В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Квалификационные требования к должностям работников образования

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2008, N 8


КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОЛЖНОСТЯМ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


К числу основных нормативных документов, регламентирующих труд служащих, занятых в отраслях экономики, относятся квалификационные характеристики (требования) должностей.

Действующие в настоящее время квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования, в том числе педагогических, имеют типовую структуру, не отличающуюся от общеотраслевых тарифно-квалификационных характеристик по должностям служащих, и состоят из разделов: “Должностные обязанности“, “Должен знать“, “Требования к квалификации по разрядам оплаты труда“.

Структура тарифно-квалификационной характеристики по каждой должности представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура тарифно-квалификационной характеристики
по должностям педагогических работников


Наименование раздела
тарифно-квалификационной
характеристики Содержание раздела
Должностные обязанности Основные функции, которые могут быть поручены
полностью или частично работнику, занимающему
данную должность, являются основой для
разработки должностных инструкций на местах,

закрепляющих конкретные обязанности, права и
ответственность работника, утверждающихся
руководителями учреждения по согласованию с
соответствующими профсоюзными комитетами
Должен знать Основные требования, предъявляемые к работнику
в отношении специальных знаний, а также знаний
законодательных актов, положений, инструкций,

других руководящих и нормативных документов,

методов и средств, которые работник должен
уметь применять при выполнении должностных
обязанностей
Требования к квалификации
по разрядам оплаты Уровень образования; стаж работы (по
специальности или педагогический);

квалификационные категории, присвоение которых
осуществляется аттестационными комиссиями в
соответствии с требованиями и порядком,

устанавливаемыми федеральным органом управления
образованием. Этот раздел предусматривает кроме
требований к уровню образования и стажу работы
показатели квалификации и профессионализма (для
педагогических работников):

- умение самостоятельно разрабатывать методику
преподавания предмета (методику
производственного обучения);

- использовать в своей работе прогрессивные
идеи, формы и методы активного обучения;

- владеть организационными формами
диагностической работы с обучающимися;

- обеспечивать устойчивые положительные
результаты в образовательном процессе и др.

В разделе “Должностные обязанности“ перечисляются работы, выполнение которых полностью или частично поручается работнику, занимающему данную должность. Этот раздел является основным, поскольку содержание работ определяет само наименование должности, ее роль и место в структуре предприятия, учреждения, организации, а также требования к знаниям и квалификации работников, необходимым для замещения соответствующей должности и выполнения установленных обязанностей.

Регулируемыми показателями структурного элемента квалификационной характеристики “Должностные обязанности“ в соответствии с функциональным подходом являются трудовая функция и ее разновидности. В рамках работы необходимо дать определения этим показателям.

Словарь управления персоналом. Трудовая функция - совокупность трудовых действий, приемов и операций, выполняемых работником в определенной последовательности при осуществлении конкретных видов труда.

В составе фактически выполняемых конкретных трудовых функций можно выделить главную, основные и вспомогательные функции, а также определить излишние, дублирующиеся и вредные:

- Главная функция - функция, для осуществления которой создана данная должность. Она отражает назначение деятельности носителя функции.

- Основная функция - функция, обеспечивающая выполнение главной. Без нее выполнение главной функции не представляется возможным.

- Вспомогательная функция - функция, способствующая осуществлению основных функций.

- Излишняя функция - функция, которая не является необходимой при выполнении функций, она нейтральна по отношению к главной, основным и вспомогательным функциям.

- Дублирующаяся функция - функция, не соответствующая специализации данной должности.

- Вредная функция - функция, отрицательно влияющая на выполнение главной, основных и вспомогательных функций.

