В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Как решается вопрос о досрочном пенсионном обеспечении в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ плавсостава судов морского и речного флота, флота рыбной промышленности, в том числе с


“Кадровик. Трудовое право для кадровика“, 2008, N 10


Вопрос: Как решается вопрос о досрочном пенсионном обеспечении в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ плавсостава судов морского и речного флота, флота рыбной промышленности, в том числе судов, которые длительное время находятся в отстое, на консервации или стоят у причальной стенки в ожидании выхода в плавание?


Ответ: В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ (с изм. от 30.04.2008, далее - Закон о трудовых пенсиях) правом на досрочно назначаемую трудовую пенсию
по старости пользуется плавсостав судов морского, в том числе гражданский персонал судов военно-морского флота, речного флота, флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения). При этом не имеет значения характер работы, выполняемый членами плавсостава на указанных судах.

Все суда в зависимости от их назначения подразделяются на транспортные, промысловые, промышленно-добывающие, спортивно-туристские, военные, обслуживающие и прочие суда, выполняющие работы и задачи, соответствующие их предназначению. Это перевозка грузов и пассажиров, добыча и переработка рыбы, обслуживание и обеспечение плавучих средств и деятельности персонала судовладельца, ледокольные и дноуглубительные работы и т.д. Эти работы могут производиться как на акватории порта, так и за ее пределами.

Таким образом, вопрос о досрочном пенсионном обеспечении работников плавсостава судов морского и речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота) в одном случае решается в зависимости от того, где производятся работы этими судами, в другом случае - в зависимости от вида выполняемых работ.

Из содержания пп. 9 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях вытекает, что трудовая пенсия по старости назначается досрочно плавсоставу тех судов, которые выполняют работы, согласно их предназначению, за пределами акватории порта. Это обусловливается тем, что данные работы производятся в длительном отрыве от берега в тяжелых погодно-климатических условиях. Плавсостав судов, работающих на акватории порта, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не пользуется, так как работа плавсостава этих судов протекает в других условиях и в другом режиме.

При определении права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 27 Закона
о трудовых пенсиях имеет существенное значение, какие именно работы выполняются судами, указанными в данном подпункте. Плавсоставу судов, задачей которых является обслуживание и обеспечение других судов и деятельности персонала судовладельца (такие суда относятся к служебно-вспомогательным и разъездным), работающих как на акватории порта, так и за ее пределами, досрочное пенсионное обеспечение не установлено, поскольку работа плавсостава таких судов протекает в условиях, более благоприятных по отношению к работникам плавсостава судов, пользующихся правом на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости.

Не имеет права на досрочное пенсионное обеспечение также плавсостав судов внутригородского и пригородного сообщения.

По различным причинам суда морского и речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота) могут длительное время находиться в отстое, на консервации (для чего издается приказ судовладельца) или длительное время могут стоять у причальной стенки в ожидании выхода в плавание. Во всех случаях такие суда не выполняют работы, соответствующие их предназначению, поэтому их нельзя относить к судам, работа плавсостава которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Учитывая изложенное, периоды нахождения судов морского и речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота) в отстое, на консервации, а также периоды длительного пребывания судна у причальной стенки в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, не засчитываются.


В.Белякин
Зам. начальника отдела
вопросов пенсионного обеспечения
Департамента развития
социального страхования
и государственного обеспечения
Минздравсоцразвития России

Подписано в печать
12.09.2008