В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Отраслевая подготовка специалистов по реализации промышленной политики

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2008, N 12


ОТРАСЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ


Авторами исследован опыт формирования и реализации промышленной политики в инновационных экономиках мира, на основе которого можно определить необходимые требования к специалисту по управлению промышленным производством.

В развитии промышленности России с 2008 г. отмечаются существенные сдвиги. Так, по данным Минпромэнерго, в январе 2008 г. к январю 2007 г. наблюдались следующие положительные тенденции роста: производство машин и оборудования выросло на 114%; в том числе механическое оборудование на 121,9%; производство паровых турбин возросло в 5,5 раза, дизелей и двигателей-генераторов на 27,5%; выпуск продукции сельскохозяйственного машиностроения увеличился в 5,5 раза. Выросло производство строительно-дорожной техники, экскаваторов произведено больше в 1,6 раза, бульдозеров - 1,5 раза, кузнечно-прессовых машин - в 1,6 раза, кранов на автомобильном ходу - в 1,4 раза, кранов башенных - в 1,5 раза. Рост производства транспортных средств и оборудования составил 108,3%. Производство силовых трансформаторов возросло на 133,9%, высоковольтной электрической аппаратуры - на 152,8%, приборов СВЧ - на 140,7%, электродвигателей - на 132%.

Тем не менее существуют проблемы дальнейшего промышленного развития в различных областях деятельности [4]. Рассмотрим подробнее:

- В области создания стратегического плана развития промышленности. Не создан фундамент, необходимый для согласования и взаимоувязанного стратегического планирования отраслей промышленности. Официально не утвержден документ “Государственная промышленная политика“. Отсутствует необходимое согласование интересов частного бизнеса и государства.

- В области взаимоувязки ресурсного обеспечения. Реализация многих программ в отраслях промышленности сталкивается с трудностями ресурсного обеспечения. Проблема в том, что стратегия разрабатывается как долгосрочная программа маневрирования при заданных или спрогнозированных внешних условиях. Но внешние условия меняются, в частности, наблюдается рост цен на оборудование, просматривается перспектива возникновения дефицита тех или иных ресурсов - материальных, трудовых, финансовых. Требуется уточнение прогнозов потребности в базовых сырьевых ресурсах (энергоносителях, строительных материалах, продукции металлургии), а также в продукции высокого передела (энергетическом оборудовании, электротехнической продукции). Необходим совокупный анализ ресурсоемкости всех стратегий и программ развития. И взаимное согласование государственных программ развития отдельных отраслей.

- В области состояния основных фондов, износа оборудования и кадрового обеспечения. Модернизация оборудования тесно связана с технологиями производства и конструкторскими процессами, а также с модернизацией инженерных процессов. Использование старых технологий проектирования, устаревших материалов, устаревших технологических процессов, отсутствие инвестирования в информационные технологии (в частности, в САПР - системы автоматизированного проектирования) не позволят осуществить инновационный подход в промышленности.

Реализация промышленной политики предполагает повышение эффективности промышленного производства, что напрямую связано с постоянным насыщением существующих отраслей высококвалифицированными кадрами. Особое значение в условиях развития инновационной экономики имеет подготовка управленческих кадров, способных решать стоящие перед ними задачи на всех уровнях реализации промышленной политики.

Словарь управления персоналом. Промышленная политика определяется как система взглядов, целей и методов их достижения, которых государство придерживается и реализует в отношении промышленности.

Подготовка специалистов по управлению промышленным производством, которые призваны реализовать промышленную политику государства, преследует следующие цели:

а) создание конкурентоспособных, инновационных и эффективных организаций посредством устранения препятствий, которые не устраняются посредством механизмов саморегуляции рынка;

б) организация реализации промышленной политики посредством создания предпринимательской среды, что позволяет компаниям быть более гибкими, стимулирует их к развитию инноваций.

Особенности промышленной политики в инновационных
экономиках


Для того чтобы определить необходимые требования к специалисту по управлению промышленным производством, очевидно, надо проанализировать опыт, накопленный при формировании промышленных политик инновационными экономиками развитых стран.

Отличительной особенностью промышленной политики европейских стран является ориентация на поддержку промышленного развития. Это вызвано наличием узких взаимозависимых рынков стран Европы. Природные ресурсы этих стран взаимно дополняют друг друга, поэтому государство и бизнес ведут активный диалог для выявления взаимных интересов и делегирования друг другу части хозяйственных функций.

Существуют различные варианты осуществления и разные приоритеты направлений промышленных политик [5]:



Вариант 1: Дирижирование (Франция). Французская традиция - это сильный государственный контроль в промышленном секторе.

