В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Доплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений скорой медицинской помощи

Доплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов,

врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений
скорой медицинской помощи

Национальный проект “Здоровье“ предусматривает, что некоторым категориям медицинских работников будут производиться дополнительные выплаты с целью повышения оплаты труда. Для осуществления данных выплат из федерального бюджета выделяются бюджетные ассигнования. В статье рассказывается о том, в каком порядке и кому в 2008 году выделяются средства из федерального бюджета, и о том, как в бухгалтерском учете медицинских учреждений отражается поступление и расходование этих средств.

Порядок финансирования учреждений здравоохранения для предоставления денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов РФ (далее - медицинским работникам) на 2008 год утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 N 871 (далее - Постановление N 871).

Для того чтобы медицинские учреждения производили данные выплаты своим работникам, из федерального бюджета выделяются субсидии бюджетам субъектов РФ, при условии что на территории данных субъектов РФ действуют законы или иные нормативные акты, определяющие расходные обязательства субъектов РФ по денежным выплатам медицинским работникам.

Субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию.

Постановление N 871 предусматривает несколько вариантов получения субсидий бюджетами субъектов РФ:

- в порядке компенсации произведенных расходов (сначала производится расход денежных средств, а затем из федерального бюджета поступают денежные средства для компенсации произведенных расходов);

- в порядке предоставления финансирования для осуществления выплат медицинским работникам (иными словами, первоначально на счета*(1), открытые получателям средств бюджетов субъектов РФ, поступают денежные средства для осуществления дополнительных доплат медицинским работникам, а затем производится их расходование).

Из пункта 6 Постановления N 871 следует, что высший орган исполнительной власти субъекта РФ вправе определять наиболее удобный для него вариант (как правило, выбирается второй вариант). Свое решение высший исполнительный орган должен сообщить в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию не позднее, чем за 15 дней до начала финансового года. Решение не может быть пересмотрено в течение финансового года.

Случается, что на счетах получателей средств бюджета субъекта РФ остается неиспользованный остаток субсидий, потребность в которых не утрачена. Согласно п. 9 Постановления N 871 он подлежит использованию в очередном финансовом году на цели и в порядке, установленном Постановлением N 871. Если потребность в данных средствах утрачена, то они должны быть возвращены в доход федерального бюджета. В случае неперечисления указанных средств в доход федерального бюджета они подлежат взысканию в порядке, установленном Минфином РФ.

Медицинские учреждения получают денежные средства на выплату медицинским работникам доплат из бюджета субъектов РФ или из бюджетов муниципальных образований субъектов РФ - в зависимости от того, получателями средств какого бюджета они являются.

Для получения денежных средств главный распорядитель медицинского учреждения представляет сведения о количестве работающих у него медицинских сотрудников, которым в соответствии с Постановлением N 871 предоставляются дополнительные выплаты.

Размер дополнительных выплат

Медицинские учреждения производят дополнительные выплаты своим работникам в соответствии с нормативами, утвержденными нормативными актами субъектов РФ. Размер доплат определяется из расчета выделенных на эти цели субсидий. В 2008 году они составляют 5 000 руб. в месяц для врача, 3 500 руб. в месяц для фельдшера (акушерки) и 2 500 руб. в месяц для медицинской сестры.

Выплаты медицинским работникам производятся с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти*(2). Из федерального бюджета средства выделяются с учетом отчислений по ЕСН, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, кроме того, предусматриваются средства для предоставления медицинским работникам гарантий, установленных ст. 114, ч. 4 ст. 139, ст. 167, 183, 187 ТК РФ.



Достаточно часто у бухгалтеров возникает вопрос: включаются ли субсидии, выплачиваемые медицинским работникам, в средний заработок для начисления отпускных? Как следует из Постановления N 871, конкретный размер, условия и порядок осуществления денежных выплат медицинским работникам определяется органами исполнительной власти субъектов РФ. Они самостоятельно принимают решение о размерах ежемесячных выплат, которые могут отличаться от величин, предусмотренных для определения субсидий.

Согласно ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые работодателем, независимо от источников этих выплат. Указанные выше субсидии выплачиваются работнику в рамках трудовых отношений за выполнение обязанностей в пределах установленной законодательством продолжительности рабочего времени, следовательно, являются частью заработной платы.

Таким образом, доплаты, которые получают медицинские работники, включаются в расчет среднего заработка, в том числе и для начисления отпускных. Причем источник выплаты средств на начисление отпускных должен быть такой же, как источник доплат. Следовательно, финансирование дополнительных расходов учреждения, связанных с увеличением размера среднего заработка, осуществляется за счет средств, формирующих фонд оплаты труда, в том числе средств соответствующих бюджетов.

Бухгалтерский учет

Рассмотрим на примере порядок получения и расходования медицинскими организациями субсидий и их выплаты медицинскому персоналу.

В отделении скорой медицинской помощи учреждения здравоохранения работают 5 врачей и 5 медсестер. Учреждение здравоохранения получает финансирование из средств бюджета субъекта РФ. Нормативными актами субъекта РФ доплаты установлены в следующем размере: врачам - 3 500 руб., медицинским сестрам - 1 500 руб. На осуществление доплат врачам и медицинским сестрам в феврале 2007 г. учреждение получило бюджетные ассигнования в размере 37 500 руб. - эта сумма включает в себя доплаты, ЕСН, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отпускные. В феврале 2007 г. названными категориями медицинских сотрудников рабочее время было отработано полностью.

