В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Администрирование доходов в 2008 году

Администрирование доходов в 2008 году

Роль администраторов доходов в бюджетном процессе сложно переоценить, поскольку они ответственны за организацию оптимальной системы сбора и представление финансовым органам информации, необходимой для составления последними проектов бюджетов по доходам на краткосрочную (очередной финансовый год) и долгосрочную (плановый период) перспективу. Развитие института администрирования доходов обусловлено изменениями в бюджетном процессе страны. Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации“ (далее - Закон N 63-ФЗ) ввел новые понятия главного администратора доходов бюджета и определил его основные полномочия (статья 161.1 БК РФ). Представленный материал посвящен процессу исполнения администраторами доходов бюджета своих полномочий.

Процесс зачисления доходов в бюджет

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, первоначально поступают на счета органов федерального казначейства, открытых в учреждениях Банка России на балансовом счете N 40101 “Доходы, распределяемые между бюджетами“. Органы федерального казначейства наделены полномочиями по учету и распределению доходов, поступающих в бюджетную систему РФ, между бюджетами бюджетной системы страны (ст. 40 БК РФ). Нормативы распределения доходов, действующие в соответствующем финансовом году, устанавливаются Бюджетным кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с бюджетным законодательством. Учет доходов, поступивших в бюджетную систему, и их распределение между бюджетами осуществляются в соответствии с кодами бюджетной классификации, указанными в расчетном документе на зачисление средств на счет N 40101, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному поручению. Порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей изложен в письмах Минфина РФ от 21.07.2005 N 02-05-03/2221, от 09.02.2006 N 02-13-10/255, а порядок заполнения платежного поручения на возврат платежа - в совместном Письме от 28.07.2005 Минфина РФ N 02-14-10а/2275 и Федерального казначейства 42-7.1-01/5.2-207.

Контроль за правильностью оформления платежных (расчетных) документов возлагается на администраторов соответствующих поступлений в бюджет. В настоящее время Правила указания информации в полях расчетных документов установлены Приказом Минфина РФ N 106н*(1). Территориальные органы федерального казначейства оценивают правильность оформления расчетных документов по заданному Приказом Минфина РФ N 106н алгоритму.

Информация о поступлениях в бюджеты представляется территориальными органами федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет, в том числе информация о невыясненных поступлениях. Для обеспечения информационного обмена между администраторами поступлений в бюджет и территориальными органами федерального казначейства заключаются соглашения. При этом правовым основанием для заключения соглашения является нормативный правовой акт, устанавливающий права данного органа власти (бюджетного учреждения) по администрированию доходных источников. Полномочия территориальных органов федерального казначейства при распределении поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ и взаимодействии с администраторами поступлений в бюджет реализуются в соответствии с Приказом Минфина РФ N 116н*(2).

Полномочия администраторов доходов бюджета

Главными администраторами доходов бюджета являются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, иные организации, имеющие в ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета (ст. 6 БК РФ).

Основная функция, возложенная на главного администратора доходов бюджета, заключается в нормативно-правовом регулировании полномочий по администрированию поступлений подведомственных ему администраторов. В некотором смысле понятия “главный администратор доходов бюджета“ и “главный распорядитель средств бюджета“ схожи. Однако имеются и существенные различия. Например, в соответствии с БК РФ федеральный орган государственной власти или его территориальный орган не может являться главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ, тогда как отдельные федеральные органы государственной власти и их территориальные органы являются главными администраторами соответствующих доходов бюджетов субъектов РФ (муниципальных образований) в силу того, что они взимают (взыскивают) указанные доходы, которые зачисляются в бюджеты различных уровней бюджетной системы. Причем орган власти может быть администратором как доходов бюджета нижестоящего уровня, так и доходов бюджета вышестоящего уровня.

Нововведением является наделение полномочиями главного администратора доходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) территориальных органов федеральных органов государственной власти. В соответствии с п. 5 ст. 160.1 БК РФ в редакции Закона N 63-ФЗ установлено, что определение территориальных органов (подразделений) федеральных органов исполнительной власти в качестве главных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Это означает, что территориальные органы ФНС будут являться главными администраторами региональных налогов и сборов и, соответственно, должны представлять бюджетную отчетность о региональных налогах и сборах, прогнозы, иные сведения, необходимые для составления проектов бюджетов субъектов РФ, в финансовые органы субъектов РФ.

Перечень главных администраторов доходов бюджета устанавливается законом (решением) о бюджете на соответствующий год (период). В 2008 году такой перечень утвержден Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“.

К основным бюджетным полномочиям главного администратора доходов бюджета относятся (ст. 160.1 БК РФ):

- формирование перечня подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

- представление сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

- представление сведений для составления и ведения кассового плана;

- формирование и представление бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета.

