В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Порядок взимания и использования родительской платы

Порядок взимания и использования родительской платы

За содержание ребенка в государственных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, с родителей взимается родительская плата. Из каких затрат формируется родительская плата и на какие цели она может быть использована? Об этом и многом другом читайте в настоящей статье.

Состав затрат, учитываемых при исчислении родительской платы

В соответствии с п. 3 Типового положения*(1) дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью подразделяются на следующие виды:

- детский сад;

- детский сад общеразвивающего вида, осуществляющий одно или несколько приоритетных направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и другого);

- детский
сад компенсирующего вида, приоритетным направлением которого является квалифицированная коррекция отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- детский сад комбинированного вида (в его состав могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

- центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Пунктом 1 ст. 52.1 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ закреплено право учредителей образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей (далее - родительская плата) за содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях.

Состав затрат на содержание ребенка в таком учреждении, учитываемых при установлении родительской платы, утвержден Постановлением Правительства РФ N 849*(2):

1) оплата труда и начисления на оплату труда;

2) приобретение услуг:

- услуги связи;

- транспортные услуги;

- коммунальные услуги;

- услуги по содержанию имущества;

- арендная плата за пользование имуществом;

- прочие услуги;

3) прочие расходы;

4) увеличение стоимости основных средств;

5) увеличение стоимости материальных запасов.

Пунктом 2 ст. 52.1 указанного закона установлены ограничения во взимании родительской платы. Так, ее размер за содержание ребенка в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не может превышать 20% перечисленных затрат на содержание ребенка, а для родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10%. За содержание детей с отклонениями в развитии, детей с туберкулезной интоксикацией родительская плата не взимается.

Определение размера родительской платы

Нормативно-правовые акты по установлению родительской платы издаются органами местного самоуправления, в ведении которых находится большинство дошкольных образовательных учреждений, а также исполнительными органами государственной власти г. Москвы и
Санкт-Петербурга (для подведомственных им дошкольных образовательных учреждений). Как следствие, методика расчета и размеры родительской платы в разных территориально-административных единицах могут различаться.

Например, согласно положению, утвержденному Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода N 405*(3), месячный размер родительской платы в дошкольном образовательном учреждении исчисляется исходя из суммы текущих расходов на содержание детей, планируемого среднегодового контингента и планируемого числа месяцев посещения, ее расчет представлен в виде формулы:

Sтек. N
Рмес. = ---------------- х --------,

Чплан. х Мпосещ. 100% - N

где Рмес. - месячный размер родительской платы в дошкольном образовательном учреждении (в руб.);

Sтек. - размер текущих расходов на содержание детей дошкольного образовательного учреждения (согласно смете доходов и расходов), финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, включая субвенции (в руб.);

Чплан. - планируемый среднегодовой контингент дошкольного учреждения (количество человек);

Mпосещ. - планируемое число месяцев посещения;

N - отношение установленного размера родительской платы к средней стоимости содержания детей (в процентах).

В пункте 19 Постановления Городской думы г. Нижнего Новгорода от 17.10.2007 N 97 “О бюджете города Нижнего Новгорода на 2008 год“ определено, что размер родительской платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не должен превышать 20% затрат на содержание ребенка.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 736*(4) плата за содержание одного ребенка для семей, имеющих одного или двух детей, установлена в фиксированном размере и составляет
12% от объема затрат в месяц. При этом плата дифференцирована по виду и режиму работы групп дошкольного образовательного учреждения. Например, для общеразвивающих групп с режимом работы 10,5 часов размер родительской платы равен 404 руб., с режимом работы 12 часов - 437 руб. Плата за содержание одного ребенка для семей, имеющих трех и более детей, данным постановлением установлена в размере 6% от объема затрат в месяц. Так, для общеоздоровительной группы с режимом работы 10,5 часов родительская плата установлена в сумме 281 руб., 12 часов - 305 руб.

Взимание родительской платы

Начисление платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении производится бухгалтерией дошкольного учреждения или обслуживающей его централизованной бухгалтерией в первый рабочий день месяца, следующего за отчетным, согласно календарному графику работы дошкольного учреждения и табелю учета посещаемости детей за предыдущий месяц.

Размер родительской платы может быть уменьшен в связи со следующими причинами:

- пропуском по болезни ребенка (согласно представленной медицинской справке);

- пропуском по причине карантина;

- отсутствием ребенка в дошкольном учреждении в течение оздоровительного периода (сроком до 75 дней в летние месяцы);

- отсутствием ребенка в дошкольном учреждении от пяти и более календарных дней в период отпуска родителей (законных представителей), но не более трех месяцев в год;

- отсутствием ребенка в дошкольном учреждении в период регистрации родителей в центрах занятости населения в качестве безработных или в случае временной приостановки работы (простоя) на предприятии родителей не по вине работника;

- закрытием дошкольного учреждения на ремонтные и (или) аварийные работы.

