В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Управленческое образование: трудный путь становления и развития

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2009, N 12


УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ТРУДНЫЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Уже на протяжении 90 лет Государственный университет управления ежегодно принимает в свои стены молодых россиян - независимых, смелых, нацеленных на успех, на получение достойного образования, открывающего реальные перспективы успешности профессиональной карьеры. Именно такое образование дает выпускникам ГУУ - один из старейших экономических вузов России с богатой историей, традициями и научно-методической школой.

Менеджмент-образование - для новой экономики

Сегодня ГУУ - высшее учебное заведение, специализирующееся на подготовке управленческих кадров. В этом его уникальность не только среди вузов нашей страны, но и среди зарубежных университетов.

В составе университета 22 института и факультета, объединяющие 82 кафедры. Вуз осуществляет образовательную деятельность и реализует обучающие программы в сфере довузовской подготовки и многоуровневые программы высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В университете обучаются 18 747 студентов, магистрантов и аспирантов, в т.ч. по очной форме обучается 9675 человек. Ежегодно в вузе проходят переподготовку и повышение квалификации более 1,5 тыс. специалистов и руководителей предприятий и организаций.

Большинство выпускников работает в учреждениях федеральных и муниципальных органов управления, а также в экономических службах, подразделениях системы управления и маркетинга государственных, акционерных, коммерческих, частных предприятий и организаций. Многие из них являются руководителями крупных коллективов, организуют собственный бизнес. Несмотря на значительные объемы подготовки, спрос на выпускников ГУУ превышает ежегодные выпуски.

Исходя из требований рынка труда и мирового опыта в менеджмент-образовании, Государственный университет управления активно расширяет профилизацию подготовки специалистов. В университете можно получить подготовку по 24 специальностям и 36 специализациям высшего образования, 5 направлениям обучения бакалаврского уровня и 2 направлениям магистерского уровня.

Учитывая особую роль и значимость менеджмент-образования для формирования новой экономики России, Государственный университет управления ведет подготовку менеджеров принципиально нового типа, обладающих фундаментальными знаниями, нацеленных на инновационную деятельность и способных эффективно управлять в условиях рыночной экономики. Основные принципы управленческого образования в университете базируются на традиционно высокой теоретической подготовке будущих специалистов в сочетании с целевой ориентацией на конкретную практическую деятельность. Широкий профиль их подготовки одновременно предусматривает многообразие образовательных программ, специальностей и специализаций, многоуровневую систему обучения.

Получение управленческого образования уже сегодня, а тем более завтра - не просто процесс потребления знаний. Это - совместное творчество преподавателей и студентов. К нам в университет приходит замечательная молодежь, способная на такое творчество. Студенты - наше большое достояние и важная составляющая потенциала университета. Многие из них активно привлекаются к научно-исследовательским работам, защищают честь университета на международных и всероссийских студенческих олимпиадах, выступают с докладами на межвузовских и внутривузовских конференциях, выполняют реальные дипломные проекты.

Однако самое важное достояние, самый ценный интеллектуальный ресурс нашего университета - его преподаватели и сотрудники, без которых университет не состоялся бы как крупнейший в России и признанный в мире центр образования в области менеджмента.

Сегодня Государственный университет управления имеет не только самый богатый в стране опыт подготовки специалистов в области управления, но и один из самых высоких научно-педагогических потенциалов в этой области образования. На кафедрах вуза работают 1149 профессоров и преподавателей. Среди них более 136 докторов наук и профессоров, 518 кандидатов наук и доцентов, 8 академиков и членов-корреспондентов РАН, 98 действительных членов отраслевых академий, 39 заслуженных деятелей науки и заслуженных работников высшей школы РФ, 51 почетный работник высшего профессионального образования РФ, 11 лауреатов премии Правительства РФ в области образования. Ученые степени и звания имеют 75% преподавательского состава. За последние 5 лет в университете защищено более 900 докторских и кандидатских диссертаций. Свыше 75% кафедр университета возглавляются докторами наук и профессорами. Широко практикуется привлечение к учебной деятельности практических работников сферы управления, руководителей предприятий и организаций различной форм собственности.

