В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Плагиат авторского тренинга

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2007, N 12


ПЛАГИАТ АВТОРСКОГО ТРЕНИНГА


Конфликты в области авторского права могут носить внешний по отношению к тренинговой компании и внутренний характер.

В результате разработки и создания тренинга как произведения его автор приобретает ряд субъективных прав личного неимущественного и имущественного характера. Эти права в действующем законодательстве традиционно именуются исключительными - неотчуждаемыми, неотторжимыми от личности автора в течение всей его жизни, и недопустимо перенесение прав автора на другое лицо. Это значит, что только сам обладатель авторского права может решать вопрос об осуществлении авторских полномочий, особенно полномочий, связанных с использованием объекта интеллектуальной собственности.

Словарь управления персоналом. Тренинг (англ. training - специальная тренировка) - систематическая тренировка или совершенствование каких-либо навыков и поведения работников организации в направлении улучшения возможностей реализации целей организации. При подготовке специалистов используется значительное количество активных форм обучения: тренинг делового общения; тренинг продаж; перцептивный тренинг (развитие способностей адекватного и полного познания себя, др. людей, отношений).

Тренинг - форма интенсивного обучения, применение которой наиболее оправданно, когда желаемый результат - способность участников успешно осуществлять определенные действия на практике, а не только получение новой теоретической информации. Участие в тренинге помогает: получить новые навыки и модели поведения, быстро перенести их в практику; отработать эффективные модели поведения в безопасных ситуациях, приближенных к реальным; получить обратную связь от тренера и группы и скорректировать свои действия на ее основе.

Вначале обратимся к конфликтам, которые возникают при взаимодействии тренинговой компании с внешней средой. Основной проблемой в этой области является плагиат авторского тренинга и его использование в других заинтересованных организациях, статьях, книгах, интервью без упоминания автора или с присвоением авторства себе. Это связано с тем, что при проведении тренинга слушателям разрешено пользоваться любой записывающей техникой - диктофоном, видеокамерой с целью лучшего усвоения материала при повторном воспроизведении тренинга в домашних условиях. Сотрудники заинтересованных организаций этим пользуются и таким образом нарушают авторские права создателей тренинга. Эффективное разрешение внешних конфликтов в области авторского права, возникающих в деятельности тренинговых компаний во взаимодействии с внешней средой, возможно лишь при использовании законодательства об интеллектуальной собственности. Поэтому необходимо каждый тренинг защищать авторским правом и доносить до слушателей (участников тренинга), что копирование информации, переданной в процессе проведения тренинга, предназначено только для личного пользования.

Серьезной проблемой для тренинговой компании могут стать и внутренние конфликты в области авторского права.

Оригинальные, по-новому сформулированные мысли именно потому и новы, что отклоняются от укоренившихся привычек, застывших традиций - от привычной практики. Соответственно, сопротивление, зачастую даже враждебная реакция, которыми среда нередко встречает новую мысль, следует считать объективным фактором. Спутником инновации всегда бывает конфликт. В сфере услуг появление новой идеи зачастую ведет к обесцениванию труда не только отдельных лиц, но и целых групп. Кроме зависти, выступающей на примитивном уровне, или опасений престижного характера, выступающих на более высоком уровне, причиной конфликта между новатором и его коллегами и администрацией может быть приверженность к прежним ценностям, консерватизм. Возможной причиной конфликта может быть и такая система мотивации и заинтересованности, в которой выгода для новатора образуется в ущерб (действительный или надуманный) интересам структурного подразделения или всей организации.

Внутренние конфликты в области авторского права в деятельности тренинговых компаний можно выделить по следующим направлениям.

1. Конфликты, связанные с правом авторства

Одним из главных прав, возникающих у автора тренинга, является право авторства. В юридической науке право авторства обычно характеризуется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Право авторства неотделимо от личности автора. Оно может принадлежать только действительному создателю тренинга. Право авторства является абсолютным, поскольку ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного полномочия автора.

В результате проведенного в тренинговых компаниях исследования в связи с нарушением права авторства были выявлены следующие конфликты между сотрудниками (в основном авторами и ведущими тренингов):

- непризнание автора тренинга, что выражается в том, что руководитель не закрепляет созданный тренинг за автором, а может разбить его на части или изменить, и, таким образом, тренинг уже становится коллективным творчеством, не имеющим определенного автора;

- использование (плагиат) частей тренинга - из созданного тренинга руководителем выбираются наилучшие идеи и вставляются в другой тренинг;

- навязанное соавторство - тренинг создает один автор, но в рекламе и анонсе этого тренинга иногда указываются два и более авторов.



