В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Многие иностранцы до сих пор считают, что у нас медведи по улицам ходят...

“Управление персоналом“, 2007, N 15


МНОГИЕ ИНОСТРАНЦЫ ДО СИХ ПОР СЧИТАЮТ,

ЧТО У НАС МЕДВЕДИ ПО УЛИЦАМ ХОДЯТ...


Дашевский Владимир, тренер-партнер Центра подготовки персонала “КЛАСС“ с 2003 г. Кандидат психологических наук. Опыт проведения тренингов и обучающих программ с 1997 г.

- По вашему мнению, какие фобии испытывают экспаты, работающие в России, и как преодолевают их?

- Мне кажется, нужно разделить фобии, возникающие у экспатов в связи с тем, что они переехали на новое место жительства, и проблемы, появляющиеся у них вне связи с работой в России.

Проблемы, которые испытывают экспаты в другой стране, очень сложно назвать “фобиями“ в классическом смысле, поскольку это, как правило, страхи, связанные с плохой информированностью о жизни здесь. Существует масса стереотипов о России. Многие иностранцы до сих пор считают, что у нас медведи по улицам ходят, и если они впервые едут в Россию, то ожидают столкнуться с криминалом, бандитами и поголовным пьянством. У них присутствуют и страхи, связанные с низким качеством продуктов питания и питьевой воды. Кроме этого они с большой ответственностью подходят к вопросу их приобретения, так как глубоко убеждены в том, что и продукты, и воду следует покупать либо в супермаркетах, либо в магазинах, находящихся на территориях посольств или консульств. Крайне осторожно относятся и к нашему медицинскому обслуживанию: стараются обращаться к врачам, аккредитованным при посольстве (консульстве). Нашему образованию они тоже не доверяют и, как правило, отдают своих детей в особенные школы, имеющие более высокий статус, чем, по их мнению, все остальные. Помимо всего у них есть сложившиеся стереотипы, связанные с образом Президента РФ Путина. Им кажется, что он эдакий тиран-самодур. Следует отметить, что некоторые из стереотипов вполне оправданны, а какие-то, наоборот, абсолютно безосновательны. Так, в числе первых: Россия - националистическая страна, где иностранцу находиться небезопасно, потому как запросто избить на улице его могут только за то, что он - иностранец. Именно по этой причине, например, индусы не ездят в метро, а пользуются услугами такси. Многие страхи связаны с личной безопасностью, однако не стоит переводить их в ранг фобий, ведь не сидят же эти люди постоянно дома и не падают в обморок в том же метро.

Это не классические фобии. Страхи, фобии, которые возникают у иностранцев, - те же, что и у россиян: клаустрофобия, аэрофобия и т.д. Они не обращаются к нашим специалистам по причине существующей так называемой проблемы языка, а коучинг - это та вещь, которая ведется на языке. Этот вопрос им проще решить в своей стране. Впрочем, в моей практике был случай: я работал с переводчиком, когда нужно было помочь иностранцу. Но это была не фобия, а проблема, касающаяся личной жизни.

Как правило, экспаты - это определенный тип людей несколько авантюрного склада. Их можно назвать туристами, которым интересно переезжать из страны в страну, узнавая что-то новое. Следовательно, они уже по определению должны быть готовы к тому, что им придется столкнуться с социальными и психологическими проблемами, неустроенностью и ностальгией, а от того, насколько оперативной будет их адаптация в новых условиях, зависит главное - успешность работы. Подобное состояние иностранца аналогично человеку, прибывшему в командировку в другой город, фактически на какое-то время лишенному привычного социума: круга общения, окружающей обстановки и т.д., когда ощущение одиночества становится особенно острым. Но тем не менее это нормальные человеческие чувства.

- Как работодателям следует общаться с экспатами?

- Думаю, что способ заключается в максимальном учете их культуры. Растение, которое пересадили из одной почвы в другую, очень чувствительно. И только бережное отношение, внимание может помочь ему адаптироваться в новой среде, произрасти, в противном случае оно зачахнет. Стало быть, наши специалисты, работающие с иностранцами, в первую очередь должны учитывать специфику их национального жизненного уклада. Например, французы не привыкли перерабатывать. Они трудятся обозначенное количество часов в день и не понимают, когда приходится оставаться дольше. Не потому, что они ленивы и не хотят работать, а потому что в их стране подобное отсутствует. Это нонсенс. Работодателю, конечно, следует учитывать такие особенности, ведь основные конфликты возникают именно из-за недопонимания определенной специфики. А вот американцы совершенно спокойно воспринимают необходимость внеплановых работ. Но если француз становится начальником в нашей компании, он категорически не приемлет опозданий подчиненных опять же по причине того, что в его стране так не принято. И возможно, что даже он сам в силу своего графика работы будет приходить к 12-ти часам, однако никогда не потерпит опозданий сотрудников.

