В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Успех сплоченного коллектива (Окончание)

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2007, N 6


УСПЕХ СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА


(Окончание. Начало см. “Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2007, N 5)


Группа сможет более или менее эффективно идти к достижению своих целей в зависимости от влияния следующих факторов: размера, состава, групповых норм, сплоченности, конфликтности, статуса и функциональной роли ее членов.

Размер группы

Теоретики управления посвятили много времени определению идеального размера группы. Авторы школы административного управления считали, что формальная группа должна быть сравнительно небольшой. По мнению Ральфа К. Дэвиса, идеальная группа должна состоять из 3 - 9 человек. Его мнение склонен разделить Кит Дэвис, современный теоретик, посвятивший много лет исследованию групп. Он полагает, что предпочтительное количество членов группы - 5 человек. Исследования показывают, что фактически на собрания в группу приходят от 5 до 8 человек.

По некоторым исследованиям можно заключить, что группы, насчитывающие от 5 до 11 членов, обычно принимают более точные решения, чем те, которые выходят за пределы этой численности. Исследования также показали, что в группах из 5 человек ее члены обычно испытывают большую удовлетворенность, чем в группах большего или меньшего размера. Объяснение этому, по-видимому, заключается в том, что в группах из 2 или 3 человек ее члены могут быть обеспокоены тем, что их персональная ответственность за принимаемые решения слишком очевидна. С другой стороны, в группах, состоящих из более чем 5 человек, ее члены могут испытывать затруднение, робость в высказывании своего мнения перед другими.

В общем, по мере увеличения размера группы общение между ее членами усложняется, и становится более трудным достижение согласия по вопросам, связанным с деятельностью группы и выполнением ее задач, то есть эффективность ее работы снижается, см. рис. 1. Увеличение размера группы также усиливает тенденцию к неформальному разделению групп на подгруппы, что может привести к появлению несогласующихся целей и к образованию клик.

Эффективность и размер группы


¦
Эффективность¦
деятельности ¦
группы ¦
¦
¦
¦
¦
¦ * * *
¦ * *
¦ * *
¦ * . 5 - 9 . *
¦ * . человек . *
¦ * . . *
¦ * . . *
¦ * . . *
¦ * . . *
---+---*--------------------------------------*-------->

¦ Количество членов

Рис. 1

Состав группы

Под составом здесь понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем. Важной причиной вынесения вопроса на решение группы является использование различных позиций для нахождения оптимального решения. Поэтому неудивительно, что на базе исследований рекомендуется, чтобы группа состояла из непохожих личностей, так как это сулит большую эффективность, чем если бы члены группы имели схожие точки зрения.

Некоторые люди обращают больше внимания на важные детали проектов и проблем, а другие хотят взглянуть на картину в целом, некоторые хотят подойти к проблеме с системных позиций и рассмотреть взаимосвязь различных аспектов. Когда группы подобраны таким образом, что в них входят либо очень похожие, либо очень разные люди, то группы с различными точками зрения вырабатывают больше качественных решений. Множество точек зрения и восприятия перспектив приносит свои плоды.

Групповые нормы



Как было выявлено первыми исследователями групп, в трудовых коллективах нормы, принятые группой, оказывают сильное влияние на поведение отдельной личности и на то, в каком направлении будет работать группа: на достижение целей организации или на противодействие им. Нормы призваны подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидаются от них. Нормы оказывают такое сильное влияние потому, что только при условии сообразования своих действий с этими нормами отдельная личность может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Это относится как к неформальным, так и к формальным организациям.

С позиций организации можно сказать, что нормы могут иметь положительный и отрицательный характер. Положительными нормами считаются те, что поддерживают цели и задачи организации и поощряют поведение, направленное на достижение этих целей. Отрицательные нормы имеют противоположный эффект: они поощряют поведение, которое не способствует достижению целей организации. Нормы, которые поощряют усердие работников, их преданность организации, заботу о качестве продукции или заботу об удовлетворении покупателя, - положительные нормы.

Примером отрицательных норм служат такие нормы, которые поощряют неконструктивную критику компании, кражи, прогулы и низкий уровень производительности труда.

