В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Что необходимо сделать на пути к ВТО. Проблемы интеграции России и Белоруссии в международные экономические отношения

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2008, N 6


ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НА ПУТИ К ВТО. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ
РОССИИ И БЕЛОРУССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ


Как известно, сегодня в мире происходит процесс глобализации мирового хозяйства, движущей силой которого выступают наиболее могучие государства, а также транснациональные корпорации, интегрирующие национальные и региональные рынки и обеспечивающие расширение и углубление мирохозяйственных связей, прежде всего в своих интересах. Именно они определяют политику всемирной торговой организации (ВТО). И развитие российской экономики невозможно без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. Все разнообразнее становятся формы и области участия России в международных интеграционных процессах: от развития экспортно-импортных операций до организации производств на
основе прямых иностранных инвестиций и создания совместных предприятий.

Наиболее высокий уровень экономической интеграции достигнут между Россией и Белоруссией. В основном, это топливно-энергетический комплекс и машиностроение. Объем товарооборота между Россией и Белоруссией достиг в 2006 г. 18 млрд долл., т.е. больше, чем со всеми странами СНГ. Положительное сальдо внешнеторгового оборота способствует дальнейшему расширению экономического пространства государств, участвующих в обмене товарами, услугами, капиталом и рабочей силой. При всей значимости экономических связей между государствами, входящими в СНГ, их доля в общем объеме внешнеторгового оборота России в последнее время (2005 - 2006 гг.) остается на довольно низком уровне (в пределах 13,6 - 14,0% по экспорту и 16,6 - 19,6% по импорту). Снизилась она и во внешнеторговом обороте Белоруссии с 44,6% в 2005 г. до 43,5% в 2006 г. - по экспорту и с 67,1% до 65,5% по импорту <1>. Остальная часть товарооборота этих стран зависит от их экономических отношений с другими партнерами (развитыми странами, странами третьего мира). Как видно, эти процессы нарастают.

--------------------------------
<1> Общество и экономика, N N 2 - 3, 2007, с. 226.

И России и Белоруссии приходится иметь торгово-экономические отношения со странами, входящими в ВТО, но пока без каких-либо льгот и преимуществ, т.е. без режима наибольшего благоприятствования в торговле. По разным оценкам, Россия на этом теряет ежегодно около 2,5 млрд долл. в год. В связи с этим и Россия, и Белоруссия, будучи государствами, входящими в Союз, решили для себя и осуществляют переговоры о вступлении каждого из них в ВТО. Справедливости ради следует отметить, что переговоры на этот счет ведутся уже в течение 10 лет, т.е.
начались задолго до образования Союза.

Главными мотивами вступления в ВТО для России и Белоруссии являются: свободный доступ на мировой рынок (предоставление режима наибольшего благоприятствования), отсутствие нетарифных барьеров (снятие либо уменьшение количественных ограничений по экспорту товаров), многосторонний механизм разрешения споров (возможность защиты своих интересов в ходе многосторонних торговых переговоров), отсутствие дискриминации (равный режим для торговых партнеров, недискриминационный транзит).

Альтернативой присоединению России к ВТО может быть только модель развития, в той или иной степени ограничивающая участие страны в международном разделении труда. В настоящее время членами ВТО являются 148 государств, в том числе 7 республик бывшего СССР. После присоединения к Организации Китая Россия остается единственной крупной страной вне ВТО. Но членство в ней не может быть самоцелью. Необходим тщательный расчет всех экономических последствий для народно-хозяйственного комплекса страны.

Общая закономерность для всех вступивших в ВТО стран - рост экспорта в тех отраслях, где эффективность производства выше, чем у зарубежных конкурентов, и рост импорта в тех, где эффективность национальной экономики ниже.

Поскольку Россия является страной с однобокой структурой экспорта (топливно-энергетические ресурсы составляют более 50% его структуры), в случае вступления в ВТО есть опасность доведения структуры производства до гипертрофированных характеристик и превращения всей экономики страны в топливно-сырьевой придаток развитых государств.

Основными требованиями, предъявляемыми России на переговорах о вступлении в ВТО, являются следующие: приведение нормативно-правовой базы, регулирующей социально-экономические отношения, в соответствие с законодательными нормами, действующими в странах, входящих в ВТО (либерализация отношений на рынках товаров, услуг, движения капиталов иностранной рабочей силы, а также ценовой политики, экспортных операций, валютного регулирования); отмена мер как тарифного, так и нетарифного регулирования импорта; отказ от разных мер
государственной поддержки производителей, включая предоставление субсидий производителям и населению на федеральном и региональном уровнях (сельхозпроизводители, отдельные производства и группы населения); выравнивание внутренних и мировых цен на энергоносители, исключение возможности применения фиксированной цены; присоединение к необязательным соглашениям в области импорта гражданской авиатехники, к соглашениям о правительственных закупках, о лицензировании алкогольной и фармацевтической продукции; следование нормам многосторонних соглашений ВТО о технических барьерах в торговле, о санитарных и фитосанитарных мерах, о зонах свободной торговли и таможенных союзах (вопреки таможенным союзам со странами СНГ, ЕврАзЭС, Российско-Белорусскому союзу), а также по торговым аспектам инвестиционных мер и прав интеллектуальной собственности.

