В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Особый правовой статус бухгалтера

“Кадровик. Трудовое право для кадровика“, 2007, N 2


ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС БУХГАЛТЕРА


Возникновение трудовых отношений между главным бухгалтером и работодателем базируется на сложном юридическом составе, в котором первоначально выделяется назначение на должность, а только затем заключается трудовой договор.

Наряду с руководителем и его заместителем Трудовой кодекс РФ впервые в трудовом законодательстве выделил главного бухгалтера как работника, обладающего особым правовым статусом в трудовом процессе. Главный бухгалтер указывается вместе с руководителем, заместителем руководителя организации в ч. 2 ст. 59 ТК РФ в редакции Федерального закона N 90-ФЗ от 30.06.2006 как работник, с которым работодатель вправе по соглашению сторон заключить срочный трудовой договор на определенный срок не более пяти лет, при этом подчеркивается, что возможность заключения срочного трудового договора предоставляется работодателям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Кроме того, на основании правил установления испытания при приеме на работу, закрепленных в ст. 70 ТК РФ, главному бухгалтеру и его заместителю работодатель вправе установить более продолжительный испытательный срок - до шести месяцев. В качестве дополнительного условия трудового договора можно также рассматривать возможность установления договорной материальной ответственности в полном объеме причиненного работодателю ущерба на основании ч. 2 ст. 243 ТК РФ.

Фигура главного бухгалтера упоминается наряду с руководителем, его заместителями в следующих нормах ТК РФ: ст. 75, п. п. 4 и 9 ст. 81, ст. 181 ТК РФ, которые касаются расторжения трудового договора с главным бухгалтером при смене собственника имущества организации, изменения подведомственности организации, ее реорганизации; принятия главным бухгалтером необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации; выплаты денежной компенсации в размере не ниже трех средних месячных заработка работника при увольнении в связи со сменой собственника имущества организации.

Главный бухгалтер - это работник, обладающий особым правовым статусом, проявляющимся в выполнении им отдельных организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, но в отличие от руководителя главный бухгалтер не несет уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности, т.к. все финансовые документы организации подписывает руководитель, несущий всю полноту ответственности за последствия осуществления хозяйственных операций. Тем не менее, предоставленная законодателем возможность установления в качестве дополнительного условия в трудовом договоре с главным бухгалтером в диспозитивном порядке материальной ответственности в полном размере причиненного работодателю ущерба показывает, что российский законодатель предпринял попытку выделения специфики ответственности главного бухгалтера. Это свидетельствует об усилении роли данного работника в трудовом процессе. А совершенствование норм трудового законодательства и иных норм, содержащих нормы трудового права, в дальнейшем, безусловно, должно углубить и дифференцировать в целом специальную трудовую правосубъектность главного бухгалтера как работника, занимающего особое положение в трудовом процессе.

На основании ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ (в ред., действующей с 01.01.2004) главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации, подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Из приведенного нормативного установления следует, что возникновение трудовых отношений между главным бухгалтером и работодателем базируется на сложном юридическом составе, в котором первоначально выделяется назначение на должность, а только затем заключается трудовой договор. Смена собственника имущества юридического лица и, как следствие, назначение либо избрание нового руководителя может повлечь за собой расторжение трудового договора с прежним главным бухгалтером и принятие нового. Это напрямую связано с тем, что главный бухгалтер обладает определенными властными полномочиями, проявляющимися в том, что его требования по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Безусловно, что главный бухгалтер выступает проводником внутрипроизводственной политики, определяемой руководителем.

Следует принимать во внимание тот факт, что работа по определенным профессиям возможна только при достижении восемнадцатилетнего возраста, что связано со спецификой трудовой функции. Трудовая функция главного бухгалтера требует, прежде всего, соответствующего уровня профессионализма, т.к. данный работник, занимающий особое правовое положение, отвечает за правильность ведения финансовой отчетности организации. К профессиональным бухгалтерам в настоящее время предъявляется множество требований, но главным выступает высокий образовательный уровень. Причем бухгалтер не может называть себя профессионалом, имея лишь диплом о профильном высшем образовании. Помимо этого необходимо пройти базовый курс по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров и подтвердить полученные знания, сдав соответствующий экзамен.

