В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Проверка строительства и ремонта зданий и сооружений

Проверка строительства и ремонта зданий и сооружений

В ходе осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности практически все бюджетные учреждения в целях поддержания нормальных технико-эксплуатационных характеристик своих зданий и сооружений производят текущий и капитальный ремонт, а иногда реконструкцию и строительство новых объектов основных средств. Далее освещены основные моменты, связанные с осуществлением данной деятельности.

Размещение заказа

Согласно ст. 70 БК РФ обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:

- оплату труда, командировочные и иные выплаты;

- оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

- уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей;

- возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится бюджетными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) (п. 1 ст. 71 БК РФ).

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Необходимо отметить, что Федеральный закон N 94-ФЗ содержит следующее требование: размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона.

Федеральным законом N 94-ФЗ не предусмотрено право бюджетного учреждения на размещение заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, путем проведения конкурса, запроса котировок либо у единственного источника, за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, что подтверждено Письмом Минэкономразвития РФ от 14.01.2008 N 884-77 “О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона N 94-ФЗ“.

Принятие должностным лицом бюджетного учреждения решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ должно осуществляться путем проведения торгов или же размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона, влечет наложение административного штрафа в размере 50 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

Напомним, что под аукционом понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым. Закрытый аукцион может проводиться исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), сведения о которых составляют государственную тайну. Если начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта (цена лота) не превышает 1 млн. руб., открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в Интернете.

Государственный контракт

Строительные, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 763 ГК РФ).

Напомним, что под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Федерального закона N 94-ФЗ.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие работы, связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера, и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Согласно п. 1 ст. 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать сведения об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Договор строительного подряда считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о сроке выполнения работ (п. 4 Информационного письма ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 “Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда“).

При составления договора строительного подряда учреждение может воспользоваться Гражданским кодексом, Постановлением Правительства РФ от 14.08.1993 N 812 “Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации“, а также Руководством по составлению договоров подряда на строительство в РФ, доведенным Письмом Минархстроя РФ от 10.06.1992 N БФ-558/15.

Согласно п. 2 ст. 711 ГК РФ подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда. Для бюджетных учреждений размер авансовых платежей по договору строительного подряда не может превышать 30% от суммы договора (п. 6а Правил осуществления в 2008 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ и объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2007 N 989).

Ремонт зданий и сооружений

Ремонт зданий и сооружений подразделяется на текущий и капитальный. Так как ни Инструкция N 25н*(1), ни другие нормативные акты по бюджетному учету не содержат определения данных понятий, следовательно, по мнению автора, необходимо обратиться к нормативным документам в области строительства.

В соответствии с п. 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (далее - МДС 81-35.2004), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1, к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.

Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

В результате анализа приведенных определений напрашивается вывод, что по текущему ремонту можно производить только незначительные работы, следовательно, все основные работы должны производиться по капитальному ремонту.

Перечень основных работ, осуществляемых в ходе текущего и капитального ремонта, для объектов социально-культурной сферы приведен в Ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (Р) “Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения“, утвержденных Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее - ВСН 58-88 (Р)), а для объектов производственной сферы в Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденном Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279. Следует обратить внимание, что именно этими документами и будут пользоваться ревизоры в случае проведения проверки при отнесении выполненных работ к текущему или капитальному ремонту.

В соответствии с п. 1.1 ВСН 58-88 (Р) данное положение распространяется на объекты коммунального и социально-культурного назначения независимо от формы собственности по перечню, согласно СНиП 2.08.02-89* “Общественные здания и сооружения“, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 (далее - СНиП 2.08.02-89*), а также СНиП 31-05-2003 “Общественные здания административного назначения“, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 N 108 (далее - СНиП 31-05-2003).