В целях реализации своих полномочий главный администратор доходов бюджета должен произвести последовательно следующие действия:

1) издание нормативного правового акта, обеспечивающего ведение подведомственными администраторами бюджетного учета поступлений;

2) принятие от подведомственных учреждений бюджетной отчетности о поступлениях в установленном Минфином порядке представления и составления бюджетной отчетности;

3) формирование бюджетной отчетности главного распорядителя средств бюджета;

4) представление главным распорядителем средств бюджета бюджетной отчетности в соответствующий финансовый орган (в Федеральное казначейство - в части доходов федерального бюджета) и формирование прогнозов поступлений, закрепленных по главе главного распорядителя средств бюджета;

5) представление главным администратором средств бюджета прогнозов в соответствующий финансовый орган: краткосрочных прогнозов - в порядке, установленном финансовым органом для составления кассового плана; прогнозов на среднесрочную перспективу - в порядке, установленном финансовым органом для формирования проекта бюджета.

Порядок осуществления полномочий устанавливается:

- Правительством РФ - для главных администраторов доходов бюджетов, являющихся федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ, и (или) находящихся в их ведении бюджетных учреждений;

- высшим исполнительным органом субъектов РФ - для главных администраторов доходов бюджетов, являющихся органами государственной власти субъектов РФ, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, и (или) находящихся в их ведении бюджетных учреждений;

- местными администрациями - для главных администраторов доходов бюджетов, являющихся органами местного самоуправления, и (или) находящихся в их ведении бюджетных учреждений.

Администраторы доходов бюджета - это органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 6 БК РФ). Как следует из определения, основной обязанностью администратора доходов является начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Кроме того, на администраторов доходов возложены следующие функции:

- взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

- принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление поручения в орган федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином;

- принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представление уведомления в орган федерального казначейства;

- формирование и представление главному администратору доходов бюджета сведений и бюджетной отчетности, необходимых для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;

- и другие, установленные Бюджетным кодексом, а также принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Свои полномочия администраторы доходов осуществляют в порядке, установленном законодательством РФ, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета (п. 3 ст. 160.1 БК РФ).

Закрепление доходов за администраторами доходов бюджетов

Процесс организации работы по закреплению доходов администраторами поступлений состоит из следующих этапов:

а) установление общего порядка закрепления полномочий администратора поступлений в бюджет за органами государственной власти (органами местного самоуправления);

б) утверждение нормативных правовых актов указанных органов государственной власти (органов местного самоуправления), которые, в свою очередь, содержат нормы по закреплению полномочий администратора поступлений в бюджет за территориальными органами, подведомственными учреждениями (обособленными подразделениями);

в) заключение соглашения между администраторами доходов и органами федерального казначейства.

Общий порядок закрепления доходов за администраторами поступлений

Общий порядок закрепления поступлений в бюджет за органами государственной власти (органами местного самоуправления) - администраторами поступлений в бюджет устанавливается Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ*(3)(далее - Указания).

Закрепление доходов бюджетов РФ за главными администраторами осуществляется в следующем порядке. Назначение органов государственной власти РФ, иных администраторов доходов федерального бюджета, органов управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ главными администраторами доходов бюджета осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Приложением 8 к Указаниям.

Органы государственной власти субъектов РФ закрепляют источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов за главными администраторами доходов бюджета - органами государственной власти субъектов РФ и созданными ими бюджетными учреждениями при условии, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и Приложением 8 к Указаниям (за исключением доходов, администрируемых как органами государственной власти РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, так и органами государственной власти субъектов РФ).

Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают коды главных администраторов доходов бюджета по доходам, администрируемым органами государственной власти субъектов РФ (созданными ими бюджетными учреждениями), также они вправе установить единый код главного администратора доходов бюджета по доходам, администрируемым органами местного самоуправления муниципальных образований и отражаемым по кодам классификации доходов бюджетов РФ с применением кода элемента, соответствующего бюджету субъекта РФ.

По доходам федерального бюджета, администрируемым органами государственной власти субъектов РФ (созданными ими бюджетными учреждениями), бюджетная отчетность по которым представляется главными администраторами соответствующих поступлений в органы, организующие исполнение федерального бюджета, используются коды бюджетной классификации с применением единого кода главного администратора доходов бюджета 888, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

По доходам федерального бюджета, администрируемым органами государственной власти субъектов РФ (созданными ими бюджетными учреждениями) в части переданных полномочий Российской Федерации, средства на осуществление которых предоставляются из федерального бюджета в виде субвенций, используются коды бюджетной классификации с применением кода главного администратора доходов бюджета - кода федерального органа государственной власти, уполномоченного на передачу полномочий Российской Федерации.

