В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Социокультурные основы управления развитием кадрового потенциала (на примере реформы ЖКХ)

“Управление персоналом“, 2007, N 15


СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА (НА ПРИМЕРЕ РЕФОРМЫ ЖКХ)


Результативность проводимых мероприятий в рамках реформирования отрасли в значительной степени определяется уровнем развития ее кадрового состава. Кадровый потенциал отрасли ЖКХ формировался в условиях постоянного бюджетного дефицита, вызванного практикой остаточного финансирования отраслей социальной сферы [5].

Низкая культура коммунального обслуживания населения, сформировавшаяся в условиях постоянного дотирования отрасли, привела к тому, что муниципальные службы в ЖКХ потеряли интерес к развитию в своей сфере новых взаимоотношений и конкуренции в ходе изменившихся условий внешней среды, в сфере новых ценностей.

Решая задачу повышения качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, 1 марта 2005 г. государство передало функции управления жильем непосредственно в руки собственников жилых домов. По новому Жилищному кодексу до 1 марта 2006 г. жители могли самостоятельно выбрать способ управления своим домом. За счет этого власти рассчитывали качественно изменить эффективность функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Однако недостаточная квалификация персонала, проводившего мероприятия, не обеспечила результативность процесса передачи части жилищного фонда в управление собственникам жилья. Поэтому проблема ЖКХ на нынешнем этапе развития России - это проблема социальной политики, социокультурная по содержанию, но ни в коем случае не техническая.

Сформированная в прежнее время культура управления отраслью является препятствием при проведении реформы в отрасли ЖКХ ввиду недостаточно эффективной системы подготовки специалистов, востребованных в настоящее время в этой сфере. Как известно, результативность проводимых изменений определяется эффективностью взаимодействия всех субъектов реформирования. Поэтому основной задачей муниципальных структур, ответственных за реализацию реформы, становится проведение организационно-просветительной работы с населением силами муниципальных служащих и СМИ. Следствием проводимой работы станет осознание гражданами своей роли в управлении собственностью и активное участие в проводимой реформе. Однако практика свидетельствует об обратном.

В результате массовой приватизации жилья в стране появился новый слой собственников недвижимости, сформировался свободный рынок жилья. Однако к существующим проблемам добавилось много новых, поскольку участники рынка еще не в полной мере обладают рыночным мышлением и навыками самоорганизации.

Наши исследования показывают, что, став собственниками квартир, бывшие квартиросъемщики не стали владельцами домов, в которых находятся их квартиры, и не ощутили в полной мере преимуществ своего нового положения. У каждого собственника свое понимание того, где начинается его дом. Кто-то включает в это понятие двор, подъезд, лестничную площадку, а для кого-то, кроме квартиры, все остальное общее, то есть ничье, отсюда и равнодушие в решении вопросов самоорганизации жильцов домов.

Проведенный нами анализ показывает, что большинство собственников до сих пор не имеют представления о том, как практически решаются жилищные проблемы. Они не знают действующих законов, плохо осведомлены о собственных правах в этой области и фактически не имеют навыков по управлению жилищной собственностью, чтобы обеспечить соответствующее содержание домов в исправном состоянии.

Еще одна причина заключается в том, что собственники жилья, будучи субъектом рыночных отношений, часто не обладают культурой и навыками совместного решения проблем. Причем отсутствуют у них не только навыки самоорганизации, но и опыт регулирования взаимоотношений с предприятиями, оказывающими услуги в области ЖКХ. Однако не существует программ обучения культуре управления собственностью, а также нет специалистов в системе ЖКХ, готовых к работе с новыми собственниками, что, очевидно, приводит к неудовлетворительным результатам реализации конкретных мероприятий в рамках реформирования отрасли. Анализ эффективности мероприятий по передаче жилищного фонда в управление непосредственно собственникам жилья, проведенный автором в Калуге, свидетельствует о низкой результативности последних. В рамках проведенного анализа стало ясно, что муниципальные органы власти, ответственные за реализацию поставленных задач, недостаточно эффективно используют имеющиеся в своем распоряжении ресурсы. Например, в городе около двух лет назад появился институт специалистов по работе с населением города. Однако не ориентированная на социальную работу существующая система подготовки и переподготовки данных специалистов, слабая степень их методической оснащенности - все это препятствует эффективному выполнению данными специалистами своих задач (часть задач указанных специалистов связана с реализацией задач по передаче жилищного фонда в управление собственникам жилья).

