В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Учреждение на “вмененке“

Учреждение на “вмененке“

В настоящее время МЭРТ работает над проектом, в соответствии с которым с 1 января 2009 года применять ЕНВД смогут только представители малого бизнеса. Однако пока все это только на бумаге. В реальной жизни на спецрежим переводят отдельные виды деятельности любых организаций. Понятно, что, как и на любом другом участке, у бухгалтеров возникают вопросы, связанные с уплатой ЕНВД.

Имущество в аренду

С 1 января 2008 года система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться в отношении передачи во временное владение и (или) пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей (подп. 14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). При этом базовая доходность установлена в зависимости от площади земельного участка:

- если площадь не превышает 10 кв.м, то базовая доходность составляет 5000 рублей за один земельный участок;

- если площадь участка превышает 10 кв.м, то базовая доходность составляет 1000 рублей за каждый квадратный метр площади.

Однако деятельность по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков, составляющих государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, переводу на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не подлежит (письмо Минфина России от 12 февраля 2008 г. N 03-11-03/03). Напомним (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215, ст. 294, 295 ГК РФ): “ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляет государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа; “ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В письме Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 03-11-02/267 чиновники указали, что не переводят на уплату ЕНВД и деятельность органов местного самоуправления, связанную с передачей во временное владение и (или) пользование земельных участков для организации розничных рынков. Дело в том, что согласно статье 346.27 Налогового кодекса под торговым местом понимают место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относят здания, строения, сооружения (их части) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и т.п., в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли и общественного питания, не имеющих торговых залов и залов обслуживания посетителей, прилавков, столов, лотков и других объектов.

В последнем письме финансисты напомнили, что неналоговые доходы федерального бюджета, формируемые за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), зачисляют в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов (п. 1 ст. 51 БК РФ).

Что касается неналоговых доходов субъектов Российской Федерации, формируемых за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации (за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации, имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных), то их зачисляют по нормативу 100 процентов в бюджеты данных субъектов (ст. 57 БК РФ).

Справедливо это и для имущества, находящегося в муниципальной собственности (ст. 62 БК РФ).

При передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо иметь в виду следующее. Деятельность по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если они не закреплены за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, также не подлежит переводу на уплату ЕНВД.

Распоряжение земельными участками (земельные участки, относимые в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности; собственности субъектов Российской Федерации, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Но отсутствие госрегистрации не является препятствием для осуществления распоряжения ими (п. 10 ст. 3 Закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“).

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

Доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по нормативу 100 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное (ст. 57 БК РФ).

На заметку

К услугам общественного питания относят услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга (ст. 346.27 НК РФ). К кулинарной продукции относится совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов, то есть пищевых продуктов, доведенных до кулинарной готовности или прошедших несколько стадий кулинарной обработки без доведения до готовности (раздел 5 ГОСТ Р 50647-94). Об этом напомнил Минфин России в письме от 19 июля 2007 г. N 03-11-02/225.

Руководителю ИФНС РФ N _____
по г._______________________
____________________________
ИНН_________________________
КПП_________________________
Адрес учреждения____________

Уведомление
о переходе на общую систему налогообложения с ЕНВД


В соответствии с требованиями подпункта 8 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса сообщаем о невозможности дальнейшего применения системы налогообложения в виде ЕНВД.

Начиная с 1 января 2008 года учреждение перешло на общую систему налогообложения.

Руководитель __________________ (расшифровка подписи)

Главный бухгалтер __________________ (расшифровка подписи)

Рисунок 1

В бюджеты городских округов до разграничения государственной собственности на землю по нормативу 80 процентов поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков.

Доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков поступают в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю по нормативу 50 процентов. В свою очередь доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков поступают в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю по нормативу 100 процентов.

По нормативу 50 процентов в бюджеты поселений до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков (ст. 62 БК РФ).

