В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Обзор разъясняющих писем Минздравсоцразвития РФ по госзакупкам

Обзор разъясняющих писем Минздравсоцразвития РФ по госзакупкам

Отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом N 94-ФЗ*(1). Несмотря на то, что в данный закон неоднократно вносились изменения, применение отдельных его положений продолжает вызывать много вопросов. В связи с этим в начале текущего года Минэкономразвития выпустило ряд писем о госзакупках разъясняющего характера. Предлагаем читателю ознакомиться с некоторыми из них в данной статье.

Признание конкурса несостоявшимся

В Письме от 21.01.2008 N Д04-120 приведены разъяснения по поводу действий заказчика в связи с признанием конкурса несостоявшимся.

Согласно ст. 31 Закона N 94-ФЗ при признании конкурса несостоявшимся заказчик вправе объявить о проведении повторного конкурса или направить документы о проведении конкурса и признании его несостоявшимся в уполномоченный орган (федеральный орган, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления) для осуществления контроля в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.

Кроме того, указано, что заказчик по согласованию с уполномоченным органом может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). В этих целях заказчик представляет в уполномоченный орган письменное обращение о возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (Приказ Минэкономразвития РФ N 124*(2)).

В письме разъясняется, что Законом N 94-ФЗ установлено право, а не обязанность заказчика по размещению заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по согласованию с уполномоченным органом. В письме также уточнено, что поставщик, который согласован с уполномоченным органом в качестве единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), может отказаться от заключения государственного (муниципального) контракта. За отказ единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного (муниципального) контракта Законом N 94-ФЗ ответственность не предусмотрена. В случае отказа единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного (муниципального) контракта заказчик вправе провести торги снова.

Размещение заказа
на капитальный ремонт и строительство


Письмом от 18.01.2008 N Д04-97 предоставлены разъяснения в отношении размещения заказа на капитальный ремонт объектов завершенного строительства и строительство вновь возводимых (с нулевого уровня) объектов.

Указано, что в соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса объектами капитального строительства являются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Под строительством следует понимать создание зданий, строений, сооружений, в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства (п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса).

В письме указано, что с 01.01.2008 согласно п. 4.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона.

Размещение заказа путем запроса котировок
или у единственного поставщика


В Письме от 18.01.2008 N Д04-106 рассмотрена возможность размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не путем проведения аукциона, а запросом котировок или у единственного поставщика. Также определено, при каких условиях следует использовать тот или иной способ размещения заказа и к какому кварталу следует относить размещение заказа путем запроса котировок.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона N 94-ФЗ перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется путем проведения аукциона, устанавливается Правительством РФ. Такой перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставку (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р. В случае если товары, работы, услуги включены в указанный перечень, то размещение заказов на их поставку, выполнение, оказание для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается. Однако Законом N 94-ФЗ не запрещается размещение заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), включенных в такой перечень, осуществлять путем запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Таким образом, заказчик вправе осуществлять размещение заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), включенных в перечень, путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в установленном законом порядке.

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок, а победителем в проведении запроса котировок признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 500 000 руб. в течение квартала (п. 1 ст. 42 Закона N 94-ФЗ).



Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Кроме того, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может производиться заказчиком в случае, если осуществляются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (с 22.07.2007 он составляет 100 000 руб.) (пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ). Заказы на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую предельного размера расчетов наличными деньгами. При этом Закон N 94-ФЗ не запрещает заключать несколько государственных или муниципальных контрактов в пределах установленных лимитов при размещении заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг. Например, с единственным поставщиком в течение квартала может быть заключено три государственных контракта на сумму 20 000, 30 000 и 50 000 руб.

Следует обратить внимание на то, что согласно ст. 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Законом конкретизировано понятие размещения заказа: установлено, что заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта (п. 4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ). Таким образом, размещение заказа запросом котировок будет относиться к тому кварталу, в котором был заключен государственный или муниципальный контракт.

Требования к содержанию документации

Письмом от 04.02.2008 N Д04-259 перечислены требования, предъявляемые к содержанию документации при размещении заказа путем проведения аукциона.

Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (п. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ). Согласно п. 3.1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе не должна содержать указание на такие знаки обслуживания, как фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также те требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

При размещении заказа путем проведения аукциона документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки, которое должно сопровождаться словами “или эквивалент“, за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с перечисленными в п. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ.

Письмом разъяснено, что если документация об аукционе содержит указание на товарные знаки, сопровождающееся словами “или эквивалент“, заказчик обязан установить показатели, технические характеристики и другие параметры в целях определения эквивалентности в отношении каждого товара или оборудования, необходимого заказчику.

Порядок проведения совместных торгов

В Письме от 01.02.2008 N Д04-241 разъяснена процедура размещения государственных заказов исполнительным органом при проведении конкурса (аукциона) для нескольких заказчиков по одноименным товарам (услугам).

В данном письме указано, что субъектом отношений по размещению заказов может являться уполномоченный орган, имеющий право размещать заказы для государственных или муниципальных заказчиков. Создание таких органов осуществляется на федеральном уровне по указу Президента РФ, на уровне субъекта РФ по акту высшего органа власти субъекта РФ, на уровне муниципального образования по акту администрации муниципального образования. Наделение полномочиями по размещению заказов возможно со стороны создающего органа власти, что закрепляется в положении об органе исполнительной власти. Передача полномочий возможна и по договору поручения, агентскому договору со стороны каждого заказчика, передающего полномочия по размещению заказов органу исполнительной власти.

