В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

“Профессионализм“ как категория трудового и образовательного права, кадрового менеджмента


“Кадровик. Трудовое право для кадровика“, 2008, N 7


“ПРОФЕССИОНАЛИЗМ“ КАК КАТЕГОРИЯ ТРУДОВОГО
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА, КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА


В настоящее время существует множество системных требований к работнику и обучающемуся. Эти системы различаются, начиная от количества требований до их качества, например от пяти до ста и более. Поиск такой категории привлек внимание ученых к понятию “профессионализм“.

Ориентир - рынок труда

С 2000 г. образование стало более ориентировано на рынок труда и требования социально-экономического развития страны, как отмечено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Приказом Минобразования России от 11.02.2002 N 393.

В то же время практика работы предприятий, профессиональных образовательных учреждений показывает, что рынок труда урегулирован недостаточно эффективно.

Организации, принимая на работу персонал, вынуждены проверять уровень профессионализма поступающих на работу, так как на практике, несмотря на то что у работника есть диплом, у многих из них профессионализм неполный и поручение самостоятельной работы таким работникам приводит компании к убыткам.

У организаций при современном уровне профессионализма выпускников училищ, СПО и вузов возникла потребность в инструментальном измерении уровня профессионализма. Конкурентоспособность организации прямо зависит от качества такого инструмента. Такая же потребность существует и во всех образовательных учреждениях, которые дают профессиональное образование. Качество образования прямо зависит от выбранного инструмента измерения уровня профессионализма обучающегося.

Управление трудовыми отношениями в организациях отстает в России от развитых стран. Существует потребность организаций и образовательных учреждений в повышении эффективности управления трудовыми и образовательными отношениями. Современный рынок труда обнаруживает потребность организации выразить все требования к работнику в одной категории. Одновременно существует потребность образовательных учреждений выразить свои требования к обучающему в одной категории, интегрируя в нее все имеющиеся требования. В настоящее время существует множество системных требований к работнику и обучающемуся. Эти системы различаются, начиная от количества требований до их качества, например от пяти до ста и более. Поиск такой категории привел к усилению внимания ученых к понятию “профессионализм“.

Социологи рассматривают профессию как престижную, требующую получения обширного формального образования трудовую деятельность “белых воротничков“. Род занятий является профессией, поскольку он отвечает следующим требованиям:

1) теоретические знания;

2) частная практика;

3) уважение со стороны клиентов;

4) забота не о личных, а об общественных интересах <1>.

--------------------------------
<1> Масионис Дж. Социология. СПб.: Питер, 2004. С. 527.

Юристы определяют профессию как совокупность приобретенных работником специальных трудовых навыков, объединенных общим названием (например “слесарь“, “столяр“) <2>. Педагоги определяют профессию как род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных специальной подготовки, опыта работы <3>.



--------------------------------
<2> Трудовое право. Энциклопедический словарь. М., 1979. С. 364.

<3> Энциклопедия профессионального образования. В трех томах. М.

См. также книгу Антропология профессий / Под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов, 2005.

Новые представления

Представление о профессионализме в XXI в. изменилось по сравнению с XX в. В XX веке в основном в профессионализм включали три элемента: знания, умения и навыки. В XXI в. его содержание стало изменяться, и службы управления персоналом организаций в него добавили еще три элемента: представления о производственных процессах, человеческие качества и состояние здоровья. Таким образом, в XXI в. категория профессионализма стала включать шесть элементов:

1) знания;

2) умения;

3) навыки;

4) представления о производственных процессах;

5) человеческие качества, необходимые работнику на рабочем месте;

6) состояние здоровья, позволяющее выполнять порученную работу <4>.

--------------------------------
<4> См. более подробно журнал “Кадровик“, 2005, N N 2, 3, 4, статья “Шесть требований к работнику в XXI веке“.

