В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Как сделать работу приятной?

“Кадровик. Кадровое делопроизводство“, 2008, N 1


КАК СДЕЛАТЬ РАБОТУ ПРИЯТНОЙ?


Вы никогда не задумывались над вопросом, почему некогда интересная работа со временем превращается в занудную ежедневную каторгу с грошовым пособием? Ведь ничего же не меняется, только проходит какое-то количество месяцев или лет, и бывшие плюсы становятся минусами. А как многообещающе все начиналось! Только вспомните, как вы хотели получить эту вакансию, как чуть ли не дрались за свое место под солнцем, лишь бы взяли вас, такого распрекрасного, на работу... Так что же за метаморфоза с нами происходит?

Всем известно, что работа отнимает большую часть нашей жизни. А на что мы тратим оставшееся время?
Согласно исследованиям восемь лет среднестатистический человек смотрит телевизор, семь - принимает водные процедуры, пять - убирает жилище. А какую уйму времени отнимает сон! Если подсчитать, то можно прослезиться: жизнь проходит просто “замечательно“. Мы ничего в ней не замечаем, потому что не ценим свой самый важный жизненный ресурс - время.

А ведь от того, как мы используем свое время, зависит очень многое, в том числе и наш успех. Да, да, эти понятия крепко связаны друг с другом. Почему-то немало людей представляют себе жизненный успех в виде шезлонга на берегу моря под пальмой и коктейля с трубочкой... Как угодно, но только не соотносят его с трудовой деятельностью, которая, теряя свою новизну, быстро становится трудовой повинностью. Вы часто говорите себе по вечерам: “Господи, завтра опять идти на работу! Ужас, как не хочется...“? К сожалению, мы сами превращаем выполнение профессиональных обязанностей в ежедневную повинность, и, несмотря на все дарованные нам привилегии, от хорошей зарплаты до различных бонусов, хотим, чтобы отпуск никогда не кончался, а больничный (правильный диагноз - воспаление хитрости) никогда не закрывался. Не так ли? Если последние строчки о вас, то задайте себе один-единственный вопрос: “Зачем я это делаю?“ Зачем вы рано встаете, зачем едете на другой конец города, зачем сидите в кабинете рядом с людьми, которые, вполне вероятно, вам ни уму, ни сердцу? Зачем выполняете распоряжения начальника-деспота (крохобора, монстра и т.д.)? Зачем? Ах, вам жить не на что! Вот в чем дело, и поэтому вы готовы отдавать большую часть себя и своего драгоценного времени взамен такого насущного эквивалента - денег. Но здесь вы
лукавите. Ваша работа не одна-единственная на свете. И одним из вариантов решения проблемы (опостылевшая вам тяжелая повинность) будет новое трудоустройство.

Один нюанс. Ваши рассуждения могут быть не совсем объективны, так как “привычка свыше нам дана“. Имея приличный оклад и хорошую должность, вы, мягко говоря, несколько оторвались от реальности. Поэтому не порите горячку. Лучше, опираясь на предлагаемые в нашем журнале объявления о вакансиях, досконально проанализируйте рынок труда по схеме “вакансия - должностные требования - занятость (график работы) - зарплата - удаленность от дома - социальный пакет (бонусы)“. Сделайте серьезный сравнительный анализ. Может статься, что такая несложная процедура вернет вас на землю, и вы будете больше ценить то, что имеете. Или, наоборот, вынудит задуматься о своем месте в жизни. Одна моя знакомая чуть ли не боготворила свою фирму и повторяла: “Куда мне рыпаться с моим-то образованием и специальностью?“ Женщина не учла, что за время успешной работы в сфере торговли она накопила бесценный опыт. Как-то в руки ей случайно попал наш еженедельник, и она просто ахнула. Оказывается, организаций, подобных ее компании, великое множество и столько же интереснейших предложений. Поэтому, как говорят, знание - сила. А при трудоустройстве - вдвойне.