В 2005 г. на основе международных стандартов образования IFAC разработан Стандарт образования профессиональных бухгалтеров Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. В соответствии с этим стандартом актуализированы Программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. Подготовка профессиональных бухгалтеров строится на изучении базовых курсов Программы профессионального дополнительного образования профессиональных бухгалтеров и продвинутого курса по выбранной специализации. Прохождение курсов обучения и переподготовки позволяет бухгалтеру следить за изменениями в законодательстве, а также получить дополнительные знания в области бухгалтерского и налогового учета.

Необходимо подчеркнуть, что возможна специализация бухгалтерских кадров, влияющая на наименование трудовой функции в штатном расписании: главный бухгалтер, бухгалтер-эксперт (консультант); финансовый директор (менеджер), финансовый эксперт (консультант); директор по управленческому учету; бухгалтер-аналитик. Институт профессиональных бухгалтеров России проводит подготовку профессиональных бухгалтеров по МСФО и профессиональных бухгалтеров бюджетных учреждений. В зависимости от уровня образования и стажа работы на руководящих должностях, требующих знания бухгалтерского учета, оценок, полученных при сдаче квалификационных экзаменов, претенденты получают аттестаты различного уровня: квалификационный аттестат профессионального бухгалтера, квалификационный аттестат резерва профессионального бухгалтера или аттестат бухгалтера-экономиста.

Аттестация бухгалтеров с целью получения квалификационного аттестата профессионального бухгалтера началась в Российской Федерации еще в 1996 г.

Аттестат профессионального бухгалтера выдается сроком на 5 лет. Аттестация направлена на непрерывное повышение квалификации бухгалтерских кадров для того, чтобы бухгалтер любого уровня мог выполнять свои должностные обязанности в соответствии с предъявляемыми требованиями к ведению бухгалтерского учета.

Вторым важным требованием является наличие опыта работы по профессии и, в первую очередь, на руководящих должностях. Например, таких, как главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера или финансовый директор. Следует отметить, что в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17 марта 2004 г. “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации“ в п. 10 дается разъяснение понятия “деловые качества работника“, под которыми следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли). Следовательно, требование работодателя о наличии у лица, претендующего на должность главного бухгалтера, соответствующего стажа работы можно считать правомерным и относящимся к деловым качествам работника.

Следует отдельно выделить фигуру главного бухгалтера банка как кредитной организации, которая для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности имеет право осуществлять банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, открытие и ведение их банковских счетов. Дополнительно к наличию у специалиста, претендующего на должность главного бухгалтера банка, высшего экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанными с осуществлением банковских операций, не менее одного года требуется отсутствие судимости (ст. 14 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности“ с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.02.1999 N 4-П, Федеральным законом от 08.07.1999 N 144-ФЗ).

Трудовая правосубъектность главного бухгалтера обусловлена, прежде всего, его должностным положением, которое базируется на полном гражданском совершеннолетии физического лица, определенном и достаточно высоком уровне профессионализма, стаже управленческой и финансовой деятельности и отсутствии судимости по отношению к главному бухгалтеру банка как особой кредитной организации.

Интерес представляет вопрос о том, возможно ли вообще отнести главного бухгалтера к категории “должностное лицо“? В процессе трудовой деятельности организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности всегда участвуют не только работники, осуществляющие профессиональные трудовые функции, но и работники, правовое положение которых является особым. Данное особое положение обусловлено выполнением ими организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, которые выражаются в осуществлении руководства подчиненных лиц, а также полномочий по управлению и распоряжению имуществом.

Нормы практически всех отраслей российского права оперируют понятием должностного лица, хотя используют его по-разному. Но именно должностные лица всегда занимали и занимают особое положение в определенной сфере деятельности, включая и трудовую деятельность, регулируемую нормами трудового права.

Еще в 1949 г. Ц.А. Ямпольская писала, что к числу отличительных признаков должностного лица следует относить правомочия этих лиц на совершение юридически значимых действий, направленных на возникновение, изменение или прекращение правовых отношений <1>. Позже это мнение было поддержано в работах А.Б. Сахарова <2>, И.Ф. Панкратова <3>, Б.М. Лазарева <4>.