Для изменения текущей ситуации необходима смена всей концепции управления ЖКХ, которую нужно развернуть в сторону человека. Житель, гражданин, собственник, а также условия его развития должны стать целью реформы, а не средством.

По нашему мнению, реформирование сферы ЖКХ необходимо проводить на базе социокультурной концепции менеджмента (СККМ), в основе которой лежит установка нового типа работника-гражданина на ценности самоорганизации, самоуправления, саморазвития на всех уровнях общества (семья, дом, город, государство). Именно самоорганизация граждан-собственников становится базисом устойчивого развития общества [1].

С позиций самоорганизации государство рассматривается в качестве ведущей социально-экономической системы, создающей необходимые и достаточные условия для устойчивого развития своих подсистем (регионов и муниципалитетов). Субъекты развития - муниципальное самоуправление и экономические институты, которые обеспечивают развитие самоуправленческих начал, гражданских прав и свобод на низовых уровнях административно-территориальной организации - становятся идеологической основой, определяющей процессы самоорганизации граждан. Поэтому государство не должно вмешиваться в те процессы развития нижних уровней, которые уже имеют потенциал саморазвития и саморегулирования на основе новой культуры деловых и трудовых отношений, новых ценностных ориентиров и творческого, заинтересованного отношения к труду.

Именно эта роль государства как публичного сектора экономики и источника новой движущей силы экономики и общества способна обеспечить его устойчивое развитие путем формирования новой культуры взаимоотношений управления и ее ценностного ядра [2].

На уровне муниципалитета, где происходит реализация конкретных мероприятий в рамках реформирования отрасли, должны быть созданы все необходимые и достаточные условия для достижения успеха от проведения запланированных мероприятий. В частности, необходимо наличие профессионально подготовленного персонала, способного применять современные инструменты управления в рамках решения задач по реформированию подсистемы ЖКХ муниципального городского хозяйства.

Как свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного в 2006 г. в рамках Всероссийского форума по ЖКХ [4], наиболее востребованными специалистами в настоящее время становятся “профессиональные управленцы в сфере управления многоквартирными домами“, а также специалисты по работе с гражданами (социальные технологи, социологи, психологи).

Реформирование сферы ЖКХ необходимо проводить на базе серьезной методической и кадровой подготовки как стратегического проекта, рассчитанного на ряд лет. Необходима более значительная работа с населением, направленная на его ознакомление с новыми институтами - правами собственности, возможностями рынка, ограничениями экологии, а также установление с гражданами новых социальных ориентиров (жизненного уровня, степени благоустройства жилья, развития инфраструктуры), достижение которых невозможно без привлечения граждан к самоуправлению [3]. Эту работу должны проводить структуры, ответственные за проведение реформы отрасли ЖКХ, а также профессионально подготовленные кадры.

Рост уровня взаимного доверия между муниципальной властью и населением как результат проведения данной работы станет источником ускорения процессов самоорганизации и самоуправления граждан принадлежащей им жилой собственностью, а также придаст дополнительный синергетический эффект изменениям, происходящим в отрасли ЖКХ.

