В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Исчисление средней заработной платы: что изменилось?

Исчисление средней заработной платы: что изменилось?

С 1 февраля 2002 г. правила исчисления среднего заработка за время ежегодных оплачиваемых и учебных отпусков, для расчета суммы компенсации за неиспользованный отпуск, оплаты дней пребывания в служебной командировке и т.п. регулируются положениями ст. 139 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), а также специально изданным постановлением Правительства Российской Федерации.

До 2008 г. применялось Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213 (далее - Постановление, Положение N 213). Однако за период действия данного Постановления были внесены отдельные изменения в ст. 139 ТК РФ, а Верховным Судом Российской Федерации некоторые нормы Положения N 213 вообще признаны недействующими.

Фактически с 6 октября 2006 г. (даты внесены изменения в ТК РФ в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“) Положение N 213 применялось в части, не противоречащей новой редакции ст. 139 ТК РФ.

Кроме того, при исчислении среднего заработка за отпуск и для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск работникам с суммированным учетом рабочего времени в течение 2007 г. приходилось учитывать решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 июля 2006 г. N ГКПИ 06-637, которым абзац 4 п. 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной был признан недействующим. Напомним, что согласно признанной недействующей норме средний заработок работника с суммированным учетом рабочего времени для оплаты отпуска следовало определять путем умножения среднего часового заработка на количество рабочего времени (в часах) в неделю в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели и на количество календарных недель отпуска.

Порядок исчисления среднего заработка за отпуск и для выплаты компенсации за отпуск работникам, которым установлен суммированный учет рабочего времени, в связи с принятием Решения N ГКПИ 06-637, был изложен в письме Роструда от 21 декабря 2006 г. N 2163-6-1. В письме указано, что “исчисление средней заработной платы для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска работникам, которым установлен суммированный учет рабочего времени, производится в общеустановленном порядке на основе среднего дневного заработка“. Имеется в виду порядок расчета среднего заработка, предусмотренный ст. 139 ТК РФ (то есть с учетом коэффициента 29,4 за полностью отработанный месяц расчетного периода и т.д.).

Таким образом, внесение изменений в Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы либо издание нового Положения явно назрело. И в конце прошлого, 2007 года Правительством Российской Федерации издано Постановление от 24 декабря 2007 г. N 922, которым утверждено новое Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее - Постановление, Положение N 922).

Сравним основные моменты нового и ранее применявшегося Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

Дата вступления в силу нового Положения

Постановление N 922 было опубликовано в “Российской газете“ от 29 декабря 2007 г. (N 294). Так как особого порядка вступления в силу данным нормативным актом не предусмотрено, то согласно общеустановленным правилам постановление вступили в силу с 6 января 2008 г.

Соответственно, Положение N 922 применяется к тем событиям, начало которых приходится на период с 6 января 2008 г. Если начало отпуска, служебной командировки и иных событий, связанных с расчетом среднего заработка, приходится на период до 6 января 2008 г. (исключая 6 января), исчисление среднего заработка должно производится с применением Положения N 213, в части, не противоречащей ст. 139 ТК РФ.

Пример 1. Работнику предоставлен ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней, начиная с 25 декабря 2007 г.

Начало отпуска приходится на дату до 6 января 2008 г. Следовательно, расчет среднего заработка за отпуск должен производиться в соответствии со ст. 139 ТК РФ и с применением положений Постановления N 213, но только в той части, в которой данный документ не противоречит ст. 213 ТК РФ.

В частности, согласно ст. 139 ТК РФ средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней). При этом в коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

В соответствии с п. 3 Положения N 213 средний заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), а согласно п. 9 того же Положения средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 3 и на среднемесячное число календарных дней (29,4).

В рассмотренной ситуации расчет среднего заработка за отпуск следовало производить за 12 календарных месяцев и с применением коэффициента 29,4 за каждый из полностью отработанных месяцев расчетного периода. То есть в обоих случаях (как при определении продолжительности расчетного периода, так и величины среднемесячного числа календарных дней) Положение N 213 применяться не могло, так как напрямую противоречило нормам ст. 139 ТК РФ. И только если в коллективном договоре организации или локальном нормативном акте предусмотрена возможность применения иного расчетного периода, отличного от 12 календарных месяцев, для расчета среднего заработка за отпуск или выплаты компенсации за отпуск, организация вправе использовать самостоятельно определенный расчетный период.



Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что отпуск работнику предоставлен с 9 января 2008 г.

Так как начало отпуска приходится на период с 6 января 2008 г., расчет среднего заработка должен производиться в соответствии со ст. 139 ТК РФ и утвержденным Положением N 922.

С вступлением в силу Постановления N 922 (то есть с 6 января 2008 г.) ранее применявшееся Постановление N 213 признано утратившим силу, в связи с чем применяться не может.

Когда применяется новое Положение

В соответствии с п. 1 Положения N 922 его нормы применяются для всех случаев определения размера среднего заработка, предусмотренных ТК РФ.