2. Конфликты, связанные с правом на авторское имя

С правом авторства тесно связано право на авторское имя, содержание которого раскрывается в ст. 15 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах“ (Закон об авторском праве): автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (автономно), избирая один из этих способов, автор реализует свое право на имя. Также он имеет право требовать указания своего имени каждый раз при издании, публичном исполнении, цитировании или ином использовании своего произведения. Наконец, право на имя включает в себя возможность требовать, чтобы имя автора (или псевдоним) не искажалось при его упоминании.

На сайтах тренинговых компаний в разделе перечня авторских тренингов, как правило, указано имя автора и, если тренинг ведет другое лицо, имя ведущего. Очень часто авторы используют псевдонимы, которые стали очень популярны при общении в интернет-среде. Конфликты, которые существует в связи с этим:

- неназывание имени автора применяемых методик - автор создал новые методики проведения тренинга, которые стали применяться и у других ведущих, но при анонсе тренинга и документального его оформления это не указывается;

- раскрытие настоящего имени вместо псевдонима - у большинства авторов тренингов есть так называемое клубное имя (псевдоним), и они хотят, чтобы именно под этим именем за ними были закреплены их тренинги, но иногда в документации тренинга или в анонсе написано настоящее имя автора.

3. Конфликты, связанные с правом на репутацию автора

Как создатель тренинга, автор несет всю ответственность за содержание и художественные достоинства достигнутого им творческого результата. Поэтому он заинтересован в том, чтобы его произведение было обнародовано, а также использовалось в дальнейшем именно в том виде, в котором автор признал его достойным для представления обществу. Нарушение права на защиту репутации - одно из наиболее часто нарушаемых прав в деятельности тренинговой компании, что является причиной частых конфликтов, а именно:

- внесение комментариев и пояснений в структуру тренинга, не предусматривающего эти изменения (автор создает тренинг, а при его рассмотрении перед выступлением руководство вносит свои коррективы и пояснения);

- использование иллюстраций, не входящих в авторский тренинг, - автор предлагает свои иллюстрации и разный наглядный материал, но руководство вносит поправки в виде другого наглядного материала.

4. Конфликты, связанные с обнародованием разработанной
программы тренинга


Право автора на обнародование принадлежит к числу важнейших его прав, поскольку оно обеспечивает ему возможность решать вопросы готовности вынесения своего творения на суд публики, а также прямо затрагивает его имущественные интересы. Кроме того, реализация права на обнародование приводит к существенному изменению правового режима произведения. В частности, с момента обнародования вступают в силу установленные Законом ограничения прав автора, связанные со свободным использованием произведения.

В деятельности тренинговых компаний были выявлены следующие конфликты в связи с правом на обнародование:

- запрещение обнародования тренинга в виде его проведения в связи с различными обстоятельствами внутри компании (автор создал тренинг, уже готов его проводить, но руководство решает, что этот тренинг сейчас вводить еще рано, или находит другие причины);

- запрещение отзыва тренинга, если он уже вписан в расписание и изготовлены печатные материалы для слушателей (автор хочет отозвать тренинг, т.к. нашел в нем существенные недостатки, но он уже готов к выходу и вставлен в расписание, руководство запрещает отзыв).

5. Конфликты, связанные с воспроизведением (проведением)
тренинга




Возможность воспроизведения творческого результата, достигнутого создателем произведения, имеющаяся у других лиц, послужила одной из главных причин возникновения авторского права. Закрепление за автором права на воспроизведение является и сейчас важнейшей основой авторского права. Право на воспроизведение есть право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами.

В тренинговой деятельности воспроизведением считается проведение тренинга для слушателей. Здесь может возникнуть следующий конфликт:

- передача права воспроизведения другому лицу без согласия автора (автор создает тренинг и хочет его проводить, но руководство считает, что его лучше проведет другой ведущий).

6. Конфликты, связанные с распространением информации,

содержащейся в тренинге


Самостоятельным способом использования произведения является его распространение. Закон об авторском праве определяет рассматриваемое право очень скупо, указывая лишь на то, что автор может распространять экземпляры произведения любым способом, в частности продавать, сдавать в прокат и т.д. (п. 2 ст. 16). Но, опираясь даже на эту формулировку, можно сделать некоторые выводы. Прежде всего, Закон связывает распространение только с теми произведениями, которые зафиксированы на материальном носителе. Это следует хотя бы из того, что продать и сдать в прокат можно лишь сам материальный носитель, на котором зафиксировано произведение, а не само произведение как таковое. Поэтому публичное исполнение, публичный показ, передача в эфир и иные аналогичные способы использования произведения распространением не являются.