Существует следующая классификация групповых норм:

1) гордость за организацию;

2) достижение целей;

3) прибыльность;

4) коллективный труд;

5) планирование;

6) контроль;

7) профессиональная подготовка кадров;

8) нововведения;

9) отношения с заказчиком;

10) защита честности.

Руководителям следует выносить свои суждения о нормах группы с осторожностью. Например, может показаться, что группа руководителей низового звена, которые считают правильным всегда соглашаться с начальством, проявляет высокую степень лояльности. Однако на самом деле такая норма приведет к подавлению очень выигрышных для организации инициатив и мнений. Подобное подавление важной информации чревато снижением эффективности решений.



Сплоченность группы

Высокосплоченная группа - это группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу и считают себя похожими. Поскольку сплоченная группа хорошо работает в коллективе, высокий уровень сплоченности может повысить эффективность всей организации, если цели и той и другой согласуются между собой. У высокосплоченных групп обычно бывает меньше проблем в общении, а те, что бывают, - менее серьезные, чем у других. У них меньше недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия, а производительность их труда выше, чем в несплоченных группах. Но если цели группы и всей организации не согласуются, то высокая степень сплоченности отрицательно скажется на производительности труда во всей организации.

Руководство может найти возможность увеличить положительный эффект сплоченности тем, что будет периодически проводить собрания и делать упор на глобальные цели группы, а также даст возможность каждому ее члену увидеть его или ее вклад в достижение этих целей. Руководство может также укрепить сплоченность, разрешая периодические встречи подчиненных для обсуждения потенциальных или актуальных проблем, эффекта предстоящих перемен для производственной деятельности, а также новых проектов и приоритетов в будущем.

Потенциальным отрицательным последствием высокой степени сплоченности является групповое единомыслие.

Групповое единомыслие

Члены группы считают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности, и поэтому несогласия следует избегать. Чтобы сохранить у членов группы то, что понимается как согласие и гармония, член группы решает, что лучше не высказывать своего мнения. В атмосфере группового единомыслия первостепенная задача для отдельной личности - держаться общей линии в обсуждении, даже если он или она имеет иную информацию или убеждение. Эта тенденция самоукрепляется. Поскольку никто не выражает мнений, отличных от других, и не предлагает иную, противоположную информацию или точку зрения, каждый полагает, что все остальные думают одинаково. Поскольку никто не высказывается, никто не знает, что другие члены могут тоже быть скептически настроены или озабочены. В результате проблема решается с меньшей эффективностью, так как вся необходимая информация и альтернативные решения не обсуждаются и не оцениваются. Когда налицо групповое единомыслие, возрастает вероятность посредственного решения, которое никого не заденет.

Конфликтность. Ранее упоминалось, что различие во мнениях обычно приводит к более эффективной работе группы. Однако оно также повышает вероятность конфликта. Хотя активный обмен мнениями и полезен, он может также привести к внутригрупповым спорам и другим проявлениям открытого конфликта, которые всегда пагубны.

Статус членов группы

Статус той или иной личности в организации или группе может определяться рядом факторов, включая такие как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт. Эти факторы могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм группы. Исследования показали, что члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения группы, чем члены группы с низким статусом. Однако это далеко не всегда ведет к повышению эффективности.

Человек, поработавший на компанию непродолжительное время, может иметь более ценные идеи и лучший опыт в отношении какого-нибудь проекта, чем человек с высоким статусом, приобретенным благодаря многолетней работе в руководстве данной компании. То же самое относится и к руководителю отдела, статус которого может быть ниже вице-президента. Чтобы принимать эффективные решения, необходимо учитывать всю информацию, относящуюся к данному вопросу, и объективно взвешивать все идеи. Чтобы эффективно функционировать, группе, возможно, придется прилагать совместные усилия ради обеспечения того, чтобы мнения членов, имеющих более высокий статус, не доминировали в ней.

Роли членов группы

Критическим фактором, определяющим эффективность работы группы, является поведение каждого из ее членов. Чтобы группа функционировала эффективно, ее члены должны вести себя таким образом, чтобы способствовать достижению ее целей и социальному взаимодействию. Существуют две основные направленности ролей для создания нормально работающей группы - целевые и поддерживающие роли.

Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать групповые задачи и выполнять их. Для работников, выполняющих целевые роли, характерны следующие функции:

1. Инициирование деятельности. Предлагать решения, новые идеи, новые постановки проблем, новые подходы к их решению или новую организацию материала.

2. Поиск информации. Искать разъяснение выдвинутого предложения, дополнительную информацию или факты.



3. Сбор мнений. Просить членов группы выражать свое отношение к обсуждаемым вопросам, прояснять свои ценности или идеи.

4. Предоставление информации. Предоставлять группе факты или обобщения, применять свой собственный опыт в решении проблем группы или для иллюстрации каких-либо положений.

5. Высказывание мнений. Высказывать мнения или убеждения, касающиеся какого-либо предложения, обязательно с его оценкой, а не только сообщать факты.

6. Проработка. Разъяснять, приводить примеры, развивать мысль, пытаться прогнозировать дальнейшую судьбу предложения, если оно будет принято.

7. Координирование. Разъяснять взаимосвязи между идеями, пытаться суммировать предложения, пытаться интегрировать деятельность различных подгрупп или членов группы.

8. Обобщение. Повторно перечислить предложения после окончания дискуссии.

Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддерживанию и активизации жизни и деятельности группы. Работники, выполняющие поддерживающие роли, выполняют такие функции:

1. Поощрение. Быть дружелюбным, душевным, отзывчивым по отношению к другим. Хвалить других за их идеи, соглашаться с другими и положительно оценивать их вклад в решение проблемы.

2. Обеспечение участия. Пытаться создать обстановку, в которой каждый член группы может внести предложение. Поощрять это, например, такими словами: “Мы еще ничего не слышали от Джима“, - или предложить всем определенный регламент для выступления, чтобы все имели возможность высказаться.

3. Установление критериев. Устанавливать критерии, которыми должна руководствоваться группа, выбирая содержательные или процедурные моменты или оценивая решение группы. Напоминать группе о необходимости избегать решений, не согласующихся с групповыми критериями.

4. Исполнительность. Следовать решениям группы, вдумчиво относясь к идеям других людей, которые составляют аудиторию во время групповых дискуссий.

5. Выражение чувств группы. Обобщать то, что формируется, как ощущение группы. Описывать реакцию членов группы на идеи и варианты решения проблем.

Большинство американских управляющих выполняют целевые роли, в то время как японские управляющие - целевые и поддерживающие роли. Так, например, японцы чрезвычайно чутко реагируют на взаимодействия и взаимоотношения в группе. Их отношение к группам очень похоже на отношение к браку в западных странах. И, что особенно интересно, японцы выделяют те же проблемы и озабоченности в трудовых взаимоотношениях, какие мы выделяем в браке: они касаются доверия, взаимопомощи и преданности. На Западе лидеры рабочих групп склонны делать упор на производственную деятельность и игнорировать социальные аспекты, в то время как в Японии сохранение состояния удовлетворенности членов рабочей группы идет бок о бок с выполнением целевых ролей.

Групповая мотивация

Она представляет собой, согласно отечественной школе психологии, единое поле (или сферу) и является осознанной (в разной степени для разных групп), структурированной и выраженной. Это поле регулируется как спонтанно, под воздействием внешней среды, так и организованно.

Таким образом, управление большой или малой группой означает изменение в нужном направлении всех вышеперечисленных параметров: размеров, степени контактности, степени эмоциональной близости, действий группы в целом и ее отдельных членов, целей группы, места и времени существования группы.

При социально-психологическом анализе развития первичного коллектива, как, впрочем, и среднего, и основного, следует выделять не только особенности формальной (официальной) структуры, но и неформальной (неофициальной), складывающейся на основе личных симпатий и антипатий, так как личностные отношения существенно влияют на работоспособность коллектива. В личностных отношениях действуют: экономические факторы, которые персонифицируются и раскрывают направленность и уровень мотивов личностей и групп; производственно-технологические факторы, которые выражаются в знаниях и умениях, адекватных или неадекватных притязаниях каждого члена коллектива. Эти факторы влияют на эмоциональный заряд, сказываются на дееспособности коллектива.

