В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Как “подружиться“ с учебной группой: краткая инструкция по созданию правильного тренингового настроя

“Управление персоналом“, 2007, N 18


КАК “ПОДРУЖИТЬСЯ“ С УЧЕБНОЙ ГРУППОЙ: КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО СОЗДАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ТРЕНИНГОВОГО НАСТРОЯ


Можно без сомнения сказать, что мотивированные, осознанно участвующие в процессе обучения, конструктивно настроенные, активные участники тренинга - мечта каждого бизнес-тренера. На практике, как ни печально, регулярно встречаются участники саркастичные, немотивированные, скептически настроенные, нелюбознательные и ленивые.

Больше всего в этом отношении повезло бизнес-тренерам, работающим в ситуации, когда участники по собственной инициативе решают принять участие в определенном семинаре или тренинге и сами же за него платят. В этом случае обычно подбирается более мотивированный контингент, который понимает, зачем пришел, что хочет получить, и готов активно работать ради этого.

Но огромное количество тренингов проводятся в ситуации, когда участники не сами принимали решение о необходимости обучения, не участвовали в выборе конкретного тренинга. Просто работодатель направил их на нужное, с его точки зрения, обучение, не утруждаясь даже предварительно объяснить им цель сего мероприятия. И вот тогда у бизнес-тренера появляется шанс, войдя в аудиторию, увидеть 10 - 15 скучающих людей, которые не в восторге от перспективы провести целый день за бесполезным, с их точки зрения, занятием.

Действительно, могут встречаться люди абсолютно “нетренингопригодные“. Но в большей части случаев срабатывает народная мудрость: “Каков поп - таков и приход“. На самом деле тренер имеет возможность активно формировать и корректировать мотивацию и настрой участников. Далее мы рассмотрим некоторые приемы, которые могут помочь сформировать этот “правильный“ настрой.

Предварительная подготовка

При подготовке корпоративных тренингов довольно распространена практика, когда участники тренинга вообще не участвуют в процессе подготовки тренинга - только непосредственно перед мероприятием им сообщают дату, время, место проведения и название темы. Но для более качественной подготовки целесообразно более тесное взаимодействие с участниками, и для этого можно использовать следующие приемы:

- предварительное собрание бизнес-тренера с участниками, на котором бизнес-тренер коротко представляет тему обучения, принимает предложения и пожелания участников;

- предварительное анкетирование, в котором выясняется мнение участников об актуальности тех или иных вопросов и тем;

- предварительная рассылка участникам программы тренинга с просьбой вносить свои предложения и пожелания;

- предложение участникам самим выбрать из нескольких альтернативных тренинговых программ наиболее подходящую для них.

Все это может быть целесообразно не только для того, чтобы учитывать при подготовке программы пожелания и запросы участников. Такое предварительное взаимодействие создает у участников ощущение осознанного выбора, включенности в процесс, формирует адекватные ожидания и некую ответственность за процесс и результат обучения. Таким образом достигается значительно большая психологическая готовность участников к тренингу и мотивация на конструктивную работу.

Присоединение

Существует много причин, почему та или иная группа не настроена на активную и конструктивную работу. Возможно, обучение проходит в их выходной - участники огорчены этим фактом. Возможно, обучение проходит в рабочий день - участники озабочены рабочими вопросами и нервно поглядывают на мобильные телефоны. Возможно, участники приехали из другого города не столько учиться, сколько осматривать достопримечательности, и думают, как бы им сегодня вечером успеть на экскурсию по рекам и каналам. Так или иначе, помыслы и желания группы могут быть далеки от темы обучения.

- предварительная рассылка участникам программы тренинга с просьбой вносить свои предложения и пожелания;



“Я вижу, многие здесь сегодня с фотоаппаратами и картами города. Наверное, планируете вечером успеть город посмотреть? Это здорово, когда есть возможность в командировке совмещать деловые цели с культурным развитием. Сегодня и завтра мы заканчиваем в 19:00, и у вас будет возможность успеть на экскурсии по городу и в театр, а сейчас давайте переключимся с мыслей о культурной программе на нашу тему“.

“Насколько я знаю, сегодня у вас выходной? Да, нелегко в конце недели один из дней заслуженного отдыха посвятить обучению. Тем не менее, коли уж мы с вами собрались здесь, наверное, будет разумно постараться извлечь из этого выходного максимальную пользу - как думаете? Со своей стороны я постараюсь организовать процесс интересно и фокусироваться на самых актуальных для вас вопросах“.

