В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Развитие сектора неформального инвестирования в инновационные проекты за рубежом

“Управление персоналом“, 2007, N 17


РАЗВИТИЕ СЕКТОРА НЕФОРМАЛЬНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
В ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ ЗА РУБЕЖОМ


Завершение периода начального накопления капитала, необходимость диверсификации производства, а также профессионализация российских менеджеров заложили в начале XXI века основу для активации участия неформальных инвесторов и специализированных фондов в развитии инновационной экономики в России. К этому времени в России сформировалась определенная группа людей, готовых инвестировать свои средства в инновационные компании, что должно отразиться на национальной инновационной политике РФ. Для этого необходим глубокий анализ и изучение мирового опыта.

Изучение мирового опыта функционирования специализированных государственных инвестиционных фондов поддержки инновационных компаний, венчурных инвесторов и неформальных инвесторов (бизнес-ангелов) дало возможность рекомендовать к применению в России исходя из схожести стран по многим параметрам элементов высокоэффективной американской инновационной системы, которая опирается на институт государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, систему правовых актов, регулирующих весь комплекс вопросов поддержки инновационного бизнеса.

В рамках различных американских федеральных ведомств осуществляются меры специального характера, прямо направленные на стимулирование инновационного бизнеса, предусматривающие финансовую помощь. Для проведения прикладных исследований применяются средства Национального научного фонда, предоставляемые как венчурный капитал и выделяемые на образование центров нововведений.

В США все федеральные ведомства и 12 агентств по развитию малого бизнеса с бюджетом более 100 млн долл. обязаны передавать 1,25% своих финансовых ресурсов для обеспечения деятельности малых научно-исследовательских компаний. В 1982 г. в США был принят Закон об инновационных исследованиях малого бизнеса (Small business innovation research act) с дополнениями в 1992 и 1996 гг. В рамках этого Закона были приняты и действуют две программы - Программа инновационных исследований малого бизнеса (Small business innovation research - SBIR) и Программа передач технологий малого бизнеса (Small business technology transfer - STTR).

Программа SBIR призвана обеспечить начальным капиталом и помочь малому бизнесу участвовать в научных и опытно-конструкторских работах, осуществляемых федеральными агентствами. Организационная структура программы отражает понимание того, что разработка методических основ и формализация проблем современного развития национальной инновационной системы носит рисковый характер, и в этом смысле государство выступает как венчурный капиталист [1].

Основными положениями программы в рамках разработки методических основ и формализации проблем современного развития национальной инновационной системы являются:

- необходимость поддержки только малых предприятий;

- обязательность участия в программе всех федеральных агентств, чей бюджет на научные исследования и разработки превышает 100 млн долл.;

- необходимость направления на поддержку этой программы определенного процента средств внешнего бюджета;

- обязательность для каждого федерального ведомства предварительного оповещения о направлениях деятельности, в которых нуждается данное федеральное ведомство;

- конкурсность всех этапов программы.

В 2004 г. на программу SBIR было потрачено 1,1 млрд долл. [2, с. 31]. Финансирование по программе осуществляется по трем этапам. На первом этапе заявители должны показать возможности технологического решения и превосходства предлагаемой инновации для решения заранее объявленных потребностей федерального ведомства. Длительность этапа не превышает 6 месяцев, финансирование не превышает 100 тыс. долл. На втором этапе усилиями малого предприятия создается прототип изделия. Длительность этапа не превышает 2 - 3 лет, а финансирование - 750 тыс. долл. На третьем этапе происходит коммерциализация продукта. При этом, как правило, не используется финансирование по программе, за исключением случаев, когда инновация разрабатывается для собственных нужд агентства.

Основным смыслом программы STTR является расширение финансирования инновационных процессов в крупных исследовательских неприбыльных организациях (в первую очередь университетах) с целью продвижения разработанных там высокотехнологичных продуктов на рынок с использованием коммерческого опыта предприятий малого бизнеса.

Отличием этой программы от SBIR является финансирование малых предприятий только для проведения ими совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с исследовательскими организациями. При этом организация и малое предприятие заключают соглашение о разделе интеллектуальной собственности, создаваемой в процессе работы. Вклад малого предприятия в финансирование должен быть не менее 40%.

Основные положения данной программы аналогичны положениям программы SBIR. Характер выполняемых этапов также в целом отражает предыдущую программу с той лишь разницей, что процесс перехода инновации на рынок финансируется малым предприятием или венчурными фондами.

