В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Организация учета медикаментов

Организация учета медикаментов

Бухгалтер должен отразить в учете поступление медикаментов в учреждение. Но этим его работа не исчерпывается: ему нужно организовать учет, фиксировать все, что произойдет с медикаментами в дальнейшем, то есть когда и для чего их будут использовать.

Учет в медицинских учреждениях

По роду своей деятельности для осуществления лечебного процесса, проведения профилактических мероприятий медицинские учреждения используют лекарственные препараты, перевязочные, вспомогательные и прочие материалы (далее - медикаменты).

Приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. N 747 была утверждена Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения (далее - Инструкция N 747), которая и в настоящее время регламентирует порядок
и организацию учета медикаментов в учреждениях здравоохранения. Согласно пункту 1 данной инструкции в учреждениях здравоохранения учитываются:

- медикаменты: лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.;

- перевязочные средства: марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, а лигнин и т.п.;

- вспомогательные материалы: бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и т.п.;

- тара: склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутылки, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно.

На основании данной инструкции учреждения здравоохранения могут иметь собственную аптеку, являющуюся структурным подразделением учреждения здравоохранения, либо приобретать лекарственные средства у поставщиков.

Учет медикаментов в аптеке учреждения

Обеспечение лечебного учреждения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, предметами ухода за больными является основной задачей аптеки медицинского учреждения. Учету лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, посвящен раздел 2 Инструкции N 747.

Ответственность за сохранность медикаментов в аптеке возложена на заведующего аптекой или его заместителя (п. 9 Инструкции N 747). С лицами, ответственными за сохранность лекарственных средств, находящихся в отделениях (кабинетах) учреждения, заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности (п. 8 Инструкции N 747).

В аптеках, отделениях (кабинетах) учреждений подлежат предметно-количественному учету следующие материальные ценности:

- ядовитые лекарственные средства;

- наркотические лекарственные средства;

- этиловый спирт;

- новые препараты для клинических испытаний;

- дефицитные и дорогостоящие медикаменты и перевязочные средства по утвержденному списку;

- тара порожняя и занятая лекарственными средствами.

Предметно-количественный учет лекарственных средств ведется в книге предметно-количественного учета аптекарских запасов (форма 8-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы
и заверены подписью главного бухгалтера. На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, открывается отдельная страница (п. 15 Инструкции N 747).

Материально ответственные лица ведут учет медикаментов в книге (ф. 0504042) или карточке (ф. 0504043) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Медикаменты отпускаются из аптеки на основании требования-накладной (ф. 0315006) и текущей потребности в количестве:

- ядовитые - пятидневной нормы;

- наркотические - трехдневной нормы;

- все остальные - десятидневной нормы.

В соответствии с пунктом 20 Инструкции N 747 заведующий аптекой или уполномоченное лицо производит таксировку каждого требования-накладной. Это делается для определения общей стоимости отпущенных медикаментов. Заведующий аптекой несет ответственность за правильное применение розничных цен, подсчет стоимости лекарственных средств в накладных (требованиях), расходных документах и инвентаризационных описях.

Вспомогательные материалы, полученные на основании счетов поставщиков, списываются в расход в аптеке и в бухгалтерии учреждения в денежном выражении по мере их поступления в аптеку (п. 24 Инструкции N 747).

Стоимость тары, не подлежащей обмену и возврату, включенная поставщиком в цену лекарственных средств, списывается в расход при списании этих лекарственных средств. Если стоимость безвозвратной одноразовой тары не включена в цену полученных средств, а показана в счете поставщика отдельно, эта тара по мере высвобождения списывается с подотчета заведующего аптекой в расход.

Обменная (возвратная) тара по мере сдачи ее поставщику или специальной тарособирающей организации включается в отчет заведующего аптекой, а денежные средства, возвращенные учреждению, относятся на восстановление кассовых расходов.

Испорченные медикаменты и лекарства с истекшим сроком годности запрещено продавать, и они должны быть уничтожены. На это указал в письме от 30 декабря 2005 г. N 01И-838/05 Росздравнадзор. Порядок уничтожения
лекарственных средств определен приказом Минздрава РФ от 15 декабря 2002 г. N 382 “Об утверждении Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств“. Уничтожение лекарственных средств осуществляется с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится комиссией по уничтожению лекарственных средств, создаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в присутствии собственника или владельца лекарственных средств, подлежащих уничтожению. Особенности уничтожения лекарственных средств определены в данной инструкции (п. 8).