Аперитив

Перед тем как, собственно, погрузиться в тему тренинга, важно сделать еще пару штрихов для того, чтобы создать у участников ощущение определенности и понимания происходящего.

Во-первых, нужно четко обозначить временной регламент и правила поведения во время занятия. Например, это может звучать так:

“Сегодня мы будем заниматься до 18:00, перерыв на обед будет с 13:00 до 14:00, каждые 1,5 - 2 часа мы будем делать перерывы на 15 минут. Во время перерыва курить можно на лестнице, в вашем распоряжении чай, кофе, печенье. Не возражаю, если во время занятия будете попивать кофе или чай. Большая просьба - не опаздывать с перерывов и выключить мобильные телефоны, чтобы мы не отвлекались и успели в это небольшое время разобрать эту большую тему. Работать мы будем в тренинговом режиме - от вас понадобится достаточная доля активности и предприимчивости в процессе обучения“.

Таким образом мы разрешаем сомнения участников на темы вроде “Когда будет перерыв“, “А мне нужно уйти пораньше“ и снижаем вероятность мелких неприятностей типа опозданий или трелей мобильных телефонов, которые так сильно нарушают ритмичность работы на тренинге и включенность участников в процесс.

Во-вторых, нам нужно довольно точно сформировать в сознании участников собственно предмет изучения и показать его актуальность для них, чтобы направить их активность в нужное русло. Например, так:

“Сегодня мы будем заниматься одним из ключевых для руководителя аспектов HR-менеджмента, а именно вопросом “Как добиться того, чтобы сотрудники эффективно работали“, то есть вопросами оперативного управления, мотивирования персонала к качественному выполнению заданий и эффективной работе даже в том случае, когда вы не тратите массу времени на контроль выполнения...“.

Многие тренеры, имеющие базовую подготовку, связанную с социально-психологическими, личностными или психокоррекционными тренингами, считают необходимым вводить “правила работы в группе“ (типа “здесь и теперь“, “активность“, “конфиденциальность“, “правило правой руки“), проводить процедуру обсуждения и принятия этих правил в группе даже при проведении бизнес-тренингов. Не вдаваясь в подробности, можно констатировать, что в случае бизнес-обучения это не всегда обязательно и не стоит относиться к этой классической для других видов тренингов процедуре как к незыблемой догме.

Выгода и польза

Любой человек стремится делать то, что считает выгодным и полезным для себя с той или иной точки зрения. Из этого простого утверждения следует, что даже самое замечательное обучение не будет иметь никакого эффекта, если участники не верят в то, что полученная информация или умения могут быть полезны для них. Поэтому в начале тренинга стоит уделить самое пристальное внимание тому, чтобы показать практическую применимость семинара или тренинга именно в работе (а возможно, и не только в работе) участников.

Важно учитывать, что у людей довольно часто встречаются установки типа “Я и так все знаю, я занимаюсь этим уже 5 лет, я на этом собаку съел...“ или же есть негативный опыт участия в обучении и связанные с этим стереотипы типа “Опять будут воду лить целый день и дурацкие детсадовские игры проводить“. Некоторые тренеры в таких случаях сгоряча пытаются прямо в начале тренинга доказать участникам, что те на самом деле мало что знают и умеют и именно поэтому тренинг для них чрезвычайно актуален, - естественно, этого практически никому не удавалось сделать. Лучше обозначать выгоду и пользу от тренинга примерно так:

“Итак, тема тренинга - разрешение конфликтных ситуаций. Вы все люди опытные и, безусловно, достаточно хорошо умеете находить выход из всевозможных проблемных ситуаций с клиентами. И как профессионалы вы отлично понимаете, что для того, чтобы достигать большего, нужно постоянно совершенствоваться. Наша сегодняшняя задача - понять, как добиваться того, чтобы клиент после каких-то накладок, недопонимания или даже ошибок с нашей стороны не просто прекратил ругаться, а остался доволен и в идеале обратился к нам в следующий раз. Также важно, чтобы мы с вами после такого рода ситуаций сохраняли душевное спокойствие и позитивный настрой - и это тоже один из наших сегодняшних вопросов.

