В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Роль социальной и кадровой политики в развитии региона

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2007, N 8


РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНА


Интересен опыт центральной Италии, где “коммунистические“ администрации активно содействовали развитию мелких фирм, создавали для них помещения, целую систему подсобных учреждений, служб, заботились о кадровом обеспечении.

Наш регион представляет собой особый тип экономической системы, возникающий на основе взаимосвязанного развития производства, населения и ресурсной сферы <1>. Характер социального взаимодействия в регионе зависит от особенностей и уровня развития экономических отношений. Одной из основных характеристик социального климата в регионе является доверие граждан к власти. Такое доверие не может быть привито извне, его нужно заслужить и оправдать. “Пренебречь им в нашем обществе - значит пожертвовать стабильностью и, как следствие, перспективой социально-экономического прогресса. Ради прогресса экономики важно культивировать взаимовыгодное сотрудничество, которое столь же необходимо, как и честная конкуренция“ <2>.

--------------------------------
<1> Специфика региона как субъекта экономики рассматривается в работе: Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. - М.: Наука, 2004. - С. 31 - 44.

<2> Богомолов О. Экономика и общественная среда: взаимосвязь и взаимовлияние. Доклад // http://inecon.ru/.

Наличие стратегии развития является позитивным фактором для повышения инвестиционной привлекательности региона и стимулирования деловой активности в нем. В Тюменской области активно ведется разработка ряда стратегических документов по социальному и экономическому развитию региона. В Министерство регионального развития РФ в 2006 г. были представлены два проектных документа развития Тюменского региона: Стратегия экономического развития Тюменской области до 2020 года и Схема развития и размещения производительных сил Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года <3>.

--------------------------------
<3> См. подробнее: Стратегия экономического развития Тюменской области до 2020 года /Электронная версия/. http://www.minregion.ru; Схема развития и размещения производительных сил Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года /Электронная версия/. http://www.minregion.ru.

Предложенные проекты включают: 1) описание базового сектора региона; 2) основные риски для развития; 3) условия социально-экономического развития на долгосрочную перспективу; 4) сценарии долгосрочного развития; стратегические приоритеты для органов государственной власти.

Важное место в представленных документах занимают вопросы, связанные с диверсификацией структуры региональной экономики, ее изменением в сторону развития обрабатывающих отраслей. Формирование институтов рынка на основе стимулирования взаимодействия хозяйствующих субъектов является одним из условий стабильного экономического развития. В связи с этим в предлагаемых проектах рассматриваются возможности применения кластерного подхода для создания многосекторной социально ориентированной экономики.

В мировой практике программы регионального развития используются с конца 60-х годов, и уже более 30 лет применяется кластерный подход к организации бизнеса. Основой данного подхода является взаимодействие производителей региона при сохранении конкурентных отношений между ними.

Например, в Италии промышленный район выступает как коллективный предприниматель <4>. В отличие от традиционной роли малого бизнеса - “заполнять промежутки, образуемые крупными фирмами“, в условиях промышленного района фирмы обладают способностью к реструктуризации без управленческой иерархии.

--------------------------------
<4> См. подробнее: Бест М. Новая Конкуренция. Институты промышленного развития. - М.: ТЕИС, 2002. - С. 259 - 289; Структура кластера итальянских производителей и дизайнеров обуви описана в работе: Портер М. Конкуренция. - М.: Издательский дом “Вильямс“, 2005. - С. 259 - 261; Левин И. Модернизация в традиционных укладах. Опыт Италии и его значение для России. Доклад // Независимый теоретический семинар. Социокультурная методология анализа российского общества. - М., 1997.

Индустриальные округа успешно функционируют за счет особого социального климата. Как и в любом другом районе Италии, здесь возникают социальные противоречия, однако эти округа отличает высокая социальная мобильность - наемные работники превращаются в мелких хозяев. В рамках промышленного района четко прослеживается верность культуре данного малого сообщества. Эти округа демонстрируют синтез конкуренции и кооперации, вертикальных и горизонтальных структур, рынка и социальной организации.