Лазейка

В письмах Минфина России от 26 июля 2007 г. N 03-11-04/3/297 и от 14 августа 2007 г. N 03-11-02/230 (п. 10) чиновники указали, что если предпринимательскую деятельность, подлежащую переводу на уплату ЕНВД, от имени администрации, к примеру, муниципального образования, осуществляет муниципальное учреждение, образованное для осуществления управленческих функций от имени муниципального образования и зарегистрированное в установленном порядке в качестве юридического лица, данная деятельность подлежит переводу на уплату ЕНВД. Ведь плательщиками ЕНВД являются юридические лица (п. 1 ст. 346.28, ст. 11 НК РФ). А органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц (ст. 41 Закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“). Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Закона N 131-ФЗ в соотношении с Законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях“ применительно к учреждениям.

Общепит

По такому виду предпринимательской деятельности, как оказание услуг общественного питания, осуществляемое через объекты организации общественного питания (подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ), установлено, что не переводят на уплату ЕНВД услуги общественного питания, оказывемые учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения. То есть если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью процесса функционирования учреждений и услуги оказываются непосредственно учреждениями, то на уплату ЕНВД они не переводятся (п. 8 письма Минфина России от 14 августа 2007 г. N 03-11-02/230, письмо Минфина России от 31 октября 2007 г. N 03-11-04/3/427). Это означает, что указанная деятельность подлежит переводу на общую систему налогообложения. Рассмотрим некоторые сложные моменты, которые могут здесь возникнуть.

В Налоговом кодексе порядок перехода на общую систему налогообложения с ЕНВД не прописан. Поэтому лучше уведомить налоговую инспекцию по месту учета о смене режима налогообложения (см. рис. 1).

Одной из главных проблем при переходе на общую систему налогообложения является НДС. Здесь действует такое правило (п. 9 ст. 346.26 НК РФ). Суммы НДС, предъявленные организации, перешедшей на уплату налога, по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам), которые не были использованы в деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, подлежат вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса для плательщиков НДС. Указанные суммы подлежат вычету на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, и соответствующих первичных документов, подтверждающих принятие продуктов на учет, при условии их использования для осуществления операций, подлежащих обложению НДС (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ). Чиновники по этому поводу сообщают, что принять к вычету НДС по товарам, приобретенным в период применения ЕНВД, можно только в отношении тех товаров, стоимость которых учитывается при расчете налога на прибыль после перехода на общую систему налогообложения. К вычету НДС ставят в первом налоговом периоде применения общей системы налогообложения (письмо ФНС России от 24 ноября 2005 г. N ММ-6-03/988@). Однако Минюст отказался регистрировать данное письмо.

Надо сказать, получить освобождение от НДС в первом квартале не получится. Дело вот в чем. Чтобы получить освобождение от уплаты НДС, учреждение должно подать в налоговую инспекцию комплект документов, подтверждающих размер выручки за предшествующие три месяца (п. 3, 6 ст. 145 НК РФ). В этот комплект, в частности, входят выписки из Книги продаж, а также копии журналов полученных и выставленных счетов-фактур. У учреждения, применявшего ЕНВД, таких документов нет. Воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС можно будет лишь со второго квартала 2008 года (письма МНС России от 13 мая 2004 г. N 03-1-08/1191/15@, Минфина России от 26 марта 2007 г. N 03-07-11/73).

Рекламные разборки

Интересно письмо Минфина России от 8 февраля 2008 г. N 03-11-04/3/51. В нем речь идет о том, переводится ли на уплату ЕНВД такой вид деятельности, как размещение рекламной конструкции с наименованием организации и указанием направления движения в сторону организации. Вопросы возникают в связи с тем, что в письмах от 13 апреля 2006 г. N 03-11-04/3/198 и от 14 февраля 2006 г. N 03-11-04/3/82 минфиновцы высказали мнение, что деятельность по самостоятельному распространению и (или) размещению информации об адресе и товарах организации, о схеме движения в сторону организации не является деятельностью, подпадающей под действие главы 26.3 Налогового кодекса “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности“. Данные действия не могут рассматриваться в качестве предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы, так как под указанной деятельностью понимают деятельность по доведению до потребителей рекламы, рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие (ст. 346.27 НК РФ). Кроме того, деятельность по самостоятельному распространению и (или) размещению рекламной информации о своих реквизитах, наименовании, товарах, услугах, работах не может быть вообще признана соответствующей понятию “предпринимательская деятельность“ (ст. 2 ГК РФ).

