В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Психологическая подготовка предпринимателя

“Управление персоналом“, 2007, N 2


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ


В последнее время все больше внимания обращается на роль человеческого фактора практически во всех областях жизнедеятельности человека. Можно добавить еще, что в жизнедеятельности человека вообще не существует ни одного фактора, не являющегося не человеческим. Когда рассматривают, например, причины катастрофы самолета, то выделяют, как правило, человеческий фактор, технические причины, погодные условия. И под человеческим фактором здесь понимаются действия членов экипажа самолета. Но за техническими причинами, в конечном счете, стоят люди, которые создали такой самолет, которые готовили его в полет и т.д. И за погодными условиями тоже стоит человеческий фактор: люди, которые не предсказали плохую
погоду, которые выпустили самолет на линию при таких погодных условиях и т.п.

И за всей сложившейся ситуацией в нашей стране (политической, экономической, культурной, образовательной) стоят они - люди, человеческий фактор. Какие же качества должны быть присущи нашему человеческому фактору, чтобы изменить к лучшему жизнь? Чего же не хватает нашим людям?.. Наиболее акцентированно выразил понимание этой проблемы и свое отношение к ней в одном из своих выступлений Президент В. Путин. Он сказал, что важнейшей задачей сейчас является развитие, возрождение в стране духа предпринимательства. Особенно актуально это в сфере бизнеса. И он не только это сказал. Недавно при его участии был заложен первый камень в строительство современной бизнес-школы в Сколково. Создание такой школы будет еще одним важным шагом на пути развития предпринимательства в нашей стране. В настоящее время проходит свое становление и Международная школа бизнеса Московской торгово-промышленной палаты. Существует немало и других бизнес-школ, вносящих свой вклад в дело пробуждения активности бизнеса. Все они вносят в это дело свою лепту. Но по-разному.

Бизнес-школы (бизнес-образование) традиционного плана ориентированы на работу, на понимание того, что надо делать для того, чтобы стать успешным, чтобы получать хорошие результаты в своей работе, на формирование навыков правильных действий в тренингах и деловых играх. Фактически в своей работе обучающие делают упор на логическое освоение учащимися самой последней накопленной информации в области управления, менеджмента. В таких обучающих школах слушатели становятся более умными, более компетентными, у них развивается интеллект (вырастает IQ), потом они старательно следуют, повторяют то, чему их научили (здесь речь идет, собственно, о научной организации труда). И действительно получают хорошие результаты. Но
при этом у них не в полной мере проявляется дух предпринимательства, не развивается интуиция. Это выглядит так, что человек старается идти вперед, когда его голова повернута назад. Потому что любые знания, опыт, навыки всегда находятся позади, представляют собой на сегодняшний день всегда уже что-то старое. При таком обучении “тускнеет“ возможность творчества, будущее не выглядит в достаточной мере привлекательным, не рождается лидера, нет возможности получать результаты выше хороших. В связи с этим следует обратить внимание на высказывание, что “степень МВА и знания, полученные в бизнес-школах, не дают никаких преимуществ и даже вредят на этапе запуска своего дела, утверждают многие предприниматели“. Это цитата из статьи, опубликованной на сайте www.vedomosti.ru 20.01.2003. Как в ней написано, “по словам Ларри Эллисона (второе место в списке богатейших людей мира), самое большее, что светит выпускникам престижной бизнес-школы, - это получать ежегодно 200 000 долл., работая на человека, который когда-то вылетел из колледжа“. А 19.09.2006 на том же сайте И. Окунькова пишет: “Большинство генеральных директоров 500 крупнейших корпораций США обходятся без дипломов о высшем образовании, полученном в престижном вузе. Нередко руководители больших компаний добиваются успеха вообще без высшего образования“.

Дальше уже следует сказать, что для получения высоких результатов (выше хороших) недостаточно образования - нужно что-то другое. Надо создать слушателям условия для своего рода нетрадиционного обучения (другими словами, “разобучения“), чтобы они смогли оторвать свой взгляд от фактически ограничивающих, закабаляющих их знаний, смогли повернуть голову вперед. Это означает, что им надо как бы “поглупеть“. Но подумайте: “С ума схожу иль восхожу к высокой степени безумства?“, как сказала Б. Ахмадулина.

Создание таких
условий возможно в процессе психологической подготовки. Психологическая подготовка по своей сути направлена не на обучение слушателей. Она ориентирована на развитие у них возможности выходить за рамки уже существующих знаний, какими бы правильными они ни были, в область творчества, на возможность создавать то, чего еще не существует (а этому научить нельзя). Это достигается за счет изменения психологической установки по отношению к нашим знаниям - с установки, что оно является истиной, которой необходимо следовать, на установку, что правильных знаний не существует (но это не дается легко: “истина“ не сдается без боя).