При уничтожении лекарственных средств комиссия составляет акт, в котором указываются:

- дата, место уничтожения;

- место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении;

- основание для уничтожения;

- сведения о наименовании (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого лекарственного средства, а также о таре или упаковке;

- наименование производителя лекарственного средства;

- наименование владельца или собственника лекарственного средства;

- способ уничтожения.

Акт по уничтожению лекарственных средств подписывается всеми членами комиссии по уничтожению лекарственных средств и скрепляется печатью предприятия, которое осуществило уничтожение лекарственного средства. Также составляется акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммовом) выражении (форма 11-МЗ) по группам лекарственных средств.

Учет медикаментов
в учреждениях, не имеющих аптек


Учету лекарственных средств в учреждениях, не имеющих аптек, посвящен раздел 3 Инструкции N 747.

Учреждения здравоохранения, не имеющие своих аптек, снабжаются медикаментами с аптечных складов поставщиков.

Лекарственные средства с аптечного склада получают материально ответственные лица: старшие медицинские сестры отделений (кабинетов), главные (старшие) медицинские сестры амбулаторно-поликлинических учреждений по доверенностям (п. 35 Инструкции N 747).

Срок действия доверенности на получение ядовитых и наркотических лекарственных средств - не
более одного месяца, во всех остальных случаях доверенность выдается не более чем на текущий квартал.

Полученные лекарственные средства хранятся в отделениях (кабинетах). Запрещается получать и хранить медикаменты в отделениях (кабинетах) в количествах сверх текущей потребности, а также выписывать лекарственные средства с аптечного склада по общей накладной для нескольких отделений (кабинетов) и производить последующую их фасовку, перемещение из одной посуды в другую, замену этикеток.

Учет наркотических препаратов

Следует несколько слов сказать об особенностях учета наркотических препаратов и психотропных веществ, используемых в лечебных организациях. Наркотические лекарственные средства и психотропные вещества в силу своей специфичности не могут свободно продаваться в аптеках. Законодательством предусмотрены особые требования к их учету и хранению.

Наркотические средства и психотропные вещества, применяемые в медицине как лекарственные средства, подлежат государственной регистрации (п. 1 ст. 19 Закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“).

Если учреждение осуществляет деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, то на основании статьи 39 Закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах“ оно должно вести журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. Формы этих журналов утверждены постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 644 (далее - Постановление N 644).

Согласно Правилам ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденным Постановлением N 644, регистрация операций, связанных с оборотом указанных средств, ведется по каждому наименованию средств на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном
журнале регистрации. Любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, должны заноситься в журнал регистрации.

Журналы регистрации должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены подписью руководителя юридического лица и печатью юридического лица. Руководитель учреждения назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов регистрации, в том числе в подразделениях. Записи в журналах регистрации производятся в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции по каждому наименованию наркотического средства, психотропного вещества или их прекурсоров на основании документов, подтверждающих совершение этой операции. Каждая запись проведенной операции, а также исправления заверяются подписью лица, ответственного за ведение и хранение журнала.

Учреждения ежемесячно проводят в установленном порядке инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ, а также сверку прекурсоров путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками) с отражением результатов проведенной инвентаризации.

Журнал регистрации хранится в металлическом шкафу (сейфе) в технически укрепленном помещении. Ключи находятся у лица, которое отвечает за ведение и хранение журнала.

На основании записей в соответствующем журнале регистрации юридические лица представляют в установленном порядке отчеты о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Журналы регистрации сдаются в архив учреждения, где хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. По истечении указанного срока журналы регистрации подлежат уничтожению по акту, утверждаемому руководителем. В случае реорганизации или ликвидации юридического лица журналы регистрации и документы, подтверждающие осуществление операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сдаются на хранение:

- при реорганизации - новому юридическому лицу либо правопреемнику в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом;

- при ликвидации - в государственный
архив.

Бюджетный учет

Бухгалтерский учет медикаментов осуществляют сотрудники бухгалтерии в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее - Инструкция N 25н) (пункты 47-61).

Медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.п. (далее - медикаменты) независимо от вида бюджетных учреждений, на балансе которых числятся данные материальные запасы, в соответствии с пунктом 61 Инструкции N 25н учитывают на счете 0 105 01 000 “Медикаменты и перевязочные средства“.

Медикаменты в учреждениях здравоохранения могут приобретаться за счет трех источников:

- за счет средств бюджета;

- за счет средств от предпринимательской деятельности;

- за счет средств обязательного медицинского страхования.

Рассмотрим отражение основных операций по поступлению и списанию медикаментов в бухгалтерском учете.

