В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

“В дверной петле червь не заводится“. Перспективы социальной и кадровой политики при развитии массового рекреационного спорта на предприятиях, в организациях и муниципальных образованиях

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2008, N 6


“В ДВЕРНОЙ ПЕТЛЕ ЧЕРВЬ НЕ ЗАВОДИТСЯ“.

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРИ РАЗВИТИИ
МАССОВОГО РЕКРЕАЦИОННОГО СПОРТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ,

В ОРГАНИЗАЦИЯХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ


Выгода от создания физкультурно-спортивных рекреационных клубов на предприятиях очевидна. Это способствует стабилизации кадров, объединенных не только работой, но и досугом, когда создаются условия оздоровления людей, что, несомненно, положительно влияет и на мотивацию рабочих и служащих, и на долговременность трудовых договоров.

“Одна из наиболее ярко проявляющихся современных тенденций развития российского общества - повышение роли муниципалитетов“, - сказано в книге “Региональный рынок труда: проблемы, концепции, управление“. Причем “первостепенный интерес представляет микроэкономический уровень сочетания и взаимодействия кадровой и социальной политики как важнейших инструментов государственного управления развитием территорий“ [1].

“Муниципальные образования - первичные звенья территориального размещения производства и комплексного развития субъектов Федерации представлены городскими или сельскими поселениями, муниципальными районами, городскими округами или внутригородскими территориями в городах федерального значения“ [1]. Именно в муниципальных образованиях все шире сочетаются три основные стратегии управления: генеральная, бизнес-стратегия и стратегия функционирования. Кроме того, в муниципальном образовании сосуществуют и взаимодополняют друг друга три уровня управленческой деятельности, а именно федеральный, региональный и муниципальный.

И если декларируется, что “ключевой задачей органов местного самоуправления является создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для жизнедеятельности проживающих на его территории людей и постоянного повышения качества их жизни“, то становится совершенно очевидным, какими должны в общем и целом являться или, по крайней мере, какими хотелось бы видеть ориентиры бизнеса и функциональных стратегий [1].

В сфере физической культуры и спорта, как в капле воды, отражаются и преломляются все только что приведенные положения. Не случайно в Постановлении Правительства Москвы от 24.04.2007 N 292-ПП “О городской комплексной программе “Спорт Москвы-2“ (2007 - 2009 гг.)“ указывается, что отдельные полномочия в сфере физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства переданы органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве [4].

Нужно отметить, в Постановлении в развернутом виде констатируются многие положения, касающиеся массового рекреационного спорта. На наш взгляд, это позволяет, наконец, перейти к созданию довольно полной концепции системы функционирования и развития массового рекреационного спорта в муниципальном образовании.

Начнем с организационно-правовой формы и профиля составных элементов данной системы. Вот краткий перечень возможных направлений их деятельности:

- государственные и муниципальные учреждения образовательно-спортивного профиля типа ДЮСШ (детско-юношеских спортивных школ). Массовый спорт в некоторых из них можно и нужно развивать за счет частичной или полной переориентации и замены приоритетов. Скажем, спортивно-образовательные группы, группы начальной подготовки и учебно-тренировочные группы до двух лет обучения следовало бы подчинить задачам развития массового спорта, а группы спортивного совершенствования и мастерства - нацелить на спорт высоких достижений (что было бы совершенно логично). При этом государственные и муниципальные высшие, средние специальные и общеобразовательные учреждения образовательного профиля, работающие на основе Государственного образовательного стандарта, должны усиленно развивать клубно-секционные формы физкультурной и спортивно-массовой деятельности. Отдельно можно говорить о создании спортивных классов в школах полного дня пребывания обучающихся, большую нагрузку в указанном контексте способны нести образовательные учреждения дополнительного образования детей. В массовую спортивно-досуговую деятельность должны быть включены комплексные молодежные и туристические центры, уделяющие особое внимание семейным формам ее проведения. Значимым звеном продолжают оставаться различного рода физкультурно-спортивные общественные и некоммерческие организации молодежно-спортивной и патриотической направленности, областные, городские, районные федерации и ассоциации. Особо следует сказать о необходимости развития студенческих самодеятельных общественных организаций и клубов спортивно-массовой ориентации.

Для решения задач развития массового рекреационного спорта вполне можно было бы частично использовать коммерческий сектор спорта. Например, организации малого бизнеса любого профиля, ведущие самостоятельную спортивную работу или оказывающие прямые социально значимые физкультурно-спортивные услуги населению. Также вызывает интерес практика проведения спортивных занятий с детьми и молодежью в целом ряде коммерческих фитнес-клубов и спортивно-оздоровительных центров. Вместе с тем на массовый спорт необходимо сориентировать организации и учреждения любых форм собственности, специализирующиеся на проведении загородных летних и зимних спортивно-оздоровительных лагерей, сборов, семинаров. И, наконец, необходимо создать или возродить разветвленную сеть дворовых центров физкультурно-массовой работы по месту жительства, используя для этого любые организационно-правовые формы, исходя из конкретной ситуации, приоритетов, традиций, сложившихся в том или ином муниципальном образовании.