Неформальные отношения складываются на основе личных контактов людей друг с другом, чтобы удовлетворить определенные духовные или материальные потребности, которые формальная структура обеспечить не может.

Эти и другие факторы, влияющие на дееспособность не только первичного коллектива, но и коллективов более крупных по численности, находящихся выше в структурной вертикали, необходимо учитывать на всех этапах (стадиях) формирования и развития трудовых коллективов.

Стадии развития группы

Существует достаточно много подходов к определению стадий, которые проходит любой первичный коллектив в своем развитии.

Так, например, одни авторы выделяют три стадии развития группы:

1-ю стадию первичного развития, 2-ю стадию дифференциации и 3-ю стадию синтеза. Уровень развития (низший, средний и высший) и темпы развития коллектива зависят как от объективных условий (научно-технический уровень средств производства, совершенство технологических процессов, социальная значимость деятельности), так и от субъективных (профессиональные, деловые, морально-психологические качества личного состава и руководителей).

Согласно другой классификации, выделяется четыре стадии:

1. Образование группы - стадия, когда члены группы начинают узнавать друг друга. Эту стадию иногда называют стадией ориентации. Члены группы определяют возможную степень, формы взаимовлияния и методом проб и ошибок устанавливают, какие действия приемлемы для членов группы. На этой стадии вырабатываются основные правила поведения в группе, связанные с достижением цели и определяющие групповые взаимоотношения. Попытки ускорить ориентационный процесс, открыто выражая реальные чувства и ожидания, могут носить деструктивный характер и нанести вред отдельным членам и группе в целом.

2. Стадия “бури и шторма“ (конфронтации) - на этой стадии члены группы выявляют различия между формирующейся структурой и личными целями и стилями. Если различия слишком велики, некоторые члены могут покинуть группу. Если различия не так велики по сравнению с пользой от членства в группе, тогда возможно пассивное сопротивление и отсутствие сотрудничества как выражение неприятия. Эта стадия предполагает консолидацию власти лидера, разрешение внутригрупповых конфликтов и установление исходных условий взаимодействия.

3. Стадия нормирования (дифференциации). К началу этой стадии завершена борьба за власть и установлены правила. Взаимоотношения полностью определяются этими правилами. Известно, как задачи и ответственность распределяются между членами группы. Новые общие стандарты и взаимопонимание развиваются параллельно с реализацией функций, и характер взаимодействия позволяет членам группы гибко исполнять свои роли.

4. Стадия исполнения. Социальная структура достаточно развита и способствует достижению цели. Члены группы ощущают себя достаточно сплоченными. Конфликты разрешаются наиболее щадящими способами, используя групповые дискуссии. Члены группы осознают процессы, происходящие в группе, и свою вовлеченность в них.

По мнению авторов, применительно к условиям гражданской авиации наиболее приемлема следующая классификация стадий развития групп (экипажей):

1-я стадия - формирование новой первичной группы. На этой стадии устанавливаются необходимые взаимоотношения, вырабатываются нормы и распределяются целевые роли, необходимые для существования группы-лидера, судьи-миротворца, и некоторые другие. Поведение группы в целом формально и направлено на избежание щекотливых и критических ситуаций. Групповая деятельность как таковая важной пока не считается, и при выполнении работы используется командный метод - каждый вносит свой индивидуальный вклад, и решения принимаются на основе голосования. На этом этапе работа является основным объединяющим фактором, поэтому руководителю рекомендуется подбирать для первичной группы простую, знакомую работу, достаточно интересную, чтобы увлечь всех членов группы.

2-я стадия - приобретение навыков. На этой стадии происходит определение форм деятельности. Она начинается примерно с того момента, когда группе поручают обширную и достаточно сложную работу, требующую общего решения. При этом подчеркивается, что индивидуальные мнения особого значения не имеют, так как важно групповое решение. Трудным моментом является временное недоиспользование потенциала каждого работника и вызванное этим недовольство. Здесь же происходит окончательное распределение ролей.