В тренинговых компаниях, как правило, распространение информации, содержащейся в тренинге, происходит путем печати брошюр, в которых содержится построение тренинга, основные положения и упражнения. Эти брошюры раздаются в тренинге в помощь слушателям.

Конфликт, связанный с правом распространения в деятельности тренинговых компаний:

- запрещение автору распространять брошюры людям, не участвующим в тренинге (автор создал тренинг, и распечатаны брошюры, в которых указываются основные упражнения и предмет изучения, даются основные понятия. Автор хочет распространять их не только в компании, но и за ее пределами, но руководство это запрещает).


7. Конфликты, связанные с правом на публичное исполнение


К числу имущественных прав авторов Закон об авторском праве относит право на публичный показ и право на публичное исполнение. В практике тренинговых компаний под исполнением понимается проведение тренинга самим автором.

Закрепляя за авторами право на публичное исполнение, российское авторское законодательство не связывает эти права с первым доведением произведения до сведения публики. Указанные права могут реализовываться как в отношении еще не обнародованных произведений, так и в отношении произведений, которые уже обнародованы, в том числе опубликованы. Иными словами, права на публичный показ и публичное исполнение могут быть осуществлены автором в любое время, а также повторно. Таким образом, автор может проводить свой тренинг несмотря на то, что он уже был проведен кем-то ранее, а также проводить его любое количество раз.

В связи с правом на публичное исполнение в деятельности тренинговых компаний были выявлены следующие конфликтные ситуации:

- запрещение руководства на проведение своего тренинга (автор создает тренинг и хочет его проводить, но руководство считает, что его лучше проведет другой ведущий);

- запрещение руководства на проведение своего тренинга столько раз, сколько хотелось бы автору (автор считает, что тренинг еще может принести пользу и хочет продолжать его проводить, но руководство считает, что тренинг устарел и пора его выводить из расписания).



8. Конфликты, связанные с вознаграждением за использование
созданного тренинга


Содержание права на вознаграждение выражается в том, что создателю произведения предоставляется обеспеченная Законом возможность требовать, чтобы при передаче им прав на использование произведения ему всегда выплачивалось вознаграждение, кроме случаев, специально указанных в Законе.

В отличие от права авторства и некоторых других прав автора данное право носит не абсолютный, а относительный характер, т.е. действует по отношению к тем лицам, которые используют или собираются использовать произведение. В состав права на вознаграждение входит не только “голое“ право требовать соответствующих выплат, но и возможность оговорить размер, порядок, срок и другие условия получения вознаграждения. Поскольку все эти вопросы решаются в авторском договоре, более детальный их анализ будет дан при характеристике содержания авторского договора. Здесь же рассмотрим те особые случаи, когда право авторов на получение вознаграждения лежит за пределами авторского договора.

В тренинговых компаниях право на вознаграждение реализуется, как правило, через выплату авторам тренингов определенной премии за их тренинги, проводимые другими ведущими.

В этой сфере возникают следующие конфликты:

- неполучение вознаграждения за проведенный другим ведущим тренинг (автор создал тренинг, но его проведение было назначено другому ведущему, и автор не получает свой процент с пришедших клиентов);

- неполучение вознаграждения за разглашение структуры тренинга, применяемых методик, приемов и упражнений (руководство компании разглашает информацию, содержащуюся в тренинге, но автор не получает за это вознаграждение).

Конечно, поведение людей в подобных ситуациях, а значит, острота и последствия внутренних конфликтов в области интеллектуальной собственности для тренинговой компании во многом зависит от индивидуальных особенностей конфликтующих: одни готовы делиться продуктом своего интеллектуального труда бескорыстно, другие стараются обезопасить себя от плагиата и иных нарушений своих прав. Несомненно, важную роль в предупреждении, смягчении и урегулировании соответствующих конфликтов играет руководитель: он должен понимать, как и с кем нужно себя вести, не забывая при этом интересов организации.

Однако важно подчеркнуть, что, если ставится вопрос о цивилизованном, скорейшем и наиболее безболезненном решении проблемы, совершенно необходимо прибегнуть именно к правовому регулированию.

В этой связи следует уточнить, что содержание тренинга и семинара охраняется только в той форме, в которой оно выражено, представлено, продемонстрировано, опубликовано. Идея же тренинга, его метод не охраняется авторским правом, и их использование не ограничено.

Словарь управления персоналом. Авторский семинар (авторский тренинг, авторский курс) - в юридическом понимании означает, что автор, например, семинара (как произведения) в полном соответствии с Законом об авторском праве имеет право:

- признаваться автором произведения;

- использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора или под псевдонимом;

- разрешать или запрещать обнародовать произведение (например, запрещать аудио- и видеозапись своего публичного выступления);

- передавать по наследству;

- продавать свое произведение (например, текст брошюры или раздаточных материалов) и права на него и т.п.