Интересен опыт Центральной Италии, где “коммунистические“ администрации активно содействовали развитию мелких фирм, создавали для них помещения, целую систему подсобных учреждений, служб, заботились о кадровом обеспечении. Правительство сумело остаться в стороне от лоббирования интересов отдельных компаний, с помощью организации общественных институтов.

Социум объединяет кластеры и вносит свой вклад в создание общечеловеческих ценностей, служит основой кооперации участников кластерного сообщества (рис. 1) <5>.

Этапы развития взаимоотношений общества, бизнеса
и государства в регионе


--¬ ------------------------------------------------------------¬
¦ ¦ ¦ I этап - формирование взаимоотношений общества, бизнеса ¦
¦ ¦ ¦ и государства в регионе ¦
¦ ¦ L---------------------------T-T------------------------------
¦ ¦ - L/
¦ ¦ /
¦ ¦ ------------------------------------------------------------¬
¦ ¦ ¦ Особенности поведения участников: ¦
¦ ¦ ¦каждый субъект пытается повысить свою роль в сети, соблюдая¦
¦ ¦ ¦ при этом общепринятые нормы и правила. Возникновение ¦
¦к¦ ¦ конфликта интересов ¦
¦о¦ L----------------------------T-------------------------------
¦н¦ ¦/
¦ф¦ --------------------+----------------------¬
¦л¦ ¦ Меры по управлению конфликтной ситуацией ¦
¦и¦ L-------------------T-----------------------
¦к¦ --------------------+----------------------¬
¦т¦ ¦/ ¦/ ¦/
¦ ¦ ---------+--------¬----------+---------¬------------+-------¬
¦ ¦ ¦ Нахождение ¦¦ Расширение ¦¦Выработка обоюдного¦
¦ ¦ ¦“суперординарных“¦¦ взаимоотношений, ¦¦ стремления ¦
¦ ¦ ¦ целей, которые ¦¦ коммуникаций ¦¦ пожертвовать ¦
¦ ¦ ¦ имеют отношение ¦¦ между группами, ¦¦ чем-либо для ¦
¦ ¦ ¦ ко всем группам ¦¦ совершенствование ¦¦достижения согласия¦
¦ ¦ ¦ ¦¦ обмена информацие馦 ¦
¦ ¦ L------------------L--------------------L--------------------
¦ ¦ ------------------------------------------------------------¬
¦ ¦ ¦ II этап - развитие сети взаимоотношений и взаимовлияния ¦
¦с¦ ¦ общества, бизнеса и государства в регионе ¦
¦о¦ L---------------------------T-T------------------------------
¦т¦ - L/
¦р¦ /
¦у¦ ------------------------------------------------------------¬
¦д¦ ¦ Особенности поведения участников: ¦
¦н¦ ¦ выяснение близости позиций; критика методов работы; ¦
¦и¦ ¦ закрепление ролей ¦
¦ч¦ L------------------------------------------------------------
¦е¦ ------------------------------------------------------------¬
¦с¦ ¦ III этап - консенсус и кооперация в сети ¦
¦т¦ L---------------------------T-T------------------------------
¦в¦ - L/
¦о¦ /
¦ ¦ ------------------------------------------------------------¬
¦ ¦ ¦ Особенности поведения участников: ¦
¦ ¦ ¦ восприятие общности как целого; укрепление кооперации; ¦
¦ ¦ ¦ единство мнений ¦
¦ ¦ L------------------------------------------------------------
¦ ¦ ------------------------------------------------------------¬
¦ ¦ ¦ IV этап - преобразование в сообщество кластерного типа ¦
¦ ¦ L---------------------------T-T------------------------------
¦ ¦ - L/
¦ ¦ /
¦ ¦ ------------------------------------------------------------¬
¦ ¦ ¦ Особенности поведения участников: ¦
¦ ¦ ¦ идентификация целей общности с целями бизнеса ¦
- L/¦ и государства; эффективная работа в кластере ¦
/ L------------------------------------------------------------

Рис. 1

--------------------------------
<5> Портер М. Конкуренция. - М.: Издательский дом “Вильямс“, 2005. - С. 289 - 292.