В должностных обязанностях педагогических работников должен быть приведен перечень основных, наиболее часто выполняемых функций исходя из сложившейся практики разделения
и кооперации труда. В зависимости от разделения труда, принятого в учреждении образования, обязанности педагогического работника, перечисленные в разделе “Должностные обязанности“ квалификационной характеристики как типовые (основные) функции, могут быть расширены или сужены по сравнению с установленными. Так, в конкретную должностную инструкцию педагогического работника учреждения образования могут быть включены:

- должностные обязанности, предусмотренные несколькими характеристиками;

- обязанности, входящие в состав одной характеристики, могут быть разделены между несколькими исполнителями;

- дополнительные обязанности, конкретизирующие содержание труда с учетом специфики труда конкретных исполнителей в учреждении образования того или иного типа.

При установлении квалификационных требований необходимо учитывать, что должностные обязанности педагогического работника - комплекс трудовых функций, которые он выполняет или должен выполнять полностью или частично на определенной педагогической должности.

Носитель трудовой функции - работник, обеспечивающий выполнение конкретных трудовых функций на определенной должности.

Показателями структурного элемента квалификационной характеристики “Должен знать“ являются те знания, которыми должен обладать претендент на должность в соответствии с полученным образованием. В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (ред. от 24.04.2008) к педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Очевидно, что разработка квалификационных требований должна осуществляться с учетом Государственных образовательных стандартов профессионального образования по педагогическим специальностям, поскольку образовательный стандарт - это отражение в свернутом виде социального заказа в системе профессионального образования в отношении минимальных требований к профессиональному образованию обучаемых.

Раздел “Должен знать“ должен сохранить свое традиционное для любой квалификационной характеристики содержание и включать основные требования, предъявляемые к педагогическому работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных
документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

Содержание раздела “Должен знать“ устанавливает минимум обязательных теоретических и практических знаний, необходимых работнику для выполнения своих функций, которые работник должен учитывать и уметь использовать при выполнении своих должностных обязанностей.

На наш взгляд, целесообразно предложить в качестве показателей раздела “Должен знать“:

- общие нормативно-правовые знания;

- общие профессиональные знания;

- специальные знания.

В таблице 2 приведены показатели раздела “Должен знать“ и их характеристики.

Таблица 2

Показатели раздела “Должен знать“

Показатель Характеристика показателя
1. Общие нормативно-правовые
знания Общие и регулирующие основную деятельность
по должности документы
2. Общие профессиональные
знания Знания, отражающие специфику
(педагогической) области деятельности
3. Специальные знания Предметно-специализированные знания.

Специальные знания методов и средств,

которые работник должен уметь применять
при выполнении должностных обязанностей

Дифференциация знаний в зависимости от содержания должностных обязанностей и степени самостоятельности их выполнения может производиться на основе определения:

- глубоких знаний;

- основ знаний.

Так,
для замещения одних должностей или групп должностей обязательны знания технологии производства продукции, экономики и организации труда и управления, а для других достаточно знания их основ.

Принципами отбора материала для раздела “Должен знать“ должны быть:

- целостность и системность знаний;

- связь теории с педагогической деятельностью;

- соответствие материала современному уровню развития науки;

- соответствие Государственному образовательному стандарту.

Квалификация руководящих и педагогических работников (определение уровня образования и стажа работы) при установлении разрядов оплаты труда на основе Единой тарифной сетки и уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории определяются по показателям, предусмотренным требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам).

На сегодняшний день определены критерии выявления квалификационных различий работников образования. Критерии квалификационных категорий специалистов едины и не зависят от вида образовательного учреждения (общеобразовательная школа, профессиональное училище, профессиональный лицей), и с этой точки зрения аттестация является основанием для профессионального роста специалиста.

Критерии квалификационных категорий управленческого и обучающего персонала образовательных учреждений включают в себя:

- требования, предъявляемые к специалисту по уровню профессиональной культуры, включая уровень коммуникативной культуры;

- требования, предъявляемые к специалисту по уровню квалификации и профессиональной компетентности;

- требования, предъявляемые к специалисту в отношении результативности профессиональной деятельности.