Хотя выплата пособия по временной нетрудоспособности предусмотрена в том числе и ТК РФ, но исчисление среднего заработка при расчете суммы выплачиваемого пособия осуществляется в специальном порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ “Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию“ и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 375 “Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию“.

При исчислении пособия по беременности и родам, кроме того, следует руководствоваться специальными вышеприведенными нормативными документами.

С 2007 г. из расчета среднего заработка определяется также и пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В данном случае расчет среднего заработка следует производить в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. N 375, а также совместным приказом Минздравсоцразвития и ФСС РФ от 13 апреля 2007 г. N 270/106 “Об утверждении разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком“.

Не применяются нормы Положения N 922 и при исчислении таких социальных выплат, как пенсии, пособия по безработице и иные социальные выплаты в пользу неработающих лиц, а также сумм в возмещение ущерба, причиненного здоровью работника.

Пенсии должны определяться в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“, от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ и принятыми в их исполнение нормативными правовыми актами. В свою очередь, пособия по безработице и некоторые выплаты в пользу неработающих лиц исчисляются согласно нормам Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации“ и постановлению Минтруда России от 12 августа 2003 г. N 62 “Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости“.

Суммы в возмещение ущерба, причиненного здоровью работника, исчисляются в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, а пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием - согласно вышеупомянутому Федеральному закону N 255-ФЗ и Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

Наряду с этим необходимо учитывать, что некоторые случаи сохранения за работниками и (или) выплаты им среднего заработка предусмотрены не самим ТК РФ, а отдельными Федеральными законами, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ или другими нормативными правовыми актами. Если исчисление средней заработной платы в таких случаях увязано с наличествующими между сторонами трудовыми отношениями, расчет среднего заработка также должен осуществляться в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением N 922. Обусловлено это тем, что согласно ТК РФ нормы трудового законодательства могут содержаться и в других законодательных и нормативных правовых актах, и в данном случае нормы ТК РФ подлежат применению в полном объеме. Иной порядок исчисления среднего заработка может быть закреплен в самих нормативных правовых актах. Однако на сегодняшний день таких случаев не предусмотрено.

Среди предусмотренных иными (отличными от ТК РФ) нормативными правовыми актами случаях выплаты среднего заработка, который должен рассчитываться с применением нового Положения N 922, можно выделить следующие (табл. 1).

Отдельные случаи выплаты среднего заработка и (или) осуществления выплат в размере, определяемом исходя из средней заработной платы работников, могут быть предусмотрены в отраслевых или иных соглашениях, а также в коллективном договоре, действующих в организации локальных нормативных актах или непосредственно в трудовых договорах, заключаемых с работниками.

В случае, если данными документами особо не оговорен порядок исчисления среднего заработка, расчет соответствующих выплат должен производится согласно правилам, зафиксированным в ст. 139 ТК РФ и Положении N 922.



