В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Закон о закупках по-новому

Закон о закупках по-новому

30 декабря 2008 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон N 308-ФЗ, который внес очередные изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон). Обращаем внимание, что сроки вступления в силу изменений различны. В целом закон 308-ФЗ вступает в силу с 1 марта 2009 г., за исключением отдельных положений.

Ниже приведен обзор изменений, вступающих в силу со дня официального опубликования закона 308-ФЗ.

Изменяются требования к составу комиссии по размещению заказов. Статьей 7 Закона установлено, что число членов комиссии должно быть не менее чем пять человек. Исключается норма о том, что в состав комиссии должно включаться не менее чем одно лицо, осуществившее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд. Однако в ст. 65 дополнена ч. 21, где указано, что с 1 января 2009 г. в состав комиссии по размещению заказов должно включаться не менее чем одно лицо, прошедшее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд, а с 1 января 2010 г. должны включаться не менее чем два таких лица, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд по образовательной программе, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.

Часть 4.1 ст. 9 дополнена нормой о том, что цена государственного или муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта.

Внесены изменения в ст. 15 “Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа“. Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа у субъектов малого предпринимательства не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), установленную Правительством РФ (были указаны суммы 3 млн руб. и 2 млн руб.). Однако до установления Правительством РФ такой цены цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать З млн руб., начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать 2 млн руб. (ч. 21 ст. 65).

Изменились требования к содержанию конкурсной документации. Теперь она может содержать указание на товарные знаки, в случае если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.

В случае если в конкурсной документации содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в конкурсной документации также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в конкурсной документации на товарные знаки они должны сопровождаться словами “или эквивалент“, за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Аналогичные правила появились в порядке проведения аукциона и запроса котировок.

Статья 55 дополнена случаями, когда размещение заказа производится у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика):

при подключении (присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения;

если театром, учреждением, осуществляющим концертную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, клубом осуществляется размещение заказа на создание произведений литературы у конкретного физического лица или конкретных физических лиц - автора сценария, артиста-исполнителя, балетмейстера, ведущего теле- или радиопрограммы, дизайнера, дирижера, драматурга, дрессировщика, инженера цирковых номеров, композитора, концертмейстера, либреттиста, оператора кино-, видео-, звукозаписи, писателя, поэта, режиссера, репетитора, скульптора, хореографа, хормейстера, художника либо на исполнение;

при размещении заказа на оказание услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами;

при размещении заказа на проведение технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проекта;

при размещении заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания);

при размещении заказа на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания);



при размещении заказа на оказание услуг, связанных с обеспечением выездных мероприятий, проводимых палатами Федерального Собрания РФ, Правительством РФ (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания);

при размещении заказа по управлению многоквартирным домом на основании выбора собственниками помещений в многоквартирном доме или органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством управляющей организации, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной собственности и государственной собственности или муниципальной собственности;

при размещении заказа на оказание услуг по техническому содержанию, охране и обслуживанию одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование государственному или муниципальному заказчику, в случае если данные услуги оказываются другому лицу или лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором, расположены помещения, переданные в безвозмездное пользование государственному или муниципальному заказчику;

при размещении заказа на поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд Российской Федерации в олимпийских играх и паралимпийских играх. Введена новая статья 55.2 “Особенности размещения заказа у единственного поставщика на поставку товаров для государственных нужд учреждениями, исполняющими наказания“.

Учреждения, исполняющие наказания, вправе разместить заказ у единственного поставщика на поставку товаров для государственных нужд в случаях приобретения такими учреждениями сырья, материалов и комплектующих изделий для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в целях трудоустройства осужденных на основании гражданско-правовых договоров, заключенных с юридическими лицами, при условии, что приобретение указанными учреждениями сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных указанными гражданско-правовыми договорами.

Статья 65 дополнена положением о том, что Правительство РФ устанавливает случаи, в которых с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. включительно цена государственного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, заключенного до 1 января 2009 г., должна быть снижена, а также порядок и размер такого снижения цены государственного контракта. При этом возмещение подрядчику убытков, причиненных в связи со снижением цены государственного контракта, не осуществляется.

С 1 марта 2009 г. вступает в силу положение о том, что до утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов, номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.

Также указано, что до 1 июля 2009 г. Правительство РФ устанавливает порядок отбора операторов электронных площадок, количество этих операторов, условия и порядок функционирования электронных площадок, в том числе сроки начала функционирования таких электронных площадок, а также условия и порядок проведения открытых аукционов в электронной форме. Отбор операторов электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Ю.В. Фоменко,

кандидат экономических наук,

консультант по госзакупкам


“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, N 4, февраль 2009 г.