В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Оценка эффективности социально-экономической политики предприятия

“Управление персоналом“, 2007, N 17


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
ПРЕДПРИЯТИЯ


В современных условиях без создания четкой и ясной социальной политики фирмы невозможно достичь высокой эффективности деятельности и экономического роста. Социальная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на согласование целей предприятия и личных целей работников. Она является частью кадровой политики и формирует социальную среду предприятия.

Социальная политика способствует повышению качества управления предприятием, то есть обеспечивает повышение производительности труда, сокращение операционных затрат, а также увеличение продаж. Осуществление социальных программ повышает инвестиционную привлекательность предприятия вследствие улучшения финансовых показателей деятельности предприятия, укрепляет репутацию и имидж предприятия, что повышает привлекательность предприятия как работодателя.

Для оценки эффективности социально-экономической политики сахарных заводов использован метод БОЭРО, основанный на определении социально-экономических тенденций развития организации любой организационно-правовой формы, ее результативности с точки зрения достижения производственных, экономических и социальных целей. В упрощенном виде метод БОЭРО - это расчет результативности персонала организации за конкретный период времени. В рамках процедуры управленческой диагностики потенциала социально-экономического роста сахарных заводов нами выявлен набор из 10 показателей, характеризующих сбалансированность социальных и экономических интересов предприятия: балансовая прибыль, объем товарной продукции, затраты на 1 руб. продукции, производительность труда, качество продукции, среднегодовая заработная плата 1 работника, фондовооруженность персонала, фондоотдача основных производственных фондов, уровень трудовой дисциплины, соотношение темпов роста производительности труда и фондовооруженности.

Расчет на примере сахарных заводов Воронежской области за 2003 - 2005 гг. свидетельствует, что положительную динамику социально-экономического развития имеет лишь сахарный завод N 6, к тому же в 2005 г. именно этот завод занимает лидирующее положение среди исследуемых сахарных заводов области. Также высокую оценку заслуживают сахарные заводы под номерами 10, 2 и 9 (график 1).

Частный показатель эффективности социально-экономической
политики сахарных заводов Воронежской области
за 2003 - 2005 гг.


/+----------------------------------------------------------------
200,00 ¬/ ¦ ___
¦ ¦ ___ /__/¦ ___
¦ ¦ ___ /__/¦ ¦ ¦¦ /__/¦
¦ ¦ /__/¦ ¦@@¦¦ ¦ ¦¦ ___ __ ¦ ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦¦ ___ ¦@@¦¦ ¦ ¦¦ /__/¦_/¦ ___ _¦ ¦¦
¦ ¦___--+ ¦+-----/__/+--+@@¦¦__-----__¦ ¦+--+@@¦¦ ¦+-/__/¦_/¦ ¦+-
¦ //__/¦_¦ ¦¦ __¦ ¦¦ ¦@@¦¦_/¦ /__/¦ ¦¦ ¦@@¦¦ ¦¦ ¦++¦¦@¦¦ ¦¦
100,00 +/ ¦++¦¦_/¦ ¦¦ /__/¦ ¦¦ ¦@@¦¦ ¦¦ __¦@@¦¦ ¦¦ ¦@@¦¦ ¦¦ ¦++¦¦@¦¦ ¦¦
¦ ¦++¦¦@¦¦ ¦/__¦@@¦¦ ¦/--+@@¦¦ ¦//__/¦@¦¦ ¦/--+@@¦¦ ¦/-+++¦¦@¦¦ ¦//
¦ ¦++¦¦@¦¦--/__/¦@¦¦-- __¦@@¦¦-- ¦++¦¦@¦¦-- __¦@@¦¦-- ¦++¦¦@¦¦--/
¦ ¦++¦¦@¦/ ¦++¦¦@¦/ /__/¦@¦/ ¦++¦¦@¦/ /__/¦@¦/ ¦++¦¦@¦/ /
¦ ¦++¦¦-- ¦++¦¦-- ¦++¦¦-- ¦++¦¦-- ¦++¦¦-- ¦++¦¦-- /
¦ /¦++¦/ ¦++¦/ ¦++¦/ ¦++¦/ ¦++¦/ ¦++¦/ /
¦/ L--- L--- L--- L--- L--- L--- /
0,00 +---------T---------T---------T---------T---------T---------¬
¦ С2 ¦ С3 ¦ С4 ¦ С6 ¦ С9 ¦ С10 ¦ ---------¬
---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+ ¦--¬ ¦
¦--¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦+¦ 2003¦
¦¦+¦ 2003¦ 120,56 ¦ 96,92 ¦ 86,59 ¦ 99,43 ¦ 89,81 ¦ 139,06 ¦ ¦L-- ¦
¦L-- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦--¬ ¦
+--------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+ ¦¦@¦ 2004¦
¦--¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦L-- ¦
¦¦@¦ 2004¦ 87,59 ¦ 89,99 ¦ 162,23 ¦ 118,19 ¦ 141,04 ¦ 128,11 ¦ ¦--¬ ¦
¦L-- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ 2005¦
+--------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+ ¦L-- ¦
¦--¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---------
¦¦ ¦ 2005¦ 126,14 ¦ 83,19 ¦ 97,78 ¦ 166,3 ¦ 115,99 ¦ 150,8 ¦
¦L-- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------+---------+---------+---------+---------+---------+----------
Коды сахарных заводов

