В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Стресс-менеджмент: технология управления стрессом в профессиональной деятельности

“Управление персоналом“, 2007, N 9


СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ: ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Изучение и преодоление стресса, или стресс-менеджмент, является одной из самых частых тем как научных изданий, так и популярной периодики. Этот факт говорит о том, что понятие стресса вышло за рамки сугубо профессиональной лексики, став достоянием массового сознания. Несмотря на такую “общедоступность“, его содержание имеет глубокие научные корни.

Впервые понятие “стресс“ было введено в науку около 70 лет назад Гансом Селье, одним из крупнейших физиологов прошлого века. Селье назвал так открытый им общий адаптационный синдром, описывающий характерную защитную реакцию живого организма на любое чрезвычайное затруднение или экстраординарное воздействие. По своей сути эта реакция отражает экстренную мобилизацию внутренних ресурсов организма для того, чтобы преодолеть препятствие, справиться со сложной ситуацией или защититься от вредоносного влияния. Именно она, прежде всего, и позволяет организму выжить в постоянно меняющейся, далеко не всегда благоприятной среде.

Объективное и субъективное в стрессе

Главный практический вопрос состоит в том, как используется нами этот потенциал и достаточно ли его для преодоления возникших затруднений. Опасным для здоровья и жизнедеятельности стресс становится только на определенных стадиях своего развития, например когда сила воздействия первоначально явно превышает актуально доступные ресурсы, или на последней стадии (“стадии истощения“), когда, несмотря на мобилизацию всех резервных ресурсов, устранить влияние стресс-фактора не удается. Поэтому психологи говорят о разных формах стресса. Продуктивный, или эустресс (eustress), позволяет не только справиться с затруднением, но и накопить полезный опыт по преодолению сходных “трудных“ ситуаций. Деструктивный, или дистресс (distress), разрушает поведение, является источником многочисленных неприятных переживаний и болезней. Бороться с его внешними проявлениями не только бесперспективно, но и вредно. Дистресс нужно стараться предотвратить, или, если человек уже оказался в состоянии дистресса, его необходимо лечить.

В научной литературе существуют две базовые концепции стресса. Сторонники первой утверждают, что стресс - это определенная объективная ситуация, которая влияет на человека, а его личностная реакция является следствием воздействия данных внешних факторов. Согласно второй точке зрения стресс есть субъективное состояние, которое переживает человек. Исходя из приверженности той или иной теории специалисты пытаются изучать и во все большей степени управлять стрессом. Как часто бывает, истина, скорее всего, находится где-то посередине. Стресс - это и сложная ситуация, и переживания человека, причем и то и другое имеет свою динамику. Вопрос в том, когда и каким образом обстоятельства становятся для человека по-настоящему стрессогенными.

Любая ситуация определенным образом воспринимается человеком и субъективно оценивается им. Часто эта оценка бывает не столько рассудочной, сколько эмоциональной. Два человека, оказавшиеся в одной и той же ситуации, будут реагировать на нее по-разному, в зависимости от характера, опыта, эмоционального настроя и других факторов. Один не увидит в ситуации никакой угрозы для себя и останется спокоен, тогда как у другого возникнет ощущение безотчетной тревоги или явного страха. Стресс возникает в том случае, если обстоятельства субъективно воспринимаются как угрожающие. При этом неважно, реальная это угроза или мнимая - важно то, что угроза психологически существует для человека, который начинает искать способы выхода из положения. Формы преодоления трудных ситуаций, или копинг-стратегии (от англ. глагола to cope - “справиться“, “совладать“), могут быть самыми разными, такими как бурный аффект (гнев, агрессия, слезы, смех), переосмысление ситуации (новая интерпретация значимости событий, попытка увидеть их “в другом свете“, рационализация) и действия, непосредственно направленные на разрешение проблемы.

Чем грозит дистресс?

