В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Стратегия повышения социально-экономической эффективности мотивации страхования жизни. Как заинтересовать работодателей

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2008, N 7


СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ МОТИВАЦИИ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ.

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ


Страхование жизни - один из факторов, влияющих на качество рабочей силы. Между тем в настоящее время страхование жизни в России не развивается в достаточной мере из-за несовершенства экономической политики государства в стимулировании предпринимателей и граждан, а также страховых компаний.

В настоящее время при существующей интенсивности развития рыночной экономики повышается уровень технологичности производств, что требует необходимых знаний о природе и характере некоторых рисков, влияющих на качество рабочей силы. В то же время развитие новых производств и технологий способствует возникновению новых видов рисков. Таким образом, существование рисков для населения и экономики России в целом постоянно меняется по количеству, качеству и размеру ущерба.

В этой связи в настоящее время и в перспективе важнейшими задачами российского общества является своевременное распознавание рисков и внедрение экономически оптимальных методов их уменьшения минимальными общественными затратами. Таким оптимальным рыночным механизмом является страхование в гармоничном сочетании добровольной с обязательной формой. Страхование представляет не только гарантии оперативного восстановления нарушенных имущественных интересов работников хозяйствующих субъектов в случае непредвиденных неблагоприятных природных, техногенных, финансовых событий, а также со здоровьем, трудоспособностью и жизнью граждан, но оно оказывает позитивное влияние на укрепление финансов, социальных ресурсов и экономики предприятий и страны в целом. Страховой механизм освобождает государственный бюджет от огромных расходов на возмещение убытков при наступлении неблагоприятных событий и является важнейшим мощным и стабильным источником финансовых инвестиций в развитие экономики и приоритетных социальных программ страны. В международной практике страховые резервы страховых компаний в инвестирование социальных программ экономики государства занимают 2-е место после банковских структур.

Словарь управления персоналом. Качество рабочей силы - обобщенная характеристика уровня развития рабочей силы, которая позволяет обеспечить адекватное качество индивидуального и коллективного труда на основе эффективного использования новых и новейших технологий, рациональных форм организации производства и рабочих процессов.

Серьезным сектором эффективного развития отечественного страхового рынка и всей финансовой системы России является эффективное развитие долгосрочного страхования жизни (далее - страхование жизни). По своему потенциалу это, безусловно, одна из важнейших и ключевых точек экономического и социального развития предприятий и государства в целом. Пример развитых стран убедительно показывает, что динамичное развитие страхования жизни по всем видам (в том числе и добровольное страхование дополнительной пенсии работников предприятий) положительно влияет на многие секторы экономики, прирост качества рабочей силы, сокращение социальных издержек государства на решение социальных проблем, мотивацию персонала организаций на качественный и производительный труд (при страховании жизни работников за счет работодателей), что эффективно влияет на повышение уровня благосостояния и качества жизни населения.

Необходимо отметить, что Минздравсоцразвития планирует внести в правительство законопроект о добровольном пенсионном страховании работников предприятий. Инициатива данного законопроекта направлена на то, чтобы дать работникам возможность по собственной инициативе увеличивать свои пенсионные отчисления для будущей пенсии из зарплаты. При этом в законопроекте планируется экономически стимулировать работников предприятий, добровольно согласных на эти отчисления. Те, кто, подав заявление своему работодателю, будут перечислять в счет собственных пенсионных накоплений более 4% зарплаты, получат от государства еще 2% (но не более 5600 руб. в год) в счет страховой части пенсии. Под действие закона подпадут граждане, родившиеся до 1967 г. и на этом основании отстраненные сегодня от накопительного процесса <1>.

--------------------------------
<1> Финанс, 2006, N 21, с. 31.

Участники страхового рынка приветствуют данную инициативу правительства, отмечая при этом, что государственные льготы должны быть более ощутимыми, конкретными и четкими. “Мы давно предлагаем, чтобы часть нагрузки по накопительной пенсии была переложена с предприятий на граждан. Вместе с тем госорганы должны дать мощный стимул частной инициативе. Например, в США гражданин имеет право уменьшить свои налоги на сумму пенсионных платежей, но не выше определенной государством нормы - около 10 тыс. долл. в год“, - отмечает директор отдела корпоративных продаж УК “Пиоглобал“ Валерий Иванов. По нашему мнению, данная законодательная инициатива позволит привлечь дополнительные средства бизнеса на финансовые рынки России, где их будут размещать ПФР и негосударственные пенсионные фонды посредством управляющих компаний. Данная инициатива пока не может сильно отразиться на страховых компаниях. Для страхового рынка давно основным вопросом остается изменение налогового законодательства в сторону активного экономического стимулирования персонала предприятий в формировании дополнительной пенсии за счет налоговых льгот (вычетов из налогооблагаемой базы подоходного налога страховых взносов на страхование дополнительной пенсии). Только в этом случае работодатель будет заинтересован в активном использовании специальных пенсионных программ добровольного накопительного страхования жизни для своих работников.