График 1

Исследование направлений социальной политики сахарных заводов Воронежской области подтверждает наличие ее отдельных элементов. Социальная инфраструктура сахарных заводов в основном представлена объектами торговли и общественного питания, объектами бытового обслуживания, спортивными сооружениями. Условия и охрана труда регламентированы коллективным договором и включают выдачу необходимой спецодежды и других средств индивидуальной защиты, соблюдение санитарно-гигиенических норм. Социальная защита работников организации предполагает оплачиваемое освобождение от работы (при вступлении в брак, тяжелой болезни членов семьи, смерти родителей и т.п.), денежные суммы или подарки, связанные с торжествами и праздниками, единовременное вознаграждение пенсионеров, поощрение работников, имеющих непрерывный стаж работы не менее года, ко дню работников сельского хозяйства, льготы в пользовании столовыми и др.

В табл. 1 представлена средняя динамика структуры расходов на персонал сахарных заводов Воронежской области за период 1995 - 2006 гг.

Таблица 1. Динамика структуры расходов на персонал сахарных
заводов Воронежской области за 1995 - 2006 гг., %


Назначение расходов 1995 г. 2002 г. 2004 г. 2006 г.

1. Заработная плата 63,4 69,2 73,6 79,1
2. Обеспечение жильем 0,7 0,0 0,0 0,0
3. Социальная защита 27,2 24,6 21,8 19,8
4. Профессиональное обучение 0,2 0,0 0,0 0,0
5. Культурно-бытовое
обслуживание 4,8 2,7 2,5 0,4
6. Прочие цели 3,7 3,5 2,1 0,7
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

Как видно из табл. 1, за последние годы предприятия сахарной отрасли перестали выделять средства на обеспечение работников жильем и на профессиональное обучение, доля расходов на культурно-бытовое обслуживание сократилась с 1995 г. по 2006 г. в 12 раз.

Для выявления эффективности социальной политики сахарных заводов Воронежской области нами был проведен опрос сотрудников нескольких заводов. В опросе приняли участие 50 работников заводов: 18 рабочих, 28 специалистов и служащих и 14 представителей руководящего состава.



Опрос представителей различных категорий персонала на предмет удовлетворенности социальной политикой предприятия выявил внутренние противоречия в ее понимании. Анализ потребностей сотрудников и их значимости свидетельствует об относительном единстве мнений независимо от квалификации, уровня оплаты и занимаемой должности. Как следствие, удовлетворенность трудом и качество трудовой жизни сотрудников соответствуют потребностям (67%) только для категории руководителей, а для рабочих вспомогательного производства степень соответствия составляет 39%. Актуальность дополнительных социальных условий, регламентируемых коллективным договором предприятия, также не в полном объеме подтверждается перечнем потребностей сотрудников и их значимостью. Например, предоставление в сентябре отпуска без сохранения заработной платы на 1 месяц, если очередной отпуск уже использован, по желанию родителей с целью адаптации младших школьников не востребовано сотрудниками предприятия в течение 2001 - 2005 гг.

Существенную проблему, по мнению руководителей, составляет отсутствие практической возможности у предприятия увеличить расходы на социальные программы.

Таким образом, при наличии положительной динамики выручки от реализации продукции, приросте прибыли и активов наблюдается относительное сокращение социальных расходов предприятия. Реализация и апробация предложенной концепции управленческой диагностики экономического роста предприятия, использующей комбинацию экономических и эвристических методов оценки, свидетельствует о необходимости и возможности определения качества роста с учетом его социального аспекта.


Е.Колесникова
Воронежская государственная
технологическая академия

Ю.Дуванова
Воронежская государственная
технологическая академия

Подписано в печать
14.07.2007