В зависимости от того, насколько эффективна выбранная копинг-стратегия, проблемная ситуация с успехом преодолевается или же, напротив, усугубляется еще больше. В первом случае переживания стресса заканчиваются, пополнив “копилку“ полезного опыта, во втором - нарастают и переходят в деструктивную, потенциально опасную для здоровья форму. У каждого из нас в запасе имеется достаточно большой набор способов преодоления стресса. Он пополняется в течение всей жизни и во многом определяет стереотипы нашего поведения, привычки, стиль жизни, особенности характера и взаимоотношения с окружающими. К сожалению, далеко не всегда новый опыт развивает наш внутренний потенциал и повышает устойчивость к стрессу. Часто использование стратегий и тактик, позволяющих добиться нужного результата “любой ценой“, фиксируется в форме устойчивых поведенческих стереотипов, ведущих к дополнительным рискам для здоровья и саморазрушению.

Речь идет не просто о вредных привычках, но и о значительно более сложных индивидуальных особенностях поведения. Так, в психологии стресса давно изучается так называемый тип “А“ поведения, свойственный бизнесменам, менеджерам высшей квалификации, представителям творческих профессий. Это хорошо знакомый тип современного профессионала, много успевающего и постоянно устремленного в будущее. Только одно обстоятельство серьезно омрачает эту картину - повышенный риск возникновения сердечно-сосудистых патологий у данной категории лиц. Уже на первом “пике“ профессиональной зрелости, а именно в возрасте 35 - 40 лет, вероятность инфарктов и развития тяжелых форм гипертонии у них в 4,5 - 6 раз выше, чем у людей с более сбалансированным типом поведения. Понятно, что этим людям необходима помощь, причем не столько медицинская, сколько психологическая.

В ряде других случаев постоянное использование неадекватных копинг-стратегий ведет к серьезным личностным нарушениям, которые мешают человеку нормально взаимодействовать с окружающим миром. Развиваются повышенная тревожность, агрессивность, эмоциональная нестабильность, депрессия, эгоцентризм. В последнее десятилетие большое внимание уделяется одному из комплексных расстройств такого рода - синдрому профессионального выгорания (burnout syndrome). Ему подвержены лица, по роду деятельности много общающиеся с другими людьми, - менеджеры, врачи, педагоги, социальные работники. Признаки синдрома выгорания весьма характерны. Это ощущение эмоционального истощения, опустошенности, неприязни к окружающим, повышенная конфликтность, цинизм, разочарование в выборе профессии, общая неудовлетворенность и нежелание продолжать работу. Следует отметить, что синдром выгорания - это отнюдь не “болезнь новичков“; он возникает у вполне сформировавшихся специалистов с 8 - 12-летним стажем работы. Как правило, эти люди покидают профессию.

Как бороться с негативными последствиями стресса?

В рамках программ стресс-менеджмента выделяются два основных направления работ: профилактика стресса и его коррекция. Эти направления, естественно, дополняют друг друга, но каждый из них имеет свою специфику. Что касается профилактики, то она ориентирована, прежде всего, на устранение потенциальных источников стресса не только во внешнем мире, но и внутри человека. В связи с этим важно с помощью психолога овладеть методами, позволяющими правильно анализировать жизненные ситуации, давать им реалистические оценки и обогащать свой поведенческий репертуар. Особое значение имеет обучение навыкам психологической саморегуляции состояний. При грамотном применении они позволяют повысить уровень работоспособности человека и восстановить затраченные ресурсы. Использование психопрофилактических методов за счет формирования более совершенных копинг-стратегий существенно повышает общую устойчивость человека к стрессу.