--------------------------------
<1> Ямпольская Ц.А. О должностном лице в государственном аппарате//Вопросы советского административного права. М., 1949. С. 141.

<2> Сахаров А.Б. Ответственность за должностные злоупотребления по советскому уголовному праву. М., 1956. С. 101.

<3> Панкратов И.Ф. Ответственность должностных лиц колхоза. М., 1959. С. 17.

<4> Лунев А.Е., Лазарев Б.М. Ответственность в управлении. М., 1985. С. 144.

И в настоящее время данная позиция некоторыми учеными признается обоснованной. Так, Д.Н. Бахрах пишет о том, что из многочисленных определений должностного лица наиболее удачным представляется такое: “Должностными лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридические действия“ <5>. А.В. Воронков, с одной стороны, отмечает, что каждый из признаков должностного лица “достаточно определенно должен служить основанием для определения статуса соответствующего лица...“. С другой стороны, он полагает, что возможность совершения этим субъектом специально не оговариваемых других юридически значимых действий также должна найти отражение в законодательной формуле <6>. В.И. Спасенко среди основных признаков должностного лица называет право совершать юридически значимые действия <7>.

--------------------------------
<5> Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. М., 2000. С. 214.

<6> Воронков А.В. Понятие должностного лица в административном праве//Правоведение. 1999. С. 65.

<7> Спасенко В.И. Проблемы совершенствования правового статуса должностных лиц государственных органов России. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1997. С. 8.

Понятие должностного лица неразрывно связано с понятием должности, хотя и не является равнозначным ему. В юридической литературе должностью принято считать структурную единицу какой-либо организации, которая предопределяет содержание и объем связанных с нею полномочий для занимающего ее лица <8>. Если физическое лицо занимает определенную должность, то и наделяется определенными полномочиями. Согласно ст. 57 ТК РФ, трудовая функция работника может быть определена как работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, но только должностные лица вправе осуществлять властные полномочия. Вот что пишет на этот счет Д.Н. Бахрах: “Властные полномочия субъектов управления разнообразны, чаще всего они включают права на: 1) осуществление нормативного руководства, 2) осуществление методического руководства, 3) распределение конкретных заданий, 4) решение структурных вопросов, 5) решение кадровых вопросов, 6) непосредственно руководство производственной деятельностью, 7) распоряжение материальными и нематериальными ресурсами, 8) поощрение, 9) осуществление контроля, 10) применение принудительных мер к нижестоящим, 11) применение принудительных мер в рамках внеслужебного подчинения“ <9>. Обобщение выделенных властных полномочий позволило выделить три группы функций, характерных для должностных лиц: административно-хозяйственных, организационно-распорядительных и функций представителя власти (они признаются большинством специалистов).

--------------------------------
<8> Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. М., 1984. С. 41; Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие для студентов юридических факультетов и институтов/Отв. ред. проф. Г.А. Туманов. М., 1996. С. 50.

<9> Бахрах Д.Н. Основные понятия теории социального управления. Пермь. 1978. С. 54.

Формулировки должностного лица содержатся в Уголовном кодексе РФ (примечание 1 к ст. 285) и Кодексе об административных правонарушениях РФ (примечание к ст. 2.4), в других российских законах. Например, в ст. 1 Федерального закона РФ от 25 августа 1995 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления“ определено, что “должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих“ <10>. В данном случае законодатель дал ограничительное толкование, поскольку ничего не говорится об административно-хозяйственных функциях, которыми также могут быть наделены должностные лица органов местного самоуправления. В Федеральном законе РФ “О рынке ценных бумаг“ в ст. 10.1 “Требования к должностным лицам профессиональных участников рынка ценных бумаг“ речь идет о должностном лице, которым называются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях <11>.

--------------------------------
<10> СЗ РФ. 1995, N 35. Ст. 3506.

<11> СЗ РФ. 2002, N 52. Ст. 5141.

