В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

1C: Поддержка реформирования бюджетного учета. Результаты и перспективы

1C: Поддержка реформирования бюджетного учета.

Результаты и перспективы

См. Консультации для пользователей систем автоматизации бухучета “1С“

Реформа бюджетного учета, начавшаяся в 2005 году согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249, потребовала массового перевода бюджетных учреждений на автоматизированную обработку данных бухгалтерского учета. На помощь им пришла фирма “1С“.

Состояние дел на конец 2004 года было таково, что даже в Московской области до 40 процентов учреждений вело учет вручную. Необходимо было поставить не только компьютерную программу, обеспечивающую учет по новым правилам, но и соответствующую компьютерную технику, провести обучение не только работе с программой, а зачастую и элементарной компьютерной грамотности, и, конечно, самой теории нового бюджетного учета.

К этому времени фирма “1С“ и организации сети “1С:Франчайзинг“ уже имели 10-летний опыт работы в бюджетной сфере. Особо массовым стало применение решений для ведения учета, составления и консолидации бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений на платформе “1С:Предприятие 7.7“. Это программы “1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений“, “1С:Бухгалтерия для распорядителей бюджетных средств“, “1С:Воинская часть“, “1С:Свод отчетов“. На конец 2004 года пользователями бюджетных решений на платформе “1С:Предприятие 7.7“ являлось уже более 60 тыс. бюджетных учреждений. Было налажено регулярное обновление программ в связи с изменением законодательства - оперативно обновлялись формы первичных документов, отчетности и т.п., а также постоянно расширялись функциональные возможности программ. Росло число партнерских организаций, оказывающих услуги бюджетникам.

К 1 января 2005 года фирма “1С“ выпустила соответствующие решения для автоматизации бюджетного учета по новым правилам. В связи с тем что новый порядок учета потребовал соответствующей подготовки бухгалтерских кадров, наличия компьютерной техники, в программных продуктах была реализована возможность ведения бухгалтерского учета как одного бюджетного учреждения, так и группы бюджетных учреждений (самостоятельных структурных подразделений учреждения) в единой информационной базе с получением общих и раздельных (по учреждениям, структурным подразделениям) главных книг и балансов. Для ускорения перехода на новый порядок бюджетного учета был реализован автоматический перенос справочной информации и остатков на счетах по состоянию на 1 января 2005 года из информационной базы предыдущей редакции в информационную базу новой редакции программы.

Вместе с выпуском новых программных продуктов и документации к ним фирмой “1С“ была проведена масштабная методическая работа. Для оперативного ознакомления максимально широкой аудитории с изменениями в бюджетном учете и их реализацией в программных продуктах “1С“ в декабре 2004 года фирмой “1С“ и ее партнерами в 89 городах России был проведен общероссийский семинар “Бюджетный учет. Переход 2005“, в котором приняли участие более 15 тыс. слушателей. В течение 2005 года проводились консалтинговые и обучающие семинары; публиковались разъяснения по применению нового нового Плана счетов и порядка бюджетного учета, по заполнению первичных документов, регистров учета, составлению бухгалтерской отчетности и их реализации в программных продуктах.

Для организации масштабной поддержки пользователей фирма “1С“ обеспечила развитие соответствующей специализации и компетенций организаций сети “1С:Франчайзинг“. Были организованы “Центры компетенции по бюджетному учету“ - сертифицированные “1С“ внедренческие организации, предоставляющие полный и качественный набор необходимых услуг, включая консалтинг по управлению процессами в бюджетном учете, базирующийся на опыте решения аналогичных задач в федеральных и региональных ведомствах и учреждениях.

Партнерская сеть “1С“ провела масштабную работу по переводу бюджетных учреждений России на новый порядок бюджетного учета. Это установка программных продуктов, перенос информации из старых информационных баз, обучение не только работе с программой, но и новому порядку бюджетного учета, консультации по применению программ.

В 2006 году реформирование бюджетного учета было продолжено. С 5 мая 2006 года вступила в действие новая Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н. Этим приказом действие Инструкции N 25 было распространено на отношения, возникшие с 1 января 2006 года, а также были внесены существенные изменения в План счетов бюджетного учета, что потребовало реорганизации информационных баз. Фирма “1С“ заблаговременно, еще до вступления в действие указанной инструкции, выпустила новые редакции программных продуктов “1С“ для бюджетного учета, поддерживающие изменения бюджетного законодательства. Для облегчения перехода на новый порядок учета был реализован автоматический перенос накопленной информации в новые информационные базы. В рамках усиления методической поддержки начался выпуск ежемесячного специализированного диска информационно- технологического сопровождения “1С:Предприятия“ для бюджетных учреждений (ИТС).

Зарегистрированные пользователи получили новые редакции программ в обычном порядке обновления программ. Это дало заметную экономию средств для более чем 100 тыс. бюджетных учреждений России, которые применяли программные решения “1С“ в 2005 году.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2006 г. Закона N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ существенно возросло количество муниципальных образований, имеющих право самостоятельно исполнять бюджет. Соответственно возросла и потребность муниципальных образований в эффективной автоматизации бюджетного процесса. С учетом этого в феврале 2006 года фирма “1С“ выпустила новый продукт “1С:Бюджет муниципального образования“ - систему планирования, санкционирования, бюджетного учета, контроля и анализа исполнения бюджета.