Основу технологии проведения психологической подготовки составляет диалогическое общение, носящее характер внезнаковой коммуникации, а сам текст не является сообщающим (обучающим). Эти тексты не рассчитаны на понимание, они адресованы к подсознанию, где происходит глубинное их освоение. Как, например, анекдоты или притчи, которые нельзя понять умом, которые, с точки зрения ума, являются глупостью. Однако такие тексты позволяют освоить до уровня подсознательного, что не существует действий правильных или неправильных, а есть только действия личные.

В процесс психологической подготовки включены медитативные аутотренинги и практики, которые позволяют получать информацию из области виртуальной (подсознательной), что способствует расширению сознания, не позволяет слушателям больше оставаться заключенными в рамках своих знаний. Здесь развивается интуиция, интеллект эмоциональный (вырастает EQ).

Заключением психологической подготовки является “процедура“ рассмотрения нашего ума (в котором, собственно, и находятся все знания, вся информация) как постороннего объекта. Овладение этой, можно сказать, мудростью (способностью выходить за рамки ума) до уровня подсознательного приводит к прорыву в область внутренней свободы. Это проявляется как возможность творчества (креативность), устремленность в будущее, высокая работоспособность (энергичность), психологическое здоровье (в том
числе стрессоустойчивость), ощущение “вкуса жизни“. Внутренняя свобода и качества, порожденные ею, и определяют понятие “предприниматель“, “делают“ даже из уже хорошего профессионала предпринимателя, лидера, который в аспекте психологической подготовки понимается как созидатель, творец. (Говоря религиозным языком, психологическая подготовка пробуждает божественную искру, которая заложена в каждом из нас, но у большинства глубоко сокрыта.) Фактически об этом говорит Питер Врица (известный специалист в области лидерства и коучинга), указывая, что “одной из целей коучинга является обретение клиентом высокой степени свободы и независимости“. Это мнение разделяет и Том Питере (известный специалист в области менеджмента), заявляя, что “сегодня нужны люди, обладающие незашоренным мышлением и способные к динамичным и независимым действиям“.

Два замечания для наглядности. Например, девиз компании “ШЕРП“ (одного из известных лидеров в области управленческого консалтинга) - утверждение: “Мы делаем управление правильным“. Такой подход является, с точки зрения психологической подготовки, ограничением для действий высокоэффективных, творческих. Потому что нельзя действовать творчески, свободно по правилам (в непредсказуемо меняющихся условиях рынка).

И второе. Б. Немцов в своей беседе 23.09.2006 с А. Дементьевым (в радиопередаче) сказал, что одним из главных условий успешного развития нашей страны является то, что люди должны быть свободными. С точки зрения психологической подготовки, люди в подавляющем большинстве не являются внутренне свободными. Они даже никогда не задумывались о ней (этой свободе). И ее нельзя им подарить, например, указом. Здесь нужна психологическая подготовка (или подобная ей работа). Но “пойдет“ она для тех, кто задумался. И здесь важно не забыть, что свобода - вещь вполне опасная (и для личности, и для общества), если она не доведена до степени “свободы от самой
свободы“.

Подобного рода психологическая подготовка (тренинг) проводилась в Российской академии менеджмента и агробизнеса (для подготовки руководителей и резерва), в Государственном университете управления (для слушателей, получающих второе высшее образование). Психологическая подготовка была проведена также в Клинике неврозов для лиц, оказавшихся в психологически безвыходных ситуациях (естественная модель кризиса управления). Одна из участниц такого эксперимента написала после его окончания: “...Вы открыли для меня новый мир, мой новый мир, мир моих ощущений, этот мир принадлежит мне, я в нем хозяйка, я госпожа, я могу творить чудеса, я стала сильной и могу позволить себе принимать окружающий мир таким, каким он приходит ко мне. Я ощущаю себя открытой, но не беззащитной. Прежде я проводила свою жизнь в постоянной борьбе со своей же жизнью, ощущала тщету этой борьбы, - такое ощущение, что я жила в подземелье, не видя света, не ощущая времени и красок жизни“. (Скажите, что вы не чувствуете ее свободы!) А незадолго до этого у нее умер муж, и она не могла представить, что ее ждет дальше, ощущала безвыходность своего положения (вместе с психосоматическими последствиями). Для других, оказавшихся примерно в таком же психологическом состоянии, причиной являлась не смерть мужа, а дефолт.

Фактически психологическая подготовка представляет собой творческую работу, позволяющую выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих стереотипов и развивающую главный ресурс человека - его внутреннюю свободу, а следовательно - предприимчивость, дух предпринимательства. Поэтому она может быть включена в подготовку специалистов самого разного профиля (и, наверное, наиболее важно включение ее в область образования подрастающего поколения). Потому что любое взаимодействие (общение) людей - это та среда, в которой эта
внутренняя свобода (творчество, лидерство) проявляется (от политики, бизнеса, образования до внутрисемейных отношений) и делает жизнь активной, насыщенной, “вкусной“.

Но за это приходится платить определенную цену в виде переживания в процессе психологической подготовки иногда вполне выраженной психоэмоциональной нагрузки.

Б.Попов

Подписано в печать
28.12.2006