Все перечисленные направления работы и развития массового спорта обязательно должны входить в единый календарь физкультурно-спортивных мероприятий Управления или Комитета по физической культуре и спорту Администрации муниципального образования для осуществления единой продуманной комплексной политики бюджетного финансирования, льготного налогообложения, материального и иного стимулирования. Допустим, обеспечение инвентарем и спортивным оборудованием учебной, внеклассной, дворовой, семейно-досуговой физкультурно-спортивной деятельности.

Управление или Комитет по физической культуре и спорту в обязательном порядке разрабатывает нормативы и дает рекомендации по оснащению муниципального образования плоскостными и объемными спортсооружениями, то есть базами для проведения спортивно-массовой работы во всех направлениях. Основным принципом и целью этих нормативов и рекомендаций является требование устранить неравномерность размещения спортивных объектов социально гарантированного уровня на территории муниципального образования. Сегодня широко востребованы населением такие объекты спортивно-массового назначения, как дворовые спортивные площадки шаговой доступности. Здесь требуется значительно увеличить число крытых физкультурно-спортивных площадок и малых сооружений, снабдить открытые площадки стандартными модульными конструкциями, необходимо отдать приоритет строительству экономичных физкультурно-спортивных комплексов из быстровозводимых конструкций. А также использовать арендуемые или имеющиеся на правах собственности или оперативного управления непрофильные помещения и залы, частично или полностью перепрофилированные под массовый спорт, студенческие спортивные базы, спортивно-рекреационные зоны. Их создание предполагает объединяющий комплекс сооружений семейно-досугового физкультурно-спортивного профиля и резервирование для этих целей земельных участков.

Управление или Комитет по физической культуре и спорту, выполняющий функции звена, наряду со всеми перечисленными объектами должен иметь транспортный отдел и отдел по ремонту и эксплуатации спортивных сооружений, а также располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми возможностями.

Сейчас много говорят об управлении через миссию, о “роли миссии в качестве основополагающего регламента управления компаний“ или в данном случае сектором физической культуры и спорта, рассматривая “миссию как глобальную цель компании“, сектора, отрасли, превращающую их в систему, даже “в открытую социально-экономическую систему - основу рыночных отношений“ [1]. И неважно, как мы понимаем сам термин “миссия“. Как кредо, предвидение, назначение, генеральную цель или смысл существования? Главное, что у массового рекреационного спорта данное интегративное системообразующее качество, свойство, связь существуют в самом полном, понятном и приемлемом для каждого человека смысле - в смысле обеспечения социального и психофизического здоровья.

Практика организации физкультурно-спортивной работы в муниципальном образовании показывает, что массовый спорт отличается от спорта высоких достижений не как первый этап от заключительного. Иначе говоря, не количественно, а качественно. Несмотря на принадлежность к одной спортивной игровой соревновательной модели, они являются разными подразделениями, решающими принципиально различные, даже взаимоисключающие задачи.

Задачи большого спорта очевидны. Это обеспечение достижения максимально возможного результата на пике психофизических сил и концентрации спортсменов, то есть обеспечение побед и рекордов, которые можно использовать, обыграть, применить в политических, рекламно-коммерческих, конфессиональных, клубных - или в корпоративных, узкогрупповых целях. В большом спорте человек работает на систему, существует и развивается ради нее. Здесь человек - средство, а благо системы - цель.

В массовом спорте, или в спорте для всех, наоборот, система существует для человека, ориентируется на него самого, а не на его достижения во имя системы.

Перед нами наглядная иллюстрация того, как одна и та же идея может использоваться с разными целями или, по крайней мере, в нормальном и экстремальном своем выражении. Конечно, массовый спорт продолжает отчасти поставлять кадры для спорта высоких достижений, но это обстоятельство, скорее, объясняется инерциальными тенденциями и ошибочными представлениями, да и общей нерасчлененностью спорта по основанию его социальной применимости, востребованности и ориентации. Те спортсмены, которые уходят в большой спорт, не просто вырастают из массового, но принципиально меняют свои жизненные цели и приоритеты.

Каковы же задачи массового спорта или так называемого спорта для всех? Прежде всего - это задача оздоровления населения, то есть профилактики тех недугов и расстройств, которые еще не развились до такой степени, когда необходимо врачебное вмешательство и медикаментозное или операционное лечение, а достаточно простых регулярных общеразвивающих, восстановительных процедур по принципу “в дверной петле червь не заводится“.

Следующей задачей массового спорта является социальная реабилитация, то есть обеспечение посредством спортивно-тренировочных занятий для определенных категорий населения с постоянно или временно ограниченными возможностями социализации, развития в тех направлениях, которые до занятий спортом были для них недостижимы. Речь идет не только об инвалидах или физически ущербных людях. Имеются в виду больные с психическими расстройствами или социально неудобными болезнями. В массовом спорте эти категории населения находят для себя общественное признание и подтверждение своей социальной ценности, становясь более активными и полезными обществу.

