В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Проблема конкурентоспособности в управлении персоналом организации

“Управление персоналом“, 2007, N 18


ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ


Модель конкурентоспособной организации. Определение структуры конкурентоспособной организации (КС организации) предполагает упорядочивание характеризующих ее качеств и параметров в соответствующую теоретическую модель. Эта модель должна включать в себя сущностные признаки и структурные компоненты конкурентоспособности группы и соответствующий набор параметров, конкретизирующих содержание структурных компонентов.

С позиций структурно-функционального подхода к компонентам КС организации можно отнести: целеполагающий, информационно-содержательный, операционально-деятельностный, мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой [1]. Каждый из компонентов является относительно самостоятельной подструктурой, которая в то же время подчиняется общим законам развития организации и воплощает в себе единство сознания, деятельности и общественных отношений.

Целеполагающий компонент предполагает выявление личностных и групповых стратегических перспектив и позиций в процессе организационных изменений, самосовершенствование конкурентных преимуществ в соответствии с идеальной моделью КС организации.

Информационно-содержательный компонент образует комплекс знаний, связанных с определением стратегии и тактики организационных изменений, принятием решения, самооценкой, коммуникативными и регулятивными действиями организации.

Операционально-деятельностный компонент составляют умения и навыки познавательного, коммуникативного, регулятивного и иного характера, определяющие стиль и стратегию организационных изменений.

Мотивационно-ценностный компонент отражает ценностные ориентации личности в группе и групповые ценности, стремление к нравственному самосовершенствованию, позитивную установку на различные виды социально значимой активности, потребности самоактуализации, самоутверждения, самовыражения, саморазвития.

Эмоционально-волевой компонент включает ответственность, самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, сопереживание, самоконтроль.

Систематизация качеств КС организации - это задача не только теоретическая, но главное - практическая, касающаяся критериев социокультурного развития и личностного самосовершенствования каждого человека в отдельности и организации в целом.

Структурные составляющие КС организации можно конкретизировать в наборе определенных параметров, которые в формальном плане разделены на две группы: показатели надежности профессиональной компетентности (что соответствует информационно-содержательному и операционально-деятельностному компонентам) и показатели надежности социально-психологической компетентности (что соответствует целеполагающему, мотивационно-ценностному и эмоционально-волевому компонентам).

Профессиональную компетентность группы составляют: способность правильно и четко поставить цель и сформулировать дерево целей; профессиональные (технические) знания и умения; готовность к жесткому нормативному поведению в ситуации стратегических неожиданностей; способность к оперативной и эффективной реализации конкретного задания; умение адекватно ситуации выбрать финансовую стратегию; способность к нововведениям; способность правильно определить маркетинговую стратегию организации и следовать ей и др.

Социально-психологическую компетентность группы составляют: способность эффективно организовывать совместную деятельность по принципу синергизма; высокий уровень мотивации, готовность к организационным изменениям и способность их осуществлять; социальная гибкость по отношению к изменениям внешней социокультурной среды; коммуникативный опыт, способность позитивно разрешать межличностные конфликты; адекватная самооценка; адекватные социальные установки; интернальность поведения и др. [5].

Параметры в своей совокупности позволяют представить степень выраженности (сформированности) КС организации в виде обобщенного индекса конкурентоспособности (ИКС):

ИКС = F(Pпроф. : Pсоц.)

или

ИКС = Pпроф. x Pсоц.,

где ИКС - индекс конкурентоспособности группы (вероятность достижения успеха группой);

F - функциональная зависимость;

Pпроф. - показатель надежности профессиональной компетентности группы;

Pсоц. - показатель надежности социально-психологической компетентности группы.

В целом КС организации - это системное качество, характеризующее жизнеспособную социальную архитектонику группы в вероятностно-неопределенной среде обитания и включающее такие составляющие, как эффективность, направленность на результат, совместимость (производственная и личностная) гибкость (адаптивность), адекватная открытость, культуросообразность, ценностные ориентации и др. Конкурентоспособность присуща организации как компоненту определенной социальной системы. Социальная система не только формирует психологические новообразования (в нашем случае конкурентоспособность как интегративное свойство группы), но и определенным образом через многие подсистемы общества (в нашем случае рыночную либо социальную) влияет на динамику новообразований в группе, подчиняя их развитие требованиям социума.

Для практического исследования уровня конкурентоспособности предлагается схема, основанная на двумерном подходе к пониманию рассматриваемого свойства.

Схематичное описание модели предполагает наличие двух векторов, которые отражают конкурентоспособность в области профессиональной компетентности - “ПКС“ (ось ординат) и в области социально-психологической компетентности группы - “СП КС“ (ось абсцисс) (рис.).

Схема расчета индекса конкурентоспособности организации

Социально-психологическая КС организации (СП КС)

Y /¦ Индекс КС организации (ИКС)
* -¬
¦ . .

Высокий уровень¦ . .

¦ . .

.¦ . .

¦ . . .

Средний уровень¦ . *
¦ . . .

.¦ . .

¦ . . . .

Низкий уровень¦ . . .

¦ . . . . X
L----------.-----------.---------- * ------------->

. .

Профессиональная КС организации (ПКС)

Рис.

Содержательно две составляющие конкурентоспособности находятся в диалектической взаимосвязи и определяют общий индекс КС организации. Индекс конкурентоспособности - это системный показатель, учитывающий своим значением одновременно и уровень профессиональной, и уровень социально-психологической конкурентоспособности. То есть индекс конкурентоспособности характеризует предполагаемый эффект от уровня сформированности профессиональной и социально-психологической компетентности, которого может достигнуть (достигла) конкретная организация.

На схеме это можно представить, введя третий вектор, отображающий своим значением суммарный эффект от двух рассматриваемых составляющих КС организации. Обозначим его как “ИКС“ - индекс КС организации.

Для численного расчета величины индекса КС организации проводится линия из точки “X“, соответствующей рассчитанному уровню профессиональной КС организации, в точку “Y“, соответствующую рассчитанному уровню социально-психологической КС организации. Эта линия пересекает в некоторой точке вектор “ИКС“. Эта точка является результирующим значением показателя ИКС (рис.). Математический индекс ИКС рассчитывается следующим образом:

ИКС = (1,41 x X x Y) / (X + Y),

где X - значение показателя профессиональной КС организации;

Y - значение показателя социально-психологической КС организации.

На основе этого параметра строится шкала оценок, которая включает в себя три уровня КС организации: высокий, средний и низкий.

Величина ИКС в целом определяет реальную и будущую результативность функционирования организации, а также выступает в качестве показателя ее потенциальных возможностей как в области профессиональных проявлений, так и в области межличностных взаимодействий, приводящих к синергетическому эффекту.

Полученная таким образом теоретическая модель является основанием, позволяющим приступить к выполнению проектных описаний организационных изменений как инновационного процесса управления персоналом, содержанием которого является формирование КС организации.

Литература

1. Тюнников Ю.С. Логика педагогического проектирования и организации инновационного процесса как педагогической технологии // Экспериментальные педагогические технологии: Материалы краевой научно-практической конференции. Краснодар, 1996. С. 18 - 231.

2. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: “Прогресс“, “Универс“, 1994. 480 с.

3. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.

В.Шаповалов
Сочинский государственный университет
курортного дела и туризма

Подписано в печать
05.09.2007