Во-первых, нужно четко обозначить временной регламент и правила поведения во время занятия. Например, это может звучать так:



“Ледоколы“ и “платяные шкафы“

В начале тренинга несколько факторов мешают эффективному взаимодействию как между участниками, так и их взаимодействию с тренером.

- Система государственного образования довольно прочно сформировала у многих людей стереотип, что на обучении “приличный“ ученик должен сидеть тихо, вопросов не задавать, а уж тем более не спорить с преподавателем.

- Участники просто физиологически зачастую не готовы сразу начинать активную деятельность, их внимание может быть расфокусировано, а голова занята сторонними мыслями и заботами.

- Существует психологический барьер по отношению к тренеру - непонятно, как вести себя по отношению к нему, какого поведения он ожидает от участников.

- Участники могут быть не знакомы между собой, либо же они являются сослуживцами, и им не совсем понятно, какой стиль взаимодействия выбрать в незнакомой ситуации.

В общем, в начале тренинга участники обычно выбирают пассивно-выжидающую тактику поведения. А, как показывает практика обучения взрослых людей, ключевым фактором успешности является именно активность учащихся в процессе.

Так вот, исходя из всего этого, в самом начале тренинга нужно каким-то образом побудить участников к активности и взаимодействию. Для этого могут применяться смешные и не очень, детские и взрослые игры, упражнения и процедуры, которые помогут “расшевелить“ участников тренинга и придать им “ускорение“ для дальнейшей работы. После таких процедур группа оживает и готова к дальнейшей совместной работе.

“Ледокол“ - сленговое название тренинговых процедур, применяемых изначально в социально-психологических тренингах, призванных снизить скованность участников, активно включить их в работу и создать позитивный настрой. Для этих процедур совсем не обязательна смысловая или рациональная нагрузка - главное, чтобы они вызывали эмоции и подразумевали совместную деятельность участников. “Ледокол“ обязательно должен содержать элемент необычности и быть не похожим на привычную деятельность участников.

Самый, наверное, известный “Ледокол“ - это упражнение для групп, состоящих из незнакомых людей, под названием “Снежный ком“. Заключается в том, что первый участник (или тренер) называет свое имя и любое прилагательное, которое начинается на ту же букву, что и имя. Следующий участник должен повторить имя и прилагательное первого, потом назвать свое имя и придумать соответствующее прилагательное. Таким образом, каждый следующий участник должен перечислять все больше имен и прилагательных, а последний - назвать все.

При проведении “Ледоколов“ довольно важно, чтобы тренер пояснял участникам, для чего он предлагает делать столь необычные вещи. Не обязательно углубляться в подробности - достаточно аргументов вроде “чтобы проснуться и познакомиться...“ либо “чтобы сконцентрироваться и отвлечься от трудовых будней...“.

“Платяной шкаф“ - одно из многочисленных названий тренинговой процедуры, в процессе которой тренер задает участникам какой-то вопрос или проблему и выписывает на доску или флип-чарт предложенные варианты (как бы достает из платяного шкафа вещи). Далее тренер может сгруппировать, классифицировать их по какому-то признаку, обобщить, выявить некую закономерность и пр.

Например, преподаватель, начиная семинар по теме “Психология потребителей“, может использовать такой вопрос: “Давайте подумаем, почему в одних магазинах покупателям нравится, а в других - не очень? Вспомните, как вы посещали магазины - почему магазин нравился, а почему нет?“
Предложенные варианты преподаватель может классифицировать по разным направлениям деятельности - ассортиментная и ценовая политика, мерчандайзинг, работа сервисного персонала, дополнительные услуги, маркетинговые акции и пр. Таким образом он совместно со слушателями может создать некую структуру, в рамках которой он будет далее рассматривать тему семинара.

Заключение

Все приведенные приемы относятся скорее к форме, чем содержанию тренинга. Присутствуя на тренингах и семинарах разных тренеров можно иногда столкнуться с мероприятиями, целиком построенными на использовании “Ледоколов“, “Платяных шкафов“ и многократных рассказах о важности и нужности темы. Причем, что характерно, на компетентности участников в заявленной теме это никак не сказывается.

Так вот, применение этих приемов ни в коей мере не позволит провести качественный тренинг без толкового и актуального содержания, но может значительно повысить эффективность содержательного тренинга.

С.Пархоменко

Подписано в печать
05.09.2007