Психологическая коррекция стресса часто связана с исправлением сложившегося дисбаланса стратегий преодоления. Коррекция включает специализированные методы разрешения кризисных ситуаций, “разрушения“ опасных поведенческих стереотипов и восстановления деформированных личностных качеств. На практике это означает глубокую проработку индивидуальных и групповых проблем, невозможную без специальных обследований и психотерапевтических консультаций. Для усиления коррекционного эффекта используются такие дополнительные средства, как, например, общеоздоровительные мероприятия, рефлексотерапия и суггестивные воздействия, которые вписываются в единый комплекс восстановительных процедур. Однако перед этим необходимо определить, какая именно форма стресса возникла у данного человека или группы людей, учитывая особенности каждого конкретного случая.

Комплексная психологическая технология управления стрессом



Для реализации такой программы действий в Проблемной лаборатории психологии труда факультета психологии МГУ была разработана комплексная система диагностики и коррекции стресса (Интегральная диагностика и коррекция стресса, ИДИКС). Это экспертная система, в которой на основе детального анализа причин, отношения человека к ситуации и индивидуальных проявлений острого и хронического стресса можно выделить основные “болевые точки“ в синдроме стресса, целенаправленно выбрав наиболее подходящие способы коррекции.

Апробация этой системы проводилась нами при массовых обследованиях разных профессиональных контингентов. Так, например, нами был проведен систематический анализ особенностей профессионального стресса и факторов риска для его развития у управленческого персонала ряда организаций г. Москвы. В исследованиях приняло участие более 130 человек: 46 менеджеров высшего звена (директоров и членов совета директоров, а также руководителей департаментов крупных организаций) и 85 менеджеров среднего звена (руководителей отделов и рабочих групп).

Полученные результаты дали возможность выделить не только основные особенности переживания стресса, присущие управленческой деятельности в целом, но и определить специфику проявлений стресса в каждой группе - менеджеров высшего и среднего звена (см. рис. 1).

Профили стресса по системе ИДИКС в группах менеджеров

--------------------------------------------------------¬
¦ -------------------------------------¬ ¦
¦ ¦* Высшее звено х Среднее звено ¦ ¦
¦ L------------------------------------- ¦
¦ 60 T------------------------------------------------¬¦
¦ ¦ ¦¦
¦ ¦ х ¦¦
¦ ¦ ¦¦
¦ 55 +------------------------------------------------+¦
¦ ¦ * * ¦¦
¦ ¦ * ¦¦
¦Б ¦ * х ¦¦
¦а 50 +------------------------*--------------------х--+¦
¦л ¦ * * х ¦¦
¦л ¦ х х ¦¦
¦ы ¦ ¦¦
¦ 45 +----------х-------------------------------------+¦
¦ ¦ ¦¦
¦ ¦ ¦¦
¦ ¦ ¦¦
¦ 40 +------T------T------T------T------T------T------+¦
¦ TV0 TV1 TV2 TV3 TV4 TV5 TV6 ¦
¦ ¦
¦ Основные шкалы ИДИКС ¦
L--------------------------------------------------------

Рис. 1

Примечание. Основные различия получены по шкалам: TV1 “Условия и организация труда“, TV2 “Субъективная оценка трудностей в профессиональной ситуации“, TV6 “Развитие личностных и поведенческих деформаций“ (подробнее см.: Леонова, 2004).

Главные трудности, определяющие высокий уровень развития стресса у всех категорий менеджеров, связаны с присутствием в их работе большого числа разнообразных и сложных по содержанию задач. К ним относятся: переработка и координация больших потоков информации, планирование, анализ и координация действий персонала, контроль за сроками выполнения производственных заданий, жесткие лимиты времени. Кроме того, мощным стресс-фактором является недостаточная автономия исполнения, поскольку деятельность и решения менеджера должны обеспечивать требуемые экономические результаты при соблюдении субординации и в жестко обозначенном правовом поле.

Помимо общих особенностей стресса, характерных для управленческого труда в целом, достаточно ярко проявились различия в стрессовых проявлениях у двух обследованных категорий менеджеров.

