В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Проблемы пенсионного реформирования


“Кадровик. Трудовое право для кадровика“, 2007, N 9


ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ


В результате проведения пенсионной реформы ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения Российской Федерации стали социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемые в основном за счет налогов. Суть пенсионной реформы состояла в том, что часть уплачиваемого работодателем единого социального налога (ЕСН) шла в Пенсионный фонд РФ. Пенсия гражданина Российской Федерации стала формироваться как базовая, страховая и накопительная части.

Конституция Российской Федерации провозглашает государство Российскую Федерацию правовым и социальным государством.

Граждане Российской Федерации на основании ст. 39 Конституции Российской Федерации имеют гарантированное право на социальное обеспечение “по возрасту, в случае наступления болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом“.

Таким образом, государство Российская Федерация закрепляет за собой алиментарное обязательство по содержанию гражданина при наступлении у последнего определенных условий социальной незащищенности, выплате ему компенсации утраченного заработка в случае наступления старости, утраты определенной степени трудоспособности при конституционно закрепленном статьей Конституции Российской Федерации праве данного человека и гражданина Российской Федерации на достойный уровень жизни.

Государственное социальное обеспечение является формой распределения материальных благ между такими социально незащищенными членами общества, как граждане, достигшие пенсионного возраста, инвалиды, граждане, утратившие кормильца, безработные граждане и другие категории граждан Российской Федерации, нуждающиеся в оказании социальной помощи государства для удовлетворения личных жизненно важных физических, интеллектуальных, социальных потребностей в целях охраны здоровья, поддержания уровня жизнедеятельности не только с учетом вклада каждого в общественное производство, но и в зависимости от социальных жизненных обстоятельств каждого субъекта.

Таким образом, социальное обеспечение является особым социальным институтом государства и гарантирует каждому члену общества не только достойное развитие, но и сохранение и предоставление источника средств к существованию при наступлении определенных социальных рисков.

Законодательная база социального обеспечения Российской Федерации крайне многообразна, в настоящее время нормативно закреплено и урегулировано право граждан на предоставление им пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальных пенсий, также пенсий за выслугу лет, пособий по временной нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам, различные виды пособий на детей, систему пособий и компенсационных выплат при наступлении различных юридических фактов (пособия неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, социальное пособие на погребение, различные пособия и компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим от радиации, а также различные другие виды пособий и компенсационных выплат и более ста видов различных льгот и услуг).

Начиная с 1990 г. в федеральном законодательстве социального обеспечения Российской Федерации нашли правовое закрепление такие основополагающие положения социального обеспечения Российской Федерации, как всеобщность, доступность, адресность, множественность видов социального обеспечения, провозглашено применение дифференцированного подхода в обеспечении различных социально-демографических групп и слоев населения при соизмеримости размеров выплат социального обеспечения с прожиточным минимумом, установленным государством.

Осуществление принципа всеобщности социального обеспечения возможно путем расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг, появления новых видов социального обеспечения при возникновении новых социальных рисков, например выплата социальных пенсий, компенсационных выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий ВИЧ-инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т.д.

Государство использует комплексные меры социальной защиты населения путем установления фиксированного размера социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета, демократизации условий назначения и получения социальных выплат, предоставления возможности судебной защиты прав субъекта правоотношений социального обеспечения.

Принцип адресности предусматривает получение пособий и компенсационных выплат, дополнительных льгот, бесплатных услуг, специальных выплат в зависимости от уровня материальной обеспеченности или иных критериев социальной незащищенности определенных категорий граждан, например только для малообеспеченных либо многодетных граждан, граждан, достигших 80-летнего возраста, граждан, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев и вынужденных переселенцев.

Адресность социального обеспечения предполагает также применение социально оправданных критериев дифференциации специфики отдельных видов общественно полезной деятельности социальных групп и слоев населения, например при установлении мер социальной защиты военнослужащих, работников органов внутренних дел, государственных служащих, сотрудников налоговой полиции, судей и других категорий граждан.

Важной положительной чертой российского законодательства социального обеспечения является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. В то время, как каждый гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. К примеру, если пенсионер является инвалидом Великой Отечественной войны или признан ребенком блокадного Ленинграда, то данный гражданин как пенсионер имеет право на выплату двух видов пенсий: по старости и по инвалидности, помимо этого он также вправе получать различные пособия на детей, льготное лекарственное обеспечение, бесплатную государственную или муниципальную медицинскую помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и так далее.