Поскольку страны, входящие в ВТО, предъявляют России требования по максимуму, часть этих требований были сняты в процессе переговоров. Ведь они ведутся уже более 10 лет. Не меньшие сроки переговоров по поводу вступления в ВТО ведет и Республика Беларусь, для которой этот процесс является еще более сложным. В список претензий к Белоруссии включают ее стремление к экономической, а также политической интеграции с Россией, негативное отношение к расширению НАТО на Восток, сильные позиции партий коммунистического толка, якобы пренебрежение правами человека. Кроме того, присоединение Белоруссии к ВТО на максимально либеральных условиях раньше России выгодно Западу, поскольку тогда можно будет навязать и России аналогичные суперлиберальные обязательства. Кроме того, Запад крайне заинтересован не допустить усиление реинтеграционных процессов на постсоветском пространстве. По этой причине на Белоруссию оказывается давление. С одной стороны - через присоединение к необязательным соглашениям по гражданской авиатехнике, информационным технологиям, государственным закупкам, а также через установление нулевой ставки ввозных пошлин на фармацевтическую продукцию, строительное и медицинское оборудование, сталь, пиво, мебель, сельскохозяйственную
технику, спирты. С другой стороны - через вовлечение в бесконечные антидемпинговые разбирательства по поводу уплаты компенсационных пошлин, а также наличие количественных ограничений по экспорту. И все это вместо недискриминации и снятия тарифных барьеров. Вместе с тем последствия вступления России и Белоруссии в ВТО нас интересуют с точки зрения их влияния на общий рынок труда. В связи с этим представляется, что даже, если основные претензии к России в части оплаты энергоносителей и господдержки ряда отраслей экономики будут сняты, функционирование общероссийского рынка труда может осуществляться под воздействием таких факторов:

1) вследствие слабой конкурентоспособности произойдет банкротство ряда предприятий большинства отраслей промышленного производства с выбрасыванием на улицу излишней рабочей силы и существенным возрастанием уровня безработицы;

2) в результате либерализации законодательства в части свободного доступа на рынок услуг и труда последует неконтролируемый миграционный приток дешевой рабочей силы из трудоизбыточных стран третьего мира.

Что касается первого фактора, то к числу пострадавших отраслей могут быть отнесены: машиностроение, автомобильная, авиационная, химическая промышленность, пищевая, металлургическая, фармацевтическая, легкая, деревообрабатывающая, а также животноводство, птицеводство и наукоемкие производства. Проанализировав долю занятых в этих отраслях, можно представить масштабы возможного переизбытка рабочей силы.

Относительно притока иностранной рабочей силы из трудоизбыточных регионов можно предполагать, что эти процессы, с одной стороны, будут связаны с демографическим бумом в так называемых третьих странах, а с другой - привлекательностью российского рынка труда для малоквалифицированной рабочей силы при отсутствии для нее заградительных барьеров.

Миграция рабочей силы является частью структурных изменений в экономике. В ее основе лежат различия в социальной и налоговых системах страны происхождения и страны иммиграции, а структура иммиграции обусловлена квалификацией рабочей силы. Занятость
иностранной рабочей силы характеризуется различиями в отраслевом развитии производства, соотношением между инвестициями и трудом, уровнем протекционизма и механизмами набора рабочей силы. При оценке влияния трудовой миграции на заработную плату и общеэкономическую производительность ключевой вопрос состоит в том - заменяют ли дополнительные трудовые мигранты рабочую силу данной страны - а безработица растет за счет расширяющейся иностранной занятости.

В современных научных подходах международная миграция рассматривается как результат постоянного спроса на иностранную рабочую силу, что характерно для экономически развитых стран и вызвано ее дешевизной. Главными для этого подхода являются различия в уровнях развития, что генерирует миграционные потоки. Рынок труда в развитых странах делят на три сектора: первичный (высококвалифицированная и хорошо оплачиваемая работа, в которой заняты в основном национальные граждане), вторичный (низкие заработки, плохие условия труда, где используются иностранные рабочие) и анклавный (работа на хозяина-иммигранта, связанная с жизнью в закрытом анклаве).