Важнейшим мероприятием 2007 года для бухгалтеров бюджетных учреждений явилась переоценка основных фондов, которая проводилась по состоянию на 1 января 2007 года в первом полугодии 2007 года согласно приказу Минэкономразвития России, Минфина России, Федеральной службы государственной статистики от 2 октября 2006 г. N 306/120н/139. Фирма “1С“ своевременно выпустила обновления программ, в которых было предусмотрено автоматизированное проведение переоценки основных фондов в соответствии с нормативными документами и методическими разъяснениями официальных органов. Подробные рекомендации по проведению переоценки, а также более 80 ответов на вопросы по учету нефинансовых активов и их переоценке были размещены в выпусках ИТС.

Другие изменения, внесенные в программу “1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений“ в 2007 году:

Реализован учет и возможность представления сведений для реестров государственных контрактов на бумажных и электронных носителях в форматах 2007.05, 2007.09.



Реализован обмен с учреждениями Банка России с применением Унифицированных форматов электронных банковских сообщений для безналичных расчетов (УФЭБС).

Реализована интеграция с “1С:Бюджет муниципального образования“.

Реализована интеграция с фискальными регистраторами.

Реализована загрузка казначейских выписок по всем типам лицевых счетов.

Реализовано получение сведений для определения объемов финансирования на выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в зависимости от очередности рождения ребенка в семье.

Усовершенствованы практически все документы и отчеты типовой конфигурации (более 200 объектов).

Для составления отчетности за 2007 год согласно приказу Минфина России от 24 августа 2007 г. N 72н подготовлен новый комплект регламентированных отчетов.

Вместе с обновлением программных продуктов пользователям программных продуктов “1С“ для бюджетного учета была предоставлена методическая поддержка в рамках информационно-технологического сопровождения, подготовлены “1С“ и проведены партнерами “1С“ семинары “1С:Консалтинг“:

Бюджетная отчетность за 2006 год (провели 102 партнера “1С“ в 76 городах России).

Учет и переоценка нефинансовых активов в 2007 году на практических примерах (провели 55 партнеров в 40 городах России).

Учет заработной платы в бюджетных учреждениях на практических примерах (провели 80 партнеров в 50 городах России).

Учет государственных контрактов в программе “1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений“ (провели 34 партнера в 25 городах России).

Бюджетная отчетность за 2007 год (провели 132 партнера в 90 городах России).

С 1 января 2008 года вступили в действие новые положения Бюджетного кодекса, введенные Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ, и нормативные документы, принятые во исполнение новых положений Бюджетного кодекса: новая бюджетная классификация - приказ Минфина России от 24 августа 2007 г. N 74н, новые документы по исполнению бюджета, ведению смет, лицевых счетов и т.д. Все это своевременно нашло отражение в программах “1С“, в частности:

реализован перевод остатков по счетам на новые коды бюджетной классификации согласно приказу Минфина России от 24 августа 2007 г. N 74н;



реализована возможность представления информации о смете и об изменениях к смете как в бумажном виде по формам 0510017 и 0510018 (по КДФ) согласно Приложениям 10, 11 к приказу Минфина России от 21 июня 2001 г. N 46н, так и в электронном виде в формате 2008.01;

печатные формы “Расходное уведомление“, “Расходное расписание“, “Реестр на финансирование“, “Заявка на получение денег ОФК“ приведены в редакции приказа Федерального казначейства от 9 ноября 2007 г. N 6н, приказов Минфина РФ от 12 ноября 2007 г. N 102н, от 18 октября 2007 г. N 91н;

реализован обмен информацией по всем типам лицевых счетов в форматах Федерального казначейства 2007.07, 2007.09, 2007.11, 2008.01, 2008.03;

реализован учет санкционирования расходов бюджетов согласно письму Минфина России от 12 февраля 2008 г. N 02-14-10а/282.

Методические материалы по применению нового бюджетного законодательства и его реализации в программных продуктах “1С“ публикуются в ежемесячных выпусках ИТС, на интернет-сайтах www.1cudget, www.buh.ru, журнале “Бух.1С“, других специализированных изданиях. Издается методическая литература по ведению бюджетного учета с применением программных продуктов системы “1С:Предприятие“.

В настоящее время программные продукты “1С“ используются более чем 120 тыс. бюджетных учреждений России как в масштабах главных распорядителей средств федерального бюджета, например МПР, Минобороны, Минпромэнерго, Минфин, Минсельхоз, ГАБТ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Росавтодор, Росгидромет, Росимущество, Росздрав, Росстат, Роснедра, Росводресурсы, Рослесхоз, Росжелдор, ПФР и других, так и в масштабах субъектов Российской Федерации - Алтайский край, Республика Дагестан, г. Новосибирск, г. Красноярск, г. Санкт-Петербург, г. Томск и других.

Таким образом, развитие программных продуктов системы “1С:Предприятие“ для бюджетного учета и усилия фирмы “1С“ и сети “1С:Франчайзинг“ по поддержке пользователей в условиях реформирования бюджетного учета позволили бюджетным учреждениям России поставить бухгалтерский учет в соответствии с действующим законодательством и оперативно отслеживать текущие изменения методологии учета, снизить трудоемкость учета, исключить счетные ошибки, повысить качество учета и отчетности, оперативно контролировать исполнение смет и формировать достоверную бюджетную отчетность в короткие сроки.

К.В. Сергеева,

руководитель отдела разработки программ
бюджетного учета фирмы “1С“


“Бюджетный учет“, N 4, апрель 2008 г.