Пункт 4 ст. 6 Закона об авторском праве гласит, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Например, идея тренинга авторским правом не охраняется, однако форма его проведения и представления охраняется авторским правом, т.к. является формой, воплощающей идею.

Вообще, вопрос о разграничении формы произведения (охраняемой) и содержания произведения (не пользующегося охраной) является очень сложным: часто ответ на него требует специальных знаний, позволяющих верно разграничить идею и образ того или иного произведения.

Следует также обратить внимание на то, что в большинстве случаев тренинги являются своего рода компиляцией (иногда весьма неожиданной, иногда традиционной) уже существующих методик и техник по решению тех или иных задач и проблем. Эта компиляция, или форма, и является объектом авторского права. Ее применение или использование в каждой группе индивидуально, зависит от огромного числа факторов, которые заставляют тренера изменять используемую форму в каждом конкретном случае.

Таким образом, сложно говорить о непосредственном нарушении авторских прав при использовании методологии того или иного авторского тренинга, скорее можно говорить о заимствовании идеи, метода, которые не являются объектом защиты авторских прав.

Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения, которая является результатом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно. То есть защите может подлежать форма представления, именно представления, отдельных элементов, методов, идей тренинга, представленных в оригинальной форме, которые можно использовать как отдельные элементы, законченные фрагменты. Сама же по себе процедура обучения, независимо от того, каким образом она построена - посредством лекционных курсов, посредством тренингов или как-нибудь иначе, направлена на распространение, перераспределение информации, ее наиболее эффективное внедрение среди потребителей. Стремление же ограничивать использование авторских разработок тренеров привносит в процесс обучения элементы конфликта. Чем быстрее и беспрепятственней осуществляется процесс распространения информации, тем эффективней осуществляется процесс обучения, тем выше конечная ценность тренинга. Таким образом, проблема защиты авторских прав в области тренингов - это во многом проблема этики тренеров.

Защита же прав авторов должна осуществляться посредством публикации разработок, популяризации методик и техник тренингов. Чем быстрее будет осуществляться процесс популяризации тренинга, тем выше будет эффективность защиты прав автора.

Примечание. Как защищать свои авторские права
Чтобы защищать свои права нужно, прежде всего, знать о своих правах. Авторские права в российском законодательстве делятся на:

- личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора и т.д.), которые являются неотчуждаемыми и непередаваемыми, то есть могут принадлежать только самому автору, а защищаться - автором или его наследниками;

- имущественные авторские права (право на воспроизведение произведения, право на его распространение, импорт, передачу в эфир, сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод, право на переработку произведения и т.д.), которые могут передаваться по авторским договорам и переходить по наследству. Чаще всего нарушаются сразу и личные неимущественные, и имущественные права авторов, поэтому об их защите нужно позаботиться заранее. Для этого желательно:

- Заранее принимать меры, необходимые для доказательства своей правоты. Так, в случае нарушения ваших прав вам придется доказывать суду, что именно вы являетесь автором произведения или авторские права перешли к вам по договору. В качестве доказательства авторства в суд могут представляться экземпляры опубликованных произведений с указанием имени автора, экземпляры свидетельств о регистрации и депонировании произведений в авторских обществах, экземпляры свидетельств международной регистрации т.п. Кроме того, некоторые организации осуществляет регистрацию и депонирование авторских договоров.

- Распространять информацию о своей осведомленности о своих правах.

- Как показывает практика, хорошее знание авторами своих прав и очевидная готовность их отстаивать, как правило, отпугивают потенциальных нарушителей. К сожалению или к счастью, но современный человек вынужден интересоваться многим, а знать - все.

- Всегда надежно оформлять любые отношения, связанные с использованием произведения или передачей прав на него.

- Заранее знать обо всех возможных способах защиты авторских прав.

Авторские права в России можно защищать в гражданском или уголовном (ст. 146 Уголовного кодекса РФ) порядке, а в ряде случаев еще и в административном.

Российское законодательство об интеллектуальной собственности предоставляет автору дополнительные возможности для защиты своих прав. Так, ст. 49 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах“ устанавливает наряду с обычными мерами воздействия на нарушителя (взыскание убытков, взыскание полученного нарушителем дохода и т.д.) такую дополнительную и весьма эффективную меру ответственности, как уплата нарушителем компенсации, определяемой по усмотрению суда в размере от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда.

Е.Федотова
Менеджер
тренинговой компании

В.Коновалова
К. э. н.,

доцент
кафедры управления персоналом
Государственного университета управления

Подписано в печать
25.11.2007