В перспективе для России добровольное страхование жизни может и должно стать мощным источником инвестиционных ресурсов для развития экономики и эффективным механизмом социальной защищенности и качества жизни населения.

Анализ современного рынка России показывает, что в настоящее время страхование жизни в России не развивается в достаточной мере из-за несовершенства экономической политики государства в стимулировании предпринимателей и граждан, а также страховых компаний. При этом необходимо учитывать и тот факт, что для страхователя (клиента страховщика) страхование жизни зачастую может оказаться более выгодным, чем пенсионное, поскольку спектр его экономических и социальных преимуществ и возможностей существенно шире.

Развитие страхования жизни в России позволит эффективно развивать демографические, ипотечные, сельскохозяйственные и другие государственные социальные программы, т.к. по состоянию на 01.01.2007 совокупные активы страховщиков России составляют сумму более 30 млрд долл. По расчетам специалистов-экспертов <2> объем рынка классического страхования жизни в 2007 г. в России составил 340 млн долл., а реальный среднедушевой расход населения на страхование жизни не превысил 2,5 долл. Это очень мало по сравнению с развитыми и социально ориентированными странами. Так, в Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Ирландии, Дании, США в 2005 г. эта цифра составляла соответственно 3078,1; 3087,1; 2988,7; 2716,4; 2489,9; 1753,2 долл. на душу населения <3>.

--------------------------------
<2> Агентство страховых новостей от 26.05.2004.

<3> Доклад Росстрахнадзора “Итоги деятельности страхового рынка России за 2005 г. и 9 месяцев 2006 г.“.

Привлекательность страхования жизни значительно возросла бы при условии создания налоговых стимулов для работодателей и населения. Так, по оценкам “РОСНО“, исключение взносов по этому виду страхования из налогооблагаемой базы страхователя - физического лица привело бы к приросту взносов до 100% (в 2007 г. - более 450 млн долл.). Исключение взносов и выплат из налогооблагаемой базы физических лиц дало бы прирост до 120% (в 2007 г. объем рынка превысил бы 520 млн долл.). При условии исключения взносов по страхованию жизни из налогооблагаемой базы застрахованных физических лиц и отнесения на себестоимость работодателя расходов на страхование жизни сотрудников в размере 20% от фонда оплаты труда ежегодный прирост превысил бы 200% (более 650 млн долл. в 2007 г.).

По данным страховой компании “РОСНО“, сегодня страхованием жизни занимается не более 200 компаний, однако реальное страхование предлагают лишь около 30 из них. Осознанно управляют достаточностью капитала всего 2 - 3 компании.

Временно свободные денежные средства страховых организаций являются одним из источников инвестиций в национальную экономику. Чтобы оценить объем инвестиций страховщиков, направляемых ежегодно в экономику и включающихся в расчет ВВП, можно использовать объем собираемых страховых премий за конкретный период по стране. Одной из наибольшей долей страховой премии в ВВП обладают: Тайвань - 14,11%, Великобритания - 12,45%, США - 9,15% <4>. В России, к сожалению, цифры значительно ниже. Приведенная Госкомстатом статистика показывает следующее.

--------------------------------
<4> Источник: Sigma, N 5/2006, Swiss Re.

По оценкам экспертов, доля премий в ВВП без учета страховой премии по налогосберегающим схемам составляет порядка 1,3% <5>.

--------------------------------
<5> Deutsche UFG, 2006.

Таблица 1

Доля страховых премий в ВВП, 2000 - 2006 гг., %

Год 2000 2001 2002 2003 2004 2007
Страховые премии/ВВП 2,4 3,1 2,8 3,2 2,8 2,3

Источник: Федеральная служба страхового надзора, Госкомстат России.

Для повышения финансовой роли накопительного страхования жизни в решении социальных и экономических проблем населения России необходима со стороны государства координация в совершенствовании налогового законодательства, инвестиционного механизма, а также совершенствование методологической базы для повышения качества страховых услуг и обеспечения финансовой надежности страховой компании. Это позволит российскому страховому рынку выйти на достойный мировой уровень, более оперативно и эффективно повысить социальное здоровье нации, эффективность предпринимательства, рыночной экономики и экономическую безопасность страны.

