В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

От чего зависит успешность руководителя

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2008, N 4


ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕШНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ


Любое предприятие, организация, учреждение по своей структуре предполагает наличие руководителя. Успешность его деятельности зависит от многих факторов. Это и личностные особенности, и деловые качества как его лично, так и его подчиненных.

Руководство - социальный феномен в системе отношений, причем роль руководителя заранее определена в этой социальной организации и соответствует его реальному статусу. Функция каждого руководителя предполагает использование им прав и выполнение определенных обязанностей. При этом, как известно, все руководители выполняют различные социальные и управленческие роли.

Вертикальное разделение труда способствует образованию различных уровней управления для координации действий людей. Руководитель каждого из звеньев системы управления может как выбираться, так и назначаться на свой пост. Как выбранный, так и назначенный руководитель получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение позитивных или негативных санкций. Руководитель каждого уровня управляет производством в соответствии со своим положением в организации. В современных организациях руководитель решает целый ряд задач, основными из которых являются: постановка целей, стимулирование труда персонала, определение методов получения производимой продукции (7). Поэтому руководитель должен обладать качествами, формирующими в итоге необходимый авторитет.

Словарь управления персоналом. Авторитет руководителя - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. От того, какой стиль применяет тот или иной руководитель в конкретной обстановке и как строятся его отношения с подчиненными, зависит его авторитет.

Понятие успеха имеет ключевое значения для любого человека. Как в жизни, так и в личностном, и в профессиональном смысле. Не менее важно это понятие и для руководителя. Портрет успешного руководителя составить очень сложно. Чтобы судить о том или ином руководителе, нужны критерии, позволяющие произвести такую оценку. В их качестве могут выступать как эффективность деятельности руководителя, так и показатели эффективности возглавляемого им коллектива, где органически соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей. Чаще всего руководителя считают эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по соответствующим психологическим и непсихологическим признакам групповой эффективности.

Ясно, что деятельность современного руководителя характеризуется сложностью и многообразием. Она требует от руководителя умения оценивать разнообразную информацию, квалифицированно анализировать состояние дел, обеспечивать координацию действий всех субъектов управленческих решений и их исполнителей. В этой связи руководители должны хорошо воспринимать новую информацию и выбирать из нее то, что для него актуально и способствует его прогрессу. Руководителям всех рангов также нужны знания, накопленные наукой в той области, которая относится и к управлению, и к производству, и к организации социальной группы, которой он управляет. Иными словами, он должен обладать определенным уровнем компетентности.

Не подлежит сомнению тот факт, что каждый руководитель должен иметь представление о специфике работы каждого специалиста своего персонала, их профессиональной квалификации для того, чтобы эффективно организовать производственный процесс.

Эффективное управление предполагает не только знание производства, но и тех требований, которые предъявляет производство к человеку. В связи с этим в обязанности руководителя входят подбор и наем персонала, создание команды, распределение и управление человеческими ресурсами (6). Все это требует от руководителя компетентности в сфере формирования коллективного субъекта в целях обеспечения функционирования системы человеческих ресурсов, а также знания организационно-психологических особенностей совместной деятельности. Кроме того, руководитель должен уметь предвидеть поведение и реакции своих подчиненных, знать законы группового поведения людей, чтобы успешно регулировать их деятельность. Это связано со сложностью управления людьми в процессе производства.

Управление организацией обусловливает возникновение сложных многоуровневых отношений. Эти отношения устанавливаются между различными элементами, в частности экономического, технического, технологического, социального, психологического порядка. В связи с этим становится очевидной в процессе решения задач управления необходимость выбора руководителем той или иной стратегии и тактики. Стратегия имеет прямое отношение к самой постановке задачи. В основе выбора стратегии могут лежать психологические причины: производственная активность, мотивация достижений, осознание собственной значимости, стремление подчинить своему влиянию партнеров. Тактика подразумевает выбор способов достижения цели (задачи). При этом возможна и корректировка самой цели. При выборе тактики в решении управленческих задач каждый руководитель должен исходить из определенных критериев. Такими критериями являются: правильная оценка значимости задач; правильная оценка изменения значимости задач во времени; правильная оценка соотношения перспективных и текущих задач; правильная оценка сложности задач. Психологическими причинами выбора тактики решения управленческих задач могут быть следующие: ориентация на достижение успеха, высокая самооценка, высокие притязания, стремление к самореализации, высокий уровень сформированности положительных социальных установок, стремление выделиться, быть впереди других руководителей.