Таблица 1

------T-----------------------------T--------------------------------------------T-----------------¬
¦N п/п¦ Нормативный правовой акт ¦ Случаи исчисления среднего заработка или ¦ Размеры выплат ¦
¦ ¦ ¦ его части ¦ ¦
+-----+-----------------------------+--------------------------------------------+-----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 4 ¦
+-----+-----------------------------+--------------------------------------------+-----------------+
¦ 1 ¦Гражданский процессуальный¦Работающим гражданам, вызываемым в суд в¦В размере средне-¦
¦ ¦кодекс Российской Федерации¦качестве свидетелей, - за время их отсутст-¦го заработка ¦
¦ ¦(п. 2 ст. 95) ¦вия в связи с явкой в суд ¦ ¦
+-----+-----------------------------+--------------------------------------------+-----------------+
¦ 2 ¦Арбитражный процессуальный¦Работающим гражданам, вызываемым в¦В размере средне-¦
¦ ¦кодекс Российской Федерации¦арбитражный суд в качестве свидетелей, - за¦го заработка ¦
¦ ¦(п. 4 ст. 107) ¦время их отсутствии в связи с явкой в суд ¦ ¦
+-----+-----------------------------+--------------------------------------------+-----------------+
¦ 3 ¦Налоговый кодекс Российской¦Работникам, вызываемым в налоговый орган в¦В размере средне-¦
¦ ¦Федерации (п. 3 ст. 131) ¦качестве свидетелей, - за время отсутствия¦го заработка по ¦
¦ ¦ ¦работе в связи с явкой в налоговый орган ¦основному месту¦
¦ ¦ ¦ ¦работы ¦
+-----+-----------------------------+--------------------------------------------+-----------------+
¦ 4 ¦Федеральный закон от 28.03.98¦Работающим гражданам - за время медицинского¦В размере средне-¦
¦ ¦N 53-ФЗ “О воинской обязанно-¦освидетельствования, медицинского обследо-¦го заработка по¦
¦ ¦сти и военной службе“ (ст. 6)¦вания или лечения для решения вопросов¦месту постоянной¦
¦ ¦ ¦о постановке на воинский учет, об обя-¦работы ¦
¦ ¦ ¦зательной подготовкек военной службе, о¦ ¦
¦ ¦ ¦призыве или добровольном поступлении на¦ ¦
¦ ¦ ¦военную службу, призыве на военные сборы, на¦ ¦
¦ ¦ ¦время исполнения других обязанностей,¦ ¦
¦ ¦ ¦связанныхс воинским учетом, обязательной¦ ¦
¦ ¦ ¦подготовкой к военной службе, призывом¦ ¦
¦ ¦ ¦илидобровольным поступлением на военную¦ ¦
¦ ¦ ¦службу и призывом на военные сборы ¦ ¦
¦ ¦ +--------------------------------------------+ ¦
¦ ¦ ¦Работающим гражданам - за время прохождения¦ ¦
¦ ¦ ¦военных сборов ¦ ¦
+-----+-----------------------------+--------------------------------------------+-----------------+
¦ 5 ¦Федеральный закон 28.03.98¦Работающим гражданам - за время участия в¦В размере средне-¦
¦ ¦N 53-ФЗ “О воинской¦обеспечению исполнения воинской обязанности¦го заработка по¦
¦ ¦обязанности и военной служб哦или поступления на военную службу по¦месту постоянной¦
¦ ¦(п. 2 ст. 5) ¦контракту, в том числе: ¦работы ¦
¦ +-----------------------------+--------------------------------------------+ ¦
¦ ¦Правила компенсации расходов,¦за время участия врачей-специалистов и¦ ¦
¦ ¦понесенных организациями и¦среднего медицинского персонала в проведении¦ ¦
¦ ¦гражданами Российской Феде-¦следующих мероприятий: ¦ ¦
¦ ¦рации в связи с реализа-¦- медицинское освидетельствование граждан в¦ ¦
¦ ¦цией Федерального закона “О¦связи с воинским учетом, призывом на военную¦ ¦
¦ ¦воинской обязанности и воен-¦службу, поступлением в военное образователь-¦ ¦
¦ ¦военной службе“, утвержденные¦ное учреждение профессионального образова-¦ ¦
¦ ¦постановлением Правительства¦ния, поступлением на военную службу по кон-¦ ¦
¦ ¦РФ от 01.12.04 N 704 (п. 2) ¦тракту, призывом на военные сборы; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- медицинский осмотр граждан, не пребывающих¦ ¦
¦ ¦ ¦в запасе, призванных на военную службу,¦ ¦
¦ ¦ ¦перед их направлением к месту прохождения¦ ¦
¦ ¦ ¦военной службы; - контрольное медицинское¦ ¦
¦ ¦ ¦освидетельствование граждан, получивших¦ ¦
¦ ¦ ¦освобождение от призыва на военную службу по¦ ¦
¦ ¦ ¦состоянию здоровья, и граждан, заявивших о¦ ¦
¦ ¦ ¦несогласии с заключением об их годности к¦ ¦
¦ ¦ ¦военной службе по результатам медицинского¦ ¦
¦ ¦ ¦освидетельствования ¦ ¦
+-----+-----------------------------+--------------------------------------------+-----------------+
¦ 6 ¦Федеральный закон от 02.01.¦Народным заседателям - за период исполнения¦Средний заработок¦
¦ ¦2000 N 37-ФЗ “О народных¦своих обязанностей по осуществлению¦по основному мес-¦
¦ ¦заседателях федеральных су-¦правосудия ¦ту работы ¦
¦ ¦дов общей юрисдикции в Рос-¦ ¦ ¦
¦ ¦сйской Федерации“ (п. 2¦ ¦ ¦
¦ ¦ст. 11) ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+--------------------------------------------+-----------------+
¦ 7 ¦Федеральный закон от 22.08.95¦Спасателям профессиональных аварийно-спаса-¦Среднемесячная ¦
¦ ¦N 151-ФЗ “Об аварийно спаса-¦тельных служб, профессиональных аварий-¦заработная плата¦
¦ ¦тельных службах и статусе ¦но-спасательных формирований, пострадавшим¦по основному мес-¦
¦ ¦спасателей“ (п. 6 ст. 25) ¦в ходе исполнения обязанностей, возложенных¦ту работы ¦
¦ ¦ ¦на них трудовым договором (контрактом)¦ ¦
+-----+-----------------------------+--------------------------------------------+-----------------+
¦ 8 ¦Федеральный закон от 27.05.98¦Гражданам, проходившим военную службу по¦Средний заработок¦
¦ ¦N 76-ФЗ “О статусе военнослу-¦контракту и уволенных с военной службы по¦ ¦
¦ ¦жащих“ (п. 5 ст. 19) ¦достижении ими предельного возраста¦ ¦
¦ ¦ ¦пребывания на военной службе, состоянию¦ ¦
¦ ¦ ¦здоровья или в связи с организационно-штат-¦ ¦
¦ ¦ ¦ными мероприятиями, и имеющим право на пен-¦ ¦
¦ ¦ ¦сию - за время профессионального образования¦ ¦
¦ ¦ ¦по направлению и за счет средств организа-¦ ¦
¦ ¦ ¦ций, в которые они приняты на работу ¦ ¦
+-----+-----------------------------+--------------------------------------------+-----------------+
¦ 9 ¦Постановление Правительства¦Лицам, привлекаемым с их согласия к¦Заработная плата¦
¦ ¦Российской Федерации от¦выполнению специальных задач, связанных с¦в размере не ниже¦
¦ ¦22.01.97 N 58 “О мерах¦проведением мероприятий по борьбе с¦среднего заработ-¦
¦ ¦социальной защиты лиц, прив-¦терроризмом и невходящих в круг их служебных¦ка по месту рабо-¦
¦ ¦лекаемых к выполнению специа-¦обязанностей, - за время выполнения специ-¦ты ¦
¦ ¦льных задач, связанных с¦альных задач в рабочее время ¦ ¦
¦ ¦проведением мероприятий по¦ ¦ ¦
¦ ¦борьбе с терроризмом“ (п. 1) ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+--------------------------------------------+-----------------+
¦ 10 ¦Инструкция о порядке и разме-¦Лицам, вызываемым в качестве свидетеля, по- ¦Средний зарабоок¦
¦ ¦рах возмещения расходов и вы-¦терпевшего, эксперта, специалиста, перевод-¦за все рабочие¦
¦ ¦платы вознаграждения лицам в¦чика и понятого - за все время, затраченное¦дни недели по¦
¦ ¦связи с их вызовом в органы¦в связи с вызовом к лицу, производящему доз-¦графику, установ-¦
¦ ¦дознания, предварительного¦нание, следователю, в прокуратуру или в суд.¦ленному по месту¦
¦ ¦следствия, прокуратуру или в¦ ¦постоянной работы¦
¦ ¦суд, утвержденная постановле-¦ ¦ ¦
¦ ¦нием Совмина РСФСР от 14.07.¦ ¦ ¦
¦ ¦90 N 245 (п. 2) ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+--------------------------------------------+-----------------+
¦ 11 ¦Постановление Верховного Со-¦Беременным женщинам в растеневодстве и жи-¦Средний зеработок¦
¦ ¦вета РСФСР от 01.11.90 N¦вотноводстве - с момента выявления беремен-¦по новому месту¦
¦ ¦298/3-1 “О неотложных мерах¦ности ¦работы на весь¦
¦ ¦по улучшению положения жен-¦ ¦период беремен-¦
¦ ¦щин, семьи, охраны материнс-¦ ¦ности ¦
¦ ¦тва и детства (п. 2.2) ¦ ¦ ¦
L-----+-----------------------------+--------------------------------------------+------------------

