В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Знание типологии личности помогает в работе с персоналом

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2008, N 5


ЗНАНИЕ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ ПОМОГАЕТ В РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ


В статье обосновывается возможность использования классических психофизиологических теорий и методик при профориентации, профотборе и обучении персонала, формировании коллектива и создании команд.

Исследования в области управления персоналом за последние годы получили значительное развитие в работах как зарубежных, так и российских ученых. Разработаны разные системы оценки личностных качеств руководителей коллективов и персонала. Анализ этих разработок показывает, что, во-первых, в них не учитываются психофизиологические особенности людей, во-вторых, не учтены интеллектуально-адаптивные способности личности, приобретающие в XXI веке доминирующий характер из-за тотальной информатизации общества, которая является мощным корректором социального поведения человека.

Знание индивидуальных психологических различий между людьми позволит глубже проникнуть в тайну строения субъективного мира человека, его поступков и поведения. Как утверждают ученые, “стиль поведения“, “стиль жизни“, “когнитивные стили“, “стили управления“ обусловлены различиями субъектов в способах взаимодействия с окружающим миром и друг с другом. [1, 5].

Индивидуальные различия выявляются уже у новорожденных. У них хорошо развита сенсорика, и они избирательно реагируют на физические контакты. По этому признаку малыши делятся на “стремящихся к объятиям“ и “отстраняющихся“. Возможно, эти свойства позднее трансформируются в важнейшие характеристики личности - полезависимость/поленезависимость. Полезависимые в принятии решений зависят от других людей, более эффективно используют полученную от других информацию, применяют более мягкие критерии при принятии решений, допускают некоторую неопределенность в оценках. Поленезависимые действуют с большей степенью самостоятельности, игнорируя мнение и подсказки других, принятие решений осуществляют по более жестким критериям, обладают устойчивостью в оценке признаков.

Современная наука доказывает, что имеются и индивидуальные различия между людьми в восприятии информации, воображении, представлении, эмоциях, речи. Выделены различные типы внимания, памяти, а также различные стили мышления [4, 6]. Целостной характеристикой личности является стиль поведения. Установлено, что на процесс стилеобразования существенное влияние оказывают свойства нервной системы [5].

Стили поведения описал в своей работе “Психологические типы“ К. Юнг [7]. Согласно теории Юнга поведение человека не является случайным, а поддается предсказанию и классификации. Каждый человек не только индивидуален, но и является представителем определенного типа. Совокупность психологических качеств, проявляющихся в одинаковом образе мышления и поведения, определяется как психологический тип.

Классификацию личностей по типам Юнг проводил по восьми признакам - экстраверсия, интроверсия, ощущение, интуиция, мышление, чувства, рациональность, иррациональность. Согласно его представлениям в экстравертивной установке внешние факторы являются преобладающей движущей силой для формирования суждений и действий. У интровертов внутренние, или субъективные, факторы оказываются ведущей мотивацией. Мышление - это психическая функция, которая переводит информацию в понятийную связь. Ощущение - это восприятие с помощью органов чувств. Чувство - это функция субъективного суждения или оценки, а интуиция относится к восприятию с помощью бессознательного. Эти психологические функции развиты у субъекта не в равной степени. Более развитая функция является ведущей, доминирующей в восприятии и обработке информации, в то время как остальные остаются подчиненными. В зависимости от ведущей функции Юнг выделил два типа поведения: рациональное и иррациональное. Если доминирующими функциями являются мышление или чувство, то формируется рациональный тип поведения, а если доминируют ощущение и интуиция, то иррациональный.

На основе теории Юнга была разработана типология Майерс - Бригс, которая успешно работает в области организационного развития, разрешения конфликтов, совершенствования коммуникаций [4].

В нашей стране возникла наука “соционика“, которая расширила и дополнила теорию Юнга. Новизна соционики состоит в том, что человек рассматривается как информационная система, имеющая каналы связи с окружающим миром. Человеческое общение, соответственно, понимается как обмен информацией. Методы соционики позволяют достигнуть значительных успехов в подборе кадров, формировании работоспособных коллективов и др. [2]. Однако как в теории Юнга, так и в соционике типология личности носит описательный характер и не основывается на фундаментальных психофизиологических исследованиях.

Словарь управления персоналом. Тип личности - абстрактная модель личностных характеристик, присущих определенной совокупности людей. Тип личности обеспечивает относительное постоянство ответных реакций человека на окружающую среду.

