В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Аутсорсинг как форма опосредованного инвестирования сельскохозяйственных предприятий на муниципальном уровне

“Управление персоналом“, 2007, N 8


АУТСОРСИНГ КАК ФОРМА ОПОСРЕДОВАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ


С развитием рыночных отношений сельскохозяйственным предприятиям необходимо постоянно искать новые каналы реализации своей продукции и приобретения относительно дешевых материалов. Как правило, в небольших хозяйствах данная функция ложится на руководителей, которые постоянно перегружены производственной работой. Действующие в более крупных предприятиях отделы снабжения и сбыта в силу ограниченности возможностей исследуют в основном только местный рынок.

Более того, существующая информационная разобщенность сельскохозяйственных предприятий приводит к дублированию собранных данных. Каждое хозяйство несет издержки, связанные с изучением практически одних и тех же рынков. Разобщенность предприятий является также одной из причин высокой стоимости приобретаемых материалов, необходимых для сельскохозяйственного производства, что приводит к удорожанию производимой продукции.

В связи с этим автором предлагается как вариант активное использование аутсорсинга, то есть целенаправленного выделения хозяйствами района функций, не являющихся основными, и делегирование их реализации стороннему исполнителю - аутсорсеру (органам местного самоуправления).

Аутсорсинг (outsourcing: out в переводе с англ. - “вне“, source - “источник“) широко применяется в крупных производственных корпорациях как зарубежных стран, так и России. На принципы аутсорсинга в 1998 г. перешло старейшее отечественное мясоперерабатывающее предприятие - ЗАО “Микояновский мясокомбинат“. Данное общество переложило на акционерную корпорацию “Эксима“ поиск рынков сбыта продукции, подбор кадров и при тесном сотрудничестве с Московским государственным университетом прикладной биотехнологии (МГУПБ) осуществление разработки и внедрения современных технологий [1, с. 34].

На современном этапе аутсорсинг находит широкое применение в области как государственного, так и муниципального управления. Д.Е. Амелин указывает на необходимость передачи ряда муниципальных функций частному сектору [2]. Н.А. Игнатюк рассматривает аутсорсинг как вариант “сорегулирования бизнеса и власти“ [3, с. 15].

Безусловно, сельскохозяйственное предприятие может создать собственный маркетинговый отдел (или подобную службу) и пытаться самостоятельно продвигать произведенную продукцию на рынки, а также находить относительно дешевые материалы и оборудование, то есть быть организацией инсорсингового типа.

Примерные издержки предприятия на создание и функционирование маркетинговой службы в течение одного года выглядят следующим образом (расчеты произведены на основании затрат маркетинговых отделов сельскохозяйственных предприятий Ярославской и других областей):

- заработная плата (4 - 5 человек): 310 - 390 тыс. руб.;

- отчисления от фонда заработной платы (26%): 80 - 100 тыс. руб.;

- затраты на приобретение оборудования для каждого сотрудника: 80 - 100 тыс. руб.;

- затраты на подключение и пользование Интернетом: 40 - 60 тыс. руб.;

- расходы на вознаграждение привлеченных специалистов: 30 - 100 тыс. руб.;

- затраты на переговоры, заключение сделок и т.д.: 20 - 30 тыс. руб.

Следовательно, если сельскохозяйственное предприятие примет решение о создании собственного маркетингового отдела, то его ежегодные затраты в среднем составят 560 - 780 тыс. руб.

В табл. 1 рассмотрены положительные и отрицательные стороны деятельности маркетингового отдела (или подобной службы) предприятия и аутсорсера (муниципальной службы).

Таблица 1. Сравнительный анализ деятельности
маркетингового отдела предприятия
и органа местного самоуправления (аутсорсера)


Маркетинговый отдел предприятия
(или аналогичная служба) Орган местного самоуправления
(аутсорсер)
Положительные стороны
Максимально владеет информацией о
деятельности предприятия для
реализации поставленных целей Работа со многими
предприятиями дает большой
опыт
Возможность быстрого реагирования
на возникающие проблемы Независимое суждение, мнение,

подход
Заинтересованность в соблюдении
конфиденциальности Аккумулирование инновационных
технологий, профессионализм,

эффект “пчелы“
Отрицательные стороны
Минимальный опыт деятельности на
рынках Необходимость в
инвестировании
“Затертый“ взгляд изнутри -
Часто не имеет профессиональных
ресурсов для реализации идей -
Затраты на содержание отдела,

которые не всегда оправдывают себя -
Находясь внутри компании, отдел
зачастую скатывается на “тушение
пожаров“ и “затыкание дыр“ -

Из приведенных в таблице материалов следует, что аутсорсинг в плане передачи аутсорсеру не свойственных сельскохозяйственным предприятиям функций является наиболее выгодным, чем содержание собственных служб.

Алгоритм процесса аутсорсинга имеет следующий вид (рисунок).