Порядок и полномочия администрирования органами государственной власти субъекта РФ доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, в рамках переданных полномочий Российской Федерации, определяются в нормативных правовых актах главных администраторов доходов федерального бюджета, являющихся в соответствии с действующим законодательством федеральными органами государственной власти, уполномоченными на передачу полномочий Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта РФ не вправе устанавливать коды главных администраторов доходов бюджета, совпадающие с кодами главных администраторов доходов бюджета субъекта РФ, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Органы местного самоуправления закрепляют источники доходов бюджетов муниципальных образований за главными администраторами доходов бюджета соответствующего уровня при условии, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и субъектов РФ (за исключением доходов, администрируемых как органами государственной власти РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, органами государственной власти субъектов РФ, так и органами местного самоуправления).

Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальных районов и городских округов устанавливают коды главных администраторов доходов бюджета по доходам, администрируемым органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальных районов либо городских округов (созданными ими бюджетными учреждениями), также они вправе установить единый код главного администратора доходов бюджета по доходам, администрируемым органами местного самоуправления поселений и отражаемым по кодам классификации доходов бюджетов с применением кода элемента, соответствующего бюджету муниципального района.

Органы местного самоуправления поселений устанавливают коды главных администраторов доходов бюджета по доходам, администрируемым органами местного самоуправления поселений (созданными ими бюджетными учреждениями), если иное не предусмотрено законодательными и нормативными правовыми актами субъект а РФ, нормативными правовыми актами муниципального района. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать коды главных администраторов доходов бюджета, совпадающие с кодами главных администраторов поступлений в местные бюджеты, установленными вышестоящими органами власти и управления.

Администрирование доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов) осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, вынесшими постановления о наложении штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. В случае вынесения постановления о наложении штрафа судом (мировым судьей) по результатам рассмотрения дела, направленного органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, администрирование соответствующих поступлений осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, направившим дело на рассмотрение в суд (мировому судье).

Администрирование доходов бюджета от предоставления дотаций осуществляется органами, организующими исполнение бюджета.

Администрирование доходов бюджета от предоставления субсидий и субвенций, а также возврат субсидий и субвенций прошлых лет осуществляется органами, уполномоченными в соответствии с законодательными и нормативными правовым и актами на использование указанных денежных средств. Администрирование доходов бюджета от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, предоставившими соответствующие субсидии и субвенции.

Администрирование доходов бюджетов, относящихся к периоду исполнения функций администрирования по доходному источнику иным органом государственной власти РФ, осуществляется вновь утвержденным главным администратором (администратором), в том числе в части возврата плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм.

Нормативный правовой акт федерального администратора

Нормативный правой акт федерального администратора издается на основании постановления Правительства РФ о мерах по реализации закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год*(4) и в соответствии с общим порядком закрепления поступлений за федеральными органами государственной власти. В нем содержатся нормы по закреплению полномочий администратора поступлений в бюджет по ведомственной структуре федерального органа государственной власти. На закрепление соответствующих полномочий администратора доходов федерального бюджета за их территориальными органами и учреждениями дается двухмесячный срок.

В нормативном правовом акте федерального администратора в обязательном порядке прописывается перечень доходных источников (источников финансирования дефицита бюджета), администрируемых соответствующим территориальным органом (подведомственным бюджетным учреждением, обособленным подразделением), в разрезе кодов бюджетной классификации. Кроме того, рекомендуется установить в указанном нормативном правовом акте порядок исполнения следующих типовых операций администратора по каждому доходному источнику (виду дебиторской задолженности):

- начисление (в какой момент и на основании каких первичных документов следует оформлять бухгалтерские записи по начислению соответствующей дебиторской задолженности);

- учет поступивших сумм в бюджетную систему;

- оформление решения о возврате излишне уплаченных сумм в бюджет;

- другие операции (например, по обмену информацией между территориальными органами (подведомственными бюджетными учреждениям и), структурными подразделениями).

В аналогичном порядке утверждаются нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Соглашение об информационном взаимодействии администратора с органом
федерального казначейства


Нормативный правой акт администратора по закреплению полномочий администратора поступлений в бюджет является основанием для заключения соглашения об информационном взаимодействии администратора с территориальным органом федерального казначейства (раздел VII Приказа Минфина РФ N 116н). В соглашении указываются сроки, формы и способы передачи информации. Обмен информацией осуществляется в электронном виде, а при отсутствии технической возможности у администратора поступлений - с использованием бумажных носителей.