При этом указанные категории граждан, будучи здоровыми и трудоспособными, честно трудились и отдали на благо государства большую часть своей жизни и здоровья, родили и воспитали детей, занимались общественно полезной деятельностью.



Законодательная база социального обеспечения в Российской Федерации крайне многообразна, постоянно развивается и дополняется.

Однако многообразие форм права социального обеспечения, развитые социальные, демократические принципы отрасли, к сожалению, перекрываются отсутствием достойного уровня социального обеспечения граждан, не только попавших в тяжелую жизненную ситуацию, но и пенсионеров, и инвалидов, для которых пенсия является единственным источником средств существования и компенсацией утраченного заработка в связи с наступившими рисками.

Что связано со следующими объективными причинами социально-экономического развития Российской Федерации на современном этапе.

Как известно, формирование средств пенсионного обеспечения в течение многих лет производилось за счет средств государственного бюджета, формировалось из налоговых отчислений граждан Российской Федерации.

То есть, другими словами, для пенсионного содержания одного пенсионера в стране должны работать в системе общественного производства несколько трудоспособных граждан.

По данным председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова, для содержания одного гражданина пенсионного возраста необходим труд 7 - 8 трудоспособных граждан, в то время, как в настоящее время на одного пенсионера приходится около 1,5 человек работающих.

При этом в стране в настоящее время крайне высока смертность трудоспособного населения, а также рост числа инвалидов по различным причинам.

Выступая 21 декабря 2006 г. на Совете законодателей, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что “в России на тысячу работающих приходится сегодня 276 детей и 323 пенсионера. Посчитайте, кто работает!“
Председатель Комиссии по социальным вопросам Общественной палаты Российской Федерации А. Очирова на заседании Общественной палаты Российской Федерации 22.12.2006 отметила, что “Ежегодно умирает примерно 900 тыс. россиян, при этом четверо из пяти умерших - мужчины. Ситуация перестала быть просто критической: каждый день мы недосчитываемся или Карелии, или Псковской области. Это очень серьезно!“
По мнению членов Общественной палаты Российской Федерации, в России отсутствуют социальные стандарты жизни, анализ причин преждевременной смерти россиян. Отмечено, что за последние несколько лет по управляемым внешним причинам преждевременно умерло около 4 млн чел., как правило, репродуктивного и трудоспособного возраста. По уровню смертности трудоспособного населения от сердечно-сосудистых заболеваний Российская Федерация превышает аналогичные показатели Евросоюза как минимум в 4,5 раза. Общий уровень смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин превосходит показатели развитых стран в 2,5 раза, развивающихся стран - в 1,5 раза.

Таким образом, поскольку работающих граждан трудоспособного возраста в Российской Федерации с каждым годом становится все меньше, а пенсионеров - все больше, специалисты подсчитали, что через каких-нибудь 15 - 20 лет работающее население не сможет обеспечивать пенсионное содержание неработающим.

Выход из сложившейся ситуации был найден в проведении пенсионной реформы.

Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения Российской Федерации стали социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемые в основном за счет налогов.

Суть пенсионной реформы состояла в том, что часть уплачиваемого работодателем единого социального налога (ЕСН) шла в Пенсионный фонд РФ.

Пенсия гражданина Российской Федерации стала формироваться как базовая, страховая и накопительная части, что позволило, наконец, уйти от так называемой уравниловки граждан и завести на каждого личный индивидуальный (персонифицированный) счет учета денежных отчислений.

Главная особенность нынешнего социального страхования состоит в том, что впервые в нашей стране были созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации.

Данные фонды являются самостоятельными федеральными финансово-кредитными учреждениями. Аккумулируемые этими фондами денежные средства не подлежат изъятию, не входят в состав бюджетов других фондов, при этом являются государственной собственностью Российской Федерации.



Тарифы страховых взносов определяются налоговым законодательством Российской Федерации и в обязательном порядке уплачиваются работодателем.

Кроме того, государство также участвует в формировании средств данных фондов с целью финансирования выплат пенсий и пособий военнослужащим, работникам МВД и их семьям, социальных пенсий, а также большинства видов пособий.

Государство также осуществляет значительные дотации в Фонд социального страхования, в Государственный фонд занятости населения.

Помимо этого во всех этих фондах аккумуляция средств происходит также и за счет добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств указанных фондов.