При решении управленческих задач руководитель часто исходит из индивидуального управленческого опыта, своих представлений о задачах, создавшейся конкретной ситуации. Между тем для выбора адекватной управленческой стратегии руководитель должен не только правильно оценить саму ситуацию, но и правильно соотнести текущие и перспективные задачи, выбрать адекватный стиль управления. Обычно выделяют четыре стиля управления: инструментальный, поддержки, поощряющий участие подчиненных в принятии решений, ориентированный на достижения. Самый эффективный тот стиль, что ориентирован на реальность и более адаптивен (6).

Существенное влияние на успешность деятельности руководителя оказывают его личностные особенности. У руководителя должна быть харизма, которая иногда может выражаться в эмоциональности и истеричности либо, наоборот, в жесткости характера, умении убеждать или влиять на судьбы людей. Среди руководителей встречаются люди, которые по логике не должны были бы быть успешными руководителями, поскольку они неорганизованные, эмоциональные, взбалмошные. Иногда они работают откровенно небрежно, но достигают высоких показателей в работе и сохраняют самые теплые отношения с людьми. Есть руководители, которые жестко строили свои отношения с подчиненными. Подчиненный буквально вытягивался по струнке и ловил каждое слово руководителя. Но результат тот же - максимальное выполнение поручений руководителя, высокие показатели в работе.

Можно выделить некоторые личностные качества, отличающие наиболее эффективных руководителей. Так, исследования показали, что вверх по иерархической лестнице наиболее быстро продвигались те, кто обладал высокими показателями активности, упорства, независимости, ориентации на успех. В различных исследованиях выделяются также личностные черты руководителя, обеспечивающие успешность руководства. К их числу относят: доминантность, уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность, независимость, общительность (8). Такие личностные качества руководителя, как быстрая адаптивность и контактность в межличностных коммуникациях, также являются одними из главных в его работе.

Примечание. Успешный руководитель: что он собой представляет
Ниже представлены результаты исследования особенностей поведения 100 действующих руководителей высшего звена. Его провели американские психологи Джозеф Кенджеми и Казимир Ковальски, обнаружив ряд лидерских качеств, общих для всех успешных топ-менеджеров:

1. Способность к экстраполяции (сильные лидеры не нуждаются в обилии данных, они интуитивно понимают, как далеко могут зайти в своей экстраполяции ситуации).

2. Способность к разработке нескольких проблем одновременно.

3. Устойчивость в ситуации неопределенности.

4. Понимание (успешно действующие руководители высшего уровня обладают высокой восприимчивостью, отличаются развитой интуицией).

5. Способность брать управление на себя.

6. Настойчивость.

7. Способность к сотрудничеству.

8. Инициативность.

9. Энергичность.

10. Способность делать ставку на других.

11. Сензитивность (руководители высшего уровня восприимчивы к чувствам других, им свойственна эмпатия (сопереживание)).

12. Идентификация себя с делом.

13. Способность к сочувствию.

14. Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере.

15. Независимость.

16. Гибкость.

17. Устойчивость к стрессу.

18. Наличие цели.

19. Руководство сообществом.

20. Чувство юмора.

21. Цельность личностного идеала.

Также важна для руководителя способность к плодотворному общению с людьми, их пониманию. Успешность управления зависит от того, насколько подчиненные получают четкие формулировки от руководителя. Не менее важно, насколько подчиненные правильно понимают требования, задачи, ситуацию. Важно также наличие обратной связи между руководителем и подчиненными. В сочетании с положительным мотивационным воздействием, идущим от руководителя, обратная связь становится сильным средством побуждения работающих к выполнению своих обязанностей.

