и другими документами, подтверждающими факт сделки. Но только в случае, если сумма за поставленные материальные ценности не превышает предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, установленного Центральным банком России. В настоящее время согласно Указанию Центрального банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке составляет 100 000 руб.

В остальных случаях приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются с помощью размещения государственного заказа, в результате которого заключается контракт.

При заключении контрактов бюджетные учреждения должны руководствоваться Законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон N 94-ФЗ). Он устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере.

Закон N 94-ФЗ определил следующие виды размещения заказов:

- путем проведения конкурса;

- путем проведения открытого конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

- путем проведения аукциона;

- путем запроса котировок;

- у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

- на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах.

В статье мы не будем останавливаться на применении данного закона, так как более подробно ранее писали о реализации Закона в журнале (N 2/2008, стр. 6; N 10/2007, стр. 25; N 2/2007, стр. 20).

Авансирование расходов

Часто в договорах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг предусмотрены авансовые платежи. Размеры авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг), подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, определены постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. N 778 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“. Учреждение вправе предусматривать авансовые платежи:

- в размере до 100 процентов суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- в размере до 30 процентов суммы договора (контракта), но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Об этом же говорится в письме Федерального казначейства от 26 марта 2008 г. N 42-7.1-15/5.3-126.

Для бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета субъекта РФ или местных бюджетов, этот вопрос должен быть отражен в законе (решении) о соответствующем бюджете либо в ином нормативно-правовом акте субъекта или муниципального образования.

Бюджетный учет

Расчеты с дебиторами по авансовым платежам учитывают отдельно от расчетов. вследствие которых образуется кредиторская задолженность.

Расчеты по авансам, перечисленным учреждениями поставщикам и подрядчикам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам), учитываются на со ответствующих счетах аналитического учета счета 0 206 00 000 “Расчеты по выданным авансам“.

На соответствующих счетах аналитического учета счета 0 302 00 000 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками“ учитывают расчеты учреждений в разрезе счетов аналитического учета:

- с поставщиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги;

- с подрядчиками за выполненные ра боты.

При поставке материальных ценностей, выполнении работ, оказании услуг поставщики (подрядчики) предъявляют учреждению следующие сопроводительные документы:

- счет;

- накладные;

- акты выполненных работ, оказанных услуг;

- счета-фактуры;

- спецификации, сертификаты, удостоверения качества и другие документы.

Аналитический учет расчетов с поставщиками по выданным авансам, за поставленные материальные ценности, оказанные услуги ведется в Журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071) либо в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051).

Рассмотрим, как отразить на счетах бюджетного учета расчеты по выданным авансам и расчеты с поставщиками и подрядчиками.

Дебет 1 501 15 000 (1 501 15 220, 1 501 15 300) “Полученные лимиты бюджетных обязательств“ (“Полученные лимиты бюджетных обязательств по расходам за счет приобретения услуг“, “Полученные лимиты бюджетных обязательств по приобретению нефинансовых активов“)
Кредит 1 501 13 000 (1 501 13 220, 1 501 13 300) “Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств“ (“Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по расходам за счет приобретения услуг“, “Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по приобретению нефинансовых активов“)
- получены лимиты бюджетных обязательств на основании Уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822);

Дебет 1 501 13 000 (1 501 13 220, 1 501 13 300) “Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств“ (“Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по расходам за счет приобретения услуг“, “Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по приобретению нефинансовых активов“)
Кредит 1 502 11 000 (1 502 11 220, 1 502 11 300) “Принятые бюджетные обязательства текущего года“ (“Принятые бюджетные обязательства текущего года за счет приобретения услуг“ “Принятые бюджетные обязательства текущего года за счет приобретения нефинансовых активов“
- приняты бюджетные обязательства за счет средств соответствующего бюджета на основании документов, подтверждающих их принятие: договор, счета, товарные и кассовые чеки, товарно-транспортные накладные и другие. Аналитический учет принятых бюджетных обязательств ведется в Журнале регистрации бюджетных обязательств (ф. 0504064).

Дебет 0 206 00 000 (0 206 04 560, 0 206 05 560, 0 206 06 560, 0 206 07 560, 0 206 08 560, 0 206 09 560, 0 206 19 560, 0 206 20 560, 0 206 21 560, 0 206 22 560) “Расчеты по выданным авансам“
Кредит 1 304 05 220, 1 304 05 300, 2 201 01 610 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению услуг“, “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по поступлениям нефинансовых активов“, “Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов“
- перечислен аванс за товары, работы, услуги.

При предпринимательской деятельности одновременно сумму перечисленного аванса отражают на забалансовом счете 18 “Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения“ по соответствующему коду классификации расходов бюджетов.

