В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Раздел “охрана труда“ в обновленном ТК РФ

“Кадровик. Трудовое право для кадровика“, 2007, N 5


РАЗДЕЛ “ОХРАНА ТРУДА“ В ОБНОВЛЕННОМ ТК РФ


Статья 209 ТК РФ “Основные понятия“ дополнена понятиями “требования охраны труда“, “государственная экспертиза условий труда“, “аттестация рабочих мест“. Внесенные изменения должны способствовать более полному пониманию вопросов охраны труда прежде всего при их практической реализации.

Государственной экспертизе условий труда была посвящена ст. 21 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации“, который признается утратившим силу с вступлением в силу Федерального закона N 90-ФЗ. Однако само понятие государственной экспертизы условий труда в указанной статье отсутствовало.

В новой редакции Трудового кодекса РФ предусмотрена соответствующая ст. 216.1
“Государственная экспертиза условий труда“, которая значительно расширена по сравнению с редакцией, предусмотренной ст. 21 Федерального закона N 181-ФЗ.

Принципиальным является включение в нее уточнения о том, кто осуществляет государственную экспертизу условий труда. Ранее формулировка предусматривала, что на федеральном уровне это федеральный орган исполнительной власти (под которым понимался Минтруд РФ).

В новой редакции эту функцию осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (Федеральная служба труда и занятости России), а также, как и прежде, органы исполнительной власти субъектов РФ. Такая формулировка связана с тем, что в результате административной реформы создана Федеральная служба труда и занятости, на которую возложена функция организации государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Соответствующие изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 01.02.2005 N 49 в Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 N 244.

Государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются нормативными правовыми актами, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 399.

К ним относятся:

- межотраслевые правила по охране труда (ПОТРМ) и межотраслевые типовые инструкции (ТИРМ);

- отраслевые правила по охране труда (ПОТРО) и типовые инструкции по охране руда (ТИРО);

- правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ);

- государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ);

- строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП);

- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СП, ГН, СанПиН, СН).

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 N 12.

Актуальное дополнение
внесено в ст. 212 “Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда“ ТК РФ. Работодатель обязан обеспечить не только санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, но также и доставку работника, заболевшего на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания ему неотложной медицинской помощи. Ранее доставка в медицинскую организацию была предусмотрена только при несчастном случае на производстве (см. ст. 228 ТК РФ).

Изменения, внесенные в ст. 217 “Служба охраны труда в организации“ ТК РФ, вынуждают работодателя гораздо больше внимания уделять обеспечению требований охраны труда. Новая редакция указанной статьи обязывает работодателя иметь службу по охране труда при численности, превышающей 50 работников (ранее - с численностью более 100).

При отсутствии у работодателя штатных специалистов их функции осуществляет работодатель лично либо организация или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. При этом привлекаемые организации должны иметь обязательную аккредитацию.

Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области. По смыслу указанной статьи аккредитация требуется только в отношении организаций.

Правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда, - Минздравсоцразвития России.

Однако до настоящего времени такие правила не утверждены. Планируется подготовка этого документа в IV квартале 2006 г. (см. Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2005 N 1712-р).

Существенным изменением является установленное ст. 226 “Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда“ ТК РФ повышение уровня этого финансирования с 0,1 до 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Однако требования этой статьи не распространяются на государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.

В новой редакции
изложена ст. 227 “Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету“ ТК РФ.

Во-первых, это касается круга лиц, несчастные случаи с которыми подлежат расследованию и учету. Перечень этих лиц теперь является исчерпывающим. Он дополнен членами производственных кооперативов и членами крестьянских (фермерских) хозяйств, лично принимающими участие в их деятельности. Во-вторых, из круга лиц, несчастные случаи с которыми подлежат расследованию и учету, исключены другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Эти “другие лица“ в основном были представлены физическими лицами, выполняющими работы по договорам гражданско-правового характера.

Примечание. Расследуя или осуществляя государственный надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев на производстве, государственные инспекторы труда часто выявляют случаи, когда договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения. В большинстве случаев работники находятся в заблуждении относительно указанных обстоятельств, поскольку для разграничения трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера с физическими лицами необходима соответствующая правовая квалификация.

С исключением из круга лиц, несчастные случаи с которыми подлежат расследованию и учету, лиц, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера, существенно снижает уровень их правовой защищенности.

Существенно изменена редакция ст. 228 “Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве“. Вместо нее теперь предусмотрены две статьи - 228, которая озаглавлена практически аналогично, и 228.1 “Порядок извещения о несчастных случаях“.

Статья 229 “Порядок расследования несчастных случаев на производстве“ ТК РФ утратила силу, и в новой редакции указанные вопросы регулируются статьями:

229 “Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев“ ТК РФ;

229.1 “Сроки расследования несчастных случаев“;

229.2 “Порядок проведения расследования несчастных случаев“,

229.3 “Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда“.

Кроме того, раздел дополнен ст. 230.1 “Порядок регистрации и учета несчастных случаев“ ТК РФ.

Т.Королькова
Заместитель
начальника отдела
руководящих кадров
и управленческих структур
Управления государственной службы и кадров
Правительства Москвы

Подписано в печать
25.04.2007