Соционика - наука о восприятии человеком информации об окружающей реальности и информационном взаимодействии между людьми. В более узком прикладном смысле - об одной из сторон психологической совместимости.

Противоположность типов как общий психологический феномен должна иметь биологическую предпосылку. В специализированной литературе, посвященной изучению организации психологических процессов, накоплен материал, позволяющий раскрыть психофизиологические механизмы поведения различных типов [5, 6]. Это “шанс“ соционике стать более точной наукой. Взаимоотношение человека с окружающим миром всегда носит приспособительный характер, так как всякое отношение между субъектом и объектом предполагает изменяющее взаимодействие одного с другим. Типологические установки (экстраверсия - интроверсия), очевидно, являются процессами приспособления. Организм человека располагает двумя способами внутреннего регулирования поступления информации из внешнего мира. Одним способом является увеличение скорости подачи информации, другим - снижение этой скорости. При этом задействованы различные мозговые структуры. При активации лобной коры увеличивается поток информации, поступающей извне, это создает эффект “открытости“ нервной системы и экстравертивный тип реагирования на стимул. Активация нижней височной области коры мозга уменьшает поток поступающей информации, создает эффект “закрытости“ нервной системы и определяет интровертивный тип поведения [6].

Таким образом, экстраверсия и интроверсия являются нейрофизиологическим контролем организма над воздействиями окружающей среды. У каждого человека функционируют оба способа контроля нервной системы, и только относительный перевес одного или другого определяет тип восприятия мира.

Дихотомия психологических процессов - восприятие (ощущение - интуиция), мышление (логика - чувство) может быть объяснена функциональной структурой нервной системы. Известно, что восприятие и передача информации в центральной нервной системе осуществляется двумя путями: специфический (передаются физические характеристики стимула, и информация концентрируется в определенно, четко локализированных участках мозга) и неспецифический (информация передается через ретикулярную структуру мозга, активизируя все его отделы) (рис. 1).

Схема восходящей активизирующей системы мозга

Рис. 1

Информация, поступающая таким путем, определяет значимость стимула и формирует к нему отношение. Доминирование тех или иных структур в передаче и обработке информации формирует разные типы ее восприятия: аналитический и синтетический. У аналитиков прослеживается тенденция воспринимать скорее отдельные части и ориентироваться на их различия.

“Синтетики“ воспринимают явление как интегрированное целое, выделяя сходство между частями. Из вышесказанного надо полагать, что у аналитиков доминирует сенсорное восприятие, осуществляемое специфическими путями передачи информации, а у синтетиков доминирует интуитивное, имеющее обширные связи с корой и подкорой через посредство неспецифических путей передачи информации.

Выделяют также два типа мышления: логическое и эмоциональное. Согласно теории Юнга логики реально воспринимают мир, рациональны, склонны к систематизации, планированию. Эмоции придают полученной информации ценность и формируют отношение к ней. Очевидно, при эмоциональной обработке информации доминируют неспецифические структуры мозга.

Если в обработке информации активный специфический путь, то человек пользуется объективными данными, преобладает логическое мышление и формируется рациональный тип поведения. Информация, поступающая по неспецифическим путям, вовлекая в обработку глубинные структуры мозга (ретикулярную информацию, таламус, гипоталамус, лимбическую систему), формирует эмоции и иррациональное поведение.

Таким образом, зная набор перечисленных свойств, можно характеризовать личность персонала и предполагать стиль управленческого поведения. Как показывают результаты исследований, лучшими руководителями для управления крупными фирмами являются рациональные логические экстраверты. В нестабильной ситуации лучшим вариантом являются также экстраверты, но иррационального типа поведения [3]. Это и понятно, так как иррациональные типы более адаптивные к быстро изменяющимся условиям. Для малых коллективов лучшими руководителями являются рациональные логические интроверты, а в ситуации реорганизации - иррациональные интроверты.

Литература

1. Авдеев В.В. Управление персоналом: Технология формирования команды. М.: Финансы и статистика, 2002.

2. Гуленко В.В. Менеджмент сложенной команды. Соционика для руководителей. М.: Аст, 2005.

3. Иванов Ю.В. Деловая соционика. М.: ООО Журнал “Управление персоналом“, 2004.

4. Крегер О., Тьюсон Д. Типы людей и бизнес. М.: Персей, 1995.

5. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечение европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.

6. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975.

7. Юнг К. Психологические типы. М.: 1992.

Л.Стадниченко
К. б. н.,

доцент
кафедры управления персоналом
Воронежского государственного
университета

Подписано в печать
25.04.2008