Одной из основных задач массового спорта выступает задача личностной реабилитации, самореализации, самоутверждения и саморазвития путем спортивного обучения и воспитания. Данная задача решается на двух уровнях. Во-первых, в процессе занятий спортом человек приобретает новые знания, умения, навыки, которые помогают ему достойно жить или представлять себя также и во внеспортивных сферах. Во-вторых, человек избавляется от стрессов и неврозов, добиваясь качества устойчивой, уравновешенной, сбалансированной личной жизни на основе комплексного развития физического, психического и духовного потенциалов.

И, наконец, одной из самых распространенных и понятных задач массового спорта является задача организации досуга и коммуникации. Эта задача подразумевает, что занятия спортом способны обеспечить и реально обеспечивают людям отдых, развлечение, общение, положительные эмоции, заряд бодрости и оптимизма в русле приобщения к здоровому образу жизни.

Выполняя перечисленные задачи, массовый спорт реально способствует рекреации, воссозданию, оздоровлению и воспроизводству личности. Иначе говоря, такой спорт помогает нам творить себя: лепить свое тело и исправлять свою психику, насыщать духовную жизнь и открывать для себя новые пути социализации. Поэтому массовый спорт часто и по праву называют спортом рекреационным.

Более подробно надо остановиться на перспективе сочетания социальной и кадровой политики при создании физкультурно-спортивных рекреационных клубов любой формы собственности и любой функциональной направленности при крупных и средних предприятиях и организациях. Подобные клубы обычно возникают и развиваются на непроизводственных объектах предприятий или на базе частично перепрофилируемых под занятия спортом зданий и помещений торгово-промышленного назначения. Типовой рекреационный клуб строится по триединому принципу и включает, соответственно, три отдела или секции: отдел физкультурно-спортивной работы (учебно-тренировочные группы по различного рода единоборствам, игровые и экстремальные виды спорта, аэробика, спортивные танцы), отдел оздоровления и лечебной физкультуры (бассейн, сауна, массаж, тренажеры, оздоровительные процедуры, психофизическая разгрузка и релаксация, стретчинг, “танец живота“) и досуговый отдел (кафе, диско-клуб, кинозал, библиотека/видеотека).

Выгода от создания такого типового клуба на предприятиях очевидна.

Во-первых, эти клубы легко строятся на основе самоокупаемости, а при грамотном управленческом подходе и на основе рентабельности. Во-вторых, они служат дополнительным стимулом для людей, принимающих решение о работе на данном предприятии. В-третьих, такие клубы эффективно способствуют стабилизации кадров, объединенных не только работой, но и досугом. Наконец, в-четвертых, создаются условия оздоровления людей, что, несомненно, положительно влияет и на мотивацию рабочих и служащих, и на долговременность трудовых контрактов.

Таким образом, создание комплексных рекреационных клубов на торгово-промышленных предприятиях позволяет не только открыть еще один источник дохода, но и решать проблемы кадровой политики за счет грамотной социально-политической стратегии. Вместе с тем на рынок труда потенциально выходит еще один массовый заказчик профессиональных физкультурно-спортивных, а в более широком смысле, рекреационных услуг. Ориентир на указанного заказчика позволил бы профильным вузам увеличить охват населения в вопросах рекрутирования абитуриентов, обеспечения местами прохождения студенческой практики, трудоустройства выпускников и обеспечения деятельности курсов повышения квалификации специалистов.

В прошлое уходит практика строительства и эксплуатации ведомственных стадионов, крупных спорткомплексов и здравниц. Условия рыночной экономики возлагают эту задачу прежде всего на государственный сектор, оставляя для крупных и средних торгово-промышленных предприятий перспективу организации ведомственных рекреационных клубов, форм более мелких, но зато и более выгодных, адекватных и незаменимых для решения задач кадровой политики в современный период.

Литература

1. Князев В.Н., Лукин В.В., Самоделов В.Г., Дедков А.К. Региональный рынок труда: проблемы, концепции, управление. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 320 с.

2. Лукин В.В. Информатизация рынка труда и образования. М.: Образование и информатика. 2003. - 144 с.

3. Передельский А.А. Единоборства, спорт, управление. М.: Научно-издательский центр “Теория и практика физической культуры и спорта“, 2007. - 126 с.

4. Постановление Правительства Москвы от 24.02.2007 N 292-ПП “О городской комплексной программе “Спорт Москвы-2“ (2007 - 2009 гг.)“. - 41 с.

5. Столяров В.И. Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности: пособие для специалистов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи. М.: Центр развития спартианской культуры, 2006. - 248 с.

А.Передельский
К. ф. н.,

доцент,

заведующий кафедрой
философии и социологии
Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма

Подписано в печать
25.05.2008