- Как помочь экспатам адаптироваться?

- По моему мнению, на первом этапе работодателю следует подготовить коллектив к появлению экспата, для того чтобы непосредственное общение с окружением способствовало скорейшей адаптации последнего к новым условиям работы. Кроме того, скажем, во внерабочее время коллеги могли бы, например, рассказать ему о каких-то городских новостях, событиях. Именно такое постепенное введение экспата в другой уклад жизни будет положительно сказываться и на его работе и на пребывании в чужой стране в целом. Возможен и вариант устройства его в рабочую группу таких же специалистов, что будет способствовать более комфортному труду, общению среди своих. Но главное - это постоянное информирование иностранца обо всем, что происходит в городе, в стране, ознакомление с традициями, обычаями. Безусловно, это скажется на формировании иных взглядов экспата, разрушит сложившиеся стереотипы и ускорит его адаптацию в новой обстановке. На уровне посольств, консульств должны существовать программы, призванные содействовать этому. А проведение такой работы отечественными компаниями совместно с посольством той или иной страны принесет еще большие благоприятные результаты, ведь информация о стране пребывания, исходящая со стороны родины, согласитесь, более доверительна, чем любая другая.

Не стоит избегать так называемых неформальных методов. Иными словами, это означает создание особой среды обитания, куда включались бы как иностранцы, проживающие в России, так и россияне, заинтересованные в общении с экспатами.

Многие российские студенты, желающие изучать иностранные языки, встречаются на несколько часов в день со студентами-иностранцами, приехавшими в нашу страну. Общение на русском, французском, испанском и других способствует не только изучению иностранных языков, но и получению информации. Возможно, что внедрение такого плана программ допустимо осуществлять непосредственно на рабочем месте, чтобы не просто общаться через переводчика, а максимально быстро включать экспата в среду обитания.

- С какими еще трудностями, кроме очевидных (язык, культура), обычно сталкиваются экспаты?

- Если вернуться к вопросу о страхах, то практически среди всех иностранцев ходит миф - русские женщины “разводят“ на брак. Поэтому, с одной стороны, они ужасно боятся русских женщин, которые, якобы, охотятся за иностранцами, а с другой - для них очевидна доступность многих из них. Образно говоря, у иностранцев глаза на лоб лезут от тех возможностей, которые им предоставляются. Разумеется, это обстоятельство способствует их распущенности. Опять же, с точки зрения наших женщин, брак с иностранцами - это возможность уехать на Запад, и поэтому многие из них, грезящие о прекрасной и легкой жизни, ищут знакомства с ними. А последние зачастую этим просто пользуются, что, безусловно, только атрофирует их подлинные чувства. Оказавшись в дальнейшем в своей стране, где иные нравы, приобретенная манера общения с женщинами может привести к весьма печальным последствиям. Так, в Америке лишь похотливый взгляд трактуется законом как “сексуальное домогательство“.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются иностранцы, - излишняя эйфоричность по поводу России. Если раньше эта эйфоричность была связана с образом Советского Союза как свободной страны, в которой победила революция, то сейчас появилась новая: Москва - центр “клубной“ жизни, что усугубляется еще и переездом в другую страну. За этим наваждением в какой-то момент можно переступить порог, за которым пропадает безопасность.

Говорят, что в России все очень дорого: продукты питания, одежда, недвижимость. Последнее - особенно. Например, небольшая студия в центре Парижа стоит 600 евро, такого же уровня квартира в Москве на “Белорусской“ будет стоить минимум 1500 евро. Финансовый вопрос зачастую актуален. Вообще в Москве цена потребительской корзины достаточно велика, особенно для иностранцев.

- Российский персонал и экспат. Какие у них возникают проблемы, конфликты?

- Экспату бывает очень сложно разобраться в российских реалиях. У нас особенная экономика, особенные схемы налогообложения и ухода от них, особенные взаимоотношения с государственными органами. В связи с этим порой иностранцы проигрывают русским специалистам, так как они элементарно не способны уяснить некоторые вещи. С другой стороны, мы говорим о тех, кто занимает топовые позиции, кого пригласили иностранные компании (или их филиалы). Вполне закономерно, что у российских подчиненных возникает зависть к экспату, приехавшему, как говорится, на теплое место, получающему огромные деньги и при этом имеющему тот же уровень профессиональной подготовки, что и специалист, работающий ступенькой ниже. Например, известная история, когда на должность креативного директора МТС пригласили польского специалиста и он придумал эту замечательную историю с яйцом. Фантастика. Понятно, что в западной культуре яйцо - это символ начала, рождения. Но у нас совершенно другая символика, поэтому как можно было начать эту кампанию - для меня загадка. Это последствия проведения в жизнь креативной политики неадаптировавшегося экспата и отсутствия критики к тем идеям, которые возникают.