Алгоритм процесса аутсорсинга
сельскохозяйственных предприятий


-----------------------------------------------------------------¬
¦ Сельскохозяйственные предприятия и администрация муниципального¦
¦ района заключают договор аутсорсинга ¦
L-----------T-----------------------------------------T-----------
¦ ¦/
¦ -----------------------------------+----------¬
¦ ¦ Сельскохозяйственные предприятия выставляют ¦
¦ ¦заявку на приобретение необходимых материалов¦
¦ ¦ (семена, ГСМ, удобрения и т.д.) ¦
¦ L----------------------------------T-----------
¦/ ¦/
------------+-----------------------------------------+----------¬
¦ Органы местного самоуправления изучают рынок спроса ¦
¦ на сельскохозяйственную продукцию и предложения необходимых ¦
¦ материалов ¦
L-----------T-----------------------------------------T-----------
¦/ ¦/
------------+----------¬ ------------+----------¬
¦ Находят организации, ¦ ¦ Находят организации, ¦
¦ желающие приобрести ¦ ¦ поставляющие крупные ¦
¦ крупные партии ¦ ¦ партии необходимых ¦
¦ сельскохозяйственной ¦ ¦ материалов ¦
¦ продукции ¦ ¦ ¦
L-----------T----------- L-----------T-----------
¦/ ¦/
------------+-----------------------------------------+----------¬
¦ Предлагаемые заказчиком/поставщиком условия (цена, необходимый ¦
¦ объем продукции, сроки поставки и т.д.) обсуждаются ¦
¦ с руководителями хозяйств ¦
L-----------T-----------------------------------------T-----------
¦/ ¦/
------------+-----------------------------------------+----------¬
¦ Сельскохозяйственные предприятия и администрация муниципального¦
¦ района заключают договоры поручения на поставку/приобретение ¦
¦ определенного объема продукции ¦
L-----------T-----------------------------------------T-----------
¦/ ¦/
------------+-----------------------------------------+----------¬
¦ Администрация муниципального района заключает договор ¦
¦ купли-продажи с заказчиком/поставщиком, выступая при этом ¦
¦ гарантом выполнения условий ¦
L-----------T-----------------------------------------T-----------
¦/ ¦/
------------+----------¬ ------------+----------¬
¦ Хозяйства отгружают ¦ ¦ Хозяйства получают ¦
¦ произведенную ¦ ¦поставленные материалы¦
¦ сельскохозяйственную ¦ ¦ и оборудование ¦
¦ продукцию заказчику ¦ ¦ ¦
L----------------------- L-----------------------

Рисунок

Ключевым моментом в данном алгоритме является система договоров, заключаемая органами местного самоуправления сначала с сельскохозяйственными предприятиями, затем с заказчиком или поставщиком (табл. 2).

Таблица 2. Договоры, применяемые в процессе реализации
аутсорсинга сельскохозяйственных предприятий


Последовательность
заключения/
наименование
договора Стороны, между которыми заключается договор
1. Договор
аутсорсинга Заказчик - сельскохозяйственное предприятие
Исполнитель - администрация муниципального
образования
2. Договор
поручения Доверитель - сельскохозяйственное предприятие
Поверенный - администрация муниципального
образования
3. Договор
гарантии Гарант - администрация муниципального
образования
Кредитор - поставщик/заказчик
4. Договор купли-
продажи Вариант 1: Продавец - поставщик
Покупатель - администрация муниципального
образования, действующая на основании
договора поручения
Вариант 2: Продавец - администрация
муниципального образования, действующая на
основании договора поручения
Покупатель - заказчик

Необходимым требованием в договоре купли-продажи, по нашему мнению, является обязательное перечисление платежей на счета самих хозяйств. Что сократит процесс поступления оплаты и уменьшит вероятность использования денежных средств различными структурами не по назначению.

Аналогичным образом должен происходить процесс оплаты приобретенных у поставщиков материалов. Сельскохозяйственные предприятия самостоятельно перечисляют денежные средства на счета поставщика.

Осуществить данные требования возможно при условии закрепления их в договорах.

Таким образом, применение аутсорсинга есть форма скрытого (опосредованного) инвестирования в развитие сельскохозяйственного производства. С внедрением аутсорсинга органы местного самоуправления снимают с предприятия издержки, связанные с продвижением продукции и нахождением относительно недорогих материалов и оборудования. Проведенные российскими и зарубежными учеными исследования доказывают, что на аутсорсинге предприятие экономит от 15% до 25% затрат.

Реализация аутсорсинга сельскохозяйственных предприятий на муниципальном уровне будет способствовать осуществлению выхода сельскохозяйственных предприятий на новые рынки, обеспечению своевременности оплаты и постоянной загруженности производства при работе с крупными фирмами, а также налаживанию тесных связей с крупными предприятиями, основанных на выступлении администрации муниципального района гарантом при заключении договоров.

Резюме.

В статье исследуются проблемы выхода сельскохозяйственных предприятий на новые рынки, а также затраты, связанные с данной деятельностью. Предлагается в качестве варианта возможных решений данных проблем применение аутсорсинга на муниципальном уровне.

Литература

1. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление. М.: “Омега - Л“, 2004. 472 с.

2. Амелин Д.Е. Аутсорсинг муниципальных функций [Электронный ресурс]. http://www.vscc.ac.ru/.

3. Игнатюк Н. Государство - частное партнерство в России // Право и экономика. 2006. N 8.

А.Суховская

Подписано в печать
05.04.2007