Бюджетная деятельность

Дебет 1 206 22 560
“Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов“
Кредит 1 304 05 340
“Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета, по приобретению материальных запасов“
- перечислен аванс за медикаменты, приобретаемые в рамках одного договора;

Дебет 1 105 01 340
“Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств“
Кредит 1 302 22 730
“Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов“
- поступили медикаменты в медицинское учреждение;

Дебет 1 302 22 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов“
Кредит 1 206 22 660
“Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов“
- зачет перечисленного аванса;

Дебет 1 302 22 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов“
Кредит 1 304 05 340
“Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета, по приобретению материальных запасов“
- окончательный расчет за медикаменты;

Дебет 1 105 01 340
“Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств“
Кредит 1 105 01 340
“Увеличение стоимости медикаментов
и перевязочных средств“
- выданы медикаменты со склада в лечебное учреждение по требованию-накладной (ф. 0315006) (внутреннее перемещение);

Дебет 1 401 01 272
“Расходование материальных запасов“
Кредит 1 105 01 440
“Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств“
- списаны израсходованные медикаменты на основании первичных документов, полученных из лечебного учреждения;

Дебет 1 501 03 340
“Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по приобретению материальных запасов“
Кредит 1 502 01 340
“Принятые бюджетные обязательства текущего года за счет приобретения материальных запасов“
- приняты бюджетные обязательства.

Возвратная тара, не включенная в стоимость медикаментов, в соответствии с пунктом 66 Инструкции N 25н учитывается на счете 0 105 06 000 “Прочие материальные запасы“.

Предпринимательская деятельность

Записи по приобретению медикаментов за счет средств от предпринимательской деятельности аналогичны приведенным выше. Только вместо счета 1 304 05 340 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета, по приобретению материальных запасов“ используется счет 2 201 01 610 “Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов“.

Медикаменты могут отпускаться в лечебное учреждение для осуществления предпринимательской деятельности, а также могут быть проданы через аптеку медицинского учреждения.

Отпуск медикаментов для осуществления предпринимательской деятельности отражается по дебету счета 2 401 01 130 “Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг“.

Остановимся более подробно на продаже медикаментов в аптеке медицинского учреждения.

Дебет 2 205 03 560
“Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг“
Кредит 2 401 01 130
“Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг“
- начислен доход от реализации медикаментов;

Дебет 2 401 01 130
“Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг“
Кредит 2 105 01 440 “Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств“
- уменьшение дохода на сумму фактической себестоимости медикаментов;

Дебет 2 201 04 510
“Поступления
в кассу“
Кредит 2 205 03 660
“Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг“
- поступление в кассу средств за проданные медикаменты;

Дебет 2 210 03 560
“Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств“
Кредит 2 201 04 610 “Выбытия из кассы“
- сданы из кассы денежные средства за проданные медикаменты;

Дебет 2 201 01 510 “Поступление денежных средств учреждения на банковские счета“
Кредит 2 210 03 660 “Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств“
- зачислены денежные средства на счет;

Дебет 2 401 01 130
“Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг“
Кредит 2 303 03 730, 2 303 04 730
“Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль“, “Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость“
- начислен налог на прибыль, НДС;

Дебет 2 303 03 830, 2 303 04 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль“, “Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость“
Кредит 2 201 01 610 “Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов“
- перечислен налог на прибыль, НДС.

В случае если доходы от предпринимательской деятельности в соответствии с законом (решением) о бюджете отражены в доходах соответствующего бюджета, то полученные средства перечисляются в доход бюджета с отражением следующими записями:

Дебет 2 401 01 130
“Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг“
Кредит 2 303 05 730
“Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет“
- начислена сумма доходов от реализации медикаментов, подлежащая перечислению в бюджет за минусом налога на прибыль и НДС;

Дебет 2 303 05 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет“
Кредит 2 201 01 610
“Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов“
- перечислена
в бюджет сумма дохода от реализации медикаментов, оставшаяся после уплаты налогов;

Дебет 1 210 02 440
“Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов“
Кредит 1 401 01 130
“Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг“
- администратором поступлений отражаются перечисленные в бюджет суммы дохода от реализации медикаментов, оставшиеся после уплаты налогов.

Аптеки могут не только продавать лекарственные средства, но и отпускать их по льготным рецептам. Операции по отражению в бюджетном учете отпущенных медикаментов аналогичны операциям по продаже медикаментов (за исключением налогов). Дополнительно делается следующая бухгалтерская запись:

Дебет 2 201 01 510
“Поступление денежных средств
учреждения на банковские счета“
Кредит 2 205 03 660
“Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг“
- поступление на счет суммы компенсаций льготной части отпущенных медикаментов.