Фактически существует межотраслевое понятие должностного лица, которым следует признать:

- лицо, постоянно или временно занимающее в организациях независимо от формы собственности должность, связанную с выполнением:

а) организационно-распорядительных функций, которые выражаются в осуществлении руководства подчиненных лиц;

б) административно-хозяйственных функций, которые выражаются в осуществлении полномочий по управлению и распоряжению имуществом;

- лицо, не занимающее должностей, связанных с выполнением указанных функций, но осуществляющее такие функции по специальному полномочию. При этом функции должностного лица (управление людьми, имуществом финансовыми средствами) могут выполняться в любой государственной и негосударственной организации.

П.И. Кононов, исследуя юридическую природу ответственности должностных лиц, вообще подразделял их на “публичных“, которые занимают должности в органах государственного и местного управления, и “частных“, занимающих должности на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях, независимо от формы собственности <12>.

--------------------------------
<12> Кононов П.И. Административная ответственность должностных лиц. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1994. С. 16 - 17.

М.А. Жильцов считает, что “в настоящее время необходимо расширить понятие должностного лица в трудовом праве, включив в него всех лиц, которые наделены работодателями определенными представительскими функциями в отношении отдельных работников (начальников отделов, служб, инспекторов отделов кадров, бригадиров), наделенных правом выдавать заработную плату, отстранять работников от исполнения трудовых обязанностей в случае появления их в нетрезвом состоянии“ <13>. С.А. Бодункова дополняет, что руководитель и иные должностные лица в пределах своих полномочий самостоятельно выносят решения от своего имени и несут за это персональную ответственность <14>. Трудовой кодекс РФ в своих статьях выделяет главного бухгалтера вместе с такими субъектами, как руководитель организации и его заместитель, и данный факт позволяет констатировать, что главный бухгалтер по своей сути является должностным лицом, обладающий специальной трудовой правосубъектностью.

--------------------------------
<13> Жильцов М.А. Правосубъектность организации как работодателя: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург, 2002. С. 119.

<14> Бодункова С.А. Санкции норм российского трудового права: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Омск, 2002. С. 142.

Необходимо также коснуться возможности ограничения трудовой правосубъектности главного бухгалтера. Основанием для ограничения правоспособности может служить в отдельных случаях наличие судимости за определенные преступления: растрату, хищение и другие корыстные преступления. Судимыми за указанные преступления считаются лица, в отношении которых судом вынесен обвинительный приговор, а судимость после отбытия наказания не погашена или не снята в установленном законом порядке. Факт наличия судимости вызывает ограничение правоспособности независимо от того, было ли в судебном приговоре специально указано на ее ограничение. Например, на должность главного бухгалтера банка не может быть принято, как было указано выше, физическое лицо, имеющее судимость, т.е. судимость, будучи правовым состоянием, ограничивающим правоспособность, препятствует вступлению физического лица в трудовые правоотношения с конкретной организацией на основе запрета, закрепленного в законодательстве.

Трудовая правоспособность физического лица, занимающего должность главного бухгалтера, может быть ограничена в нормативном порядке. Так, согласно ч. 2 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), можно подвергнуть физическое лицо дисквалификации на срок от одного года до трех лет. Дисквалификация заключается в лишении физического лица занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

По мнению Б.В. Россинского, дисквалификация представляет собой ограничение конституционного права на осуществление предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности за грубое и неоднократное злоупотребление указанным правом <15>. Н.П. Дацко считает, что законодатель, определяя дисквалификацию как лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, в основном исходил из необходимости применения такого наказания для повышения ответственности управляющих, не способных поддерживать платежеспособность предприятий, и укрепления стимула для соблюдения руководителями предприятий положений Закона о банкротстве <16>.

--------------------------------
<15> Россинский Б.В. Административная ответственность в сфере трудовых отношений//Трудовое право. 2003. N 2. С. 10.

<16> Дацко Н.П. Руководитель как субъект нового вида административного наказания (дисквалификации) за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Научные труды. Н-34. Выпуск 5. В трех томах. Том II//Российская академия юридических наук. М., 2005. С. 557.