Необходимо отметить, что согласно Письму Минюста РФ от 15.04.2004 N 07/3893-ЮД СНиП 31-05-2003 отказано в государственной регистрации, однако в соответствии с Письмом Ростехрегулирования от 10.02.2005 N КС-7 “По вопросу действия СНиП, принятых в 2003 году и не прошедших регистрацию в Минюсте РФ“ СНиП 31-05-2003 продолжают действовать и сохраняют свою обязательную силу в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании“ как технические нормы по вопросам безопасности строительства.

Согласно приложению 1 к СНиП 2.08.02-89* к зданиям и помещениям общественного назначения относятся:

- здания и помещения учебно-воспитательного назначения;

- здания и помещения здравоохранения и социального обслуживания населения;

- здания и помещения сервисного обслуживания населения;

- сооружения, здания и помещения для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов;

- здания и помещения для временного пребывания.

К общественным зданиям административного назначения относятся здания учреждений непроизводственной сферы деятельности, где основные помещения используются только часть суток и в которых, как правило, находится постоянный контингент работников, привыкших к местным условиям (приложение Е к СНиП 31-05-2003). Следовательно, при квалификации выполняемых работ большинство бюджетных учреждений могут руководствоваться ВСН 58-88 (Р).

При осуществлении текущего и капитального ремонта бюджетному учреждению необходимо уделить должное внимание его обоснованию.

Потребность в текущем ремонте своих объектов и его объем бюджетное учреждение определяет на основании результатов плановых технических осмотров. Их нужно проводить два раза в год (весной и осенью). Согласно п. 3.5 ВСН 58-88 (Р) при весеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в весенне-летний период, устанавливать объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта в год проведения осмотра. При осеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта следующего года.

Для обоснования проведения капитального ремонта бюджетными учреждениями должны составляться дефектные ведомости или дефектный акт. Форма данных документов ничем не утверждена, следовательно, они могут составляться в произвольной форме.

После того, как учреждение определилось с недостатками, которые должны быть устранены, составляется смета на проведение ремонтных работ и заключается договор подряда (если учреждение не может произвести ремонт собственными силами).

При осуществлении текущего ремонта смета составляется по форме, приведенной в приложении 2 к МДС 81-35.2004, а в случае проведения капитального ремонта кроме локальной сметы должен быть составлен и сводный сметный расчет, по форме, приведенной в том же приложении.

Если в ходе проведения капитального ремонта будут затрагиваться конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий и сооружений, то он должен проводиться на основании разрешения на строительство (п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса).

Строительство

В соответствии с разд. 3 МДС 81-35.2004 при новом строительстве осуществляется возведение комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе.

Новое строительство, как правило, осуществляется на свободных территориях в целях создания новых производственных мощностей.

При расширении действующих предприятий производится строительство дополнительных производств на ранее созданном предприятии, возведение новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей, а также строительство филиалов и производств, входящих в их состав, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.

При реконструкции (переустройстве) существующих цехов предприятия и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанной с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемой по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды могут осуществляться следующие мероприятия:

- расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;

- строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;

- строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.

После принятия решения о строительстве нового здания (сооружения) бюджетному учреждению прежде всего необходимо оформить документы на земельный участок, на котором будет осуществляться строительство, так как в соответствии со ст. 222 ГК РФ в случае создания здания (сооружения) на земельном участке, не отведенном для этих целей, построенное здание может быть признано самовольной постройкой, подлежащей сносу. Кроме того, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации“ строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

Оформив права на земельный участок, учреждение должно определить, каким способом будет вестись строительство. Существует два основных варианта: учреждение может строить объект своими силами, без привлечения специализированной подрядной организации (хозяйственным способом), или же заключить договор на строительство с подрядной организацией и оставить за собой функции заказчика-застройщика. Перечень функций, осуществляемых заказчиком-застройщиком, приведен в Положении о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 N 714.