При исчислении денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих нормы Положения N 922 не применяются. С 18 сентября 2007 г. (даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. N 562 “Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих“) во всех случаях (в том числе за период отпусков, за время служебной командировки) за федеральными государственными гражданскими служащим сохраняется денежное содержание (а не средний заработок), исчисляемое по установленным правилам.

Учитываемые при исчислении среднего заработка выплаты

Как и ранее, для расчета среднего заработка учитываются только те выплаты, которые предусмотрены системой оплаты труда, применяемой у соответствующего работодателя.

При этом непосредственно в п. 3 Положения N 922 обращено внимание, что при исчислении среднего заработка не учитываются выплаты, не относящиеся к оплате труда, включая суммы материальной помощи, оплаты стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие. До 2008 г. соответствующие разъяснения о том, что приведенные выплаты не должны учитываться при расчете среднего заработка содержались в отдельных письмах Минздравсоцразвития России и (или) Роструда (см., в частности, письмо Минтруда России от 27 мая 2002 г. N 743-21).

Согласно новому Положению при расчете среднего заработка не должны учитываться любые выплаты социального характера. Представляется, что при определении перечня выплат социального характера организации вправе руководствоваться соответствующими нормативными правовыми актами Федеральной службы государственной статистики (Росстата). К ним, в частности, относятся Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-т “Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности“ (утвержден постановлением Росстата от 11 октября 2007 г. N 76) и Порядок заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг“, N П-2 “Сведения об инвестициях“, N П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации“, N П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников“, N П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации“ (утвержден постановлением Росстата от 20 ноября 2006 г. N 69).

В отличие от ранее действовавших правил, заработная плата преподавателей за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки, учитывается только за текущий учебный год. При этом делить приходящиеся на месяцы расчетного периода выплаты на 10 не следует.

Особо в Положении N 922 указано, что в состав учитываемых выплат включаются такие выплаты по оплате труда, как надбавка за классность, вознаграждение за выполнение функций классного руководителя. Хотя и ранее данные выплаты при расчете среднего заработка учитывались.

В новом Положении N 922 уточнено, что при исчислении среднего заработка в полной мере в учитываемые выплаты включается денежное содержание муниципальных служащих, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе.