При этом связь профессиональной компетентности руководителей и их личностных особенностей неоднозначна. С одной стороны, профессиональная компетентность влечет за собой интегрированность личности, что, в частности, проявляется в качестве руководящей деятельности. С другой стороны, исследования творчества показывают неоднозначность связи профессиональных достижений с личностной компетентностью.

Признаки успешного руководителя можно классифицировать в соответствии с основными составляющими его деятельности. Деятельность успешного руководителя, связанная с аналитической работой, направлена на поиск и привлечение необходимой информации. Умение выделять из всей информации именно ту, которая подходит для работы, - одно из качеств успешного руководителя. Как успешный руководитель он хорошо управляет временем и проектами, правильно расставляет приоритеты. Вдобавок такой руководитель умеет работать в ситуации неопределенности, которая на настоящем этапе развития рынка характеризует область управления.

Вышеперечисленные признаки можно акцентировать и на этой основе составить личностный профиль успешного руководителя (рис. 1).

Личностный профиль успешного руководителя

Особенности мышления и принятия решения ¬ ------- Коммуникативные качества
Эмоционально-волевая устойчивость ---¬ ¦ ¦ ------------ Деловые качества
Творческие возможности -----------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ------- Поведение в группе
Мотивация ---------------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ------------ Самооценка
¦/¦/¦/¦/¦/¦/¦/¦/
------------------------------------------¬
¦Личностный профиль успешного руководителя¦
L------------------------------------------

Рис. 1

Можно представить иерархию результатов успеха деятельности руководителя. Она представлена следующим образом (рис. 2).

Пирамида успеха руководителя

Жизненный успех
__ __
/¦ ¦
/ ------¬
/ ----- L---¬
Ощущение ---------> / ¦ Гениальность¦ <-------- Личностный рост
благополучия / ----- L---¬
/ ¦Творческие достижения¦
/ ----- L---¬
¦ Субъективные предпосылки ¦

Рис. 2

Безусловно, успешность руководителя предусматривает качество его деятельности. Качество деятельности руководителя, в свою очередь, характеризуется эффективностью, разносторонностью, гибкостью и своевременным изменением стратегии действий, темпом работы в соответствии с изменениями условий труда.

Критерии успешности деятельности характеризуют качественную и количественную стороны деятельности. Показателем успешности является продуктивность деятельности. Сам процесс деятельности, по его мнению, может быть оригинален и своеобразен с наличием самобытных приемов и способов выполнения, благодаря которым достигается успешный результат (4).

Особенно существенную значимость имеет креативность для успешной деятельности руководителя. Эта особенность проявляется, в частности, как способность руководителя видеть элементы новизны в деятельности и поддерживать творческие начинания. Успешных руководителей отличает активность, вдохновенность, творческий настрой, трудолюбие, жизнерадостность и результативность. Профессиональные руководители - это прежде всего лидеры, которые преуспевают в управлении творчеством, инновациями и изменениями.

Изменения руководителя проявляются в его внешности, в способе его самопрезентации, в его подходе к проблемам и задачам, в том числе совершенно незапланированным. Все должно свидетельствовать о том, что он уже вырос и продолжает расти. В идеале успешный руководитель должен быть таким человеком, чтобы безоговорочная вера в его профессионализм, опыт и правильность предлагаемых решений магнетически вела за ним.

Литература

1. Дейнеко О.А. Современный организатор производства. - М.: Экономика, 1984.

2. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель... Элементы психологии в повседневной работе. - М., 1993.

3. Кунц Г., О'Доннелл С. Управление. Системный и ситуативный анализ управленческих функций. Т. I и II / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1981.

4. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. - Учен. зап. Пермского пед. ин-та. 1970.

5. Перкинс Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Сер. “Науковедение“. 1988. N 4. С. 88 - 92.

6. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т.С. Кабаченко. - СПб.: Питер, 2003. - 400 с.

7. Розанова В.А. Психология управления. М.: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез“. - 2000. - 384 с.

8. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. - Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс“, 1997. - 512 с.

Л.Гирка
К. п. н.,

доцент
Красноярского государственного
педагогического университета
им. В.П.Астафьева

Подписано в печать
25.03.2008