1.1. Политика развития военно-промышленного комплекса. В период технического отставания (1963 - 1969) была сделана ставка на развитие военно-промышленного комплекса (ядерного оружия, авиации, космического комплекса), предполагалось, что наращивание военной мощи потянет за собой всю промышленность в целом.

1.2. Политика поощрения крупного промышленного производства. В период острой конкуренции (1969 - 1974) - политика поощрения крупного промышленного производства. В каждой отрасли путем слияния в рамках отраслевых планов создавались одно-два крупных национальных “чемпиона“, которым выделялись субсидии и предоставлялись налоговые льготы.

1.3. Индикативное планирование. С 1947 до 60-х гг. использовалось индикативное планирование, особенностями которого было использование показателей-индикаторов (индексы изменения экономических показателей, изменение учетных ставок, динамика дисконтирования) для составления прогноза, позволяющего помочь предприятиям ориентироваться в рыночной конъюнктуре и разрабатывать собственные планы развития.

1.4. Политика децентрализации. С началом европейской интеграции и в связи с технологическим отставанием от Германии и Великобритании была осуществлена децентрализация и ограничение участия государства в крупных национальных проектах. Были предоставлены условия для роста инвестиций в инфраструктуру и стимулирования развития малого и среднего бизнеса. Взамен прямого государственного субсидирования пришло развитие банковской системы и кредитных механизмов, а также государственное стимулирование НИОКР.

1.5. Политика государственной закупки в стратегически важных отраслях. Эта политика существует по-прежнему в ряде отраслей.

Вариант 2: Прагматизм (Германия).

2.1. Политика структурной модернизации промышленности.

Политика носит не обязательный, а разрешительный характер. Выборочная помощь отраслям и компаниям является исключением.

2.2. Политика государственного регулирования энергетики.

Раз в полгода общественные лидеры и органы власти проводят открытое обследование рентабельности компаний и исследуют адекватность тарифной системы.

Проводится поддержка угольной отрасли. Механизм государственной поддержки включает финансирование дефицитного пенсионного фонда шахтеров, частичное субсидирование угледобычи.

Вариант 3: Либерализм (Великобритания).

Виды проводимых политик:

3.1. Политика развития рыночной инфраструктуры.



3.2. Политика промышленного внедрения инноваций.

3.3. Стимулирование свободной конкуренции.

3.4. Поддержка малого и среднего бизнеса.

3.5. Поддержка предприятий-экспортеров.

3.6. Повышение профессионального технического образования.

3.7. Создание высококонкурентной предпринимательской среды.

В функции министерства торговли и промышленности входит:

- мониторинг успехов промышленности на мировом рынке;

- государственная поддержка наиболее перспективных производителей на тендерной основе осуществляется в виде инвестиций, которые необходимо эффективно осваивать. Контроль за использованием средств производят независимые консалтинговые компании, а итоги публикуются в сборнике официальных документов, в специальных обзорах.

Роль государства сводится к контролю качества и консультационным услугам. Кроме того, были упрощены процедуры регулирования рынка труда, заработной платы, отменены лицензии на промышленное производство, часть управленческих функций передана органам местного самоуправления.

Вариант 4: Индивидуализм (США).

Среди механизмов, применяемых для развития промышленности, выделяются следующие политики:

4.1. Национальная система нововведений.

4.2. Политика в области малого бизнеса.

4.3. Закупка товаров и услуг для федеральных нужд.



4.4. Федеральные программы финансирования НИОКР.

Либеральная политика государства сочетается с жестким правовым регулированием деятельности промышленных компаний через систему многочисленных законодательных актов.

Вариант 5: Промышленная политика России получила название форсайт.

Понятие “форсайт“ означает предвидение, и это предполагает создание системы прогнозирования промышленной политики. Результатом промышленно-энергетического форсайта явилось создание нескольких “стрел времени“ - отраслевых линеек, на которых в хронологическом порядке расположены ожидаемые события или прогнозируемые значения различных параметров.

Требования к промышленной политике России можно сформулировать следующим образом:

- основа промышленной политики должна быть неизменна, стратегия развития промышленного сектора страны должна быть сформулирована на временной линейке (например, до 2020 г.);

- гибкость системы, элементы которой могут и должны изменяться, оперативно реагируя на изменение внешних условий.

Особенностью российской промышленной политики следует считать ориентацию, прежде всего, на крупный бизнес, корпорации, задающие контуры политики конкурентоспособной промышленности. Это вызвано следующими причинами:

- крупный развитый бизнес является высоко диверсифицированным, поэтому в промышленной политике не предусматривается создавать жесткие отраслевые приоритеты, крупный бизнес сам регулирует свою деятельность и принимает на себя риски, связанные с внедрением новых технологий и в целом инновационной деятельности;

- в корпоративных структурах концентрируются наиболее профессиональные кадры, финансовые потоки и инновации, что создает вокруг них ареалы промышленного роста.