Такая структура категории “профессионализм“ наиболее полно удовлетворяет потребностям организаций и профессиональных образовательных учреждений. Данное представление о профессионализме позволит образовательным учреждениям и организациям измерять и управлять изменением профессионализма обучающихся и работников. В результате, например, у руководителя организации на столе может появиться список работающих, в котором против каждой фамилии будет проставлен процент профессионализма по стобалльной шкале. Применение категории профессионализма позволяет управлять процессом самообразования, которым специалист обязан заниматься всю жизнь. Измерение уровня знаний работника в единицах знания позволяет одновременно выяснять уровень его незнания. На этой основе можно составлять программу самообразования на один год, которую подписывает генеральный директор, начальник отдела кадров, руководитель структурного подразделения и работник. Для повышения профессионализма работающих в каждой организации можно создать библиотеку профессиональной литературы, которая должна включать литературу по всем профессиям работающих сотрудников в организации.

В организациях можно ввести новый элемент организации труда - описание рабочего места, в котором полезно перечислить все требования к профессионализму работника на конкретном рабочем месте. Описание рабочего места (правовой акт применения нормы права - ст. ст. 57, 209 ТК РФ) работодатели используют для измерения профессионализма работников и организации работы по управлению профессионализмом работающих.

В училищах, СПО и вузах целесообразно ввести матрицу профессионализма, которая может заполняться во время обучения самим обучающимся под контролем администрации образовательного учреждения. Эта матрица в виде ячеек может включать все шесть элементов профессионализма и показывать степень приобретения профессионализма от 0 до 100%.



Образовательные стандарты и квалификационные требования:

есть противоречия


Предприятия и образовательные учреждения все острее ощущают потребность по дальнейшему совершенствованию образовательных стандартов и квалификационных справочников, которые должны иметь общую основу - единое понимание профессионализма и его структуры. Дело в том, что образовательное учреждение готовит специалиста с определенным уровнем образования, необходимым для выполнения работы в конкретном предприятии, учреждении, организации. Уровень профессионализма специалиста запрограммирован в государственном образовательном стандарте. Очевидно, что образовательное учреждение и предприятие должны одинаково понимать профессионализм специалиста, но в действительности этого не происходит. Требования к профессионализму в образовательном учреждении содержатся в государственном образовательном стандарте. Требования к профессионализму на предприятии содержатся в квалификационном справочнике. Существует противоречие между этими требованиями, которое приводит к тому, что предприятия, имея другие требования к профессионализму работников, не находят их у выпускников образовательных учреждений.

Возникшее противоречие между государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями можно разрешить двумя путями:

- первый состоит в том, чтобы повысить интенсивность работы по совершенствованию государственных образовательных стандартов и квалификационных справочниках;

- второй состоит в том, чтобы совместить квалификационные требования государственных образовательных стандартов и квалификационных справочников.

Например, Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений.

Квалификационный справочник предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Квалификационные характеристики, включенные в Справочник, являются нормативными документами, предназначенными для:

1) обоснования рационального разделения и организации труда;

2) правильного подбора, расстановки и использования кадров;

3) обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов.

В основу построения Справочника положен должностной признак, поскольку требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей.

Квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников на рабочем месте с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Поскольку квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.



В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

Сегодня квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела.

В разделе “Должностные обязанности“ установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.

В разделе “Должен знать“ содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе “Требования к квалификации“ определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствие с Законом РФ от 10.07.1996 N 3266-1 “Об образовании“ (с изм., далее - Закон об образовании).

Все три перечисленные части квалификационной характеристики нуждаются в изменениях для того, чтобы более полно соответствовать современной организации труда.

Раздел 1 - “Должностные обязанности“ может включать не функции, а конкретный вид поручаемой работы, в терминологии ст. 57 ТК РФ (квалификационные справочники полезно привести в соответствие с ТК РФ), то есть перечень работ. Кроме того, в этом разделе целесообразно перечислить все производственные процессы, в которых будет принимать участие работник, то есть ввести процессуальную форму трудовой функции работника.

В разделе 2 - “Должен знать“ целесообразно включить все знания в виде единиц знания, которые требуются при работе по данной специальности. Этот перечень должен совпадать с разделом “Профессиональные знания“ государственных образовательных стандартов по специальностям.