Таким образом, указанные фонды в основном развиваются так же, как это происходит в большинстве государств мира.

Однако главной проблемой, препятствующей эффективному использованию денежных средств пенсионных накоплений, является отсутствие надежного механизма защиты употребления средств этих фондов не по целевому назначению, отсутствие эффективной работы - мер, предусматривающих ответственность за несвоевременное перечисление прямых ассигнований государства в эти фонды, а также длительные задержки выплаты заработной платы, задержки с перечислением страховых взносов работодателями по разным причинам производственного характера.

В настоящее время средний размер пенсии в России составляет 26% от средней заработной платы, сравним с развитыми зарубежными государствами, где размер пенсионных выплат составляет 80% среднего заработка гражданина. При этом Международная организация труда рекомендует, что уровень подобного замещения выплат не должен быть ниже 40%.

На сегодняшний день размер усредненной пенсии российского гражданина составляет 108 - 110% прожиточного минимума.

При постоянно производимой индексации выплат у 81% россиян базовая часть пенсии по старости в мае 2006 г. “выросла“ на 8,5%, страховая часть пенсии увеличилась на 6,3%, что составило прибавку к пенсии около 200 руб.

Так, в районах Крайнего Севера с 1 апреля 2006 г. размер пенсии был увеличен приблизительно на 260 руб. Размер пенсии инвалидов Великой Отечественной войны за этот период вырос на 500 руб.

Федеральным льготникам, “обменявшим“ свои льготы на денежные компенсации, проведена индексация выплат в 8,5%.

Таким образом, до индексации размер пенсии среднего россиянина составлял 2764 руб., после индексации 2006 г. средний размер пенсии в Российской Федерации “вырос“ приблизительно до 3 тыс. руб.

В данном случае предоставляется возможность проследить реальное увеличение пенсионных выплат российского пенсионера.

Если не произойдет никаких экономических, финансовых изменений, то увеличение коэффициента замещения в Российской Федерации, по мнению Правительства Российской Федерации, начнется только после 2022 г., то есть тогда, когда начнется выход на пенсию возрастной категории граждан.

Несмотря на предпринятый в последнее время государством комплекс мер, направленный на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем.



Это такие проблемы, как низкий размер пенсий, нивелирование различий между трудовыми и социальными пенсиями, несовершенство механизма увеличения заработка, из которого исчисляется пенсия, и другие.

Существуют необоснованные различия в уровне пенсионного обеспечения разных категорий пенсионеров, отсутствует эффективный механизм поддержания покупательной способности социальных выплат.

Несмотря на принимаемые государством меры, имеют место систематические нарушения сроков выплаты пенсий и пособий по различным обстоятельствам.

Существует определенная бессистемность социальных выплат, предоставляемых семьям с детьми.

Пенсионные накопления по заявлению гражданина поступают в государственные или частные управляющие компании. При этом, если гражданин не указал своего желания, “по умолчанию“ его пенсионные накопления поступают в государственную управляющую компанию.

На сегодняшний день накопительная часть пенсий составляет около 300 млрд руб. Ежегодно происходит увеличение объемов накоплений примерно в два раза.

В настоящее время пенсионные накопления поступают во Внешэкономбанк (ВЭБ) и около 50 частных управляющих компаний в пропорции 96% на 4%. В государственном управлении находятся пенсионные средства граждан, выбравших государственную управляющую компанию “по умолчанию“.

Однако, по мнению экспертов, пенсионные накопления не попадают в экономику, а просто отдаются в кредит государству.

Во всем мире, в том числе в Америке, Германии, Франции, пенсионные фонды являются главным элементом насыщения государственных кредитных ресурсов под строгим контролем государства. “Пенсионные“ деньги используются в качестве капитала для выдачи долгосрочных кредитов.

В России средства Пенсионного фонда “не работают“. В настоящее время 98% из суммы пенсионных накоплений, порядка 7 млрд долл., сосредоточены в государственных структурах.

Проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от изменения концепции пенсионного обеспечения, что возможно лишь при принятии нового пенсионного закона и требует особого рассмотрения.

В настоящее время уровень пенсий у большинства пенсионеров ограничен тремя минимальными размерами заработной платы. Можно сказать, что лица, получающие пенсии в таких размерах, обеспечены ниже уровня минимальной потребительской корзины.