Анализ промышленных политик показывает, что они чрезвычайно динамичны, многообразны и имеют отраслевую специфику, что приводит к необходимости в подготовке управленческих кадров для реализации промышленной политики в отрасли.

Изучение опыта формирования и реализации промышленной политики в инновационных экономиках мира позволяет сделать вывод, что специалист по управлению промышленным производством должен обладать умением использовать различные инструменты и методы, а также использовать сочетание инструментов прямого и косвенного регулирования промышленных рынков.

Специалисты, востребованные на верхнем уровне управления (в государственном аппарате, в крупных отраслевых корпорациях и т.п.), должны обладать знаниями и умением в области самостоятельной разработки и реализации как прямых, так и косвенных методов промышленной политики, например:

1. В области системы прямых методов:

- уметь осуществлять избирательную поддержку подразделений и организаций в рамках отрасли, используя различные инструменты, такие как льготы, дотации, финансовая помощь;

- уметь осуществлять программы оздоровления отсталых подразделений и организаций, иногда называемых госпитализацией промышленного бизнеса;

- уметь использовать инструменты борьбы с вторжением на рынок иностранных конкурентов, разбираться в инструментах, осуществляемых государством, например в таможенной политике, квотах, тарифных барьерах;

- уметь использовать инструменты повышения инновационности промышленности: финансирование НИОКР, поощрение наукоемких производств, патентное регулирование;

- обладать знаниями в области инструментов повышения качества продукции отрасли: введение стандартов качества на промышленную продукцию, что заставляет организации отрасли осуществлять поддерживающие инновации по совершенствованию продукции и модернизации производства.

2. В области системы косвенного регулирования:

- уметь осуществлять переход к инновационной политике, ликвидации неконкурентоспособных, неэффективных секторов, не отвечающих требованиям инновационного подхода;

- уметь привлекать к осуществлению политики других участников конкурентной бизнес-среды, научные и общественные институты; осуществлять стратегическое партнерство, направленное на получение синергетического эффекта.

3. В области различных видов политик, проводимых в России:

- уметь осуществлять стратегический подход и обладать навыками стратегического планирования. Уметь разрабатывать долгосрочные стратегии, рассчитанные на срок от 10 до 20 лет, а также собственные программы социально-экономического развития;

- обладать необходимыми знаниями для осуществления политики консолидации активов. Предполагается, что на глобальных промышленных и энергетических рынках реально конкурировать могут только крупные компании. Это означает, что необходимо уметь создавать мощные транснациональные корпорации, примером может служить “Газпром“;

- уметь осуществлять политику формирования государственно-частного партнерства, организовывать сотрудничество предприятий частного сектора с государственными учреждениями;

- уметь осуществлять политику протекционизма. В частности, политика защиты автомобилестроительной промышленности, проводимая правительством в нашей стране, не принесла желаемых результатов;

- уметь реализовывать политику локализации производства. Такая политика применяется в области автомобилестроения. Предусматривается увеличение объема производимых компонентов в России, а также ввоз импортных компонентов по заниженным тарифам;

- уметь осуществлять политику реализации трех “И“ - инвестиций, инноваций, интеграции. Политика призвана обеспечить появление новых продуктов и услуг для диверсификации российской экономики в мировой процесс;

- уметь реализовывать таможенную политику. Политика предусматривает возможность избежать занижения таможенной стоимости, например, современные европейские комбайны ввозились по цене 30 тыс. евро, что в 10 раз ниже их реальной рыночной цены;

- обладать знаниями в области технического регулирования. Эта политика определяет правила построения системы технических регламентов, которые устанавливают правила безопасности для работы промышленных предприятий;

- разбираться в политике государственной поддержки экспорта промышленной продукции. Так, Минпромэнерго возмещало из федерального бюджета часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, согласуя возмещаемые суммы с ведомствами Минфина, Минэкономразвития;

- обладать знаниями в инвестиционной политике, осуществляемой государством. Тут можно сослаться на выступление на заседании Правительства РФ в мае 2008 г. В.В. Путина, который подчеркнул, что основные проблемы в развитии конкурентоспособности промышленности в нашей стране сводятся к низкой производительности труда, неэффективной организации производства, длительным срокам внедрения инноваций.