3-я стадия - стабилизация группы (упрочение). Группа выступает именно как группа. Роли определены, выработаны собственные приемы групповой работы и ее характер (методичный, творческий, спонтанный и другие). Будучи пока закрытой для внешнего мира, внутри себя группа открыта, но эта открытость регулируется жесткими нормами. Основная проблема группы - компромисс между индивидуальностью и свободой, с одной стороны, и принадлежностью к группе и ее нормам, с другой, для каждого члена группы. Необходимость решения компромисса вызывает к жизни защитные механизмы личности: молчание и отход от деятельности группы, высокомерие; критический настрой, подчеркивание собственного превосходства; приведение коллег в замешательство с помощью неожиданных ответов и реакций; жесткий формализм в отношениях, слежение за поведением других; превращение дела в шутку; разговорчивость, уводящая от темы; пробуждение в других чувства вины, ложная скромность.

4-я стадия - разделение на клики (власть страстей). Критическая стадия в развитии групповых отношений, стадия “отрезвления“. Отметим, что она присуща любым человеческим отношениям и сигнализирует о необходимости рационального анализа сложившейся к данному моменту ситуации, недовольства, ранее подавляемого во имя формирования отношений, форм и методов общения. В группе это выражается в проявлениях открытого недовольства, падении желания сотрудничать, взаимной критике членов группы, конкуренции в области влияния, борьбе за власть между кликами и отдельными членами группы и падении производительности и эффективности труда. Ускоренному прохождению этой стадии или ослаблению ее воздействия на группы и организацию способствует открытое обсуждение проблем и поддержание чувства единства с организацией, которое подтолкнет людей к необходимости сотрудничать и находить общий язык с коллегами.

Следует отметить, что при выявлении неразрешимых психологических или формальных (властных) противоречий на этой стадии происходит разрушение группы или образование нескольких меньших групп с различными внутренними нормами.

5-я стадия - непосредственная работа (внутренняя гармония). Здесь происходит выработка общего согласия на достаточно прочной основе общности интересов и жизненных позиций; появляется признание ценности для группы каждого ее члена как личности и работника, а также - осознание ценности группы в организации и ее положительных сторон; возрастает стабильность группы; окончательно складывается дружеская атмосфера и удовлетворенность работой. Основная проблема на этом этапе - самоудовлетворенность группы, ее отрыв от проблем внешнего мира (то есть организации), ограничение притока новых членов, негибкость. Одно из решений проблемы лежит в области повышения содержательности работы для группы и взаимоотношений с другими группами и отдельными работниками.

6-я стадия - дробление-разрушение группы. Наступает в результате неразрешенных проблем. Если группа эффективна, то для ее восстановления требуется вмешательство руководителя организации с разъяснениями о пользе группы для организации и ее признании. В противном случае разрушение следует признать логическим завершением групповых отношений.

Третья и пятая стадии характерны для эффективных (зрелых) групп, тогда как поведение неэффективных групп во многом аналогично поведению групп на первых двух и четвертой стадиях (табл. 1). Это поведение присуще молодым группам, но, набираясь опыта, группа может изменить свою эффективность.

Таблица 1

Эффективность работы групп

Группы
Эффективные Неэффективные
Атмосфера неформальная и
спокойная В атмосфере чувствуется скука
и напряжение
Многие совещания посвящены
актуальным вопросам. В обсуждении
принимает участие большинство
членов группы В ходе совещаний доминирует
одно или несколько лиц.

Тематика совещания может быть
безотносительной
Задача группы четко осознается,

и члены группы действуют в целях
ее достижения Единая цель не очевидна
Члены группы прислушиваются друг
к другу Члены группы не склонны
прислушиваться друг к другу
Конфликты не избегаются, а
открыто выносятся на обсуждение.

К решению таких конфликтов
подходят конструктивно Конфликты либо избегаются,

либо доводятся до такой
степени, когда они перерастают
в открытую конфронтацию
Большинство решений достигается
в ходе консенсуса Решение принимается неким
меньшинством и считается
достаточным
Мнения и суждения выражаются
открыто и в свободной форме Личные чувства глубоко
скрываются из-за страха
подвергнуться критике
Роль лидера не всегда принадлежит
руководителю группы и
определяется по обстоятельствам Роль лидера сохраняется за
руководителем группы
Группа анализирует собственное
поведение и развитие Группа не приветствует
обсуждение своего собственного
поведения

Стадии развития групп с точки зрения руководства представлены на рис. 2 и 3.