Часто мы неуютно чувствуем себя на престижной работе, получая солидную зарплату. Да, да, богатые тоже плачут. По каким-то только нам известным причинам нас такая великолепная позиция не устраивает. И тут в своем трудоустройстве необходимо руководствоваться советами Стива Джобса, основателя известной компьютерной компании Apple: “Не слушайте никого. Шум чужих мнений не должен заглушать ваш внутренний голос. Слушайте только свое сердце и интуицию. Они откуда-то точно знают, кем
вам быть и что делать. Все остальное - не важно...“. Наверное, многое было бы в нашей стране по-другому, гонись мы с вами не за престижной должностью, а за тем делом, что нам по душе. Мало того, что страдает общее дело, страдаем и мы сами, наша психика, если ощущаем себя не на своем месте.

Учтите и тот факт, что при поиске работы не бывает 100%-ного попадания. В каждой новой трудовой деятельности есть свои сложности, тонкие места и раздражающие моменты. Случается, например, что, устроившись летом на отличное предприятие, вы обнаружите, что зимой в помещении жутко холодно, а простудные заболевания - ваша ахиллесова пята. Или тесно, или офис плохо убирают, или мешает сосредоточиться навязчивое радио и т.д., и т.п. Если это внешние раздражители, то подумайте, как их устранить, а если избавиться от них нельзя, то решите, как примириться с окружающей действительностью. Вполне вероятно, что включенное радио нервирует в коллективе только вас одного. Вообще, в психологии принято считать, что, если человека что-то выводит из себя, значит, раздражение вызывает не предмет, а... сам человек. Выявляя то, что вам мешает спокойно и комфортно работать, обязательно учитывайте мнение психологов. Если же вам не нравятся манеры другого сотрудника, скажите ему об этом. Классический пример: “Не надо повышать на меня голос!“ Может статься, что в порыве негодования ваш коллега не обратил внимания на тот факт, что он накричал на вас... Если вам действительно мешают работать, обсудите проблему с начальником. Практически в каждом коллективе есть такие товарищи: сами особенно ничего не делают и другим постоянно мешают.

Для того чтобы выполнять работу было
приятно, вы сами обязаны создать себе комфортные условия. Это не значит, что нужно делегировать полномочия и сидеть пить чай с вареньем. Просто если вы хотите делать что-то действительно стоящее и добиться успеха в профессиональной сфере, то вам вполне по силам устранить все, что непосредственно мешает. В том числе и личные проблемы. Возьмите за правило - пришли на работу, значит, забыли обо всем, кроме служебных обязанностей. Умолчим о любимом виде деятельности некоторых людей - обсуждении “как у кого личная жизнь складывается“, хотя такое занятие, честно говоря, успеху в делах тоже не способствует. Бесспорно, если с родственником случилось несчастье, он попал в больницу, невозможно забыть о случившемся, но от того, что работник станет все время думать об этом, его близкий человек не выздоровеет. А у него самого все будет валиться из рук... Необходимо постараться более рационально использовать рабочее время. Тут вполне естественно мешают не только совещания, выполнение новых для вас функций, но и то, что от вас по объективным причинам не зависит. Это практически неизбежно при любом коллективном роде деятельности. А вот составить рациональный план работы на следующий трудовой день, отсечь все лишнее вполне по силам любому специалисту.

Итак, с планом все предельно ясно. Не удивляйтесь, если с каким-то заданием вы справитесь быстрее намеченного, а какое-то займет намного больше времени. Главное, вы делаете дело. Не ясно, что имеется в виду под словами “отсечь все лишнее“? В межличностных отношениях это умение сказать “нет“ ворам вашего времени и различного рода манипуляторам. Некоторые коллеги решение своих личных проблем считают чуть ли не самым главным делом, и
поэтому, появляясь на службе, озадачивают ими всех окружающих. Уверяю вас, если вы пару раз вежливо, но твердо откажите таким сотрудникам, то они третий раз уже к вам не подойдут. В противном случае сядут вам на шею и свесят ножки. Поставьте себя правильно в коллективе с самого начала, буквально с первого дня. Всем мил не будешь, а работа - главное, ради чего вы приходите в офис.