Учитываем премии и вознаграждения по-новому

В соответствии с п. 2 Положения N 922 для расчета среднего заработка учитываются только те премии и вознаграждения, которые предусмотрены системой оплаты труда.

Следовательно, премии и вознаграждения, которые выплачиваются в организации вне системы оплаты труда (в том числе разовые премии к юбилейным датам, праздникам, за выполнение срочной работы вне должностных обязанностей и т.д.) учитываться при расчете средней заработной платы не могут. В условиях действия прежнего Положения N 213 на это указывалось в письме Роструда от 23 октября 2007 г. N 4319-6-1, что актуально и на сегодняшний день.

Для того чтобы разовые премии в рамках системы оплаты труда (за производственные показатели, за достижения в труде и т.п.) учитывались при исчислении среднего заработка, они должны быть закреплены в положении об оплате труда, положении о премировании или ином другом подобном локальном нормативном акте. Именно в указанных документах фиксируется то обстоятельство, что выплата разовых премий должна осуществляться в рамках системы оплаты труда (за достигнутые производственные показатели и т.п.).

Непосредственно порядок учета премий и вознаграждений при расчете среднего заработка определен п. 15 Положения N 922. И в некоторой части данный порядок отличается от ранее применявшихся правил.



С 6 января 2008 г. премии и вознаграждения учитываются при расчете средней заработной платы в следующем порядке:

- ежемесячные премии и вознаграждения - фактически начисленные в расчетном периоде, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода (в данном случае правила не изменились);

- премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - фактически начисленные в расчетном периоде за каждый показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода, и в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода, если продолжительность периода, за который они начислены, превышает продолжительность расчетного периода;

- вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, - независимо от времени начисления вознаграждения.

Не изменился только порядок учета ежемесячных премий и вознаграждений. Как и ранее, они учитываются не более одной за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода. При этом, если такие премии и вознаграждения начислены за фактически отработанное в соответствующем месяце время, пересчету они не подлежат, даже если работник и отработал не все рабочее время в месяце.

Квартальные, полугодовые, годовые и иные премии (вознаграждения) за период работы свыше календарного месяца учитываются по следующим изменившимся правилам:

- без применения правила о том, что учитывается не более одной выплаты за одни и те же показатели;

- сумма премии (вознаграждения) учитывается в полной сумме, если они начислены за период, по своей продолжительности не превышающий принятый в организации расчетный период; исключение составляют случаи, когда премии были начислены не за фактически отработанное в соответствующем периоде время и это время работником было отработано не полностью;

- сумма премии (вознаграждения) учитывается в своей месячной части за каждый месяц расчетного периода (то есть сумма премии делится на количество месяцев, за которое они начислены), если премия (вознаграждение) начислена за период, по своей продолжительности превышающий принятый в организации расчетный период.

“Годовые“ вознаграждения, в отличие от ранее применявшихся правил, учитываются не из расчета 1/12 их части за каждый месяц расчетного периода, а в полной сумме при условии, что расчетный период в 12 календарных месяцев отработан полностью. Если расчетный период отработан не полностью, годовые вознаграждения должны пересчитываться, но не по каждому месяцу расчетного периода, а в целом за расчетный период (учитывается количество отработанных дней за весь расчетный период и количество рабочих дней по графику работы в данном расчетном периоде). Но если годовое вознаграждение было исчислено уже пропорционально отработанному в соответствующем году времени, то пересчитываться оно не должно.

В случае, если организация при расчете средней заработной платы применяет расчетный период, отличный от 12 календарных месяцев, годовые вознаграждения следует учитывать только в той части, в которой они приходятся на расчетный период. Напрямую на это в Положении N 922 не указано, но логично вытекает из его норм.

Премии и вознаграждения за периоды, превышающие календарный месяц, в случае не полностью отработанного расчетного периода, учитываются пропорционально отработанному в расчетном периоде (а не в том периоде, за который были начислены выплаты) времени. Исключение составляют те премии и вознаграждения, которые уже были исчислены пропорционально отработанному в соответствующем периоде времени.

Проиллюстрируем изменения правил учета премий и вознаграждений при расчете среднего заработка на практических примерах.

Пример 3. Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что применение специального расчетного периода для расчета среднего заработка коллективным договором или локальным нормативным актом организации не предусмотрено. В связи с этим расчет среднего заработка должен производиться за 12 календарных месяцев, предшествующих декабрю 2007 г., то есть за период с 1 декабря 2006 г. по 30 ноября 2007 г.

В данном расчетном периоде работником полностью отработано 11 календарных месяцев. Один месяц отработан не полностью в связи с нахождением работника в очередном ежегодном оплачиваемом отпуске. При этом в данном месяце из 22 рабочих дней по графику пятидневной рабочей недели отработано только 2 рабочих дня.

