В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Льготы для населения: вопросы НДС

Льготы для населения: вопросы НДС

Организации, предоставляющие гражданам разнообразные льготы, должны получать соответствующее возмещение из бюджета. На практике многие компании выставляют уполномоченным органам счета-фактуры с включенным в него НДС. Правы ли они, подлежит ли данный налог возмещению за счет казны РФ?

Льготы, предоставляемые отдельным категориям граждан, установлены положениями Законов:

- от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“;

- от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“;

- от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча“;

- от 15 мая 1991 г. N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“;

- от 18 октября 1991 г. N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“
- и других.

Требования о предоставлении указанных льгот установлены законодательно, их предоставление в определенных указанными законами случаях не зависит от волеизъявления организаций и уполномоченных органов, которые предоставляют такие льготы.

Переходим к НДС

Итак, организации, предоставляющие по гражданам льготы (по оплате электроэнергии, отопления, газоснабжения, коммунальных услуг и т.д.) или предоставляющие услуги бесплатно, понеся убытки, обращаются в уполномоченные органы с заявлением о компенсации затрат. При этом зачастую в сумму убытка включают и НДС. Другими словами, организации обращаются с требованием оплачивать не только стоимость оказанных услуг, но и сумму начисленного НДС.

Однако в большинстве своем судьи поддерживают уполномоченные учреждения (постановления ФАС Уральского округа от 25 сентября 2007 г. по делу N Ф09-7813/07-С4, от 8 ноября 2007 г. делу N Ф09-9148/07-С4, от 17 октября 2007 г. по делу N Ф09-7932/07-С4, от 27 августа 2007 г. по делу N Ф09-5862/07-С4, от 4 июля 2007 г. по делу N Ф09-5044/07-С4, от 23 мая 2007 г. по делу N Ф09-1448/07-С4, от 21 мая 2007 г. по делу N Ф09-724/07-С4, от 7 мая 2007 г. по делу N Ф09-3381/07-С4, Центрального округа от 29 декабря 2006 г. по делу N А35-2464/05-С13, от 12 июня 2007 г. по делу N А35-8487/06-С25.

Фактической ценой реализации товаров при предоставлении льгот населению является цена, по которой услуга реализована потребителю (письмо Минфина России от 30 марта 2007 г. N 03-07-11/89).

Северо-Кавказского округа от 28 ноября 2005 г. по делу N Ф08-5561/2005-2201А, Московского округа от 21 декабря 2006 г. по делу N КА-А40/12580-06, Волго-Вятского округа от 3 августа 2007 г. по делу N А29-7607/2006-2э, от 17 мая 2007 г. по делу N А43-12636/2006-11-455, от 15 мая 2007 г. по делу N А43-12633/2006-6-324, от 16 апреля 2007 г. по делу N А38-1906-17/201-2006, от 5 февраля 2007 г. по делу N А11-3921/2006-К1-6/215).

Внимание
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование (п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23). Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.

Как указывают судьи, организации, предоставляющие льготы, неправомерно определяют размер ущерба с учетом НДС. Дело в том, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации (п. 2 ст. 154 НК РФ). Фактической ценой реализации товаров в данном случае является цена (льготная цена), по которой услуга реализована потребителю (в некоторых случаях она равна нулю). Заметим, финансисты высказывают такую же точку зрения (письмо Минфина России от 30 марта 2007 г. N 03-07-11/89).



Суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот по федеральному законодательству, не являются объектом обложения НДС.

Кроме того, арбитры указывают, что средства федерального бюджета, выделенные не в качестве финансовой помощи организациям, а в качестве компенсации расходов в связи с предоставлением услуг по льготным ценам, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Поэтому нормы статьи 162 “Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)“ Налогового кодекса в данном случае неприменимы. Судьи указывают: такие денежные средства не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), а направлены на покрытие убытков, вызванных применением установленных законодательством льгот.

Внимание
Если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по льготным ценам, выделяют не на компенсацию расходов организаций (покрытие убытков, связанных с их реализацией), а на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан и подлежащих обложению НДС, то данные средства включают в налоговую базу в общеустановленном порядке. Поэтому при направлении из бюджета организациям указанных денежных средств следует учитывать и сумму НДС (письма Минфина России от 6 сентября 2007 г. N 03-07-11/389, от 4 сентября 2007 г. N 03-07-11/380, от 27 августа 2007 г. N 03-07-11/355, от 24 июля 2007 г. N 03-07-11/259, от 21 июня 2007 г. N 03-07-11/183, от 27 апреля 2007 г. N 03-07-11/130, от 20 апреля 2007 г. N 03-07-11/123, от 30 марта 2007 г. N 03-07-11/89).

Многие судьи, приходя к вышеозначенному выводу, помимо того указывают: фактическим потребителем коммунальных услуг являются непосредственно граждане (население), а муниципальное учреждение выполняет лишь управленческие функции и не располагает собственными средствами. По мнению служителей Фемиды, средствами учреждения являются средства, полученные с населения за оказанные коммунальные услуги и целевые бюджетные ассигнования. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса не признают объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления...

Ю.М. Лермонтов,

консультант Минфина России


“Бюджетный учет“, N 4, апрель 2008 г.