В бухгалтерском учете учреждения здравоохранения будут сделаны следующие бухгалтерские записи о получении и расходовании бюджетных ассигнований:

-------------------------------------------------------------------T------------T------------T-----¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦Сумма¦
¦ ¦ ¦ ¦руб. ¦
+------------------------------------------------------------------+------------+------------+-----+
¦Доведены ЛБО на дополнительные выплаты медицинским работникам ¦1 501 05 211¦1 501 03 211¦29715¦
+------------------------------------------------------------------+------------+------------+-----+
¦Доведены ЛБО на уплату ЕСН и взносов на страхование от несчастных¦1 501 05 213¦1 501 03 211¦7 785¦
¦случаев на производстве и профессиональных заболеваний ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------+------------+------------+-----+
¦Начислены дополнительные выплаты медицинским работникам ¦1 401 01 211¦1 302 01 730¦25000¦
+------------------------------------------------------------------+------------+------------+-----+
¦Удержан НДФЛ ¦1 302 01 830¦1 303 01 730¦3 250¦
+------------------------------------------------------------------+------------+------------+-----+
¦Начислен ЕСН с дополнительных выплат ¦1 401 01 213¦1 303 02 730¦6 500¦
+------------------------------------------------------------------+------------+------------+-----+
¦Начислены взносы на страхование от несчастных случаев на¦1 401 01 213¦1 303 06 730¦ 50 ¦
¦производстве и профессиональных заболеваний ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------+------------+------------+-----+
¦Списаны средства с лицевого счета учреждения, открытого в органе,¦1 210 03 560¦1 304 05 211¦25000¦
¦организующем исполнение бюджета, для денежных выплат медицинским¦ ¦ ¦ ¦
¦работникам ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------+------------+------------+-----+
¦Поступили наличные денежные средства в кассу учреждения для выплат¦1 201 04 510¦1 210 03 660¦21750¦
¦медицинским работникам ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------+------------+------------+-----+
¦Выплачены наличные денежные средства из кассы учреждения в¦1 302 01 830¦1 201 04 610¦21750¦
¦погашение задолженности перед работниками по заработной плате ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------+------------+------------+-----+
¦Перечислен НДФЛ в бюджет ¦1 303 01 830¦1 304 05 211¦3 250¦
+------------------------------------------------------------------+------------+------------+-----+
¦Перечислена сумма ЕСН с лицевого счета в органе, организующем¦1 303 02 830¦1 304 05 213¦6 500¦
¦исполнение бюджета, для учета бюджетных средств в части налога с¦ ¦ ¦ ¦
¦выплат по трудовым договорам ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------+------------+------------+-----+
¦Перечислена сумма страховых взносов с лицевого счета в органе,¦1 303 06 830¦1 304 05 213¦ 50 ¦
¦организующем исполнение бюджета, для учета бюджетных средств в¦ ¦ ¦ ¦
¦части налога с выплат по трудовым договорам ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------------------------------------------+------------+------------+------

Отчетность

Органы исполнительной власти субъекта РФ ежемесячно представляют отчеты в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, в которых отражаются объемы расходов бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, произведенных на осуществление дополнительных выплат медицинским работникам. Отчет представляется не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. В случае если субъектом РФ выбран вариант получения субсидий в порядке компенсации произведенных кассовых расходов, то органы исполнительной власти субъекта РФ должны помнить о том, что отчет за IV квартал представляется не позднее первой половины декабря текущего года.

Согласно Порядку представления отчетности о расходовании субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушеркам, медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) и врачам, фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой помощи системы здравоохранения (а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов РФ), утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2007 N 136, отчет составляется на основании данных бухгалтерского учета. Остаток средств на начало сверяется с банковской выпиской. В отчете указываются следующие сведения:

- наименование категорий работников, имеющих право на получение денежных выплат;

- численность медицинских работников, имеющих право на получение денежных выплат;

- остаток неиспользованных субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов РФ на денежные выплаты медицинским работникам, на начало отчетного периода и на начало отчетного года;

- суммы субсидий, поступившие в бюджет уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ за отчетный период и нарастающим итогом с начала года;



- суммы средств федерального бюджета, перечисленные уполномоченным образований конкретного субъекта РФ за отчетный период и нарастающим итогом с начала года;

- остаток неиспользованных субсидий на конец отчетного периода, также нарастающим итогом с начала года;

- суммы средств федерального бюджета, перечисленные из бюджетов муниципальных образований субъекта РФ учреждениям здравоохранения за отчетный период и нарастающим итогом с начала года;

- суммы средств федерального бюджета, израсходованные учреждениями здравоохранения на осуществление денежных выплат медицинским работникам за отчетный период и нарастающим итогом с начала года.

Для составления отчета уполномоченный орган субъекта РФ просит учреждения здравоохранения, которые получали бюджетные ассигнования на совершение дополнительных выплат медицинским работникам, предоставить необходимые ему сведения. Данные сведения предоставляются главными распорядителями медицинских учреждений. Форма отчета, в котором учреждениями здравоохранения представляются сведения, разрабатывается уполномоченным органом субъекта РФ самостоятельно.

Т. Сильвестрова,

зам. главного редактора журнала
“Бюджетные организации: бухгалтерский учет
и налогообложение“


“Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 4, апрель 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Субсидии поступают на лицевые счета, открытые получателям средств бюджетов субъектов РФ в территориальных органах Федерального казначейства, а при передаче субвенций из бюджета субъектов РФ в местные бюджеты денежные средства поступают на лицевые счета получателей средств местных бюджетов, открытые в территориальных органах Федерального казначейства.

*(2) Поскольку на сегодняшний день нормативный правовой акт, устанавливающий размер районного коэффициента, а также порядок его применения, не принят, то в соответствии со ст. 423 ТК РФ следует использовать законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные акты бывшего СССР, так как они не противоречат ТК РФ. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029. При определении размера районного коэффициента необходимо руководствоваться Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9 и Пенсионного фонда РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995. В нем систематизированы размеры районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.