Словарь управления персоналом. Дискриминация на рынке труда - ситуация, при которой предприниматель не желает брать на работу представителей какой-либо группы (национальной, расовой, религиозной) либо предлагает им худшие условия оплаты труда, чем более предпочтительным группам.

На примере ЕС можно проследить изменение доли и структуры внешней трудовой иммиграции. До создания Общего рынка 44% иностранной рабочей силы составляли выходцы из региона, образовавшего “шестерку“ ЕЭС. В “девятке“ ЕЭС в 1980 г. около 47% всей иностранной рабочей силы были выходцами из ЕЭС. В 1995 г. уже 42% из 6,5 млн иностранных рабочих, занятых в 15 странах ЕС, были выходцами из регионов ЕС. Степень взаимоналожения рынков труда в ЕС (для граждан стран - членов ЕС в общей численности занятых) очень низкая и
составляет около 2% (в Германии - 1,8%, Франции - 2,4%, Великобритании - 1,6%, Австрии - 0,9%). А доля всей иностранной рабочей силы в общей численности занятых в ЕС в 1996 г. составляла 5% <2>.

--------------------------------
<2> Проблемы теории и практики управления. М., 2000. N 4.

Подобная динамика соответствует намерениям ЕС: создание общего рынка ЕС не должно увязываться с резким ростом трудовой миграции; выравнивание межотраслевых различий в доходах и заработной плате должно в первую очередь осуществляться через потоки капитала и товаров и лишь затем - через миграцию.

С начала 80-х годов определенные виды занятости ограничиваются взаимным признанием национальных правил и норм в целом. Что касается доступа граждан третьих стран на рынок труда, то здесь действуют различные формы регулирования в конкретных странах. Право на жительство в одной стране ЕС не дает гражданину третьей страны аналогичное право для другой страны - члена организации.

Большая часть иммиграции стала следствием целенаправленной вербовки рабочей силы, проводившейся в странах, когда отсутствуют традиционные миграционные отношения. Растущая глобализация производства в 80-е годы, а также рост третичного сектора сказались на притоке рабочей силы. С 1975 по 1995 гг. количество трудовых мигрантов в странах - учредителях ЕЭС увеличилось примерно на 400 тыс. чел. В 80-е годы сформировалось новое ядро, составившее экономическую основу занятости - высокотехнологические отрасли, такие как сфера высокоспециализированных услуг. Подобная реструктуризация сопровождается определенной поляризацией спроса на рабочую силу. Ликвидация экономического отставания стран сокращает продвижение дешевой и мобильной рабочей силы.

Профессиональная и квалификационная структура трудовой миграции определенной страны дает представление о ее положении в международном разделении труда. Новый приток неквалифицированной рабочей силы в развитые страны ЕС
из третьих стран уже не столь актуален. В случае необходимости можно привлечь рабочую силу из восточноевропейских стран, где отмечается более высокий уровень безработицы.

В пределах ЕС проводится последовательная миграционная политика, имеющая свои системы и долгосрочные планы, которые преследуют цель интеграции иностранцев. Поскольку во многих странах увеличивается объем незаконной занятости, принимаются правовые меры по борьбе с нелегальными мигрантами, вводятся штрафные санкции за использование нелегальной рабочей силы.

Сложные демографические процессы происходят последние 20 лет и в России, и в Белоруссии. Для России демографические вопросы приобрели наибольшую остроту в связи с унаследованием 3/4 территории бывшего СССР, что сразу поставило ее в число государств со слабой заселенностью территорий. Единственным фактором, сдерживающим резкое сокращение численности постоянного населения, является приток мигрантов, наиболее активный в первые годы после распада СССР. Максимального значения иммиграция достигла в 1994 г. (сальдо 810 тыс. человек), что дало возможность почти полностью перекрыть (на 91%) естественную убыль населения, а затем - до 1999 г. иммиграцией компенсировалось лишь до 17 - 40% естественной убыли.

В настоящее время уменьшился приток русскоязычного населения из стран СНГ. Среднегодовая численность мигрантов, привлеченных на основе трудовых договоров (контрактов) с иностранными работниками в период 1996 - 2000 гг., составила по России 240 тыс. человек, или не более 0,4% совокупной численности занятых в экономике страны. Однако число работающих на основе гражданско-правовых договоров (вне рамок трудовых правоотношений), как правило, составляет до 2 млн человек. Их неконтролируемая деятельность оказывает существенное влияние на рынок труда и платных услуг, сопровождается уходом от налогообложения. Хотя для Белоруссии вопросы миграционного притока населения не являются столь значимыми как для России, и
здесь возникает необходимость выверенной политики регулирования структуры и качества миграционного притока (оттока) населения.

