В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Объективная необходимость создания кластеров в общественном питании Западно-Сибирского региона

“Управление персоналом“, 2008, N 4


ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ КЛАСТЕРОВ
В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА


Начало нового тысячелетия характеризуется переходом общества на новый этап развития. Этот этап называют посткапиталистическим, постиндустриальным, инновационных технологий, информационным и т.п. Он характеризуется рядом особенностей и изменений социально-экономических систем, организационных структур предприятий, новой политики в области научно-технического прогресса, интеграции, кооперирования, стратегии синергизма.

В новой экономической среде успеха добиваются те предприятия, которые способны обобщать знания, адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающей среды, быть гибкими, вводить инновации, так как они являются ключевыми факторами выживания в конкурентной борьбе.

Если раньше эффективность организации оценивалась в диапазоне соотношения затрат и результатов и основывалась на внутренних ресурсах,
то в последнее время основным фактором, определяющим эффективность организации, выступает взаимодействие фирмы с конкурентами.

Принцип взаимодействия заложен в основу стратегии синергизма, под которой понимают получение конкурентных преимуществ за счет взаимного использования ресурсов двух или большего числа предприятий. Наличие эффекта синергизма и умение управлять этим эффектом создает конкурентное преимущество в плане снижения уровня издержек либо приобретения продукции уникального качества. Стратегия синергизма предполагает повышение эффективности деятельности за счет совместного использования ресурсов рыночной инфраструктуры или сфер деятельности.

Значение стратегии синергизма заключается в том, что она помогает получить более высокую рентабельность производства от взаимосвязи предприятий, чем в ситуации, когда они функционируют отдельно. Создание подобных структур способствует цивилизованным правилам игры на рынке и формированию культуры бизнеса.

Площадкой для реализации планов и программ развития регионов сегодня становится открытый рынок, и поэтому для разработки данных планов и программ выступают геоэкономические процессы. Это означает, что статус регионов, тренды их возможного и актуального развития стали определяться положением страны и региона на рынке, причем глобальном. Если для других субъектов этого рынка собственное положение на нем фиксируется без особого труда как стоимость, а точнее, оценка их капитализации, то для регионов определить их долю в рынке сложнее. Регионы, как и другие субъекты, должны стремиться к расширению своего участия в этих обменах и повышении своей значимости в них.

Другими словами, регионы занимаются поиском места в более широкой, чем национальная, системе мирового разделения труда. В условиях глобализации для стран оказывается чрезвычайно важно иметь не только конкурентоспособные технологии и фирмы, но главное - регионы, способные принять эти технологии. Экономическая мощь государства теперь зависит не столько от валовых объемов производства
и природных запасов, сколько от обладания центрами, управляющими потоками на глобальном рынке. До тех пор пока все внимание государства концентрируется на развитии отраслей, технологий и компаний, данный региональный аспект развития упускается из виду.

В геоэкономическом отношении Россия вряд ли может считаться великой державой. В настоящее время она обладает всего полутора регионами - Москвой и ? региона в виде вместе взятых Санкт-Петербурга, комплекса краснодарских портов и еще небольших секторов. Для такой большой страны, как Российская Федерация, это явно недостаточно, чтобы, с одной стороны, вывести другие российские регионы на глобальный рынок в качестве значимых узлов в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов, а с другой стороны, закрепить за страной значимое место в этой системе.

В этой ситуации фактически исчерпали себя цели регионального развития, столь характерные для эпохи индустриализации: физические объемы производства, ВВП в стоимостном выражении, объем привлеченных капиталовложений и пр. Стало очевидно, что существенными показателями причастности к процессам развития стали: объем потребления, или уровень благосостояния, структура ВВП, инновационный потенциал региональной экономики. Можно предположить, что целью регионального развития страны на современном этапе является повышение капитализации составляющих ее регионов. Соответственно, государственная политика регионального развития РФ должна быть направлена на формирование такой ее пространственной организации, которая бы повышала стоимость активов, находящихся в распоряжении территориальных сообществ, и в первую очередь - человеческого капитала и среды жизни людей. В то же время сложившаяся на сегодняшний день система государственного управления не позволяет обеспечить рост регионов и развития страны.

Особенность либерального макроэкономического регулирования как метода государственного управления в условиях интеграции экономики страны в глобальный рынок заключается в том, что оно игнорирует
региональные особенности экономики, добиваясь выравнивания условий хозяйствования в открытом рынке. Проектное управление в целом и управление пространственным развитием в частности уходит из сферы государственного управления и заменяется в лучшем случае общегосударственной транспортно-коммуникационной политикой, а также межбюджетным регулированием, направленным на поддержку определенных классов территорий.