Лица, отдавшие обществу от 30 до 40 и более лет своей трудовой деятельности, должны иметь право на достойный уровень жизни при выходе на пенсию. В противном случае государство не должно декларировать существование двух видов пенсий: трудовых и социальных, ибо разница между ними практически отсутствует.

Трудовым пенсиям должна быть возвращена их изначальная сущность. Достойный размер должен быть характерен для трудовых пенсий, назначаемых всем категориям граждан. При этом никоим образом невозможно отбросить конституционную алиментарную обязанность государства по социальному обеспечению граждан.

Сложившаяся ситуация становится еще более болезненной в связи с тем, что для отдельных категорий граждан, например судей, депутатов и некоторых других, размер обеспечения по выходе в отставку или на пенсию за выслугу лет колеблется от 75 до 85% получаемой заработной платы, которая значительно выше средней по стране.

Выступая на заседании Госсовета в ноябре 2006 г., Президент Российской Федерации В.В. Путин первым заявил о новых аспектах реформы пенсионного обеспечения и поручил Правительству Российской Федерации изучить возможность “использования части пенсионных накоплений в качестве долгосрочных банковских ресурсов“.

Таким образом, к 2012 г. пенсионные накопления должны начать “работать“ с целью получения прибыли.

Правительство Российской Федерации должно определить распределение пенсионных накоплений.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации, согласно законодательству, не может принимать на себя риски частных банков.

С одной стороны, использование пенсионных средств, безусловно, крайне позитивно, поскольку любые денежные накопления не должны лежать “мертвым грузом“, а должны “работать“ в экономике с целью получения прибыли, с другой - велик риск безвозмездной утраты данных средств.

Предполагается, что выбор распоряжения средствами будет производить сам пенсионер и брать тем самым риск утраты на себя, доверяя их в управление частной компании, одновременно предлагается возможность распоряжения пенсионными накоплениями со стороны государства при распределении пенсионных средств “по умолчанию“, что не оставляет гражданину никакого выбора.

Можно лишь предполагать, что, если законодательство разрешит делать вклад в частные банки, вероятно, пенсионные средства пойдут лишь в крупнейшие частные банки и будут каким-либо образом застрахованы под какие-либо гарантии.

Центробанк Российской Федерации запустил систему страхования депозитов.

Специалисты в настоящее время прогнозируют экономическую ситуацию для вкладывания средств пенсионных накоплений в банковскую структуру в целом как благоприятную.

Одновременно, по прогнозам специалистов, риски вкладывания средств многообразны и очевидны.

При этом одновременно в настоящее время происходит позитивный процесс должностных проверок и борьбы с коррупционной системой в системе социального обеспечения в Фонде обязательного медицинского страхования и Пенсионном фонде Российской Федерации.

Ситуация попадания государственных средств в управление коммерческих банков также уже имела место ранее. В 1998 г. банки предоставляли средства государству в долг, зарабатывая при этом на огромных процентах от государственных средств.

Необходимо всесторонне учесть и проработать возможные риски при работе над пенсионными новациями и их введении в жизнь.

Самое главное, о чем нельзя забывать при проведении очередной пенсионной реформы, - об обязанности государства по созданию условий достойного уровня жизни для граждан, праве граждан на труд и социальное обеспечение в старости, в случае наступления нетрудоспособности.

Ведь был период истории социального обеспечения и медицинского обслуживания Российской Федерации, когда социальное обеспечение являлось примером создания условий достойной старости с учетом вклада каждого, а не “уравниловки“, в том числе и для развитых зарубежных государств.

В чьих интересах начнут работать многолетние “персонифицированные пенсионные накопления“ российских граждан?

Будет ли извлечение прибыли из пенсионных средств направлено на благо незащищенной категории граждан Российской Федерации - пенсионеров и инвалидов?

На данные вопросы в настоящее время никто не может дать ответ, и решение его, вероятно, должно зависеть от введения персональной административной ответственности за проводимые в жизнь реформы Российской Федерации.

Очень хочется надеяться, что при введении новаций, реформировании системы социального обеспечения Российской Федерации понятия уважения к человеку, к его праву на жизнь, на труд и достойный уровень жизни и старости, дифференцированного пенсионного обеспечения со стороны государства, квалифицированной медицинской помощи будут возвращены гражданам Российской Федерации как конституционного, правового и социального государства.

М.Кондратьева
Старший преподаватель
Российского государственного
социального университета

Подписано в печать
25.08.2007