Администратор поступлений в бюджет представляет в орган федерального казначейства Карточку образцов подписей, правовой акт главного администратора поступлений в бюджет, в ведении которого он находится, наделяющий его полномочиями администратора поступлений в бюджет, с указанием администрируемых им кодов бюджетной классификации.

В соответствии с заключенными соглашениями администратору поступлений в бюджет направляется Выписка из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета (ф. 0512088) с приложением информации из расчетных документов, Ведомость учета внебанковских операций (ф. 0512104), раздел I Справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0512108) по администрируемым им поступлениям. По просьбе администратора раздел I Справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0512108) может направляться ежедневно в электронном виде, а в случае отсутствия электронного документооборота - один раз в месяц.

В Выписку из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета, сформированную по администратору поступлений в бюджет, включаются невыясненные поступления в случаях:

- если в расчетном документе указан код вида дохода, закрепленный в соответствии с законодательством за одним главным администратором поступлений в бюджет;

- если в расчетном документе указаны значения ИНН и КПП получателя - данного администратора поступлений в бюджет (если первое условие невыполнимо);

- если в расчетном документе указан код главного администратора поступлений в бюджет (если первые два условия невыполнимы).

В следующем номере журнала будет рассмотрено ведение бюджетного учета главными администраторами (администраторами) доходов бюджета.

Введение института главных администраторов (администраторов) доходов и установление их полномочий прежде всего направлено на обеспечение полноты и своевременности зачисления доходов в бюджет. Эта задача выполнима при условии достоверного отражения операций по администрированию доходов в бюджетном учете администратора и своевременного представления отчетности вышестоящему органу. Поэтому ниже мы рассмотрим особенности отражения операций по администрированию доходов в бюджетном учете и представления отчетности администраторами доходов.

Бухгалтерский учет у администраторов доходов

Итак, мы выяснили, что основными функциями администраторов доходов являются (ст. 160.1 БК РФ):

- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним (далее - платежи);

- начисление, учет и взыскание (в случае необходимости) платежей в бюджет;

- принятие решения о возврате или зачете излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Таким образом, в бюджетном учете администратора доходов должны найти отражение операции:

а) по начислению платежей;

б) по их поступлению в бюджет;

в) по возврату излишне уплаченных платежей и иных поступлений плательщикам.

Администратору доходов следует определить, какие структурные подразделения осуществляют текущий учет начисленных сумм, а какие - учет поступивших сумм и сумм излишне уплаченных платежей. При этом целесообразно наделить полномочиями по ведению учета начисленных сумм структурные подразделения, которые непосредственно осуществляют действия, приводящие к возникновению дебиторской задолженности.

Разъяснение порядка отражения поступлений их администраторами - федеральными органами исполнительной власти РФ и созданными ими бюджетными учреждениями, финансовыми органами субъекта РФ (муниципального образования) в бюджетном учете и отчетности дано в Письме Минфина РФ N 02-14-10/3155 и Федерального казначейства N 42-7.1-01/2.4-342 от 22.11.2005 “О порядке отражения в бюджетном учете и отчетности операций с поступлениями, распределяемыми между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации“.

Начисление платежей

Начисление платежей администраторами доходов осуществляется на основании первичных документов, установленных администраторами поступлений по согласованию с Минфином РФ. Суть операций по начислению доходов - это формирование (увеличение) дебиторской задолженности какого-либо дебитора (должника). Операции отражаются следующей корреспонденцией счетов:

Дебет соответствующих аналитических счетов счета 1 205 00 000 “Расчеты с дебиторами по доходам“
Кредит соответствующих аналитических счетов счета 1 401 01 100 “Доходы учреждения“
В зависимости от вида платежей операции по начислению отражаются следующими бухгалтерскими записями:

-----------------------------------------------------T----------------------T----------------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+----------------------------------------------------+----------------------+----------------------+
¦Начисление поступлений от налогов ¦ 1 205 01 560 ¦ 1 401 01 110 ¦
+----------------------------------------------------+----------------------+----------------------+
¦Начисление поступлений от доходов от собственности ¦ 1 205 02 560 ¦ 1 401 01 120 ¦
+----------------------------------------------------+----------------------+----------------------+
¦Начисление поступлений от доходов от оказания¦ 1 205 03 560 ¦ 1 401 01 130 ¦
¦платных услуг ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+----------------------+----------------------+
¦Начисление поступлений от сумм принудительного¦ 1 205 04 560 ¦ 1 401 01 140 ¦
¦изъятия ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+----------------------+----------------------+
¦Начисление поступлений от доходов от реализации¦ 1 205 09 560 ¦ 1 401 01 172 ¦
¦активов ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+----------------------+----------------------+
¦Начисление поступлений от других бюджетов бюджетной¦ 1 205 05 560 ¦ 1 401 01 151 ¦
¦системы РФ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+----------------------+----------------------+
¦Начисление поступлений от наднациональных¦ 1 205 06 560 ¦ 1 401 01 152 ¦
¦организаций и правительств иностранных государств ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+----------------------+----------------------+
¦Начисление поступлений от прочих доходов ¦ 1 205 10 560 ¦ 1 401 01 180 ¦
+----------------------------------------------------+----------------------+----------------------+
¦Начисление поступлений от процентов, штрафов и пеней¦ 1 207 x 540 ¦ 1 401 01 120 ¦
¦по предоставленным из бюджета бюджетным кредитам,¦ ¦ ¦
¦государственным кредитам ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+----------------------+----------------------+
¦Начисление поступлений от возврата бюджетных¦ 1 207 x 540 ¦ 1 304 05 540 ¦
¦кредитов и одновременного отражения операции¦ ¦ ¦
¦предоставления из бюджета бюджетных кредитов ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+----------------------+----------------------+
¦Начисление сумм выявленных недостач, хищений, потерь¦ 1 209 x 560 ¦ 1 401 01 172 ¦
¦активов ¦ ¦ ¦
L----------------------------------------------------+----------------------+-----------------------

Учет поступивших сумм

Учет поступивших сумм по данным территориальных ОФК осуществляется соответствующим структурным подразделением администратора доходов, которое непосредственно взаимодействует с территориальным ОФК.

Порядок учета ОФК поступлений в бюджет и их распределения между бюджетами бюджетной системы страны установлен Приказом Минфина РФ N 116н*(5). Территориальные ОФК после зачисления платежей на счет 40101 “Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ“, открытый им для распределения поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ, направляют администраторам поступлений, а также соответствующим финансовым органам Выписку из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета (ф. 0512088) с приложением информации из расчетных документов, Ведомость учета внебанковских операций (ф. 0512104), раздел I Справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0512108) (п. 47 Приказа Минфина РФ N 116н).

На основании вышеназванных документов администраторы доходов закрывают дебиторскую задолженность соответствующего дебитора проводкой:

Дебет соответствующих аналитических счетов счета 1 210 02 000 “Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджета“
Кредит соответствующих аналитических счетов счета 1 205 00 000 “Расчеты с дебиторами по доходам“
Операции по кассовым поступлениям в бюджеты оформляются следующими записями:

----------------------------------------------------T-----------------------T----------------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+---------------------------------------------------+-----------------------+----------------------+
¦Кассовые поступления от налогов ¦ 1 210 02 110 ¦ 1 205 01 660 ¦
+---------------------------------------------------+-----------------------+----------------------+
¦Кассовые поступления доходов от собственности ¦ 1 210 02 120 ¦ 1 205 02 660 ¦
+---------------------------------------------------+-----------------------+----------------------+
¦Кассовые поступления доходов от оказания платных¦ 1 210 02 130 ¦ 1 205 03 660 ¦
¦услуг ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----------------------+----------------------+
¦Кассовые поступления от сумм принудительного¦ 1 210 02 140 ¦ 1 205 04 660 ¦
¦изъятия ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----------------------+----------------------+
¦Кассовые поступления от доходов от реализации¦ 1 210 02 410 ¦ 1 205 09 660 ¦
¦активов ¦ (420, 430, 440, 620, ¦ ¦
¦ ¦ 630 ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----------------------+----------------------+
¦Кассовые поступления от процентов, штрафов и пеней¦ 1 210 02 120 ¦ 1 207 x 640 ¦
¦по предоставленным из бюджета бюджетным кредитам ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----------------------+----------------------+
¦Кассовые поступления от погашения бюджетных¦ 1 210 02 640 ¦ 1 207 x 640 ¦
¦кредитов ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----------------------+----------------------+
¦Кассовые поступления сумм выявленных недостач,¦ 1 210 02 140 ¦ 1 209 x 660 ¦
¦хищений, потерь активов ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----------------------+----------------------+
¦Кассовые поступления, подлежащие распределению по¦ 1 401 01 1 ¦ 1 210 02 1 ¦
¦нескольким бюджетам бюджетной системы РФ по¦ ¦ ¦
¦нормативам, установленным бюджетным законодательст-¦ ¦ ¦
¦вом ¦ ¦ ¦
L---------------------------------------------------+-----------------------+-----------------------

Помимо учета начисленных сумм структурные подразделения могут оформлять платежные поручения на возврат излишне уплаченных в бюджеты сумм. Полномочия по оформлению платежных поручений на возврат излишне уплаченных сумм также устанавливаются нормативно-правовым актом администратора поступлений. Возврат излишне уплаченных платежей и иных поступлений плательщикам оформляется обратной записью:

Дебет соответствующих аналитических счетов счета 1 205 00 000 “Расчеты с дебиторами по доходам“
Кредит соответствующих аналитических счетов счета 1 210 02 000 “Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджета“
Администраторы поступлений - федеральные органы исполнительной власти и созданные ими бюджетные учреждения, администрирующие поступления с кодами элементов 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09 и 10 в 13, 14-м разрядах кодов доходной классификации и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, ведут отдельные главные книги по каждому бюджету и представляют бюджетную отчетность по этим поступлениям в финансовый орган соответствующего бюджета.

Финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований, государственных внебюджетных и территориальных внебюджетных фондов по мере зачисления в соответствующие бюджеты распределяемых поступлений с кодами элементов других бюджетов на основании полученной ими от ОФК Выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета (ф. 0512088) отражают поступления доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов в учете по кассовому исполнению бюджета:

Дебет счета 1 202 01 510 “Средства единого счета бюджета“
Кредит счета 1 402 01 000 “Результат по кассовому исполнению бюджета“
Одновременно отражаются поступившие доходы в сумме кассового поступления следующей записью:

Дебет счета 1 210 02 000 “Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджета“
Кредит счета 1 401 01 100 “Доходы учреждения“ с кодами администратора поступлений.

Отчетность администратора доходов

Пунктом 273 Приказа Минфина РФ N 72н*(6) установлены особенности составления и представления бюджетной отчетности администраторами поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ.

Бюджетная отчетность по операциям администрирования доходов составляется администратором поступлений в объеме форм месячной, квартальной и годовой отчетности, установленных для получателей средств бюджета. Отчетность формируется раздельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ, исходя из кода элемента доходов бюджета, источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной классификации РФ. Напомним, что в соответствии с Приказом Минфина РФ N 72н получатели средств бюджета представляют следующие формы отчетности:

- Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130);

- Справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

- Справку по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

- Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);

- Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137);

- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

- Пояснительную записку (ф. 0503160);

- Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230).

При составлении квартальной отчетности необходимо учесть последние разъяснения, данные в Письме Минфина РФ от 11.04.2008 N 02-14-07/1046, которое адресовано главным распорядителям средств бюджета, главным администраторам доходов бюджета, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета.

В соответствии с указанным письмом главные администраторы доходов бюджета представляют бюджетную квартальную отчетность за 2008 год в финансовый орган соответствующего бюджета или в орган, уполномоченный им на принятие бюджетной отчетности. При этом сроки сдачи отчетности и ее объем устанавливаются в соответствии с требованиями Приказа Минфина РФ N 72н и данного письма. Объем отчетности приведен выше, а в отношении сроков в п. 274 Приказа Минфина РФ N 72н сказано, что они устанавливаются органом, организующим исполнение бюджета, то есть финансовым органом соответствующего бюджета. При этом в случае, если администратор поступлений не является главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, поступления в который он администрирует, сроки представления бюджетной отчетности по операциям администрирования поступлений в этот бюджет подлежат согласованию с органом, организующим исполнение соответствующего бюджета.

Кроме того, в письме даны подробные рекомендации по заполнению Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127), Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) и некоторых форм Пояснительной записки. Рассмотрим их.

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя),

получателя средств бюджета


Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) (далее - Отчет (ф. 0503127)) формируется главными администраторами доходов бюджета в рамках возложенных на них бюджетным законодательством полномочий, путем свода (консолидации) Отчетов (ф. 0503127), представленных подведомственными им администраторами доходов бюджета. При формировании показателей отчета необходимо учесть следующие особенности:

1. В разделе “Доходы бюджета“:

по графе 3 отражаются коды классификации доходов бюджета РФ в части доходов, закрепленных за соответствующим главным администратором (администратором) доходов бюджета;

графа 4 заполняется главным администратором доходов бюджета в части закрепленных за ним доходов бюджета, по которым законом (решением) о бюджете утверждены плановые показатели на текущий финансовый год. По строкам, содержащим данные в графе 4, отражаются показатели по группе граф “Исполнено“ и по графе 9 “Неисполненные назначения“. По строкам, не содержащим данных в графе 4, графа 9 не заполняется; графы 4, 9 администратором доходов бюджета не заполняются.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н “Об утверждении Указаний о применении бюджетной классификации Российской Федерации“ (далее - Указания N 74н) по разделу “Доходы бюджета“ дополнительно отражаются доходы от реализации непроизведенных активов.