Сегодня ГУУ ориентирован на предоставление образовательных услуг с применением междисциплинарных, проблемно- и проектно-ориентированных технологий обучения. В университете не только постоянно повышаются требования к качеству образовательных услуг и результатам научных исследований, но и обеспечивается соответствие перспективным потребностям рынка образовательных услуг, научных исследований и консалтинга.

Ориентируясь на потребности работодателей

Одним из основных показателей качества подготовки специалистов в вузе, как это установилось во всем мире, являются востребованность выпускников, их деловая карьера. Этому вопросу в университете уделяется все возрастающее внимание.

Сегодня Государственный университет управления вносит значительный вклад в формирование кадрового потенциала Москвы, Центрального региона и страны в целом. Выпускники университета востребованы различными министерствами и ведомствами РФ, банковскими структурами, промышленными предприятиями, транспортными и строительными организациями, туристическими фирмами и предприятиями городского и гостиничного хозяйства. По отзывам потребителей специалистов, выпускники университета имеют необходимый уровень подготовки, получают хорошие теоретические знания, обладают навыками практической работы и могут самостоятельно решать сложные профессиональные и управленческие задачи.

Анализ востребованности выпускников университета показывает, что более 70% молодых специалистов трудоустраиваются на предприятиях и организациях Москвы и Центрального региона. Из числа выпускников 2003 - 2008 гг. более 80% работают по профилю подготовки.

Специалисты, окончившие университет, отличаются высокой конкурентоспособностью на рынке труда среди выпускников высших учебных заведений Москвы. По данным Управления Федеральной государственной службы занятости населения по г. Москве, которое ежегодно анализирует итоги трудоустройства выпускников вузов, ГУУ является одним из самых благополучных в вопросе трудоустройства молодых специалистов - на учете в службе занятости выпускников университета нет.

Высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, надлежащее методическое, информационное, техническое и материальное обеспечение учебного процесса, использование новых образовательных технологий в вузе создают необходимые условия для постоянного совершенствования подготовки специалистов.

В официальных рейтингах Министерства образования и науки РФ, которые строятся по группам учебных заведений, университет, как правило, входит в число пяти лучших высших учебных заведений страны экономического и управленческого профиля.

В 2006 г. журнал “Деньги“, выпускаемый издательским домом “Коммерсант“, опубликовал рейтинг самых востребованных российских вузов. При определении мест в рейтинге в первую очередь учитывалось мнение работодателей, т.е. тех, кто является потребителями “продукции“ высших учебных заведений страны. В опросе приняли участие свыше 100 крупнейших по уровню капитализации российских компаний. Государственный университет управления оказался на 4-м месте данного рейтинга, среди указанных в нем 100 вузов России, наряду с такими уважаемыми высшими учебными заведениями страны, как Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова и Финансовая академия при Правительстве РФ.

В процессе реформирования

Этапы становления и развития управления как науки и области профессиональной деятельности, анализ современного состояния университета дают возможность ответить на вопрос: что же изменилось за 30 лет в стране и нашем вузе в подходах к управлению и подготовке управленческих кадров?

Во-первых, три десятка лет назад менеджмент рассматривался исключительно как наука. Преклонение перед научной компонентой менеджмента стало базой формирования и развития соответствующих научных школ. Однако вскоре стало ясно, что без практического применения результативность менеджмента невелика. Безусловно, сегодня, как и 30 лет назад, по-прежнему важно “создание“ новых знаний в области менеджмента, но еще более важным становится нахождение путей правильного использования этих знаний. Именно на нахождение такого рода путей и ориентирована современная научная и образовательная система вуза в области менеджмента.

Во-вторых, в прошлые годы при подготовке специалистов в области управления основной упор делался на их специализацию. Сегодня вузы в большей степени ориентируются на межотраслевой характер управления, на подготовку разносторонних менеджеров-специалистов.

В-третьих, происходящее реформирование высшей школы базируется на переходе к многоуровневой системе образования в России. Основой проведения реформ является всеобщий переход на двухуровневую модель высшего профессионального образования - “бакалавр-магистр“.