Придать адаптивность взаимоотношениям основных субъектов в регионе можно с помощью сетевых принципов организации. Отправным пунктом здесь служат отношения, построенные на принципах доброй воли. Естественно, прежде чем члены определенной группы начнут воспринимать сеть как единое целое и укрепятся кооперация и единство мнений, будет неизбежен конфликт, а все контакты будут осуществляться с осторожностью <6>.

--------------------------------
<6> См. подробнее: Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 205 - 212.

Экономическая деятельность образованных кластеров встраивается в существующие социальные отношения (рис. 2).

Социальная составляющая в создании конкурентного
преимущества кластерного сообщества


-----------------------------------------------------------------¬
¦ Условия создания конкурентных преимуществ в сообществах ¦
¦ кластерного типа ¦
L------------------------------T-T--------------------------------
- L/
/
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
-----------¬ ------------------¬ --------------¬ ------------¬
¦ ¦ свободный¦ ¦ ¦ ¦ готовность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ поток ¦ ¦развитие обменов,¦ ¦к объединению¦ ¦ мотивация ¦
¦ ¦информации¦ ¦совершение сделок¦ ¦ различных ¦ ¦к улучшению¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организаций ¦ ¦ ¦
¦ L----------- L------------------ L-------------- L------------ ¦
L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Поддержка реализации условий ¦
L------------------------------T-T--------------------------------
- L/
/
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬
-------------------¬ --------------¬ --------------------¬
¦ ¦ взаимосвязи между¦ ¦ существующие¦ ¦ ¦ ¦
¦ субъектами: ¦ ¦ структуры ¦ ¦доверие и понимание¦
¦ ¦ общества, бизнеса¦ ¦ в экономике ¦ ¦ общего интереса ¦ ¦
¦ и государства ¦ ¦ региона ¦ ¦ ¦
¦ L------------T------ L------T------- L------T------------- ¦
/¦ /¦ /¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦/ ¦/ ¦/
¦ -------+---------------+----------------+----¬ ¦
¦ социальная структура сообщества ¦
¦ L--------------------------------------------- ¦
L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
------------------¬
¦ Результат ¦
L--------T---------
--------------------+---------------------¬
¦/ ¦ ¦/
------------+-----------¬ ¦ ------------+----------¬
¦ увеличение ¦ ¦/ ¦ создание новых ¦
¦ производительности --+-------+---------+-¬ видов бизнеса ¦
¦ всех факторов ¦ распространение ¦ ¦
L---------------------+ инноваций +---------------------
L----------------------

Рис. 2

Развитие кластеров должно способствовать дальнейшей гуманизации пространства как предпосылке экономического роста в регионе. Каждый субъект региона должен обладать высокой социальной ответственностью. Для этого нужно популяризовать в обществе идею грядущих экономических преобразований и заинтересовать людей, сделать их активными участниками процесса развития региона.

На сегодняшний день доступ широкой общественности к полным версиям проектных документов по развитию Тюменской области ограничен, в центральной печати они не представлены. Эти документы должны быть открытыми для обсуждения с разработчиками Стратегии. Представление правительством уже готовых документов может вызвать недоверие к содержанию стратегических разработок и их значимости для регионального развития.

Необходимо развивать PR как функцию управления региональной экономикой, посредством которой оценивается мнение общественности; политика, тактика региональных органов управления соотносится с общественными интересами; реализуется программа мер в целях завоевания и расположения общественности. Среди PR-мероприятий рекомендуется: организация для общественности докладов о сути проводимых в регионе преобразований; издание регионального журнала о ходе реализации Стратегии; создание при администрации области “горячей линии“.

Также для успешной реализации Стратегии развития региона необходимо исключить лоббирование в собственных интересах и патерналистские тенденции в органах региональной власти, вести открытый конструктивный диалог с представителями бизнеса и общественных организаций.

О.Новоселова
Старший преподаватель
Тюменского государственного
архитектурно-строительного университета

Подписано в печать
25.07.2007