2. В разделе “Расходы бюджета“ Отчета (ф. 0503127) (заполняется главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета):

по графе 3 отражаются коды классификации расходов бюджета, содержащие код главного распорядителя средств бюджета, код раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов бюджета и коды КОСГУ, относящиеся к расходам бюджета;

графы 4, 5 заполняются на основании показателей, отраженных в регистрах бюджетного учета по соответствующим счетам раздела “Санкционирование расходов бюджета“, с учетом положений, предусмотренных Письмом Минфина РФ от 12.02.2008 N 02-14-10а/282, в следующем порядке:

по графе 4 отражаются показатели по соответствующим счетам счета 1 503 10 000 “Бюджетные ассигнования“ в сумме утвержденных (доведенных) бюджетных ассигнований на 2008 год с учетом уточнений (изменений), произведенных на отчетную дату;

по графе 5 отражаются показатели по соответствующим счетам счета 1 501 10 000 “Лимиты бюджетных обязательств“ в сумме утвержденных (доведенных) лимитов бюджетных обязательств на 2008 год с учетом уточнений (изменений), произведенных на отчетную дату.

В соответствии с Указаниями N 74н по разделу “Расходы бюджета“ дополнительно отражаются расходы, направленные на увеличение стоимости непроизведенных активов.

3. В разделе “Источники финансирования дефицита бюджета“ Отчета (ф. 0503127):

по графе 3 отражаются коды классификации источников финансирования дефицита бюджета в части источников, закрепленных за соответствующим главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета;

по графе 4 отражаются:

- суммы закрепленных за главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, по которым законом (решением) о бюджете утверждены плановые показатели на текущий финансовый год, с отражением по соответствующему доходу бюджета показателей по группе граф “Исполнено“ и графе “Неисполненные назначения“;

- показатели утвержденных бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета на 2008 год с учетом уточнений (изменений), произведенных на отчетную дату и отраженных по соответствующим счетам счета 1 503 10 000 “Бюджетные ассигнования“.

В соответствии с Указаниями N 74н по строкам 520, 620 раздела “Источники финансирования дефицита бюджета“ дополнительно отражаются:

- поступления источников дефицита бюджета от возвратов бюджетных кредитов (ссуд) (по коду 640 КОСГУ), показатели отражаются со знаком “плюс“;

- выбытия источников дефицита бюджета по выдаче бюджетных кредитов (ссуд) (по коду 540 КОСГУ), показатели отражаются со знаком “минус“.

Справки по консолидируемым расчетам

Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) представляются в части взаимозависимых показателей денежных расчетов и неденежных расчетов по некассовым операциям. Справка (ф. 0503125) формируется по следующим кодам счетов:

- 1 (2) 304 04 000 “Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств“ (в том числе по суммам заимствований средств по нефинансовым кредитам международных финансовых организаций и связанным кредитам правительств иностранных государств, банков и фирм);

- 2 401 01 180 “Прочие доходы“;

- 2 401 01 241 “Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям“;

- 1 302 12 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы РФ“;

- 1 206 12 560 (660) “Увеличение (уменьшение) дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы РФ“;

- 1 205 05 560 (660) “Увеличение (уменьшение) дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ“ (в части операций, осуществляемых в рамках межбюджетных отношений);

- 1 207 02 540 (640) “Увеличение (уменьшение) задолженности по бюджетным кредитам другим бюджетам бюджетной системы РФ“;

- 1 301 01 710 (810) “Увеличение (уменьшение) задолженности по внутренним долговым обязательствам“ (в части операций по предоставлению (возврату) бюджетных кредитов).

Пояснительная записка

При составлении отдельных форм Пояснительной записки к квартальной бюджетной отчетности нужно учесть следующее:

1. Таблица N 3 “Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете“ формируется главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета в части результатов анализа исполнения текстовых статей закона (решения) о бюджете, имеющих отношение к субъекту бюджетной отчетности.

2. Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164) (далее - Приложение (ф. 0503164)) формируются и представляются главным администратором доходов бюджета, главным распорядителем средств федерального бюджета и главным администратором источников финансирования дефицита бюджета на основании показателей сводного (консолидированного) Отчета (ф. 0503127), сформированного на отчетную дату. При этом в Приложении (ф. 0503164) за I квартал, полугодие, 9 месяцев 2008 года отражаются показатели, по которым исполнение на отчетную дату составило менее 20, 45, 75% соответственно от утвержденных годовых бюджетных назначений в разрезе КБК:

в разделе “Доходы бюджета“ - в составе вида доходов классификации доходов бюджетов;

в разделе “Расходы бюджета“ - в составе раздела, подраздела, целевой статьи классификации расходов бюджетов;

в разделе “Источники финансирования дефицитов бюджетов“ - в составе группы, подгруппы, статьи классификации источников финансирования дефицита бюджета.