Проблема нелегальной миграции в равной мере актуальна как для Республики Беларусь, так и для Российской Федерации. По различным оценкам, в России постоянно насчитывается около полутора миллионов иностранных граждан и лиц без гражданства, у которых отсутствует какой-либо правовой статус, а в Белоруссии незаконно пребывает более 100 тыс. нелегальных мигрантов.

Негативное влияние незаконных миграционных процессов невозможно преодолеть без объединения усилий государств - участников союзного государства. Необходимы разработка и реализация скоординированных мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, осуществление согласованного иммиграционного контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Обеспечение безопасности требует выработки и проведения согласованной миграционной политики на всей территории союзного государства. Общей для обеих стран является проблема интеллектуальной миграции, вызванная исходом квалифицированной рабочей силы, специалистов и научных кадров за рубеж, и притоком малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих, снижающим возможности развития экономики в будущем.

Наряду с этим перед обеими странами стоит задача дальнейшего развития процессов трудового обмена в связи с открывающимися возможностями развития общего рынка труда союзного государства, что требует обеспечения и защиты прав и свобод граждан государств - участников союзного государства, в том числе права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Коль скоро увеличение притока неквалифицированной иностранной рабочей силы на рынке труда обоих государств является крайне нежелательной, необходимы согласованные меры по защите интересов национальных и общего рынков труда, включающие:

- дальнейшее уточнение позиций законодательства о правовом положении иностранных граждан в направлении ужесточения процедуры въезда, пребывания и выезда с территории страны отдельным категориям граждан, не имеющим конкретных позитивных целей и транзитного проезда
через страну;

- обеспечение эффективной системы контроля и противодействия незаконному въезду и пребыванию иностранцев, формирование банка данных о незаконных мигрантах и обмен информацией по этим вопросам между соответствующими ведомствами, а также сотрудничество с международными и негосударственными организациями по вопросам предотвращения незаконной миграции;

- разработку единой системы мер по натурализации и адаптации иммигрантов, длительно работающих в странах Союза; содействие оформлению документов на въезд граждан, имеющих для этого права, в упрощенном порядке;

- создание необходимых экономических и организационных условий для сокращения миграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала союзного государства;

- необходимые усилия по оздоровлению конкурентоспособности в геополитических регионах, отдаленных и пограничных районах наиболее уязвимых в отношении иммиграции и теневой нелегальной миграции, что имеет стратегическое значение;

- создание действенной системы госконтроля за эксплуатацией биоресурсов, в первую очередь леса, рыбы, морепродуктов;

- распределение квот на использование таких ресурсов в целях укрепления рынка труда наиболее чувствительных к миграционным потокам иностранных граждан местах.

Россия и Белоруссия договорились о координации позиций по условиям вступления в ВТО, хотя и ведут переговоры по этому поводу отдельно друг от друга. Присоединение любого государства к ВТО, как уже отмечалось, может означать для него снижение таможенной тарифной защиты ряда уязвимых отраслей национальной экономики. Поэтому гораздо важнее не то, когда Белоруссия или Россия присоединятся к ВТО, а на каких условиях, а также самостоятельно или в формате союзного государства.

Главное, чему надо бы следовать в переговорах о присоединении к ВТО. Это обеспечение надежного уровня защиты прогрессивных стратегических отраслей и сфер национальной экономики союзного государства, добиваясь особенно в начальный период структурной перестройки, более высокого, чем в развитых странах, уровня таможенных затрат, комплекса других защитных мер, допускаемых нормами ВТО, максимального сохранения системы государственной поддержки сельского хозяйства, увязывания наших обязательств по дальнейшей либерализации союзного рынка с обязательствами членов ВТО.

“ВТО - это одна из важнейших составляющих механизма современной глобализации: с помощью этой организации де-юре закрепляется занятое де-факто мирохозяйственное место страны. Поэтому наше незамедлительное вступление в ВТО было бы допустимым только в том случае, если бы вопрос о возрождении России в качестве великой державы был окончательно снят с повестки дня“.

Хотя основные формальности по вступлению России в конце 2007 г. в ВТО сняты, остается еще надежда, что наши идеологические противники (Польша, Грузия, Эстония и др.), предъявляя новые необоснованные претензии к России, смогут отсрочить это событие на год-другой.

Это очень малый срок (требуется не менее 10 лет на модернизацию экономики России), но все-таки и за этот период можно ожидать некоторых позитивов в развитии отечественной экономики и укреплении ее позиций по линии конкурентоспособности производства и рабочей силы.

С.Некрестьянова
К. ф.-м. н.,

профессор,

заведующая кафедрой
экономики и управления
транспортно-дорожным комплексом
Московской академии государственного
и муниципального управления

Подписано в печать
25.05.2008