Напомним, что в соответствии с п. 6.1 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ с 01.07.2008 прекращается лицензирование видов деятельности, связанных с проектированием, строительством зданий и сооружений и инженерными изысканиями для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

Согласно ст. 743 ГК РФ объем и содержание выполняемых работ определяются в соответствии с технической документацией и сметой. Основным нормативным документом, подробно регламентирующим вопросы, связанные с технической документацией для строительных работ, является Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденная Приказом Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 (СНиП 11-04-2003).

Проектно-сметная документация при строительстве хозяйственным способом оформляется в порядке, аналогичном порядку, применяемому при строительстве подрядным способом. Ее подготовка должна быть возложена на специализированную проектную организацию.

Сметная документация оформляется в установленном порядке независимо от метода осуществления строительства - подрядным или хозяйственным способом. Цена строительных работ определяется на основании сметы (ст. 743 ГК РФ). Смета представляет собой перечень работ с указанием их стоимости и единиц измерения объемов работ. Смета составляется по форме, приведенной в приложении 2 к МДС 81-35.2004.

В соответствии с ч. 11 ст. 49 Градостроительного кодекса порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и порядок ее взимания устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время данный порядок регламентируется Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 “О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий“.

Предпроектная и проектная документация на реконструкцию, в том числе техническое перевооружение, находящихся в федеральной собственности зданий и сооружений, в которых располагаются федеральные государственные органы, а также на строительство таких зданий и сооружений после проведения государственной экспертизы, если проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством РФ, представляется государственными заказчиками в Минэкономразвития для проведения экономической оценки обоснованности планируемых объемов государственных капитальных вложений на эти цели (п. 15 Постановления Правительства РФ от 11.10.2001 N 714 “Об утверждении положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета“).

Утверждение в установленном порядке указанной документации и начало финансирования работ по реконструкции, в том числе техническому перевооружению, и строительству таких зданий и сооружений осуществляются после получения положительного заключения Минэкономразвития, принятого по результатам экономической оценки.

После получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации сметная стоимость строительства или реконструкции подлежит утверждению руководителем учреждения, что будет являться основанием для начала финансирования.

Утверждение проектно-сметной документации до получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации является одним из самых распространенных нарушений, осуществляемых бюджетными учреждениями.

Согласно п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса строительство и реконструкция в Российской Федерации осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости совершить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения или сооружения.

Разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления на основании заявления застройщика. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 Градостроительного кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

При отсутствии вышеперечисленных документов или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

В соответствии с п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Оплата выполненных строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ, в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ“, должна производиться только на основании унифицированных форм первичной учетной документации по формам КС-2 “Акт о приемке выполненных работ“ и КС-3 “Справка о стоимости выполненных работ и затрат“. Однако очень часто строительные организации используют самостоятельно разработанные формы. В данном случае нужно отметить, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Строительная организация может дополнять унифицированные формы первичной учетной документации дополнительными реквизитами, но удалять из них какие-либо реквизиты не имеет права.

В соответствии с Письмом Росстата от 31.05.2006 N 01-02-9/381 “О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации N КС-2, КС-3 и КС-11“, Письмом Минфина РФ от 11.02.2003 N 16-00-14/56, а также п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.11.1998 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ не допускается заполнение унифицированных форм первичной учетной документации в условных единицах, а также заполнение показателя количества в графе 6 формы КС-2 в процентном выражении.

В соответствии с п. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса ввод построенного здания или сооружения осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации (п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса).

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается застройщику на основании заявления органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство.

К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);

5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства;

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);

9) заключение органа государственного строительного надзора, органа государственного пожарного надзора (в случае, если законодательством предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственного пожарного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 9.5 КоАП РФ эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 руб.; на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб.; на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. Обязанность подать заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, возлагается на то учреждение, за которым это имущество закреплено на основании акта соответствующего уполномоченного органа (Постановление Правительства РФ от 31.08.2000 N 648 “Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности“).

А. Репин,

эксперт журнала “Бюджетные учреждения: ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности“


“Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности“, N 6, июнь 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н “Об утверждении Инструкции по бюджетному учету“.