3. Сведения о кассовом исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503182) формируются за I квартал, полугодие, 9 месяцев 2008 года с отражением показателей, по которым исполнение на отчетную дату составило менее 20, 45, 75% соответственно от утвержденных годовых сметных назначений в разрезе КБК.

4. Федеральные органы исполнительной власти и созданные ими бюджетные учреждения, а также иные получатели средств федерального бюджета в составе Пояснительной записки представляют Приложение (ф. 0503178) “Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя средств бюджета“. Приложение (ф. 0503178) заполняется в соответствии с п. 157 Приказа Минфина РФ N 72н с учетом следующих положений:

- в графах 3, 4 указываются суммы остатков денежных средств на начало финансового года;

- в графах 5, 6 указываются суммы остатков денежных средств на конец отчетного периода (на 01 апреля 2008 года);

- показатели по графам 3 - 6 отражаются с подведением итогов по разделам (строки “Итого по разделу:“) и в целом по Приложению (ф. 0503178) (строка “Всего“).

Когда верстался номер, на сайте Федерального казначейства (www.roskazna.ru) появилось Письмо от 04.03.2008 N 42-7.1-17/5.4-91 “О направлении Письма Минфина РФ от 03.03.2008 N 02-09-03/501“, в котором в очередной раз финансовое ведомство напоминает о представлении нормативных правовых актов главных администраторов поступлений в бюджет, наделяющих свои территориальные органы и учреждения полномочиями администраторов доходов бюджета.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“ главным администраторам доходов федерального бюджета поручено до 1 марта текущего года обеспечить закрепление соответствующих полномочий администраторов доходов федерального бюджета за их территориальными органами и учреждениями. Кроме того, п. 4 указанного постановления главным администраторам доходов федерального бюджета, которые являются в соответствии с законодательством РФ федеральными органами государственной власти, уполномоченными передавать осуществление отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов РФ, поручено обеспечить до 01.01.2008 издание нормативных правовых актов, определяющих порядок администрирования органами государственной власти субъектов РФ доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, и осуществления переданных этим органам полномочий, а также издание соответствующих методических и инструктивных материалов.

В соответствии с Приказом Минфина РФ N 116н администратор поступлений в бюджет представляет в Федеральное казначейство и (или) орган Федерального казначейства Карточку образцов подписей, правовой акт главного администратора поступлений в бюджет, в ведении которого он находится, наделяющий его полномочиями администратора поступлений в бюджет, с указанием кодов бюджетной классификации Российской Федерации по администрируемым им доходам (выделено в письме).

Минфин в Письме от 11.01.2008 N 02-09-03/23 сообщил главным администраторам доходов федерального бюджета о том, что в случае непредставления администраторами доходов федерального бюджета в территориальные ОФК вышеуказанных нормативных правовых актов или отсутствия в них кодов бюджетной классификации РФ, по которым территориальные органы и учреждения наделены полномочиями администраторов доходов федерального бюджета, ОФК с 01.03.2008 будут учитывать такие поступления как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет. Поэтому администраторы доходов федерального бюджета должны представить в ОФК нормативные правовые акты главных администраторов доходов бюджета, в ведении которых они находятся, наделяющие их полномочиями администраторов поступлений в бюджет с указанием администрируемых кодов бюджетной классификации РФ.

При этом учитывая то, что в соответствии со ст. 160.1 БК РФ нормативный правовой акт главного администратора доходов бюджета, наделяющий территориальные органы и учреждения правами администратора доходов федерального бюджета, должен содержать весь перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета, администратором доходов федерального бюджета в ОФК может быть представлен как сам нормативный правовой акт, утверждающий перечень администраторов доходов бюджета, так и выписка из него.

Одновременно с этим Минфин сообщает, что нормативные правовые акты главных администраторов доходов федерального бюджета, утвержденные на основании БК РФ, до вступления в силу Федерального закона N 63-ФЗЗ будут приняты ОФК до внесения в них соответствующих изменений, но не позднее чем до 1 сентября 2008 года.

Ю. Васильев,

д.э.н., генеральный директор КГ “Аюдар“, автор книги
“Годовой отчет для бюджетных организаций - 2007“


“Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 5, 6, май, июнь 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 24.11.2004 N 106н “Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации“.

*(2) Приказ Минфина РФ от 16.12.2004 N 116н “Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации“.

*(3) Приказ Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“.

*(4) Постановление Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“.

*(5) Приказ Минфина РФ от 16.12.2004 N 116н “Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации“.

*(6) Приказ Минфина РФ от 24.08.2007 N 72н “Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации“.