“Стратегический вакуум“ продолжает заполняться активностью крупных корпораций. Большинство регионов РФ сформировались как централизованные и иерархические, собранные вокруг доминирующих корпораций, а потому в своих планах и проектах развития обречены следовать планам и проектам последних. Поэтому именно крупные конкурентоспособные в глобальном масштабе корпорации, действующие в России, преимущественно сырьевые. Более того, крупные корпорации часто используют территориальные администрации как лоббистов свои собственных проектов, пытаясь таким образом переложить часть затрат на формирование инфраструктур для собственного бизнеса на федеральный центр.

С сожалением приходится признать, что в результате советской политики размещения производительных сил в стране не сформировалось практически ни одного конкурентоспособного регионального кластера.

Администрации субъектов Федерации и муниципальных образований фактически не мотивированы на решение задач экономического роста своих территорий. Решая преимущественно социальные задачи в логике распределения бюджетных средств, органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований заинтересованы в бюджетных трансфертах больше, чем в росте собственных бюджетных источников.

Одной из форм сетеобразования и механизмом реализации новой экономической и научно-технической политики, эффективность которой подтверждается рядом примеров эффективной хозяйственной деятельности фирм ряда развитых капиталистических стран, является создание кластеров. В данном случае кластеры выступают в качестве средства повышения конкурентоспособности ряда фирм, способствуют эффективным взаимоотношениям между предприятиями, финансовыми учреждениями и органами власти.

В последние годы в мире резко возрос интерес к кластерам малых фирм (small enterprises clusters). В некоторых работах кластеры называют “индустриальными районами“ (industrial
districts). Кластер состоит из предприятий, специализированных в определенном секторе производства и локализованных географически.

Кластеры малых предприятий широко распространены в большом количестве стран и отраслях промышленности. Так, в развитых странах кластеры получили развитие в Германии, США, Японии; в развивающихся - в Латинской Америке, Азии, Африке. Начиная с 1993 г. ЮНИДО с помощью Отделения по развитию частного сектора (Private Sector Development Branch) разработало набор рекомендаций, чтобы помочь правительству и частному сектору взаимодействовать в разработке и внедрении программ по развитию кластеров и сетей малых предприятий. Многие исследователи видят единственный способ сохранения малых фирм в условиях глобализации и возрастающей международной конкуренции в объединении их в кластеры.

Результативность функционирования малого предприятия в кластере, также как и результативность функционирования отраслевого рынка, представляет собой многоаспектное явление. Малые предприятия, объединенные в кластер, прежде всего являются особым субъектом рынка. В данном случае субъектом рынка выступает не просто малое предприятие, но прежде всего его кластер. Следовательно, оценка результативности функционирования этого субъекта рынка может даваться как с точки зрения успешности функционирования кластера, так и с позиции входящего в него отдельного малого предприятия. С этой точки зрения результативность в кластере может оцениваться показателями самого кластера: прибыльностью, восприимчивостью к инновациям, финансовыми потоками и т.п. Кроме того, стремление войти в тот или иной кластер конкретной малой фирмы также можно рассматривать как показатель популярности кластера.

Результативность функционирования кластера можно оценивать и со стороны последствий для экономики государства. Прежде всего успешное функционирования кластера является гарантией сохранения рабочих мест людям, работающим в малом бизнесе. А это означает, что имеет место сохранение налоговой базы и сокращение выплат по безработице. Именно поэтому
власти разных уровней зачастую становятся инициаторами создания и поддержания кластера предприятий, поскольку они справедливо полагают, что кластеры представляют собой движущую силу для увеличения экспорта и привлечения иностранных инвестиций. В этом отношении нашему государству было бы целесообразно обратить особое внимание на необходимость расширения кластеризации предприятий.

С точки зрения отраслевого рынка результативность функционирования малого бизнеса в кластере может оцениваться показателем доли малого бизнеса в выпуске отраслевой продукции. По некоторым международным нормам такой пороговой оценкой могла быть доля 30% в отраслевом предложении. В качестве показателей результативности функционирования кластера может выступать наличие или отсутствие в нем третейских судов, общественных объединений, работающих на принципах саморегулирования, форм доверия между участниками кластера, прозрачности коммерческой информации внутри кластера. Данные показатели, по нашему мнению, могут составить основу для разработки критериев оценки результативности функционирования кластеров предприятий.

Преимущество кластерного подхода заключается в том, что он делает значимым не только ряд фирм, объединенных под общей эгидой, но придает значимость социальному и региональному аспектам развития города, области. Такой подход стимулирует территориальное развитие, проявляющееся в увеличении занятости населения, повышении конкурентоспособности региона, росте городского и областного бюджетов.