В разделе “Требования к квалификации“ целесообразно назвать профессию работника, специальность, специализацию, квалификационные категории для того, чтобы привести этот раздел в соответствие с терминологией, которая применяется при описании трудовой функции работника в ст. 57 ТК РФ. Кроме того, в этот раздел можно включить направления подготовки, которые широко применяются в образовательном праве.

В квалификационные требования целесообразно включить три раздела дополнительно:

1) человеческие качества, которые работник должен проявлять для того, чтобы работать результативно;

2) состояние здоровья, которое работнику необходимо поддерживать для выполнения трудовой функции по показателям.

3) навыки работника - умение работать по нормативам, но не опыт. Нередко работник, имея огромный опыт, так и не может приобрести необходимые навыки.


Профессионализм на госслужбе


Рассмотрим некоторые особенности определения профессионализма на государственной службе. В Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ в ст. 12 содержатся квалификационные требования к должностям гражданской службы. В число квалификационных требований входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий “руководители“, “помощники (советники)“, “специалисты“ всех групп должностей гражданской службы, а также категории “обеспечивающие специалисты“ главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

Это положение уже устарело, так как не соответствует квалификации высшего образования, которые дают вузы: бакалавр, специалист, магистр.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории “обеспечивающие специалисты“ старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Должности гражданской службы можно было бы привести в соответствие со ст. 9 Закона об образовании, соответственно следующим уровням образования:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования: квалификации бакалавр, специалист, магистр;

4) послевузовского профессионального образования: аспирантура, докторантура.

Таким образом, должности гражданской службы применительно к уровню образования можно было бы подразделить на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы - докторантура;

2) главные должности гражданской службы - аспирантура;

3) ведущие должности гражданской службы - магистратура;

4) старшие должности гражданской службы - специалист;

5) младшие должности гражданской службы - бакалавр.

Для повышения качества профессионального образования необходимо решить следующие задачи:

1. Принять за основу понятие профессионализма, состоящее из шести элементов.

2. Привести в соответствие государственные образовательные стандарты и квалификационные справочники.

3. Поднять уровень обязательного образования до среднего профессионального, так как только такой уровень является фундаментом воспитания свободного человека в XXI в.

4. Среднее профессиональное образование изменить для того, чтобы оно могло дать человеку две профессиональные подготовки: дать рабочую профессию и квалификацию мастера.

5. Изменить вузовскую подготовку. Вуз может дать обучающемуся три профессиональные подготовки: по рабочей профессии, мастера и инженера (специалиста).

6. Содержание профессионального образования должно включать все шесть элементов профессионализма; все элементы профессионализма должны даваться в полном объеме и прежде всего умения и навыки. В XX в. специалиста учили пять лет, затем он три года был молодым специалистом и в течение этого срока он приобретал умения и навыки, а также необходимые человеческие качества. Таким образом, становление специалиста продолжалось восемь лет.

7. Если выпускник во время обучения не достиг профессионализма в объеме 80 - 100%, то ему можно присваивать квалификацию (ввести новую квалификацию) - помощник (бакалавра, специалиста, магистра). Таким образом, количество специалистов с высшим образованием сократится минимум в сто раз и будет приведено в соответствии с реальным положением на практике. Например, в адвокатской конторе работают 50 адвокатов, но способных адвокатов там только один; другой пример - в отделе главного инженера работают двадцать инженеров, но профессиональный инженер, который может решить любую инженерную задачу, там только один, и так по всем профессиям можно наблюдать одну и ту же картину.

8. Качество университетского образования можно повысить, опираясь на научные школы, которые должны быть в каждом университете. Целесообразно принять регламент научных школ на уровне постановления Правительства РФ.

Решение перечисленных задач не только возможно, но и необходимо для повышения конкурентоспособности нашего государства и населения страны в глобальном мире.

В.Шкатулла
К. ю. н.,

ведущий научный сотрудник
Института законодательства
и сравнительного правоведения
при Правительстве РФ

М.Сытинская
Доцент

Подписано в печать
25.06.2008