В этих случаях взимание родительской платы осуществляется пропорционально дням посещения. Исчисление родительской платы можно представить следующей формулой:

Кплан. - К от.

P1мес. = Pмес. х --------------,

Кплан.

где Р1мес. - размер родительской платы с учетом уменьшения (в руб.);

Рмес. - установленный месячный размер родительской платы в дошкольном учреждении (в руб.);

Кплан. - плановое число дней посещения ребенком дошкольного учреждения в текущем месяце;

Кот. - число дней отсутствия ребенка в дошкольном учреждении.

Для оплаты родителям выписывается квитанция, в которой указывается сумма родительской платы с учетом дней посещения ребенка в месяц.

Внесение родительской платы

Как правило, родительская плата за содержание детей в дошкольных учреждениях за прошедший месяц вносится родителями на лицевой счет дошкольного учреждения не позднее 10-го числа текущего месяца через отделения Сбербанка России. Сбербанк за оказанные услуги взимает комиссионные. В случае отсутствия заключенного договора учреждения со Сбербанком сумма комиссионных удерживается с родителей в момент осуществления платежа. Если договор заключается и его условиями предусмотрена уплата комиссионных за счет средств учреждения, то по истечении текущего месяца Сбербанк высылает учреждению соответствующие документы на уплату.

Иногда условиями договора, заключенного учреждением со Сбербанком, предусмотрено взимание суммы комиссии за услуги банка из родительской платы. В результате этого последняя поступает на лицевой счет дошкольного учреждения за вычетом суммы комиссии, что негативно влияет на учет родительской платы, поскольку по начисленной родительской плате остается дебиторская задолженность. Поэтому учреждениям образования нужно ответственно подходить к определению условий взимания Сбербанком комиссии.

Возврат
родителям излишне перечисленной суммы родительской платы (в случае исключения ребенка) производится на основании их заявления по приказу дошкольного учреждения.

Использование родительской платы

Поступившая на лицевой счет учреждения родительская плата используется в первую очередь на закупку продуктов питания. Оставшиеся средства направляются на другие расходы по содержанию детей исходя из перечня затрат, установленного Постановлением Правительства РФ N 849.

Бухгалтерский учет

Для учета в дошкольных образовательных учреждениях расчетов по начислению и поступлению родительской платы Инструкцией N 25н*(5) предусмотрен счет 205 03 000 “Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг“. Начисление родительской платы оформляется следующей проводкой:

Дебет счета 2 205 03 560 “Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг“
Кредит счета 2 401 01 130 “Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг“
Чаще всего плата вносится родителями через Сбербанк России на лицевые счета учреждения, открытые в ОФК, или на расчетный счет дошкольного учреждения в РКЦ. При плате безналичным путем через банковские учреждения составляется следующая проводка:

Дебет счета 2 201 01 510 “Поступление денежных средств учреждения на банковские счета“
Кредит счета 2 205 03 660 “Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг“
Возврат излишне уплаченных сумм может быть произведен через кассу, перечислением на счет в банке или почтовым переводом. При этом оформляются следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета 2 205 03 560 “Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам“
Кредит счета 2 201 04 610 “Выбытия из кассы“ (если производится выплата из кассы) или 2 201 01 610 “Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов“ (если возврат средств осуществляется перечислением)
Одновременно делается следующая проводка методом красного сторно:

Дебет
счета 2 205 03 560 “Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам“
Кредит счета 2 401 01 130 “Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг“
Рассмотрим на примере порядок отражения начисления родительской платы и ее внесения на лицевой счет дошкольного учреждения образования.

Фактические расходы на содержание детей в детском саду за месяц составили 280 000 руб. По плану и фактически детсад посещали 100 детей. Родительская плата за одного ребенка составляет 20% от суммы затрат на его содержание в детском саду и равна 560 руб. (280 000 руб. / 100 чел. х 20%). Всего родителями внесено 56 000 руб. (560 руб. х 100 чел.). Эти средства направляются:

- на закупку продуктов питания - 55 000 руб.;

- на оплату услуг связи - 1 000 руб.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующими проводками:

-------------------------------------T---------------------T--------------------T------------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, руб. ¦
+------------------------------------+---------------------+--------------------+------------------+
¦Начислена родительская плата (560¦ 2 205 03 560 ¦ 2 401 01 130 ¦ 56 000 ¦
¦руб. х 100 чел.) ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+---------------------+--------------------+------------------+
¦Отражено поступление родительской¦ 2 201 01 510 ¦ 2 205 03 660 ¦ 56 000 ¦
¦платы на лицевой счет детского сада ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+---------------------+--------------------+------------------+
¦Оприходованы продукты питания ¦ 2 105 02 340 ¦ 2 302 22 730 ¦ 55 000 ¦
+------------------------------------+---------------------+--------------------+------------------+
¦Произведена оплата продуктов питания¦ 2 302 22 830 ¦ 2 201 01 610 ¦ 55 000 ¦
+------------------------------------+---------------------+--------------------+------------------+
¦Отнесены на расходы услуги
связи ¦ 2 106 04 340 ¦ 2 302 04 730 ¦ 1 000 ¦
+------------------------------------+---------------------+--------------------+------------------+
¦Произведена оплата услуг связи ¦ 2 302 04 830 ¦ 2 201 01 610 ¦ 1 000 ¦
L------------------------------------+---------------------+--------------------+-------------------