В расчетном периоде работнику начислены следующие премии и вознаграждения:

- ежемесячные премии за личные производственные показатели, определяемые пропорционально отработанному в соответствующем месяце времени, - 54 000 руб., в том числе за 11 полностью отработанных месяцев - 53 200 руб., за не полностью отработанный месяц - 800 руб.;

- ежемесячные премии за производственные показатели структурного подразделения, выплачиваемые без увязки с фактически отработанным в соответствующем месяце временем, - 12 000 руб., в том числе за 11 полностью отработанных месяцев - 11 000 руб., за не полностью отработанный месяц - 1 000 руб.;

- ежеквартальные премии по итогам работы - 24 000 руб., в том числе за квартал, на который приходится не полностью отработанный месяц, - 5 600 руб. (в данном квартале из 65 рабочих дней отработано 45 рабочих дней), и за полностью отработанные кварталы - 6 200 руб., 6 200 руб. и 6 000 руб.;

- полугодовые премии по итогам работы - 8 600 руб., в том числе за полугодие, на которое приходится не полностью отработанный месяц, - 4 600 руб. (в данном полугодии из 130 рабочих дней отработано 110 рабочих дней);

- вознаграждение по итогам работы за 2006 г., начисленное в январе 2007 г., - 15 000 руб.

Согласно утвержденному Постановлением N 213 Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы ежемесячные премии и вознаграждения должны были учитываться при определении среднего заработка в размере не более одной выплаты за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода. Премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, учитываются не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода. В свою очередь годовые вознаграждения учитывались в размере 1/12 их части за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения. Если премии и вознаграждения начислены пропорционально отработанному времени, они не пересчитываются.

Исходя из изложенного, при исчислении среднего заработка за отпуск согласно ранее применявшимся правилам премии и вознаграждения должны были учитываться в следующем порядке:

- ежемесячные премии за личные производственные показатели, рассчитываемые пропорционально отработанному в соответствующем месяце времени, - в полной сумме, равной 54 000 руб.;

- ежемесячные премии, выплачиваемые за показатели работы структурного подразделения и рассчитываемые не пропорционально отработанному в соответствующем месяце времени, - в размере 11 090 руб. 91 коп., в том числе 11 000 руб. за полностью отработанные месяцы расчетного периоды, и 90 руб. 91 коп. (1 000 руб. / 22 рабочих дня по графику работы в месяце х 2 отработанных дня) за не полностью отработанный месяц;

- премии за период работы свыше одного календарного месяца - учитываться должны квартальные премии, так как их месячная часть превышает месячную часть полугодовых премий, а начислены данные премии за одни и те же показатели. Соответственно, за полностью отработанные кварталы должны учитываться квартальные премии на сумму 18 400 руб. (6 200 руб. + 6 200 руб. + 6 000 руб.), за не полностью отработанный квартал премия учитывается за полностью отработанные месяцы в размере 3 733 руб. 33 коп. (5 600 руб. / 3 х 2 мес.) и за не полностью отработанный месяц квартала - в размере 169 руб. 70 коп. (5 600 руб. / 3 / 22 рабочих дня по графику х 2 отработанных дня). Всего квартальные премии при исчислении среднего заработка учитываются в размере 22 303 руб. 03 коп. (18 400 руб. + 3 903 руб. 03 коп.), а полугодовые премии при расчете не учитываются, так как их месячная часть (4 000 руб. / 6 мес., 4 600 руб. / 6 мес.) ниже, чем месячная часть (6 200 руб. / 3 мес.; 6 000 руб. / 3 мес.; 5 600 руб. / 3 мес.) квартальных премий;

- вознаграждение по итогам работы за 2006 г. учитывается в размере 13 750 руб. (15 000 руб. / 12 мес. х 11 полностью отработанных месяцев) за полностью отработанные месяцы расчетного периода и в размере 113 руб. 64 коп. (15 000 руб. / 12 мес. / 22 рабочих дня по графику х 2 отработанных дня) за не полностью отработанный месяц расчетного периода, всего в размере 13 863 руб. 64 коп. (13 750 руб. + 113 руб. 64 коп.).

Всего при расчете среднего заработка за отпуск должны учитываться премии и вознаграждения в размере 101 257 руб. 58 коп.

Пример 4. Воспользуемся условиями примеров 2 и 3.

Оплата отпуска должна производиться за расчетный период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. Всего за расчетный период из 249 рабочих дней по графику отработано 229 рабочих дней.

При исчислении среднего заработка согласно новым правилам премии и вознаграждения должны были учитываться в следующем порядке:

- ежемесячные премии за личные производственные показатели, рассчитываемые пропорционально отработанному в соответствующем месяце времени, - в полной сумме, равной 54 000 руб.;

- ежемесячные премии, выплачиваемые за показатели работы структурного подразделения и рассчитываемые не пропорционально отработанному в соответствующем месяце времени, - в размере 11 090 руб. 91 коп., в том числе 11 000 руб. за полностью отработанные месяцы расчетного периоды и 90 руб. 91 коп. (1 000 руб. / 22 рабочих дня по графику работы в месяце х 2 отработанных дня) за не полностью отработанный месяц;

- премии за периоды работы, превышающие календарный месяц, - в размере 29 981 руб. 53 коп. ((24 000 руб. + 8 600 руб.) / 249 рабочих дней по графику х 229 отработанных дней);

- годовые премии и вознаграждения - в размере 13 795 руб. 18 коп. (15 000 руб. / 249 рабочих дней по графику х 229 отработанных дней).