Рассматривая требования к квалификации научно-педагогических работников, ректораты российских вузов, руководство кафедр и отделы кадров по работе с сотрудниками сталкиваются с трудностями по определению соответствия уровня квалификации того или иного научно-педагогического работника его должностному положению. Эти проблемы возникают при оформлении новых сотрудников на работу в вуз, при их аттестации, оценке профессионального мастерства, должностном продвижении и определении разряда тарифной сетки оплаты.

В основном нормативном документе, которым пользуется большинство российских вузов, - Нормативно-правовом справочнике
по бухгалтерскому учету в сфере образования и науки - приводятся предельно обобщенные и обезличенные критерии оценки сложности научно-педагогического труда:

1. Образование (не менее высшего).

2. Наличие/отсутствие ученой степени.

3. Наличие/отсутствие ученого звания.

4. Длительность трудового научно-педагогического стажа.

В таблице 3 приведены структура и показатели квалификационных характеристик с учетом выработанных подходов (“Должностные обязанности“ и “Должен знать“) и на основе проанализированной информации (“Требования к квалификации по разрядам оплаты“).

Таблица 3

Структура и показатели квалификационных характеристик

Структурный элемент квалификационной
характеристики Показатель структурного элемента
Должностные обязанности Трудовые функции:

главная,

основные,

вспомогательные
Должен знать Знания (глубокие, основы знаний):

общие нормативно-правовые,

общие профессиональные,

специальные
Требования к квалификации по разрядам
оплаты Образование;

стаж работы педагогической или
по профилю;

квалификационная категория
(первая, вторая, высшая);

наличие/отсутствие ученой степени;

наличие/отсутствие ученого звания;

стаж научно-педагогический

Необходимо отметить, что на сегодняшний день требования
к квалификации по разрядам оплаты труда широко используются не только для тарификации педагогических должностей, но и для аттестации педагогических работников учреждений образования (кроме вузов) на первую, вторую и высшую категории на основе заданных критериев результативности труда. Изменение требований к образованию, стажу, изменение критериев результативности труда, разработка новых уровней сложности труда неизменно приведут к пересмотру разрядов оплаты труда. То же можно сказать и о требованиях к научно-педагогическим работникам, профессиональная квалификация которых подтверждается учеными степенями и научно-педагогическими званиями.

Фиксация государственных требований к содержанию квалификационных и тарифных требований к работникам требует детального рассмотрения принципов, которые лежат в их основе.

На наш взгляд, такими принципами являются:

- принцип максимальной точности описания функциональных обязанностей должности имеет целью своевременное отслеживание исключения работ, уже не свойственных данной должности в изменившихся условиях, либо расширение круга обязанностей исполнителей за счет включения в перечень новых функций, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации или изменения должностного наименования;

- принцип значимости функций состоит в следующем: при рассмотрении объекта как комплекса выполняемых им функций становится очевидным, что значимость этих функций неодинакова, а, кроме того, выполнение отдельных функций не является обязательным;

- в соответствии с принципом минимальной достаточности в перечень функций включаются типовые функции работника, которые минимально необходимы для исполнения служебных обязанностей в организациях независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм;

- принцип соответствия значимости функций затратам на их осуществление и уровню качества, реализующийся через сбалансированность распределения времени между различными по значимости функциями при высоком уровне качества;

- принцип соответствия перечня знаний по должности содержанию подготовки специалиста, закрепленному в Государственном образовательном стандарте;

- принцип одновременного проектирования должностных обязанностей и необходимых
для их выполнения знаний (“бок о бок“).

А.Кибанов
Д. э. н.,

профессор,

заведующий кафедрой
управления персоналом
Государственного университета управления

Т.Лукьянова
К. э. н.,

доцент
кафедры управления персоналом
Государственного университета управления

М.Ловчева
К. э. н.,

доцент
кафедры управления персоналом
Государственного университета управления

Подписано в печать
25.07.2008