Следовательно, можно констатировать, что основные стратегические принципы развития промышленности, которые необходимо развивать на основе формирования знаний, умений и навыков специалиста, следующие:

- повысить производительность труда посредством эффективной организации производства;

- улучшить качество изделий в результате технической и технологической подготовки производства;

- сократить сроки проектирования новых продуктов в результате эффективного управления инновационной деятельностью;

- повысить уровень инноваций в промышленности.

Инновационное развитие требует дифференцированного подхода в рамках каждой отрасли промышленности, поэтому это требует специализированной подготовки специалистов по управлению промышленным производством в рамках отдельно взятой отрасли. Причем в настоящее время специалист по управлению должен обладать не одной, а несколькими функциями, то есть обладать необходимой универсализацией знаний.

Компетентность специалиста в рамках каждой отрасли должна охватывать знания и умения, направленные на способность обнаружить инновации в информационном поле, различить и идентифицировать их отдельные признаки, выделить в них информативное содержание, адекватное цели действия, сформированному образу развития; осуществить оценку инновации, используя весь арсенал имеющихся методов, не только финансовых, но маркетинговых; инициировать принятие или разработку инновации к использованию в целях повышения своей конкурентоспособности в рамках своей отрасли; разработать план внедрения и осуществить внедрение инновации, вводя необходимые изменения в систему управления и преодолевая сопротивление изменениям, которые влечет за собой инновация.

В табл. 1 указаны направления подготовки, в рамках которых специалист должен приобрести необходимые знания, умения и навыки, которыми он должен обладать, участвуя в реализации промышленной политики на соответствующем уровне управления. В столбце 1 выделена предметная область, изучение которой позволит осуществить подготовку по нужным функциям управления. Данные, указанные в столбце 2, определены содержанием промышленной политики, проводимой в России, изложенной выше.

Таблица 1

Необходимые направления подготовки специалиста
по управлению промышленным производством
для реализации промышленной политики

Функции управления Знания, умения, навыки, составляющие основу
компетентности в области видов, методов и инструментов
промышленной политики

Стратегическое
управление Стратегический план развития промышленности
Реализация стратегического подхода на основе
стратегического планирования
Разработка сценариев развития бизнеса
Развитие материально-технической базы производства
Взаимоувязка материально-технического обеспечения
Разработка функциональных стратегий

Управление
организацией Структурная политика
Корпоративная политика
Политика децентрализации
Политика развития информационных технологий
инженерного проектирования

Организация
производства Политика модернизации оборудования
Политика промышленной логистики
Политика управления закупками
Политика развития инфраструктуры
Сбытовая политика
Управление
качеством Техническое регулирование
Внедрение международных стандартов
Внедрение систем контроля

Маркетинг Исследование конкурентной среды
Политика стимулирования продаж
Политика продвижения товара
Ценовая политика
Рекламная политика
Политика брендинга

Управление
инновационной
деятельностью Управление НИОКР
Прогнозирование научно-технического прогресса
Политика структурной модернизации производства
Политика эффективной инновационной восприимчивости
Разработка плана поддерживающих и подрывных инноваций
Политика промышленного внедрения инноваций

Управление
финансами и
бухгалтерский учет Формирование источников финансирования бизнеса
Управление финансовыми активами
Финансовая и кредитная политика
Налоговая и учетная политика
Инвестиционная политика
Политика бюджетирования и управленческого учета
Политика финансирования НИОКР

Управление
персоналом Кадровая политика
Политика поощрения персонала
Политика повышения профессионального технического
образования
Обучение и формирование необходимых компетентностей

Литература

1. Масленникова Н.П., Румянцев В.С. Требования к специалисту в области управления машиностроительным производством. В сб.: “Актуальные проблемы управления - 2007“: Материалы 12-й международной научно-практической конференции: Вып. 2. - М.: ГУУ. 2007, с. 199 - 203.

2. Масленникова Н.П., Румянцев В.С. Как обеспечить кадрами предприятия машиностроения? - Генеральный директор. - 2007, N 6, с. 64 - 69.

3. Масленникова Н.П., Румянцев В.С. Управленческие кадры в системе развития машиностроительного производства. - Вестник МГОУ. Серия “Экономика“, N 2. - 2007. - М.: Изд-во МГОУ, с. 74 - 78.

4. Саакян Ю. Политика без закона. - “Коммерсантъ BUSINESS GUIDE“ - “Машиностроение“, N 44, 19 марта 2008 г., с. 27.

5. Щур К. Промышленный конформизм. - “Коммерсантъ BUSINESS GUIDE“ - “Машиностроение“, N 44, 19 марта 2008 г., с. 30.

Н.Масленникова
Д. э. н.,

профессор
Государственного университета управления

В.Румянцев
Д. э. н.,

профессор
Государственного университета управления

Подписано в печать
12.11.2008