Дебет 1 401 01 220, 2 106 04 340 “Расходы на приобретение услуг“, “Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)
Кредит 0 302 00 000 (0 302 04 730, 0 305 05 730, 0 302 06 730, 0 302 07 730, 0 302 08 730, 0 302 09 730) “Расчеты с поставщиками и подрядчиками“
- приняты к учету выполненные работы, оказанные услуги на основании актов выполненных работ, оказанных услуг;

Дебет 0 106 00 000 (0 106 01 310, 0 106 02 320, 0 106 03 330, 0 106 04 340), 0 105 00 000 (0 105 01 340 - 0 105 06 340) “Вложения в нефинансовые активы“, “Материальные запасы“
Кредит 0 302 19 730, 0 302 20 730, 0 302 21 730, 0 302 22 730 “Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств“, “Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов“, “Увеличение кредиторской задолженности по приобретению непроизведенных активов“, “Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов“
- принятие к учету материальных ценностей;

Дебет 2 210 01 560 “Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам“
Кредит 2 302 00 000 (2 302 04 730, 2 302 05 730, 2 302 06 730, 2 302 07 730, 2 302 08 730, 2 302 09 730, 2 302 19 730, 2 302 20 730, 2 302 21 730, 2 302 22 730) “Расчеты с поставщиками и подрядчиками“
- учтен НДС по приобретенным материальным ценностям, оказанным услугам за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Дебет 0 302 00 000 (0 302 04 830, 0 302 05 830, 0 302 06 830, 0 302 07 830, 0 302 08 830, 0 302 09 830, 0 302 19 830, 0 302 20 830, 0 302 21 830, 0 302 22 830) “Расчеты с поставщиками и подрядчиками“
Кредит 0 206 00 000 (0 206 04 560, 0 206 05 560, 0 206 06 560, 0 206 07 560, 0 206 08 560, 0 206 09 560, 0 206 19 560, 0 206 20 560, 0 206 21 560, 0 206 22 560) “Расчеты по выданным авансам“
- произведен зачет ранее перечисленного аванса;

Дебет 0 302 00 000 (0 302 04 830, 0 302 05 830, 0 302 06 830, 0 302 07 830, 0 302 08 830, 0 302 09 830, 0 302 19 830, 0 302 20 830, 0 302 21 830, 0 302 22 830) “Расчеты с поставщиками и подрядчиками“
Кредит 1 304 05 220, 1 304 05 300, 2 201 01 610 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению услуг“, “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по поступлениям нефинансовых активов“, “Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов“
- окончательный расчет с поставщиками и подрядчиками.

При предпринимательской деятельности одновременно сумму перечисленного аванса отражают на забалансовом счете 18 “Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения“ по соответствующему коду классификации расходов бюджетов.

Дебет 2 303 04 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость“
Кредит 2 210 01 660 “Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам“
- принят к вычету НДС по приносящей доход деятельности.

Централизованные поставки

Основными нормативными актами, которыми следует руководствоваться при организации централизованных поставок материальных ценностей, являются Бюджетный кодекс, Закон N 94-ФЗ, часть IV “О порядке учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями“ Инструкции, утвержденной приказом Минфина России N 25н от 10 февраля 2006 г. (далее - Инструкция N 25н).

Решение о централизованной закупке принимает главный распорядитель бюджетных средств, который является заказчиком. Кроме заказчика участниками централизованного снабжения являются грузополучатель - бюджетная организация, подведомственная заказчику, и поставщик - организация, с которой заключен договор поставки материальных ценностей. На основании заявок подведомственных заказчику учреждений определяется общая потребность в материальных ценностях на определенный период. Как правило, им являются месяц, квартал, полугодие, год.

После того как главный распорядитель бюджетных средств определит объем поставок материальных ценностей, перед ним возникнет вопрос заключения договора с поставщиком. Отметим, что при заключении договора необходимо учитывать нормы Закона N 94-ФЗ, а при отражении операций в бухгалтерском учете по централизованной поставке материальных ценностей следует руководствоваться Инструкцией N 25н и разъяснениями, изложенными в письме Минфина России от 29 декабря 2005 г. N 42-7.1-01/2.2-397 “Об отражении в бюджетном учете операций по централизованным поставкам“.

В данной статье не рассмотрен вопрос отражения в бюджетном учете операций по централизованным поставкам, так как мы уже писали об этом подробно (N 6/2007, стр. 14).

А.А. Комлева,

редактор-эксперт журнала “Бюджетный учет“


“Бюджетный учет“, N 6, июнь 2008 г.