Так, для менеджеров высшего звена наиболее характерными оказались стресс-факторы, связанные с “объективно“ сложными обстоятельствами. Прежде всего это напряженные условия труда, перенасыщенный временной график, высокая интенсивность интеллектуальных нагрузок и большое количество коммуникаций разного уровня. В результате состояние менеджеров высшего звена характеризуется выраженными признаками психофизиологического истощения - эмоциональной и когнитивной напряженностью, ухудшением самочувствия, интенсивным переживанием тревоги и депрессии, нарастанием хронического утомления и нарушений сна. На личностном уровне это проявляется в формировании опасного для здоровья типа “А“ поведения, ведущего к возникновению болезней сердечно-сосудистой системы.

У менеджеров среднего звена в большей степени выражена негативная “субъективная окраска“ образа трудовой ситуации. Они отмечают слишком высокое разнообразие и сложность профессиональных задач, низкую автономию при высокой степени ответственности за результаты труда, отсутствие ясных перспектив карьерного роста. Проявления стрессовых состояний у них имеют более выраженный эмоционально-аффективный характер. Наряду с выраженными переживаниями общего дискомфорта характерны признаки высокой психоэмоциональной напряженности, тревожности и агрессивности, что ведет к повышенному риску развития неврозов и вредных для здоровья привычек (злоупотребление алкоголем и курение).

Таким образом, за одинаково высоким общим уровнем стресса (показатель TV0 на рис. 1) обнаруживается разная картина его проявлений у разных категорий менеджеров. При этом выявленные особенности четко указывают на те формы оказания психологической помощи, которые наиболее действенны в каждом из рассмотренных случаев. Так, для коррекции и профилактики стресса у менеджеров высшего звена основное внимание следует уделить мероприятиям по оптимальной организации труда, обучению приемам саморегуляции состояний, проведению индивидуальных и групповых тренингов, направленных на улучшение навыков администрирования, тайм-менеджмента, соучаствующего руководства и действенной поддержки персонала. Комплексы оптимизационных мероприятий для менеджеров среднего звена должны прежде всего включать методы, направленные на снятие эффектов острого и хронического утомления, психоэмоционального напряжения и повышения степени индивидуальной стресс-резистентности. Подготовка таких специализированных программ, учитывающих особенности каждого конкретного случая, и является главной целью применения системы ИДИКС.

В настоящее время нами накоплен значительный опыт по использованию системы ИДИКС при работе не только с управленческим персоналом, но и с врачами, учителями высшей и средней школы, инженерно-техническим персоналом, сотрудниками банковских структур, следователями и военнослужащими. Проведенные в нашей стране и за рубежом (где эта система известна под названием Managerial Stress Survey, MSS) исследования доказали высокую эффективность выбранного нами подхода для экспресс-оценки и коррекции неблагоприятных последствий стресса, успешного выполнения трудовой деятельности и сохранения психического здоровья профессионалов.

Повседневного житейского опыта или “кулинарных рецептов“, почерпнутых в популярных изданиях, обычно оказывается недостаточно, чтобы эффективно бороться с тяжелыми формами деструктивного стресса. В этих случаях лучше обратиться к профессионалам, владеющим специальными навыками и инструментами управления состояниями человека. Преодоление и коррекция стресса могут вестись самыми разными средствами: это могут быть и попытки максимально снизить стрессогенные условия работы и повседневной жизни, и лечение уже возникших заболеваний, вызванных длительным переживанием стресса, и собственно психологическое “управление стрессом“, позволяющие повысить устойчивость к стрессу. В каждом конкретном случае рецепт борьбы со стрессом может быть очень индивидуален, но должен основываться на комплексном анализе как самой психологической ситуации, так и психофизиологического состояния менеджера.

Литература



1. Леонова А.Б. На грани стресса // “В мире науки“. 2004. N 10.

2. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // “Психологический журнал“. 2004. N 2.

А.Леонова

А.Качина

Подписано в печать
23.04.2007