В рамках данной модели предполагается, что переход к первой ступени - бакалавриату - должен в основном удовлетворить массовый социальный спрос на высшее образование, а обучение на второй ступени - магистратура - должно быть направлено на овладение знаниями и навыками конкретных профессий, по которым требуется углубленная подготовка. Таким образом, основной задачей магистерской ступени образования становится подготовка профессиональной элиты.

Есть основания полагать, что уровневая модель окажется более эффективной и в экономическом отношении. Существующая сегодня невостребованность большого числа узких специалистов массовых профессий означает неэффективность затрат на их подготовку. С переходом на уровневую модель изменится сам характер финансирования вузов, более разнообразными будут его источники. По-новому будет решаться проблема качества образования. Когда вуз готовит специалиста “в никуда“, он не получает достаточно сигналов со стороны работодателей о необходимом профессиональном уровне и руководствуется собственными представлениями об этом уровне. Со временем качество профессиональной подготовки снижается, в масштабах же страны эта проблема сегодня стоит необычайно остро.

В-четвертых, сегодняшним выпускникам предстоит работать в радикально изменившейся деловой среде, в условиях все более нарастающей конкуренции, вследствие глобализации рынков и постоянно растущего уровня сложности управленческих задач. Современная конкурентная среда требует как серьезной инновационной составляющей в менеджменте, так и креативности самого менеджера.

В этой связи инновационная направленность должна стать в вузе стержнем всех форм не только базового, но и дополнительного образования, трансформировать его в непрерывное инновационное образование специалистов, т.е. людей, уже имеющих высшее профессиональное образование.

Как в новых условиях сформировать необходимые качества у нашего выпускника? Практически мы уже не можем ориентироваться на накопленный практический опыт и воспроизводить его в образовании. Нам нужно видеть ростки будущего и уже в учебном процессе конструировать качества будущих специалистов. В вузе успешно функционирует образовательное пространство, но нам требуется новая образовательная парадигма, построенная на воспитании умения учиться, изучать и учиться самостоятельно, порождая новое знание. В рамках данной парадигмы могут быть реализованы многочисленные индивидуальные образовательные программы, и тем самым созданы условия для непрерывного образования через всю жизнь.

Мировое сообщество сегодня стоит перед новыми вызовами, которые во многом будут определять содержание управленческого образования не только в России, но и за ее пределами. Это и переход к экономике знаний, и всеобщая глобализация, и серьезнейшее обострение экономических и экологических проблем. В этой связи парадигма менеджмента, сформировавшаяся в эпоху индустриального общества, не только устарела, но и нуждается в кардинальном обновлении. Эта задача в равной степени актуальна как для российских, так и зарубежных центров управленческого образования, что дает шанс российскому образованию не догонять западные школы, а искать собственные решения, адекватные требованиям создания в России инновационной экономики.

Для успешного решения стоящих перед российской и мировой общественностью задач требуются, прежде всего, лидеры, т.е. менеджеры, имеющие не только высокую профессиональную подготовку, но способные видеть будущее и преобразовывать настоящее в соответствии со своим видением этого будущего. Подготовка такого лидера - менеджера будущего предъявляет новые требования к системе управленческого образования. Оно становится образованием через всю жизнь, предполагает комплексную естественно-научную и гуманитарную подготовку, формирование у студентов и слушателей не только знаний, но и убеждений и ценностных установок, социально ответственного и этичного поведения в профессиональной среде.

Все это - очень серьезные вызовы и проблемы. Но, учитывая потенциал нашего университета, его место и роль в научном и образовательном сообществе страны, мы уверенно смотрим в будущее.

Подводя итоги 90-летнего пути, можно с уверенностью говорить о том, что Государственный университет управления, являясь основоположником управленческого образования в стране, стоял и у истоков системы непрерывного управленческого образования - подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров. Более 30 лет университет всемерно содействует формированию, становлению и развитию эффективной системы управленческого образования в России, способной обеспечить профессиональную подготовку кадров для отечественных предприятий и организаций на уровне мировых стандартов. Тем самым университет вносит посильный вклад в развитие и процветание России, в обретение своими выпускниками профессионального совершенства и хорошей карьерной перспективы.

В.Свистунов
Д. э. н.,

профессор,

проректор
Государственного
университета управления

Подписано в печать
16.11.2009