До 2005 г. все предприятия общественного питания г. Новосибирска через свои собственные удачи и неудачи проходили в одиночку, методом проб и ошибок, хотя на протяжении уже более десяти лет в воздухе витала тема создания некого объединения рестораторов, для принятия совместных решений и поддержки предприятий общественного питания как друг другом, так и со стороны государственных структур. И вот наконец в апреле 2005 г. была создана Сибирская ассоциация рестораторов и отельеров (САРО) - региональная некоммерческая профессиональная организация, объединившая ведущих рестораторов Новосибирска и Западно-Сибирского
региона. Основной целью ее деятельности является развитие индустрии питания и гостеприимства сибирского региона путем консолидации всех предприятий и объединения всех рестораторов России для преодоления препятствий, тормозящих развитие отрасли. Важнейшими задачами САРО являются представление интересов операторов индустрии питания и гостеприимства в местных (городских, областных, краевых и окружных) органах власти, участие в разработке нормативных документов, регулирующих работу отрасли, создания благоприятного имиджа индустрии, расширение информационного поля для операторов индустрии, развитие центров по обучению персонала отрасли.

В настоящее время в ассоциацию вошли компании, объединяющие 22 предприятия питания Новосибирска, Барнаула, Новокузнецка, Кемерово, Омска (рис. 1), а также информационная компания “ИД АБКО“. Это было достаточно знаковым событием 2005 г. для Новосибирска.

Структура членов ассоциации
по городам Западно-Сибирского региона


----¬
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
----¬ ----¬ ----¬ ----¬ ¦ ¦
---+---+-------+---+-------+---+-------+---+-------+---+---
Кемерово Омск Барнаул Новокузнецк Новосибирск
(1 член) (1 член) (1 член) (1 член) (18 членов)

Рис. 1

На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что из 22 членов структуры 16 являются либо сетевыми предприятиями, либо предприятиями, давно завоевавшими авторитет среди рестораторов. Новичков среди членов ассоциации пока нет. Думается, что такая ситуация сложилась по нескольким причинам: во-первых, играет большую роль весьма серьезный вступительный взнос, составляющий 60 тыс. руб., во-вторых, сказывается отсутствие серьезных достижений и успехов у ассоциации, и в-третьих, молодые рестораторы не видят в ней защищенности и реальной помощи для себя, особенно на начальном этапе развития. Таким образом, складывается ощущение, что вступление в ассоциацию является предприятием больше имиджевым.

Структура членов ассоциации по сетевой принадлежности

------------¬
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
------------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
--+-----------+-----+-----------+---
Остальные ПОП Остальные ПОП
27% 93%

Рис. 2

Среди мероприятий Ассоциации - три “Бала рестораторов“, выставки “Кухня ресторана“ и “Индустрия гостеприимства - Сибирь“; фестиваль “ВинАл“; участие в организации городского конкурса “Сибирское гостеприимство“, организованного мэрией Новосибирска; участие в подготовке решения городского совета о введении на территории Новосибирска в действие системы налогообложения в виде единого налога на временный доход для отдельных видов деятельности (включая ресторанный); поддержка программы дисконтной карты студента, инициированной мэрией; работа с СФ Российского авторского общества по выработке приемлемого соглашения в рамках выполнения Закона об авторском праве; поддержка конкурсов “Фарфоровая супница“ и “Полный набор“; организация профессиональных дегустаций вина, алкоголя, кофе; проведение “дней профессионала“ - мастер-классов кулинаров и кондитеров.

Создание ассоциации - это только первая ласточка, далеко не все планы удалось реализовать, но стало очевидным, что сегодня одним из способов повышения эффективности малого предприятия в системе общественного питания является формирование структур взаимоотношений с другими агентами на рынке в сфере их общих интересов и более выгодного использования ресурсов.

Регулирующую роль начинают играть такие институты, как “фонд“, “агентство“, “союз“, “ассоциация“, “содружество“ и т.п. Создание подобных структур способствует цивилизованным правилам игры на рынке и формированию культуры бизнеса.

На сегодняшний день существует определенная тенденция, которая представляет собой формирование ассоциаций и союзов малых предприятий, работающих в определенных сферах и заинтересованных в решении проблем, не связанных со сферой их конкурентной борьбы, но влияющих на эффективность функционирования всех предприятий отрасли.

Преимущества кластерных объединений очевидны, и их можно определить как приоритетное направление дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности предприятий общественного питания, относящихся к общедоступной сети:

- содействие в создании единой системы продовольственного и материально-технического снабжения;

- совместная подготовка кадров всех уровней - от лицеев до вузов;

- разработка и внедрение информационно-технических систем в деятельности предприятий питания и подключение их к единой сети;

- объединение ресурсов на основе региональных механизмов для внедрения индустриальных технологий;

- возрождение фабрик - заготовочных для снабжения своих предприятий продукцией и полуфабрикатами различной степени готовности;

- сотрудничество с зарубежными предприятиями по обмену передовым опытом и новейшими достижениями в отрасли.

Таким образом, в настоящее время назрела необходимость создания кластеров общественного питания в целях максимального удовлетворения населения в высококачественной продукции и услугах предприятий питания.

С.И.Главчева
Новосибирский государственный
технический университет

Е.И.Коваленко
Новосибирский государственный
технический университет

Подписано в печать
11.02.2008