Понятие “дисквалификация“ было впервые введено Федеральным законом “О несостоятельности и банкротстве“, в котором устанавливалось, что “руководитель должника, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушение соответствующих требований, могут быть лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами (дисквалифицированы) на срок и в порядке, которые установлены федеральным законом“ <17>. По своей сути, дисквалификация может повлечь за собой в целом ограничение трудовой правоспособности как важнейшего, наряду с трудовой дееспособностью, параметра трудовой правосубъектности физического лица для осуществления определенных видов трудовой деятельности.

--------------------------------
<17> Пункт 2 N 6-ФЗ от 08.01.1998, ст. 9 “О несостоятельности (банкротстве)“//Собрание законодательства РФ. 1998. N 2. Ст. 222.

Следует отметить, что до внесения изменений и дополнений в ныне действующий ТК РФ 30 июня 2006 г. в нем отсутствовало такое основание прекращения трудового договора, как дисквалификация и, как следствие, возникал проблемный вопрос о дальнейшей судьбе должностного лица после его дисквалификации. Поэтому дополнение ст. 83 ТК РФ п. 8 относительно дисквалификации или иного административного наказания, исключающего возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, устранило данную проблему на законодательном уровне.

Отдельные виды руководителей указаны в Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденном Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85 <18>, в частности руководители организаций торговли, общественного питания, бытового обслуживания, гостиниц, фармацевтических организаций, т.е. организаций, связанных с обслуживанием материальных ценностей. Поэтому в нормативном порядке и с учетом ст. 47 УК РФ физическое лицо, имеющее судимость за хищения и иные корыстные преступления, может быть лишено права быть субъектом правоотношений по выполнению работы, связанной с материальной ответственностью, и соответственно занимать должность руководителя, указанного в вышеназванном нормативно-правовой акте. Такое решение вопроса отвечает интересам правильного подбора работников с материальной ответственностью, которые несут полную материальную ответственность за прямой имущественный ущерб, причиненный работодателю.

--------------------------------
<18> “Российская газета“ от 8 февраля 2003 N 25; “Бюллетень Минтруда РФ“, 2003, N 2.

В судебной практике отдельные руководители и иные должностные лица, включая и главных бухгалтеров, лишаются права заниматься управленческой деятельностью или занимать должности руководителя или главного бухгалтера в определенной сфере общественного производства в качестве основного вида уголовного наказания на срок от одного года до пяти лет и в качестве дополнительного вида наказания на срок от шести месяцев до трех лет, т.е. ограничение их особой трудовой правоспособности не является бессрочным и она восстанавливается спустя определенное приговором суда время.

Например, по приговору Дзержинского районного суда г. Оренбурга, директор ООО “Вираж“ К. был лишен права занимать должности по осуществлению управленческих функций в организациях различных форм собственности сроком на 1 год в связи с совершением им коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ) <19>.

--------------------------------
<19> Архив Дзержинского районного суда г. Оренбурга. Дело N 1-386 за 2004 г.

В том же суде, при рассмотрении уголовного дела по ст. 199 УК РФ, предусматривающей преступление, связанное с уклонением от уплаты налогов и сборов с организации, права занимать должности, связанные с распоряжением, учетом и хранением материальных ценностей и денежных средств, была лишена главный бухгалтер муниципального предприятия общественного питания У. сроком на 1 год <20>.

--------------------------------
<20> Архив Дзержинского районного суда г. Оренбурга. Дело N 1-36 за 2002 г.

Следует заметить, что подобное ограничение трудовой правоспособности физического лица, являющегося должностным лицом, находится в прямой зависимости от усмотрения суда и в отдельных случаях, с учетом индивидуальных юридических фактов, даже если физическое лицо признается в совершении корыстного преступления, оно может не последовать.

Таким образом, труд главного бухгалтера как работника, отличающегося особым правовым положением в трудовом процессе, наряду с руководителем и его заместителем в решающей степени определяет успех совместной трудовой деятельности всех работников организации. В связи с этим четкое правовое определение критериев трудовой правосубъектности главного бухгалтера как должностного лица, деятельность которого базируется на трудовом договоре, является не пустой формальностью, а основой, предопределяющей целую цепочку различных правовых последствий.

О.Зайцева
К. ю. н.,

доцент кафедры трудового
и предпринимательского права
Оренбургского института (филиала)
Московской государственной
юридической академии

Подписано в печать
25.01.2007