Всего при расчете среднего заработка за отпуск должны учитываться премии и вознаграждения в размере 108 867 руб. 62 коп.

Устанавливаем расчетный период

В п. 4 Положения N 922 воспроизведены нормы ст. 139 ТК РФ о том, что расчет среднего заработка осуществляется за расчетный период, равный 12 календарным месяцам, предшествовавшим периоду, в течение которого за работником сохраняется средний заработок. От ранее применявшегося Положения новое отличается тем, что уточняет: во всех случаях под календарным месяцем необходимо понимать период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно, а в феврале месяце - с 1-е по 28-е (29-е) число включительно. Фактически данное уточнение уже применяется с 6 октября 2006 г., - даты внесения соответствующих изменений в ст. 139 ТК РФ.

Вместе с тем, ст. 139 ТК РФ предоставляет организациям право установить в коллективном договоре и (или) своем локальном нормативном акте иные периоды для расчета средней заработной платы (в том числе 3 календарных месяца, 6 календарных месяцев и т.п.). Данное правило в Положении N 922 не приведено, но применяться в полной мере может на основании ст. 139 ТК РФ.

В том случае, если исходя из первоначально определенного расчетного периода произвести расчет среднего заработка не представляется возможным (не имеется учитываемых выплат или фактически отработанных дней), действия организации те же. В начале для расчета принимается расчетный период той же продолжительности, что и первоначально определенный, предшествующий первоначально определенному. Если и в данном случае произвести расчет среднего заработка не представляется возможным в связи с отсутствием отработанных дней и (или) учитываемых выплат, определять среднюю заработную плату следует из размера заработка, начисленного за текущий месяц до даты начала события, связанного с расчетом среднего заработка. Если и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, отработанных дней и (или) учитываемых выплат не имеется, расчеты должны производиться исходя из установленной работнику тарифной ставки (оклада, должностного оклада). В этой части каких-либо изменений новое Положение не претерпело.

Исключаемые из расчетного календарные периоды времени приведены в п. 5 Положения N 922. В основном они идентичны ранее применявшимся. Исключение составляет правило, согласно которому из расчетного периода не исключаются периоды предоставленных в соответствии со ст. 258 ТК РФ перерывов для кормления ребенка. Соответственно и начисленные за время таких перерывов суммы среднего заработка должны включаться в учитываемые при расчете среднего заработка выплаты.

В новом Положении исключена норма о том, что из расчета периода исключаются дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так как эти дни не являются рабочими, то в расчетный период они не войдут в любом случае, а вот суммы оплаты дней отдыха (отгулов) в состав учитываемых выплат должны включаться.

Расчет среднего заработка за отпуск и для выплаты компенсации
за неиспользованный отпуск


Прежнее Положение N 213 в некоторой части противоречило нормам ст. 139 ТК РФ о порядке оплаты отпусков и расчета компенсации за неиспользованный отпуск. Новое Положение N 922 в полной мере учитывает требования новой редакции ст. 139 ТК РФ, а также решает отдельные наболевшие вопросы.

Прежде всего, в новом Положении закреплено правило о том, что отпуск и компенсация за отпуск для всех категорий работников (включая находящихся на суммированном учете рабочего времени) оплачиваются из расчета среднего дневного заработка. Таким образом, с 6 января 2008 г. отпуска работников с суммированным учетом рабочего времени однозначно должны оплачиваться из среднего дневного (а не среднего часового) заработка.

С 6 января 2008 г. изменен порядок определения учитываемых при расчете среднего заработка за отпуск и для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск календарных дней за не полностью отработанные календарные месяцы. Ранее в указанных месяцах количество учитываемых календарных дней определялось путем умножения количества рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4. Если отпуск предоставлялся в рабочих днях, то количество рабочих дней за не полностью отработанные месяцы расчетного периода рассчитывалось путем умножения рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,2.

В соответствии с п. 10 Положения N 922 количество календарных дней в не полностью отработанном календарном месяце определяется путем деления величины среднемесячного количества календарных дней (29,4) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в том же месяце.

Пример 5. Воспользуемся условиями примеров 1 и 3.

Учитываемые выплаты за расчетный период составили 238 000 руб.

Количество календарных дней, учитываемых при расчете среднего заработка, за 11 полностью отработанных месяцев расчетного периода составит 323,4 календарных дня (11 месяцев х 29,4), а за не полностью отработанный месяц расчетного периода - 2,8 календарных дня (2 отработанных дня по графику пятидневной рабочей недели х коэффициент 1,4), всего - 326,2 календарных дня.