Российские и зарубежные экономисты признают высокий экономический потенциал страхования жизни населения как важнейший финансовый инструмент развития экономики и решения социальных проблем страны. По нашему мнению, экономический потенциал страхования жизни как финансового инструмента развития экономики России и элемент комплексной социальной защиты российских граждан в настоящее время практически не реализован.

На основе анализа состояния и проблем страхового рынка России в целом и основного его сектора - страхования жизни как финансового инструмента повышения качества жизни населения, развития и решения социальных проблем экономики страны, а также анализа законодательной, налоговой, нормативно-методологической и статистической базы его осуществления необходима координация государственных органов власти в разработке концепции совершенствования законодательной и методологической базы в области страхования в целом и сектора страхования жизни отдельно с целью создания практических рекомендаций развития и повышения социальной эффективности классического рынка страхования жизни.

Цель данной концепции - на основе комплексного анализа теоретических, методических вопросов повышения социально-экономической эффективности и конкурентоспособности страхования жизни в России как основного финансового инструмента мотивации работников предприятий и развития экономики страны, повышения качества жизни и решения социальных проблем населения, разработка методических и практических рекомендаций по повышению качества страховых услуг и социальной эффективности страхования жизни, а также снижению эффективности использования “псевдостраховых“ схем.

В соответствии с данной целью в концепции должны быть поставлены следующие основные задачи и предложены конкретные пути их решения:

1) Провести комплексный анализ состояния страхового рынка России и за рубежом с целью установления основных проблем повышения социально-экономической эффективности страхования;

2) проанализировать соотношение сектора страхования жизни и всего страхового рынка с целью установления его социальной роли и места в развитии финансового рынка России, выполняемых функций и механизма функционирования;

3) проанализировать современные условия основных видов страхования жизни в России и установить основные принципы и показатели повышения качества данной страховой услуги;

4) на основе выводов анализа состояния отдельного сектора страхования жизни установить основные проблемы повышения социально-экономической эффективности страхования жизни как финансового инструмента мотивации работников предприятий и обеспечения развития экономики страны, качества жизни российского населения;

5) проанализировать положительные и отрицательные стороны страхования жизни с целью предложения эффективного страхового продукта для повышения качества и конкурентоспособности ипотечных программ. Данный страховой продукт должен эффективно совмещать страховые и банковские продукты, гармонично решать социальные проблемы обеспечения доступным жильем населения и проблемы государства в этой области социального сектора экономики;

6) на основе анализа существующих программ страхования жизни разработать основные принципы комплексной стандартизации страхования жизни как основы повышения его качества и социальной эффективности страховых услуг с учетом достижений опыта отечественного и международного страхования;

7) разработать рекомендации совершенствования технологии и повышения качества страховых услуг по страхованию жизни на базе комплексной стандартизации и последующей их сертификации;

8) разработать рекомендации по совершенствованию налогового механизма и созданию оптимального налогового режима для работодателей и населения при страховании жизни как важнейшего финансового инструмента развития экономики с целью устранения неблагоприятных налоговых условий, которые негативно влияют на стимулирование страхователей и рост страховых резервов для инвестирования в экономические и социальные программы России;

9) совместно с независимыми научными экспертами из Всероссийского научного страхового общества, специалистами из страховых сообществ разработать методические рекомендации по созданию и внедрению эффективной системы управления качеством страховых услуг по страхованию жизни на основе комплексной стандартизации, так как установлено, что реально управлять качеством страховых услуг и повышать их конкурентоспособность можно только в том случае, если технология страхования базируется на системе стандартов, охватывающих все стороны и этапы процесса страхования;

10) разработать основные положения и документы по лицензированию страхования жизни, которые могут быть использованы в качестве национальных стандартов при сертификации страховых услуг по страхованию жизни;

11) разработать научно обоснованные положения размещения страховых резервов и создать благоприятные финансовые возможности для проведения экономически эффективной инвестиционной политики страховых организаций, осуществляющих страхование жизни, с целью обеспечения гарантированной нормы доходности, значительно превышающей уровень инфляции;

12) разработать рекомендации по созданию стандарта “Методика выбора надежной страховой компании для страхования жизни“ на основе интегрального показателя качества страховой услуги, учитывающего соизмерение цены и качества страхования.

Российское государство должно приложить усилия для создания хотя бы минимально необходимых условий для развития национальной системы страхования в целом и страхования жизни в частности. Без этого достичь сколько-нибудь положительных результатов не удастся. Это особенно актуально при потенциальном вхождении России в систему ВТО.

А.Пикалов
Финансовый консультант
компания “Ренессанс Лайф“

Подписано в печать
25.06.2008