Американское государство частично финансирует малые инновационные компании через инвестиционные компании малого бизнеса (Small Business Investment Companies - SBIC), закон о создании которых вышел еще в 1958 г. SBIC создаются с участием государства, имеют налоговые и финансовые льготы и государственные гарантии по кредитам (до 75%), предоставляемым малым фирмам. Эти компании обеспечивают малые инновационные компании венчурным капиталом, субсидируемым государством. Со дня основания до начала 90-х гг. SBIC выплатили 55 тыс. малых компаний 8,5 млрд долл., в том числе 2,6 млрд - в виде государственных кредитов.

Наряду с государственными структурами финансовой поддержки существует другой источник финансирования преимущественно начальной стадии инновационного процесса. Это индивидуальные инвесторы, напрямую инвестирующие свои личные финансовые ресурсы в новые и растущие малые фирмы. Их принято называть “неформальными инвесторами“, или “бизнес-ангелами“ (business angels). Бизнес-ангелы - это, как правило, профессионалы среднего и старшего возраста, высокообразованные, главным образом в области делового администрирования или инженерных и естественно-научных дисциплин. У подавляющего большинства из них есть опыт работы в бизнесе: удачливые предприниматели, высокооплачиваемые специалисты в области бизнеса или высшие должностные лица в крупных компаниях. В США среди индивидуальных инвесторов высока доля ушедших в отставку профессионалов, но в то же время в последние годы растет число активно действующих бизнесменов, желающих инвестировать свои средства в новые рисковые фирмы. Бизнес-ангелами могут быть инвесторы, предоставляющие венчурный капитал единожды в жизни, чтобы помочь друзьям начать бизнес, но среди них есть также и те, кто постоянно ищет возможности для выгодных венчурных инвестиций и часто осуществляет их.

Бизнес-ангелы инвестируют лишь незначительную часть своего состояния, поэтому неудача и потеря денег при инвестировании несущественно влияет на их финансовое положение. Они достаточно богаты, чтобы не нуждаться в прибыли от своих инвестиций в венчурные компании. Однако они получают удовлетворение от финансового успеха венчурного предприятия, видя, что интуиция не подвела их, а также от личного участия в управлении новым предприятием. Другие важные соображения - это интерес к конкретной технологии и уверенность в том, что она произведет важный социальный эффект, а также чувство, что, преуспев в бизнесе, необходимо помочь встать на ноги следующему поколению предпринимателей. Но следует подчеркнуть, что бизнес-ангелы не филантропы. Основная их мотивация - перспективы значительного роста стоимости вложенного капитала.

По самым консервативным оценкам Центра венчурных исследований при Нью-Гемпширском университете в США, в 2004 г. действовало около 250 тыс. неформальных инвесторов, предоставивших инвестиции 30 тыс. малых предприятий. Средний размер инвестиции составлял 50 - 100 тыс. долл. США, хотя нередким явлением были и более крупные инвестиции [3].

В США в последние несколько лет роль бизнес-ангелов в финансировании малых фирм на ранних стадиях развития начала значительно возрастать. Это связано с тем, что венчурные фонды стремятся инвестировать в начинающие инновационные компании минимум 2 млн долл. Но для многих только организованных инновационных компаний и компаний, находящихся на начальном этапе инновационного процесса, инвестиции в таком объеме не нужны: они не смогут их эффективно освоить. Поэтому при отсутствии стратегического интереса государства к некоторым технологиям бизнес-ангелы с их средним объемом инвестиции 50 - 100 тыс. долл. являются часто единственным решением проблемы финансирования для таких фирм [3]. Например, по некоторым оценкам, в середине 1990-х гг. бизнес-ангелы в США инвестировали 30 - 40 млрд долл., при этом объем инвестиций институциональных венчурных фондов составлял в 1995 г. 7,4 млрд долл.

Анализируя изложенные аспекты, мы пришли к выводу о том, что использование американского опыта в финансировании инновационных программ развития бизнеса должно помочь России в решении поставленной президентом страны задачи по диверсификации экономики и привлечения частного капитала в новые инновационные компании. При этом финансирование инноваций должно строиться не только на чистом государственном капитале, но также через венчурные и другие фонды, а также при широком использовании механизма привлечения денег частных лиц. Полностью копировать американскую систему финансирования инноваций мы не рекомендуем, но использовать ее элементы жизненно необходимо. При этом Россия должна построить экономическую и правовую систему, которая позволит помочь бизнес-ангелам и венчурным фондам в финансировании инновационных компаний.

Список литературы

1. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М.: “Наука“, 2002. С. 82.

2. Бегиджанов П.М. Особенности инновационного предпринимательства и управление его развитием. М.: “Монолит“, 2004. С. 131.

3. US National Science Foundation. Venture Capital Investment Trends in the United States and Europe, 2005.

Е.А.Баннов
Аспирант
Алтайского государственного университета

О.П.Мамченко
Д. э. н.,

профессор,

научный руководитель

Подписано в печать
14.07.2007