Думаю, вас не сильно огорчит тот факт, что какую-то кулуарную новость вы узнаете одним из последних. Бывают, конечно, очень важные слухи (планируемое сокращение, различные пертурбации, новые назначения, размеры премий), но они мимо вас никак не пройдут, даже если вы не очень-то общительны. Лишнее - это и некоторые деловые контакты, когда, вместо того чтобы решить вопрос по телефону, ваш оппонент предлагает встретиться (полдня можете смело “выбрасывать“). На своей практике делового общения знаю, что личная встреча необходима только в самых экстренных случаях. Таких, например, как знакомство с самим предприятием. Как-то, приехав в одно известное рекламное агентство, я не обнаружила там даже минимума требуемой для такого рода работы техники - все заказы рекламщики... переадресовывали другим компаниям, что, в принципе, я могла сделать и без них. Да и долгие телефонные переговоры на службе тоже нонсенс. Есть, конечно, и здесь исключения: надо убедить оппонента, клиент туго соображает и т.д.

Другой страшный бич нашей работы - непрошеные посетители. И это может крайне негативно повлиять на трудовой процесс. Так, один мой знакомый бизнесмен - очень приятный, легкий в общении, удивительно остроумный человек, душа любой компании. Его офис в центре города буквально осаждали партнеры, друзья
и просто знакомые. В конце концов он вынужден был переехать за город, сменив все телефоны, так как из-за того, что ему постоянно мешали многочисленные посетители, он не успевал выполнять свои обязанности. Если вам так же, как и моему знакомому, надоедают визитеры, попробуйте прибегнуть к некоторым хитростям. Совет для тех, кто работает не в личном кабинете, а в общем зале: никогда не поднимайте голову, если кто-то входит в комнату. Обратив внимание на посетителя, вы не только сами отвлекаетесь, но и тем самым поощряете его к общению. Создайте неудобные условия для разговора: не усаживайте незваного гостя, сами встаньте, выйдите из-за стола. В крайнем случае инсценируйте свой уход к начальству. Хорошо работает прием обещания встречи в следующий раз, если ваше общение так необходимо, а сейчас, мол, жутко некогда. Как правило, нарушитель ваших деловых планов пожимает плечами и признается, что зашел-то он просто так, ничего у него нет срочного и серьезного.

В такие моменты очень важно быть твердым. Слова “неудобно“, “невежливо“, “некрасиво“ лучше забыть. Здесь уместна расхожая фраза: “Ничего личного, это работа“. “Нет“ надо научиться говорить и ненужным бумагам, которые к вам поступают. Как правило, уже при первом же прочтении становится ясно, необходим вам данный документ или нет. Действуйте решительнее! Уверяю вас, один шанс из тысячи, что в дальнейшем вы пожалеете о какой-то бумажке, выброшенной в мусорную корзину. Старайтесь не тянуть свое рабочее время с помощью болтовни и бесконечных чаепитий, от этого только образуются завалы. На постоянных авралах далеко не уедешь, только стресс заработаешь. Наоборот, уплотняйте свое время, сведя до минимума все не столь важное.
Если вы выполнили сложное задание, обязательно отдохните хотя бы десять минут. Мысленно себя похвалите и даже побалуйте чем-то доступным, например, шоколадкой или чашечкой кофе. И тогда ваша работа, даже самая трудная, станет для вас приятной. Для того чтобы это ощущение не исчезло, не только избегайте излишнего общения и увлечения второстепенными делами, но и держите себя в форме (сон - питание - здоровье), а также настраивайтесь перед работой на позитив. Последнее, кстати, прибавит вам еще и энергии, так необходимой для достижения успеха.

Е.Ишутина

Подписано в печать
25.12.2007