Внедрение в практическую деятельность новых методов работы неизбежно сталкивается с проблемой обучения персонала, ответственного за проведение изменений. Поэтому необходимым становится создание в рамках муниципального образования обучающей подсистемы (см. рис. 1), за которой будет закреплено решение следующих задач:

- закрепление и развитие у специалистов муниципальных структур навыков, требуемых для решения поставленных перед отраслью задач;

- информационная работа с населением территориального образования, проводимая в целях формирования у граждан города чувства сопричастности к решению задач в рамках реформирования отрасли ЖКХ;

- содействие саморазвитию структур, ответственных за реализацию реформы ЖКХ на муниципальном уровне, за счет разработки и внедрения в практику новых инструментов управления.

Возможная организационная структура
учебно-консалтингового центра (УКЦ)


-----------------¬
¦Руководитель УКЦ¦
L--------T--------
--------------------+-----------------------¬
¦/ ¦/ ¦/
---------+--------¬ -------+-------¬ ------------+--------¬
¦Заместитель ¦ ¦Заместитель ¦ ¦Заместитель ¦
¦руководителя ¦ ¦руководителя ¦ ¦руководителя ¦
---+по направлению ¦---+по направлению¦---+по направлению ¦
¦ ¦“Информационная ¦¦ ¦“Развитие ¦¦ ¦“Организация и ¦
¦ ¦работа ¦¦ ¦кадрового ¦¦ ¦развитие бизнеса ¦
¦ ¦с населением“ ¦¦ ¦потенциала“ ¦¦ ¦в сфере ЖКХ“ ¦
¦ L------------------¦ L---------------¦ L---------------------
¦ ------------------¬¦ ---------------¬¦ ---------------------¬
¦ ¦Отдел подготовки ¦¦ ¦Организация ¦¦ ¦Отдел по оказанию ¦
+->¦и распространения¦+->¦долгосрочных ¦+->¦услуг организациям, ¦
¦ ¦информации ¦¦ ¦программ ¦¦ ¦функционирующим ¦
¦ ¦через СМИ ¦¦ ¦обучения ¦¦ ¦на рынке ЖКХ (в том ¦
¦ ¦ ¦¦ ¦сотрудников ¦¦ ¦числе обучение) ¦
¦ L------------------¦ L---------------¦ L---------------------
¦ ------------------¬¦ ---------------¬¦ ---------------------¬
¦ ¦Отдел по работе ¦¦ ¦Организация ¦¦ ¦Совершенствование и ¦
¦ ¦с запросами ¦¦ ¦краткосрочных ¦¦ ¦внедрение в практику¦
¦ ¦инициативных ¦¦ ¦программ ¦¦ ¦инструментов ¦
¦ ¦групп граждан ¦¦ ¦обучения ¦¦ ¦управления, ¦
L->¦(в том числе ¦L->¦сотрудников ¦L->¦позволяющих повысить¦
¦обучение) ¦ ¦ ¦ ¦эффективность ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦решаемых задач ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦в сфере ЖКХ ¦
L------------------ L--------------- L---------------------

Рис. 1

Обучение основам управления изменениями необходимо проводить на основе социокультурного подхода, подразумевающего поиск и нахождение путей дальнейшего развития социально-экономической системы с учетом потребностей и интересов всех заинтересованных участников. Именно сочетание социокультурного подхода к управлению изменениями и знаниевой компоненты менеджмента в процессе подготовки специалистов муниципальной сферы придаст дополнительный синергетический эффект процессам изменений в сфере ЖКХ.

Список использованной литературы

1. Алексеевский В.С. Менеджмент и синергетика устойчивого развития социальных объектов. М., 2004.

2. Алексеевский В.С. История теории менеджмента: Учебное пособие для вузов. Калуга: МГЭИ, 2005.

3. Сафаров С.М. Социокультурный подход к реформированию сферы управления ЖКХ // Научное и кадровое обеспечение деятельности организаций постиндустриального общества. Калуга, 2004. С. 86 - 87.

4. Отчет по социологическому опросу // VII Всероссийский форум ЖКХ. 14 - 15 марта. Центр “Энтер-Полит“, 2006.

5. http://www.novoemnenie.ru/rassl/248p.htm.

С.Сафаров

Подписано в печать
10.07.2007