Зависть на рабочем месте не бывает конструктивна, поэтому экспатов часто “подсиживают“. Очень важно проводить мероприятия для того, чтобы вхождение в новую организацию было менее болезненным как для коллектива, так и для экспата. Рассказывать, насколько это высококлассный специалист, лично знакомить с каждым, создавать условия, которые сведут психологический дискомфорт к минимуму. Можно проводить тренинги, например, командообразования, когда делается team building с вновь приехавшими сотрудниками с целью их быстрого внедрения в контекст корпоративной культуры, чтобы остальные сотрудники в неформальной обстановке почувствовали, что это совершенно нормальный человек, который просто говорит на другом языке.

- Почему мы приглашаем экспатов? Сказывается недостаток своих специалистов или компания таким образом повышает свой статус?

- С одной стороны, да. С другой стороны - это история развития российского бизнеса. В 90-е годы прошлого века, когда у нас только формировалось бизнес-сообщество, многие компании не знали, как организовать бизнес с ноля. Поэтому опыт и знания иностранных специалистов были настолько необходимы, что приглашение иностранца было абсолютно оправданно. Им платили большие деньги, и они действительно развивали до определенной стадии бизнес в компании, обучая своим методам работы российских специалистов. Но сейчас уже 2007 г., и в России сформировался очень мощный пул своих специалистов, способных взять функции экспата на себя, поэтому приток иностранцев в абсолютном значении сокращается. Возможно, в процентном отношении их сейчас становится меньше, но экспаты, как правило, востребованы в иностранных компаниях, где в основном бизнес строится на взаимодействии с поставщиками либо с партнерами за рубежом; в азиатских компаниях, где корпоративная культура не позволяет привносить в среду что-то чужеродное. Как правило, японские, корейские, китайские компании очень замкнуты и больше ориентированы на своих специалистов, нежели на наших, которым сложно понять корпоративную культуру восточных компаний. Стиль ведения бизнеса европейских, американских компаний очень похож на наш, и происходит взаимное движение, когда российские компании подтягиваются к западной корпоративной культуре, а западные специалисты уже гораздо лучше понимают, как вести бизнес в России. И с третьей стороны, это абсолютно новый бизнес, который только формируется. И когда у наших знаний нет, а на Западе это существует уже длительное время, гораздо проще, в том числе и с экономической точки зрения, привезти сюда знающего человека, для того чтобы провести первый этап, а потом уже на втором этапе присоединить российских специалистов.

- Как увольнять экспата? Какие сложности в этом вопросе могут возникнуть?

- Если увольнение происходит до окончания контракта, то компания производит массу социальных выплат, несколько зарплат и т.д. Так принято на Западе, и поэтому иностранец, поступая на работу сюда, прописывает все в контракте. Это бизнес-технологии. Экспаты, кстати, дороже обходятся нашим компаниям. Уровень зарплат у них повыше. Сейчас разница нивелируется, а раньше она была очень весома, порой в разы. Когда иностранец увольняется, он, как правило, просит себе “золотой парашют“, и с этим возникают проблемы, потому что, как я уже отметил, работодателю нужно сделать массу различных выплат. Поэтому, в качестве совета: если берешь на работу иностранца, надо договариваться, как говорится, “на берегу“ о ситуации в случае увольнения. Часто компании прописывают в контракте необходимость подготовить преемника за время работы. После этого экспат увольняется. Иными словами, его берут на какое-то конкретное время и оговаривают конкретные способы ухода.

Хотел бы еще сказать о так называемых романтиках-экспатах, по сути приезжающих в страну с сугубо познавательной целью. В случае увольнения они попадают на свободный рынок рабочей силы. Как правило, в сложившейся ситуации им бывает трудно устроиться на работу, если они не знают языка, им не предоставляются жилье, связь, транспорт и т.д. Однако эти люди все же умудряются выживать в таких жестких условиях, становясь в один ряд с кандидатами-россиянами. Так или иначе они больше ориентированы на западные компании и пытаются найти работу среди каких-то своих знакомых иностранцев. И в подавляющем большинстве случаев им сопутствует удача, особенно, если этот человек высококвалифицированный специалист, знающий специфику России.

- Спасибо за беседу.

Подписано в печать
10.07.2007