Полномочия государственных, муниципальных заказчиков и уполномоченного органа по размещению заказов различаются только тем, что заказчик имеет право подписи государственных или муниципальных контрактов, а уполномоченный орган этого права не имеет (п. 2 ст. 4 Закона N 94-ФЗ).

На уполномоченный орган возложены такие обязанности, как создание конкурсной (аукционной) комиссии, разработка и утверждение конкурсной документации (документации об аукционе) с учетом заявок заказчиков, опубликование извещения о проведении открытых торгов (направление приглашений принять участие в закрытых торгах), проведение торгов, выбор победителя торгов. Заказчик осуществляет только подписание государственного (муниципального) контракта с победителем, выбранным уполномоченным органом по результатам торгов.

В случаях, когда потребность в закупке товаров, работ, услуг существует как минимум у двух заказчиков или уполномоченных органов, они вправе проводить совместные торги (п. 6 ст. 10 Закона N 94-ФЗ) - их порядок регламентирован Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 N 631 “Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов“ (далее - Постановление N 631).

Организатором совместных торгов может быть выбран один из заказчиков или уполномоченных органов. Выбор организатора совместных торгов и функции по их организации и проведению, передаваемые ему другими заказчиками, уполномоченными органами, фиксируются в соглашении о проведении совместных торгов.

Следует заметить, что учреждения свободны в выборе, принять решение о заключении соглашения по проведению совместных торгов или разместить заказ на закупку товаров, работ, услуг самостоятельно.


Особенностью совместных торгов является необходимость заключения соглашения между всеми заказчиками и уполномоченными органами, в чьих интересах будут проводиться совместные торги. В пункте 5 Постановления N 631 определен минимальный перечень сведений, которые должно содержать соглашение:

- сведения о заказчиках и уполномоченных органах;

- сведения о видах и предполагаемых объемах заказов;

- права, обязанности и ответственность сторон соглашения;

- сведения об организаторе совместных торгов, включая перечень функций, передаваемых ему сторонами соглашения;

- порядок и срок формирования конкурсной (аукционной) комиссии;

- порядок и сроки разработки и утверждения конкурсной (аукционной) документации;

- ориентировочные сроки проведения совместных торгов;

- порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных торгов;

- срок действия соглашения;

- порядок рассмотрения споров и обжалований;

- иная информация, определяющая взаимоотношения сторон соглашения.

Пунктом 6 Постановления N 631 определено, что состав конкурсной или аукционной комиссии по проведению совместных торгов утверждается их организатором. В нее входят представители заказчиков и уполномоченных органов, которые являются сторонами соглашения по проведению совместных торгов. Количество представителей от каждой стороны определяется пропорционально объему заказа данного заказчика (уполномоченного органа) в общем объеме заказов, которые выставлены на совместные торги, если иное не предусмотрено соглашением.

Разработку и утверждение конкурсной или аукционной документации, внесение в нее изменений и дополнений, а также разъяснение ее положений потенциальным участникам совместных торгов осуществляет организатор совместных торгов в соответствии с условиями и сроками, указанными в соглашении о проведении совместных торгов. При этом до утверждения документации по совместным торгам и внесения в нее изменений организатор совместных торгов обязан согласовать данную документацию или изменения в ней со всеми сторонами соглашения о проведении совместных торгов.

При проведении совместных торгов каждый заказчик самостоятельно заключает договор в форме государственного или муниципального контракта с победителем торгов.



С учетом изложенного можно сказать, что единая процедура размещения государственных заказов для нескольких заказчиков по одноименным товарам (услугам) при условии проведения уполномоченным органом конкурса (аукциона) с разбивкой потребности в одноименных товарах, услугах каждого государственного заказчика по отдельным лотам не является совместными торгами, поскольку, как было указано выше, при проведении совместных торгов потребность в закупке товаров, работ, услуг существует как минимум у двух заказчиков или уполномоченных органов.

Принятие решения о признании торгов и государственного
(муниципального) контракта недействительными


Письмом от 27.02.2008 N Д04-471 представлены разъяснения по вопросу, кто выносит решение о признании торгов и государственного (муниципального) контракта недействительными.

В соответствии с п. 9 ст. 17 Закона N 94-ФЗ при выявлении нарушений в размещении заказов (по результатам проведения плановых и внеплановых проверок, а также рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии) уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления вправе предъявить перечисленным участникам размещения заказов предписание об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании торгов, а также обратиться в арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.

Нарушение положений о размещении заказа является основанием для признания арбитражным судом размещения заказа недействительным по иску заинтересованного лица или иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (п. 5 ст. 10 Закона N 94-ФЗ).

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (ст. 449 ГК РФ).

Таким образом, решение о признании торгов и государственного (муниципального) контракта недействительными может вынести только суд. Предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании торгов, выдает уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

А. Сергеева,

эксперт журнала “Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение“


“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 5, май 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

*(2) Приказ Минэкономразвития РФ от 03.05.2005 N 124 “Об утверждении порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)“.