В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов

Государственная поддержка подготовки
рабочих кадров и специалистов

В целях подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, в том числе для решения актуальных задач приоритетных национальных проектов, образовательным учреждениям, внедряющим инновационные образовательные программы, оказывается поддержка за счет средств федерального бюджета (далее - государственная поддержка). В данной статье рассмотрены основные моменты, связанные с порядком получения этих средств.

Статьей 9 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“ установлены особенности использования бюджетных ассигнований в сфере образования. Этой статьей определены основные направления использования бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2008 год по разделу “Образование“ классификации расходов бюджетов. В частности, Правительство РФ направляет в устанавливаемом им порядке бюджетные ассигнования на государственную поддержку подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования субъектов РФ, внедряющих инновационные образовательные программы. Напомним, что следует понимать под инновационными образовательными программами. В п. 1 Постановления N 89*(1) указано, что инновационные образовательные программы - комплекс мероприятий по созданию и внедрению новых качественно усовершенствованных технологий, методов и форм обучения.

В настоящее время основным документом, регламентирующим правила осуществления государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов, является Постановление N 903*(2). В нем указано, что государственная поддержка направлена на внедрение инновационных образовательных программ, в том числе на приобретение современного учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, обеспечивающего их реализацию. Такая поддержка государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе, то есть она оказывается победителям конкурса.

В целях реализации Постановления N 903 Минобрнауки издан Приказ N 2*(3), в котором установлены порядок и критерии конкурсного отбора государственных образовательных учреждений, а также форма соглашения с субъектом РФ о предоставлении субсидии на осуществление государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов.

Кто является участником конкурса?

Участниками конкурса могут быть государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, осуществляющие подготовку рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, внедряющих инновационные образовательные программы, предусматривающие:

- комплексность мероприятий, взаимосвязанных по срокам и ресурсам, объединенных одной идеей, направленной на совершенствование профессиональных образовательных программ с учетом запросов работодателей;

- внедрение новых, прогрессивных форм организации образовательного процесса с применением современных образовательных технологий, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;

- высокое качество обучения, обеспечиваемое в рамках современных систем управления качеством;

- интеграцию образования и производства;

- формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Для участия в конкурсе учреждению следует подать в установленном порядке заявку. К ней должен прилагаться документ, подтверждающий объемы привлекаемого софинансирования, с указанием:

- источников финансирования (средства бюджета субъекта РФ, средства работодателей, внебюджетные средства образовательного учреждения);

- суммы софинансирования;

- формы предоставления софинансирования (денежная форма, в форме предоставления оборудования или (и) передачи его в установленном законодательством РФ порядке в пользование сроком не менее пяти лет, выполнения работ, предусмотренных договором между образовательным учреждением и работодателем).

Причинами отказа в принятии участия в конкурсе могут послужить:

- представление образовательным учреждением более одной заявки;

- несоответствие представленной заявки утвержденной форме;

- поступление заявки позже установленного срока окончания приема заявок;

- отсутствие документа, подтверждающего объемы привлекаемого софинансирования.

Выделение средств

Средства, предусмотренные Федеральному агентству по образованию в федеральном бюджете на 2008 год по виду расходов “Выполнение функций бюджетными учреждениями“, целевой статье “Подготовка рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, включая приобретение современного учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования “ раздела “Образование“ классификации расходов бюджетов, передаются в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти и субъектам РФ, подведомственные учреждения которых оказались победителями конкурсного отбора претендентов на государственную поддержку подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств.

В зависимости от объема привлеченного софинансирования государственная поддержка осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Федеральному агентству по образованию на эти цели, в размере не менее 20 млн. и не более 30 млн. рублей на одно образовательное учреждение.

Федеральным государственным образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования - победителям конкурса средства федерального бюджета выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, предусматриваемых на указанные цели федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся эти образовательные учреждения.

Соответствующие федеральные органы исполнительной власти призваны осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием выделенных средств.

Порядок предоставления субсидий

Согласно ст. 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Постановлением N 903 утверждены Правила предоставления в 2008 году за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования субъектов Российской Федерации, внедряющих инновационные образовательные программы (далее - Правила).

Согласно п. 2 Правил Федеральное агентство по образованию предоставляет субсидии бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, предусмотренных ему на указанные цели. Субсидии предоставляются только в соответствии с соглашением, заключенным с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, о предоставлении субсидий на осуществление государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в образовательных учреждениях.

В соглашениях должны быть предусмотрены:

- сроки, цели, условия предоставления субсидий;

- варианты их получения с указанием уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ;

- объемы финансирования и софинансирования за счет средств бюджета субъекта РФ;

- перечень мероприятий, осуществляемых за счет расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия;

- порядок представления отчетов о расходах бюджета субъекта РФ по форме, утвержденной Федеральным агентством по образованию.

Выделенные субсидии перечисляются в бюджеты субъектов РФ на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ, в установленном порядке (п. 5 Правил).

Кассовые расходы, произведенные за счет субсидий бюджетов субъектов РФ, учитываются на лицевых счетах их получателей, открытых в территориальных ОФК. Их санкционирование осуществляется территориальным ОФК в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета.

Согласно п. 7 Правил высший орган исполнительной власти субъекта РФ вправе выбрать иной вариант получения субсидий. Так, он может получать их в порядке компенсации произведенных кассовых расходов бюджетов субъектов РФ. В таком случае высший орган информирует об этом Федеральное агентство по образованию, которое направляет соответствующую информацию в Федеральное казначейство для доведения ее до его территориальных ОФК.

Компенсация произведенных кассовых расходов бюджетов субъектов РФ осуществляется Федеральным агентством по образованию на основании отчетов уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ. Данный отчет представляется не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Причем для своевременного перечисления средств в текущем году отчет за IV квартал должен быть представлен не позднее первой половины декабря текущего финансового года.

Ответственность за своевременность и полноту финансового обеспечения расходов бюджета субъекта РФ за счет субсидий и их целевое использование возложена на высший орган исполнительной власти субъекта РФ.

Получатели субсидий обеспечивают своевременное, полное и целевое использование средств, выделенных на внедрение инновационных образовательных программ.

Остаток неиспользованных субсидий подлежит возврату в доход федерального бюджета в случае установления Федеральным агентством по образованию факта отсутствия потребности в них субъектов РФ. В противном случае остаток субсидий подлежит взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Минфином.

И. Зернова,

зам. главного редактора журнала “Бюджетные учреждения
образования: бухгалтерский учет и налогообложение“


“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 3, март 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 14.02.2006 N 89 “О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы“.

*(2) Постановление Правительства РФ от 20.12.2007 N 903 “О государственной поддержке в 2008 году подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы“.

*(3) Приказ Минобрнауки РФ от 15.01.2008 N 2 “О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2007 г. N 903 “О государственной поддержке в 2008 году подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы“.