Стадии развития группы с точки зрения руководства

-----------------¬
¦ Полностью ¦
-------->¦ способная ¦
¦ ¦ и желающая ¦
¦ ¦выполнять работу¦
¦ L-----------------
------+-------¬
¦Восприимчивая¦
--------->¦ и частично ¦
¦ ¦ способная ¦
¦ ¦ работать ¦
¦ L--------------
-------+-------¬
¦Восприимчивая,¦
--------->¦но неспособная¦
¦ ¦ работать ¦
¦ L---------------
------+-------¬
¦Неспособная и¦
¦ не желающая ¦
¦ работать ¦
L--------------

Рис. 2

Стили руководства в зависимости от зрелости группы

Уровень зрелости Соответствующий стиль
группы руководства

----¬ -----
Полностью способная¦<* .>¦
и желающая ¦ * . ¦Указывание
выполнять работу ¦ * . ¦
----+ * . +----
Восприимчивая, но ¦ * . ¦Распределение и
неспособная ¦ * . ¦стимулирование
выполнять работу ¦ * . ¦
----+ .* +----
Восприимчивая и ¦ . * ¦Участие
частично способная ¦ . / * ¦в принятии решений
выполнять работу ¦ . / * ¦
----+ . / * +----
Неспособная и не ¦ . / * ¦Передача
желающая работать ¦< . / * >¦полномочий
----- ---------- L----

Рис. 3

1. Неспособная и не желающая работать группа. Состав группы обычно различен по половозрастным признакам, включает в себя малоквалифицированных работников с явной установкой на низкое исполнение. Эффективность группы весьма низкая.

Тип власти в группе - охлократический. Организовать работу такой группы способен только авторитарный руководитель путем указаний. Руководителю требуется: проводить ясные и частые инструктажи, предельно четко разъяснять стандарты и требования; развивать технические навыки персонала; контролировать выполнение работы особо тщательно, немедленно реагировать на выполнение работы (как правильное, так и неправильное); развивать чувство гордости за хорошо выполненную работу.

2. Восприимчивая, но неспособная работать группа объединяет лиц достаточно трудолюбивых и исполнительных, однако не обладающих требуемыми квалификациями и навыками и не способных обеспечить требуемое качество и производительность.

Задача руководителя заключается в развитии внутренней коммуникации, выявлении членов коллектива, на которых можно положиться, определении целевых задач и распределении работ. Особое внимание следует уделять развитию навыков, инструктированию, вознаграждению за хорошую работу.

3. Восприимчивая и частично способная работать группа. Группа лиц, обладающих определенными базовыми навыками и способных обеспечить средний уровень качества и производительности.

Руководителю следует привлекать людей к участию в управлении. Тип власти - в основном демократический. Руководитель также должен: сконцентрироваться на моральном состоянии коллектива; уменьшить количество прямых указаний, учить людей самих решать текущие задачи; поощрять вклад в работу и инициативу; больше консультировать, чем инструктировать; сокращать непосредственный контроль, развивать самоконтроль (внутренний контроль).

4. Полностью способная и желающая выполнять работу группа. Имеет наивысший уровень квалификации, навыков, качества и производительности. Люди, входящие в группу, обладают позитивным и ответственным отношением к работе и организации. В группе хороший психологический климат и крепкий моральный дух.

Преобладает демократический или либеральный стиль руководства. Руководитель обязан передавать часть своих полномочий и активно подключать членов группы к принятию решений. Контроль - полностью внутренний. Вознаграждение в основном за результат и качество труда.

Таким образом, любая из групп может быть либо эффективной, либо неэффективной. Для изучения этого вопроса немаловажное значение имеют временной и пространственный факторы, анализ которых должен представлять собой самостоятельное исследование.

Ю.Одегов
Д. э. н.,

профессор,

заслуженный деятель науки РФ

Г.Руденко
Д. э. н.,

профессор
РЭА им. Г.Плеханова

Подписано в печать
25.05.2007