В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Мотивы руководителей при управлении предприятием

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2008, N 2


МОТИВЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ


Организация управления предприятием определяется особенностями выпускаемой продукции, формами разделения труда, структурой применяемых ресурсов, средствами обработки информации и другими факторами.

К началу XXI века сформировались следующие группы функций управления предприятием:

1. Стратегический анализ рынка по продукции, соответствующей профилю предприятия; научно-исследовательская деятельность, конструкторское, технологическое, организационное проектирование; изобретательство, рационализация, управление опытным производством.

2. Управление технической инфраструктурой предприятия, включающей энергетические, ремонтные и тому подобные подразделения.

3. Управление основным производством.

4. Управление персоналом.

5. Управление экономическими показателями.

6. Управление снабжением и сбытом.

7. Общая координация, правовые и представительские функции.

Исходя из функций управления, могут быть выделены подразделения, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Функции управления и структура предприятия

N Функции
управления Координатор Подразделения предприятия
1. Исследования и
проектирование
изделий,

технологии,



организации
производства Директор
по исследованиям
и проектированию Отделы: исследования рынка,

конструкторские, технологические,

проектные, изобретательства и
рационализации, экологии и техники
безопасности.

Цеха: опытные, инструментальные
2. Управление
технической
инфраструктурой Директор
по технической
инфраструктуре Отделы: главного механика,

главного энергетика, главного
архитектора.

Цеха: ремонтные, энергетические,

строительные
3. Управление
основным
производством Директор
по производству Отделы: планово-диспетчерский.

Цеха: основного производства
4. Управление
персоналом Директор
по персоналу Отделы: труда и заработной платы,

учета и оценки персонала, условий
труда, социальных отношений,

подготовки персонала.

Подразделения социальной
инфраструктуры
5. Управление
экономическими
показателями Директор
по экономике Отделы: планирования, учета,

финансов
6. Снабжение и сбыт Директор
по коммерческой
деятельности Отделы: оперативного маркетинга,

снабжения, договоров.

Складские и транспортные
подразделения
7. Общая
координация,

правовые и
представительские
функции Генеральный
директор Отделы: бухгалтерия, юридический,



связей с общественностью и др.

В отечественной промышленности первые две из указанных групп функций часто закреплены за главным инженером (техническим директором), который должен заниматься как стратегическими проблемами, так и оперативным управлением энергетическими, ремонтными и другими подразделениями.

Мы попытались выяснить отношение главных инженеров российских предприятий к возможности освобождения их от оперативных функций по управлению технической инфраструктурой. Для этого был проведен опрос участников всероссийского семинара главных инженеров, представляющих предприятия различных городов и отраслей. Основные результаты опроса сводятся к следующему.

1. Доля времени, которое затрачивается техническими директорами на управление инфраструктурой, составляет от 20 до 80%. Как правило, технические директора крупных предприятий (особенно машиностроительных) больше времени уделяют подготовке производства, чем управлению технической инфраструктурой.

2. Большинство технических директоров не стремятся к освобождению от управления ремонтными и другими обслуживающими подразделениями. Это можно объяснить только желанием сохранить имеющийся объем властных полномочий в отношении ресурсов предприятия.

Проблемы технического прогресса последние десять лет не являются приоритетными для большинства отечественных предприятий. Об этом свидетельствует не только уровень изделий и оборудования, но и такой показатель, как значимость служб изобретательства и рационализации. Численность сотрудников этих служб сократилась на порядок. Аналогичная динамика характерна для количества изобретений и рацпредложений.

На большинстве отечественных предприятий после 1990 г. роль технических служб уменьшилась. Главный бухгалтер нередко оказывается главнее главного инженера. Такой расклад не способствует оригинальным конструкторским и технологическим решениям, хотя именно от этих решений зависит прибыль предприятия.

При выборе направлений совершенствования организационной структуры предприятий важно учитывать систему мотивов деятельности руководителей. Мы видели это на примере функций главных инженеров (технических директоров). С аналогичной проблемой сталкиваются и те, кто управляет производственным процессом.

Опыт показал, что в России директора по производству, начальники цехов (участков) часто стремятся к выполнению программ выпуска продукции “любой ценой“, в том числе за счет завышения запасов сырья и незавершенного производства, увеличения численности рабочих и количества единиц оборудования. Поэтому для многих предприятий может оказаться целесообразным объединение в одной службе функций управления основным производством и экономическими показателями. Практически это означает формирование дирекции по производству и экономике. Такая структура создана в ОАО “ЛОМО“ (Санкт-Петербург).

Для эффективного управления производственным процессом и затратами ресурсов необходимо создание производственно-экономического отдела, который должен планировать и учитывать не только запуск-выпуск продукции, но и соответствующие затраты ресурсов.

Чтобы решить эту задачу, по каждому цеху должна формироваться информация, представленная в табл. 2.

Таблица 2

Состав информации, необходимой для управления
эффективностью производства
(по подразделениям и планово-учетным единицам)


Изделие 0001
Показатели План Факт
Сроки Запуск
Выпуск
Трудоемкость
Затраты материалов
Затраты инструмента
Затраты энергии
Технологическая себестоимость

Одним из аспектов организации управления предприятием является проблема первого заместителя генерального директора. В доперестроечные времена эту роль обычно выполнял главный инженер. После 1990 г. первым заместителем руководителя обычно становится директор по экономике и финансам.

Еще один вариант демонстрирует опыт АО “Электросила“ (Санкт-Петербург) - одного из наиболее известных и успешно работающих предприятий электротехнической промышленности. Здесь первым заместителем назначен директор по персоналу. Логика такого решения определяется функциями координируемых им подразделений. Эти функции включают: обеспечение высокого качества персонала (набор, обучение, аттестацию); мотивацию его эффективной работы; формирование доходов; создание благоприятных условий труда; решение широкого спектра социальных проблем. Человек, который хорошо выполняет эти функции, имеет все основания быть вторым лицом на предприятии.



Б.Генкин
Д. э. н.,

профессор,

заведующий кафедрой
Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета,

заслуженный деятель науки РФ

М.Козлова
К. э. н.,

директор по производству
ОАО “ЛОМО“
г. Санкт-Петербург

Подписано в печать
25.01.2008