Средства ФОМС

Средства Фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) являются дополнительным источником финансирования деятельности медицинских учреждений.

Стоимость медикаментов, отпущенных медицинским учреждением застрахованным гражданам в рамках осуществления программ ФОМС, определяется на основании реестров фактически реализованных медикаментов, утверждаемых этим учреждением и страховой медицинской организацией. Рассмотрим отражение данных операций в бюджетном учете:

Дебет 2 205 03 560
“Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ и услуг“
Кредит 2 401 01 130
“Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг“
- утвержден реестр реализованных медицинским учреждением медикаментов в рамках программ ФОМС;

Дебет 2 201 01 510
“Поступления денежных средств учреждения на банковские счета“
Кредит 2 205 03 660
“Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ и услуг“
- поступление средств ФОМС.

Данные средства рекомендуется отражать в разрезе счетов аналитического учета.

Учет в учреждениях образования

В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании“ на образовательное учреждение возлагается обязанность по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. К таким условиям, в частности, относится организация медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников образовательного учреждения.

Данная статья возлагает обязанность по медицинскому обслуживанию обучающихся и воспитанников образовательного учреждения на органы здравоохранения.

На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 32 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании“ образовательные учреждения всех типов обязаны только предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Однако согласно СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденным постановлением Минздравсоцразвития РФ от 28 ноября 2002 г. N 44, все общеобразовательные учреждения должны укомплектовываться квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров. Тем самым обязанность по медицинскому обслуживанию обучающихся
и воспитанников частично возложена на общеобразовательные учреждения. В обязанности образовательных учреждений по медицинскому обслуживанию обучающихся входит также организация комплексного оздоровления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, обеспечение проведения медицинских осмотров и т.п.

Минздравсоцразвития РФ выпустил методические рекомендации от 15 января 2008 г. N 207, которые предназначены для организаторов здравоохранения и врачебно-сестринского персонала, осуществляющего медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Как правило, медицинские услуги, оказываемые медицинским кабинетом образовательного учреждения, включают в себя доврачебную медицинскую помощь, проведение профилактических медицинских мероприятий и т.п.

Для организации работы медицинского кабинета образовательное учреждение пользуется услугами учреждений здравоохранения, имеющих соответствующую лицензию путем заключения договора на оказание услуг. Расходы по оснащению медицинского кабинета оборудованием несет образовательное учреждение, а обеспечение медицинского кабинета медикаментами является обязанностью медицинского учреждения, работники которого оказывают медицинскую помощь в образовательном учреждении.

Перечень оборудования для оснащения медицинского кабинета образовательного учреждения установлен постановлениями Минздравсоцразвития РФ: от 28 ноября 2002 г. N 44 - для общеобразовательных учреждений, от 26 марта 2003 г. N 24 - для дошкольных учреждений. Приведенный в данных документах перечень оборудования является примерным, и учреждения оборудуют медицинские кабинеты с учетом своей специфики.

Следует отметить, что в целях совершенствования оказания медицинской помощи воспитанникам специальных общеобразовательных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, утверждено Положение о здравпункте специальной общеобразовательной школы для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания (совместный приказ Министерства просвещения СССР и Министерства здравоохранения СССР от 6 июня 1986 г. N 124/791).

На основании данного приказа здравпункт обеспечивает: оказание врачебной амбулаторной помощи заболевшим детям, своевременную их изоляцию, принимает оперативные меры в дневное и ночное время по оказанию неотложной помощи. При необходимости проводит госпитализацию воспитанников в территориальные учреждения здравоохранения, организует лечение больных детей, находящихся в медицинском изоляторе; осуществляет профилактические осмотры и диспансеризацию воспитанников, гигиеническое воспитание детей, контроль за санитарным состоянием пищеблока, помещений и территории школы, проводит медико-санитарную пропаганду среди воспитанников и сотрудников и выполняет другие функции, предусмотренные Положением о специальной школе и указаниями руководящих органов здравоохранения и просвещения.

Бюджетный учет медикаментов аналогичен бюджетному учету медикаментов в медицинских учреждениях (кроме продажи медикаментов, отпуска по льготным рецептам и за счет средств ФОМС).

Учет в спортивных учреждениях

В данном разделе рассмотрим порядок учета медикаментов, биологически активных добавок (далее - БАД) и изделий медицинского назначения для подготовки спортсменов сборных команд России.

