В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Специфика трудовых отношений с преподавателями высшей школы Соединенных Штатов Америки

“Кадровик. Трудовое право для кадровика“, 2009, N 8


СПЕЦИФИКА ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ


В статье раскрыты основные особенности и отличительные черты трудовых отношений, существующих в американской высшей школе. Читателю будет интересно сравнить трудовые взаимоотношения в сфере высшего образования в России и США.

Три ступени образования

Сегодня все громче и громче в российском обществе идут разговоры об американской модели образования как некоем эталоне, согласно которому следует реформировать отечественную высшую школу. Американская система высшего образования представляет собой трехступенчатую модель. Первая ступень завершается получением степени бакалавра, вторая - магистра и третья - доктора PhD (Philosophia doctore). Обучение степени бакалавра осуществляется, как правило,
8 - 12 семестров (в зависимости от скорости получения необходимого количества кредитов) <1>. Только 15 - 20% выпускников продолжают свое обучение в магистратуре, и только 5 - 7% из них впоследствии станут PhD. Интересной особенностью американской модели высшего образования является то, что не более 2% из всех выпускников, имеющих степень PhD, остаются впоследствии работать в высшей школе, остальные идут работать в реальный сектор экономики. Следует заметить, что PhD является своеобразным аналогом нашему кандидату наук, однако получение данной степени имеет принципиальные отличия от российской практики. Процедура защиты PhD напоминает защиту российского диплома с оценкой ее качества ведущим научным консультантом соискателя PhD и тремя ведущими профессорами данной кафедры - т.е. внешних отзывов на представляемую диссертацию не требуется, хотя результаты работы должны быть опубликованы в научных статьях и рассмотрены на научных конференциях.

--------------------------------
<1> Следует заметить, что бакалавра юриспруденции, как у нас, в США не существует. Через 4 года - бакалавр гуманитарных наук, через 3 года - доктор юридических наук.

Выпускники магистратуры могут претендовать на должность преподавателя, через некоторое время работы - ассистента профессора, после получения степени PhD - заместителя профессора, а после наработки необходимого стажа работы, определенного количества публикаций (в каждом вузе требования свои) и положительной оценки студентами качества работы преподавателя появляется возможность претендовать на должность профессора.

Номинация на контракт

Здесь существуют две особенности.

Первая: в отличие от российской практики, когда к ведению лекционных занятий ассистенты не допускаются, в США даже магистранты допускаются до чтения лекций. Это, на наш взгляд, не способствует повышению качества высшего образования. Справедливости ради следует заметить, что в настоящее время и в российских вузах
возникла аналогичная негативная практика, связанная с тем, что в погоне за коммерческим контингентом к ведению образовательной деятельности стали привлекаться не имеющие соответствующей компетентности молодые преподаватели.

Вторая особенность - собственно трудовые отношения с преподавательским корпусом американской высшей школы. В американских университетах традиционно постоянный контракт подписывается через 7 лет после начала работы. До этого срока с преподавателем ежегодно продлевают (или нет) контракт, отправляемый по почте. В полученном контракте на каждый последующий год указывается не только должность, но и денежное содержание, которое, как правило, увеличивается от года к году. Начинающий преподаватель зарабатывает в год в среднем от 40 до 60 тыс. долл. Особенностью американской системы высшего образования является то, что преподаватель находится в существенной зависимости от студента, т.к. в американских вузах принята своеобразная система аттестации студентами личностных и профессиональных качеств преподавателя. Эти результаты существенно влияют на трудовую занятость преподавателя и возможность получения им постоянного контракта. В связи с этим существенно развита практика “заигрывания“ со студентами.

После 6 лет работы в университете комитет по номинации кандидата на постоянный контракт по представлению профессора, за которым закреплен преподаватель, в течение года рассматривает его дело и в случае положительного решения представляет его на рассмотрение попечительского совета университета. Суть этой системы напоминает процедуру российского конкурсного отбора профессорско-преподавательского состава. Комитет по номинации кандидата на постоянный контракт состоит из декана факультета, заведующего кафедрой и преподавателей (аналог российского совета факультета). Далее номинированного кандидата утверждает попечительский совет университета (аналог ученого совета университета), после чего преподаватель получает так называемый постоянный правовой контракт и ежегодно письма-уведомления об изменении заработной платы. С этого момента преподавателя нельзя уволить,
за исключением случаев осуществления им действий, несовместимых с профессиональной этикой; его заработок колеблется в среднем от 60 до 180 тыс. долл. в год.

Оплата труда и пенсии

Интересно, что в американской практике практически не встречается случаев взяток среди преподавателей при приеме итоговых контрольных работ. По мнению американских коллег, это связано, в первую очередь, с прозрачностью кредитной системы оценки знаний и, во вторую очередь, с установлением изначально высокой заработной платы преподавателю, когда ему становится просто невыгодно ставить под потенциальный удар свой имидж, который восстановить практически невозможно.

Эта система имеет как сторонников, так и противников в США. В качестве несомненного плюса называется отсутствие страха у преподавателей быть уволенными, в качестве минуса - отсутствие у руководства университета рычага влияния на научную результативность преподавателя. Следует заметить, что денежное содержание преподавателей, работающих на постоянном контракте, не может быть меньше минимального размера заработной платы PhD, который изначально достаточно высокий. В государственных университетах (например, университет Massachusetts) есть профсоюзные организации, которые являются членами общенациональной Ассоциации преподавателей США и которые четко отслеживают уровень заработной платы в вузах, который не может быть ниже, чем в среднем по штату. В частных вузах преподаватели не могут объединяться в профсоюзы, однако уровень их заработной платы не слишком отличается от государственного сектора.

Государственное пенсионное обеспечение американских преподавателей составляет до 80% от их заработной платы (выход на пенсию в 65 лет при общем стаже работы 32 года), оно несколько выше, чем в среднем по стране. При определенных обстоятельствах преподаватель может уйти на пенсию и досрочно (не ранее 55 лет), но процент будет меньше. Начиная с 66 лет преподаватель может
получать государственную пенсию и работать преподавателем в частном университете, имея определенный набор льгот - не надо публиковаться, отсутствуют обязательные приемные часы и т.п. При этом частные вузы с большим уважением относятся к пенсионерам, так как они имеют высокую квалификацию и компетентность, но при этом существенно “дешевле“, т.к. им не надо предоставлять довольно существенный пакет социальных льгот.

На руководящих должностях

При рассмотрении руководящих должностей следует отметить следующую специфику - заведующий факультетом (декан) осуществляет только административное управление академическим обучением студентов и назначается на должность ректором вуза. Ректор утверждается в должности попечительским советом. Основная роль ректора - представлять вуз и “добывать“ деньги. Срок полномочий этих лиц - 3 - 4 года. Ректоры университетов, как правило, не исполняют свои полномочия более 5 - 8 лет, т.к. нагрузка на них весьма существенная. Единственная выборная должность - это должность заведующего кафедрой.

В рамках данной статьи невозможно раскрыть все особенности трудовых отношений, существующих в американской высшей школе. Нами была сделана попытка раскрыть наиболее отличительные их черты, а что это - благо или нет, - решать читателю.

Литература

1. Георгиева Т.С. Высшая школа США на современном этапе: Моногр. М.: Высш. шк., 1989. 144 с.

2. Каверина Э.Ю. Высшие учебные заведения США: структура и классификация // США - Канада. Экономика, политика, культура. 2004. N 7.

3. Моряков С. Система образования США: общее описание // www.cnews.ru.

О.Минева
Д. э. н.,

декан факультета
бизнеса и экономики
Астраханского
государственного
университета

Подписано в печать
16.07.2009