В письме N 03-11-04/3/51 чиновники подтвердили ранее изложенную позицию и добавили, что в отношении размещаемой на средствах наружной рекламы информации об изготовителе, исполнителе или продавце (наименование организации, место ее нахождения, режим работы и т.п.) такая информация не является рекламой. Это следует из норм статьи 9 Закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 “О защите прав потребителей“, устанавливающей обязанность организаций доводить указанную информацию до сведения потребителей.

По той же причине не переводят на ЕНВД и размещение логотипов на используемых в деятельности автомобилях (письмо Минфина России от 6 июня 2006 г. N 03-11-04/3/282).

Про спорт

ЕНВД может применяться в отношении, в частности, оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (подп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Под бытовыми услугами понимают платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению по коду 010000 “Бытовые услуги“ (ст. 346.27 НК РФ). Рассмотрим, подлежит ли предоставление некоторых спортивно-оздоровительных услуг переводу на ЕНВД.

1. Услуги по организации массовых катаний на льду; организация тренировок на ледовой дорожке; организация тренировок в тренажерном зале; проведение занятий плавания в бассейне; организация и проведение занятий фитнессом и на тренажерах, инструктаж у тренера отнесены Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (утвержден постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163 (далее - ОКУН) к коду 070000 “Услуги физической культуры и спорта“.

2. Услуги по заточке коньков могут быть отнесены к услугам по ремонту, подгонке и установке спортивного снаряжения (инвентаря, формы и т.д.) по коду 072206 ОКУН, которые также относят к услугам физической культуры и спорта.

3. Услуги по проведению экскурсий отнесены ОКУН к коду 061700 “Экскурсионные услуги“ раздела 060000 “Туристские услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов“.

4. Общая физическая подготовка для взрослых, оздоровительный бег и ходьба, атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика и тяжелая атлетика относят к коду 070000 “Услуги физической культуры и спорта“.

Внимание
Услуги боулинга и керлинга не переводят на уплату ЕНВД (письмо Минфина России от 20 апреля 2006 г. N 03-11-04/3/217). Дело в том, что Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163, данный вид услуг не отнесен к бытовым.

Такие услуги не относятся к бытовым и не переводятся на ЕНВД (письма Минфина России от 27 ноября 2007 г. N 03-11-04/3/467, от 15 декабря 2006 г. N 03-11-04/3/540).

В отношении услуг сауны можно сказать следующее. В соответствии с ОКУН к бытовым услугам, в частности, относятся услуги бань и душевых (код ОКУН 019100). Услуги сауны могут быть отнесены к прочим услугам, оказываемым в банях и душевых (код ОКУН 019200), но только в том случае, если данные виды услуг предоставляют бани и душевые.

Прокат инвентаря

Если учреждение на платной основе организует спортивно-оздоровительные мероприятия, то зачастую потребителям предоставляют и такие услуги, как прокат спортивного инвентаря и прокат ячеек для хранения личных вещей. Данная деятельность относится к подгруппе 019400 “Услуги предприятий по прокату“ по коду 019406 “Прокат предметов спорта, туризма, игр“ и коду 019430 “Почасовой прокат предметов в специальных помещениях“ в разделе 010000 “Бытовые услуги“ ОКУН. Значит, в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг по прокату спортивного инвентаря и охранных ячеек может применяться единый налог на вмененный доход при условии, что данные услуги предоставляются физическим лицам, а не организациям. Оплата услуг может производиться как наличными деньгами, так и по безналичному расчету (письмо Минфина России от 23 марта 2007 г. N 03-11-04/3/82).

А.Ю. Бунина,

аудитор


“Бюджетный учет“, N 4, апрель 2008 г.