Величина среднего дневного заработка для оплаты отпуска составит 729 руб. 61 коп. (238 000 руб. / 326,2 календарных дня), а всего сумма среднего заработка за отпуск - 20 429 руб. 88 коп. (729 руб. 61 коп. х 28 календарных дней отпуска).

Пример 6. Воспользуемся условиями примеров 2 и 4.

Предположим, что учитываемые выплаты за расчетный период составили 238 000 руб. В не полностью отработанном месяце расчетного периода всего 31 календарный день, на отработанное время приходится 2 календарных дня.

Количество календарных дней, учитываемых при расчете среднего заработка, за 11 полностью отработанных месяцев расчетного периода составит 323,4 календарных дня (11 мес. х 29,4), а за не полностью отработанный месяц расчетного периода - 1,9 календарных дня (29,4 календарных дня / 31 календарный день в месяце х 2 календарных дня, приходящихся на отработанное время), всего - 325,3 календарных дня.

Величина среднего дневного заработка для оплаты отпуска составит 731 руб. 63 коп. (238 000 руб. / 325,3 календарных дня), а всего сумма среднего заработка за отпуск - 20 485 руб. 64 коп. (731 руб. 63 коп. х 28 календарных дней отпуска).

В свою очередь, на основании п. 11 Положения N 922 при оплате отпусков в рабочих днях (а именно для работников, принятых для выполнения временных или сезонных работ) в расчет принимается исключительно количество рабочих дней по календарю 6-дневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время. Какие-либо коэффициенты пересчета при этом не применяются.

В п. 14 нового Положения особо разъяснено, что при предоставлении работнику учебного отпуска оплате подлежат все календарные дни (включая нерабочие праздничные дни), приходящиеся на период таких отпусков, подтвержденный соответствующими документами образовательных учреждений. Тем самым разрешен один из актуальных ранее вопросов.

Расчет среднего заработка за отпуск для остальных случаев

В соответствии с п. 9 Положения N 922 средний дневной заработок во всех остальных случаях, не связанных с оплатой отпуска и (или) расчета компенсации за неиспользованный отпуск, исчисляется путем деления суммы учитываемой за расчетный период заработной платы на количество фактически отработанных в этот период дней.

В свою очередь, средний заработок работника за то или иное событие (период командировки, день прохождения медицинского осмотра и т.п.) определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней в периоде, подлежащем оплате.

То есть изменений порядок исчисления среднего заработка в иных случаях, не связанных с оплатой отпуска и (или) выплаты компенсации, не претерпел.

Пример 7. Работник учреждения был направлен в служебную командировку в период с 11 по 20 февраля 2008 г.

Применение специального расчетного периода коллективным договором и локальными нормативными актами учреждения не предусмотрено. Поэтому оплата дней командировки должна производиться исходя из среднего заработка за расчетный период в 12 календарных месяцев, предшествующих февралю 2008 г., то есть за период с 1 февраля 2007 г. по 31 января 2008 г.

Допустим, что в указанный период времени работник отработал 205 рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели и за расчетный период учитываемые при расчете среднего заработка выплаты составили 194 000 руб.

Среднедневной заработок для оплаты дней служебной командировки составит 946 руб. 34 коп. (194 000 руб. / 205 рабочих дней), а сумма среднего заработка за период командировки - 7 570 руб. 72 коп. (946 руб. 34 коп. х 8 рабочих дней, где 8 рабочих дней - количество рабочих дней по графику пятидневной рабочей недели, приходящихся на период командировки).

Как отмечалось ранее, средний заработок для работников с суммированным учетом рабочего времени рассчитывается исходя из среднего часового заработка во всех случаях, не связанных с оплатой отпуска и (или) расчета компенсации за неиспользованный отпуск.

При этом средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, на количество часов, фактически отработанных в этот период. В свою очередь, средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате. В этой части каких-либо изменений также не внесено.

Индексируем средний заработок по уточненным правилам

Определенные Положением N 922 правила индексации среднего заработка изменены частично, что следует из п. 16 данного документа. В отличие от ранее применявшихся правил, норма об индексации среднего заработка дополнена положением о том, что повышению (индексации) не подлежат выплаты по оплате труда, установленные в твердых (абсолютных) размерах. Это касается как премий и вознаграждений, так и доплат, надбавок и иных выплат по оплате труда.

Те же выплаты по оплате труда, которые исчисляются от тарифных ставок (окладов, должностных окладов) в процентах или в коэффициентах, подлежат индексации в том же порядке, что и тарифные ставки (оклады, должностные оклады).

Применение новых правил затруднено в тех случаях, когда повышение тарифных ставок (окладов, должностных окладов) произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, а также когда повышение произошло в период сохранения среднего заработка. Фактически в данных случаях расчет среднего заработка придется осуществлять раздельно в части выплат, подлежащих индексации, и иных выплат, выраженных при начислении в абсолютных значениях.

С.Н. Смирнов,

консультант


“Ваш бюджетный учет“, N 3, март 2008 г.