Налогообложение родительской платы

Налог на прибыль


Согласно ст. 321.1 НК РФ доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы. Поскольку детские дошкольные учреждения оказывают услуги, за которые взимается родительская плата, то для целей налогообложения эта плата считается доходом от коммерческой деятельности - в бюджетном учете она называется доходом от деятельности, приносящей доход. Таким образом, родительская плата в дошкольных образовательных учреждениях подлежит обложению налогом на прибыль на общих основаниях.

При исчислении налога на прибыль данным учреждениям надо учитывать особенности налогового учета в бюджетных учреждениях, установленные вышеуказанной статьей. Так, если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов на коммунальные услуги, услуги связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов,
включая средства целевого финансирования (п. 3 ст. 321.1 НК РФ).

Попытки квалифицировать родительскую плату как целевые поступления или целевое финансирование и, соответственно, не включать ее в налогооблагаемую базу лишены оснований, поскольку перечень целевых средств определен в пп. 14 п. 1 и в п. 2 ст. 251 НК РФ и является закрытым.

Налог на добавленную стоимость

На основании пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях. При этом следует выполнять положения п. 4 ст. 149 НК РФ, согласно которому налогоплательщик, осуществляющий операции, подлежащие и не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), обязан вести их раздельный учет.

Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой согласно законодательству РФ. Из данной формулировки вытекает, что услуги по содержанию детей в детском дошкольном учреждении не подлежат налогообложению на основании пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ только при наличии у налогоплательщиков лицензии на ведение образовательной деятельности.

В Федеральном законе от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ приведен перечень всех видов деятельности, подлежащих лицензированию. Деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях, в отличие от образовательной деятельности по программам дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального образования, не входит в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Законодательство о налогах и сборах также разделяет услуги по содержанию детей и услуги в сфере образования, то есть образовательную деятельность (пп. 4 и 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Следовательно, услуги по содержанию детей в дошкольном учреждении (родительская плата) не являются объектом обложения НДС. В подтверждение тому сошлемся на сложившуюся арбитражную практику. Так, в постановлениях ФАС УО от 22.10.2007 N Ф09-8560/07-С2, ФАС ВСО от 12.09.2007 N А33-18221/06-Ф02-5491/07, ФАС МО от 28.05.2007 N КА-А40/4581-07, ФАС ПО от 24.01.2007 N А72-4815/2006 указано, что услуги по содержанию детей в дошкольном учреждении не подлежат обложению НДС в силу пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на образовательную деятельность. Судьями также обращено внимание на то, что деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений по содержанию детей, в отличие от образовательной деятельности по программе дошкольного образования, не подлежит лицензированию - лицензия на право содержания детей в детских садах не предусмотрена действующим законодательством. Арбитрами указано, что не следует смешивать эти два вида деятельности: дошкольное образование и содержание детей являются различными и самостоятельными видами деятельности дошкольного учреждения.

Кроме того, налоговыми органами принимаются попытки по обложению НДС услуг по содержанию в дошкольных учреждениях детей сверх численности, указанной в лицензии на образовательную деятельность. По мнению налоговиков, освобождение от налогообложения услуг по содержанию в дошкольных учреждениях детей, численность которых превышает контрольные нормативы, необоснованно, поскольку льготный режим налогообложения зависит от наличия лицензии и приложения к ней, фиксирующего предельную численность воспитанников.

В постановлениях ФАС УО от 10.12.2007 N Ф09-10285/07-С2, от 03.12.2007 N Ф09-9916/07-С2 указано, что применение льготы, установленной пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, не зависит от соблюдения контрольных нормативов, указанных в лицензии, поскольку превышение предельно допустимого количества детей нарушает лишь лицензионные требования и не связано с порядком налогообложения. При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о возможности применения данной льготы независимо от численности контингента (воспитанников), определенного в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности.

А. Солнцева,

эксперт журнала “Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение“


“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 5, май 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 N 677 “Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении“.

*(2) Постановление Правительства РФ от 31.12.2006 N 849 “О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования“.

*(3) Постановление администрации г. Нижнего Новгорода от 09.02.2007 N 405 “О порядке взимания и использования родительской платы в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода“.

*(4) Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 N 736 “О мерах по реализации закона Санкт-Петербурга “О плате за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования“.

*(5) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н.