Основным документом, регламентирующим порядок учета, является Инструкция о порядке оформления документации на получение и использование медикаментов, биологически активных добавок и изделий медицинского назначения для подготовки спортсменов сборных команд России, утвержденная приказом Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12 августа 2005 г. N 490 (далее - инструкция N 490). Данная инструкция была разработана в целях совершенствования системы обеспечения медикаментами, БАД и изделиями медицинского назначения в период подготовки и выступлений спортсменов сборных команд России.

Весь товар поступает на аптечный склад в соответствии с годовой заявкой (приложение 1 к инструкции N 490) и подразделяется на:

- медикаменты;

- БАД;

- изделия медицинского назначения.

При подготовке заявки и обоснования к ней учитываются данные последнего углубленного медицинского обследования, состояние здоровья спортсменов, годовые индивидуальные планы-графики фармакологического обеспечения (приложение 2 к инструкции N 490), характер нагрузок.

Медикаменты, БАД, изделия медицинского назначения отпускаются с аптечного склада на основании требования (приложение 3 к инструкции N 490), которое составляется тренером-врачом (тренером-массажистом) сборной команды. Данное требование составляется по мере расходования медикаментов, БАД и изделий медицинского назначения в пределах денежных средств, выделяемых для обеспечения участников учебно-тренировочного сбора (соревнования), а также исходя из фактического наличия товара на аптечном складе. Требование на дорогостоящие товары, стоимость которых превышает 10 минимальных размеров оплаты труда, составляется отдельно (приложение 4 к инструкции N 490). Выдача медикаментов, БАД и изделий медицинского назначения штатным тренерам- врачам и тренерам-массажистам сборных команд России осуществляется в пределах установленных норм расходов на обеспечение одного спортсмена в сутки с учетом фактической потребности.

На каждое мероприятие тренером-врачом (тренером-массажистом) сборной команды представляется отдельная заявка для получения медикаментов, БАД и изделий медицинского назначения, составленная в соответствии с годовым планом подготовки сборной команды, в части, предусмотренной на данное мероприятие в соответствии со сметой (приложение 7 к инструкции N 490).

При отпуске фармакологических средств восстановления, лекарственных препаратов, перевязочных средств и предметов медицинского назначения оформляются накладные (форма 107Н) в трех экземплярах. Один экземпляр подшивается к ведомости на выдачу лекарственных средств и предметов медицинского назначения и направляется в бухгалтерию, второй хранится на аптечном складе, третий выдается тренеру-врачу сборной команды, который на основании накладной составляет отчет о расходовании фармакологических средств восстановления, лекарственных препаратов и предметов медицинского назначения в период спортивного мероприятия.

Приход и расход товара регистрируются в журналах “Регистрации обращений спортсменов за медицинской помощью“ (приложение 5 к инструкции N 490) и “Учета дорогостоящих лекарственных средств и изделий медицинского назначения“ (приложение 6 к инструкции N 490).

Тренеры-врачи и тренеры-массажисты несут личную ответственность за сохранность полученных медикаментов, БАД и изделий медицинского назначения, за правильное и рациональное их использование по медицинским показаниям с учетом данных медицинских обследований и состояния здоровья спортсменов, а также с учетом утвержденных индивидуальных планов- графиков фармакологического обеспечения в зависимости от тренировочных нагрузок. В течение 7 дней с момента окончания спортивного мероприятия тренер-врач (тренер-массажист) представляет следующие отчетные документы: - акт о списании медикаментов, БАД и изделий медицинского назначения, подписанный начальником учебнотренировочного сбора, главным (старшим) тренером, тренером-врачом (тренером-массажистом) и заверенный подписью и печатью Всероссийской федерации (союза, ассоциации) соответствующего вида спорта (приложение 9 к инструкции N 490);

- ведомость на выдачу медикаментов, БАД и изделий медицинского назначения спортсменам сборной команды на учебно-тренировочном сборе (соревновании) (приложение 8 к инструкции N 490);

- журнал регистрации обращений спортсменов за медицинской помощью и журнал учета дорогостоящих медикаментов и изделий медицинского назначения.

Бюджетный учет медикаментов осуществляется аналогично бюджетному учету медикаментов в медицинских учреждениях по бюджетной деятельности.

Учет медицинских аптечек

В соответствии с правилами техники безопасности учреждения, не имеющие медпунктов, должны иметь аптечки первой медицинской помощи. Аптечки рекомендуется комплектовать по согласованию с органами здравоохранения, приняв за основу состав аптечки первой помощи (автомобильной) и Правила оказания первой само- и взаимопомощи, утвержденные приказом Минздравмедпрома России от 20 августа 1996 г. N 325.

А.А. Комлева,

редактор-эксперт журнала “Бюджетный учет“


“Бюджетный учет“, N 3, март 2008 г.